Глава 3. результаты исследования и их обсуждение

В эксперименте приняли участие 10 юных пловца (мальчики и юноши) 12-16 лет и 10 учащихся 6-10-х классов общеобразовательных школ.

На протяжении периода с 12 до 16 лет тотальные размеры тела увеличиваются у детей обеих групп, но их абсолютные значения во всех возрастных группах больше у пловцов (показатели длины и массы тела, обхвата грудной клетки). Подчеркнем, что в 12 лет различия между пловцами и школьниками недостоверны. Весо-ростовой индекс также оказался больше у пловцов (схема 1).

Сравнение других показателей выявило следующее (схема 2): пловцы имеют большие силовые возможности, о чем говорят различия в величине показателей абсолютной мышечной массы. В свою очередь, это отражается на абсолютных величинах становой силы, которые больше у пловцов во всех возрастных группах, а различия в 15-16 лет достигают 43 кг. Занятия плаванием позволяют хорошо развивать дыхательную систему: показатели ЖЕЛ у пловцов за весь период увеличиваются в 2,3 раза, в то время как у школьников - в 2 раза.

Величина жизненного индекса как интегрального показателя у пловцов больше, что позволяет им выполнять больший объем физической работы.

Различия обнаружены также в величине обхватных размеров плеча и предплечья, большие абсолютные значения которых демонстрируют пловцы 14-16 лет. Хорошо развитые мышечные группы верхних конечностей и туловища вносят существенный вклад и в общее количество мышечной массы.

Таким образом, юные пловцы к окончанию периода исследования (возраст 16 лет) имеют лучший уровень физического развития по сравнению со школьниками: у детей, занимающихся плаванием, показатели физического развития достоверно отличаются от показателей школьников и превышают их.

Изменение показателей физического развития (их увеличение) происходит в период естественного возрастного роста детей - пубертатный период. Особое внимание в этот период следует обращать на гетерохронность изменения различных показателей. По данным величины приростов можно судить о возрасте, в котором их изменение происходит более интенсивно (схема 3).

глава 3. результаты исследования и их обсуждение - student2.ru

Схема 1. Возрастная динамика показателей физического развития пловцов и школьников 12-16 лет

глава 3. результаты исследования и их обсуждение - student2.ru

Схема 2. Возрастная динамика показателей физического развития пловцов и школьников 12-16 лет

Так, при анализе динамики приростов длины тела обнаружены их пики у пловцов в 14 и 16 лет и у школьников - в 15 лет; увеличение массы тела у пловцов происходит в 13 и 15 лет, у школьников - в 14 лет. Характерно также, что абсолютные величины приростов у пловцов больше.

Максимальный прирост силовых показателей у пловцов отмечен в 15 и 16 лет, у школьников - в 16 лет. Большие абсолютные величины приростов почти всех показателей зафиксированы у пловцов. Можно говорить, что у них процессы роста происходят более интенсивно.

Кроме того, по сохранению высоких темпов приростов показателей массы тела и становой силы в конце пубертатного периода можно судить о том, что у пловцов он заканчивается в более поздние сроки.

Скорость созревания различных показателей неодинакова по времени на протяжении пубертатного периода. На основании проведенного анализа уровней матурации показателей физического развития было установлено (схема 4), что большей зрелостью в начале подросткового возраста (12-13 лет) обладают длиннотные и поперечные размеры (длина тела, ширина плеч, обхват грудной клетки), уровень матурации которых составляет 78-88% от дефинитивного уровня.

Старший подростковый возраст характеризуется активностью созревания силовых и функциональных показателей, уровень матурации которых в младшем возрасте составлял 54-55%, а к 15 годам увеличился до 87-92% (активная масса тела, ЖЕЛ, основная сила). Гетерохронность созревания соматических и функциональных показателей определяет направленность тренировочных программ в эти возрастные периоды: укрепление опорно-двигательного аппарата (12-13 лет) и формирование структурных предпосылок развития физических качеств в 14-16 лет.

Для оценки уровня двигательной подготовленности использовались тесты и контрольные нормативы, рекомендованные "Комплексной программой по физическому воспитанию для общеобразовательных школ (1993, 1996 гг.)".

Отдельно для каждого теста по всем возрастным группам определялось количество результатов (в % от общего), соответствующих условиям:

- за "средний уровень" брались результаты, за которые учащиеся могут получить оценку "4" и выше;

- за уровень "выше среднего" - оценку "5";

- за уровень "ниже среднего" - оценку "3".

Затем выявлялась возрастная динамика результатов по каждому из предложенных тестов, соответствовавшая разным уровням подготовленности.

По результатам большинства тестов ("Бег на 1500 м", "Бег на 60 м", "Прыжок в длину", "Подтягивание") двигательная подготовленность пловцов была на уровне выше среднего" (до 80% всех результатов), у школьников же подготовленность была на среднем уровне или ниже среднего.

В качестве примера тестов (схема 5) с наибольшими различиями в уровне подготовленности пловцов и школьников рассмотрим тесты: бег на 1500 м и подтягивание на перекладине, в которых у школьников выявлена ухудшающаяся динамика (увеличение с возрастом доли результатов ниже среднего уровня).

Показатель "суммарного" балла (обобщенного) рассчитывался как средний показатель суммы тестов (см. таблицу 1). По этому показателю уровень физической подготовленности пловцов расценивается как "выше среднего" (77-80% от общего количества результатов), у школьников - как "средний" . Таким образом, анализ результатов по обобщенному баллу подтверждает результаты, полученные по отдельным тестам. Уровень физической подготовленности пловцов - высокий, школьники демонстрируют средний уровень.

глава 3. результаты исследования и их обсуждение - student2.ru

Рис. 3. Возрастная динамика приростов некоторых показателей физического развития пловцов и школьников 12-16 лет

глава 3. результаты исследования и их обсуждение - student2.ru

Рис. 4. Сравнение уровня матурации показателей физического развития пловцов и школьников 12 и 15 лет

Полученные данные, вероятно, можно объяснить объемом двигательной активности, который у школьников на протяжении возрастного периода 12-16 лет меньше по сравнению с пловцами.

В исследовании были получены данные о показателях физического развития современных пловцов и школьников. По данным литературых, они не обновлялись с начала 80-х гг. Кроме того, представляют интерес с точки зрения сравнения уровни физического развития современных детей и подростков и их ровесников - пловцов и школьников предыдущих поколений.

Для сравнения мы использовали данные И.В. Чеботаревой, полученные на подобном контингенте в 70г. И 2009-2010гг (схема 6).

При сравнении основных показателей физического развития школьников разных поколений видна определенная тенденция: при одинаковых показателях длины тела современные школьники имеют меньшие величины показателей веса тела и обхвата грудной клетки.

Одна из важных причин, которая способствует сохранению нормального уровня физического развития, - должный объем физической активности. Его обеспечивает программа по физическому воспитанию в ДЮСШ по плаванию.

Отмеченная в исследовании ухудшающаяся динамика показателей физического развития школьников дает основание для подтверждения предположения об общем снижении уровня физического развития современных школьников.

глава 3. результаты исследования и их обсуждение - student2.ru

Схема. 5. Возрастная динамика результатов в тестах "Бег на 1500 м (2000 м)" и "Подтягивание на перекладине" у пловцов и школьников 12-16 лет (уровни "выше среднего", "средний" и "ниже среднего")

глава 3. результаты исследования и их обсуждение - student2.ru

Схема 6. Показатели физического развития пловцов и школьников 70-90-х гг.

Таблица 1. Результаты тестирования пловцов (п=102) и школьников (п=178) 12-16 лет (обобщенный балл)

Возраст, лет Группы Количество результатов различного уровня, %
Пловцы 72,0 23,75 4,25
Школьники 33,7 56,5 10,5
Пловцы 53,5 41,25 5,25
Школьники 12,6 56,5 30,75
Пловцы 78,5 19,0 2,5
Школьники 22,5 53,75 25,75
Пловцы 68,75 22,0 7,0
Школьники 27,25 37,25 25,5
Пловцы 76,25 19,5 4,25
Школьники 23,75 53,0 23,0

Заключение по главе

1. Выявлена возрастная динамика показателей физического развития пловцов и школьников 12-16 лет: абсолютные значения, величины погодовых приростов, возрастные зоны наибольших темпов прироста, уровни матурации для каждого возраста. Это является основополагающим материалом для разработки программно-нормативных документов для детей и подростков, обучающихся в общеобразовательной школе и занимающихся в ДЮСШ по плаванию.

2. Установлены достоверные различия в уровне физического развития и физической подготовленности пловцов и школьников 12-16 лет (наибольшие различия отмечаются в старшем школьном возрасте), что объясняется разными объемами двигательной активности, предусмотренными обеими программами.

3. Установлена отрицательная динамика физического развития школьников за период 70-х гг., что объясняется недостаточным объемом физической активности, предусмотренным "Программой по физическому воспитанию для общеобразовательных школ".

ВЫВОДЫ

Плавание — один из самых полезных видов физических упражнений, он способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

Прежде всего, мышечная система ребенка школьного возраста развита слабо, ее масса составляет 22—24% массы тела (у взрослого—40%). По своему строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека. Мышцы ребенка содержат больше воды, в то ж« время в них меньше белковых и неорганических веществ, их механическая прочность ниже. Мышечные пучки еще плохо сформированы, недостаточно развит и иннервационный аппарат мышечной системы.

У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки. Они более эластичны и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении — удлиняются. Этими особенностями мышечной системы ребенка объясняется тот факт, что дети быстро утомляются, но физическая утомляемость быстрее проходит. Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам.

Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3—5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны.

Движения, при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, и мышцы ребенка находятся, следовательно, в благоприятных условиях. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления, отдыха, не утомляют детскцй организм, позволяют ему справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени.

Сердечно-сосудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Объем крови у ребенка (на 1 кг массы) относительно больше, чем у взрослого, но пути передвижения ее по сосудам короче и скорость кровообращения выше. Сосуды относительно широкие, и ток крови по ним от сердца не затруднен. Ток крови по направлению к сердцу облегчается большой подвижностью ребенка: мышцы во время движения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но надо иметь в виду, что сердце ребенка быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и не сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается. Отсюда необходимость частого отдыха для детского организма. Эти особенности сердечно-сосудистой системы ребенка надо учитывать при выборе физических упражнений.

При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению тела пловца; близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы.

Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.

Органы дыхания детей имеют свои особенности: узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов. Это обусловливает облегченное проникновение инфекции в органы дыхания, способствует возникновению воспалительных процессов дыхательных путей и раздражению от чрезмерно сухого воздуха, особенно в помещениях.

У людей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При плавании Человек дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. У пловцов она достигает 5000--7300 см3 и более. Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания школьников Жизненная емкость легких возрастает у них до 1800—2100 см3.

Опорн о-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут затем закрепиться, образовать деформацию. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство.

Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и незакончившегося процесса окостенения стопа ребенка легко подвергается деформации, в результате часто развивается плоскостопие. Оно может быть вызвано чрезмерной нагрузкой на стопы или неправильным распределением ее на внутренний и наружный своды стоп. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает- предупредить заболевание плоскостопием.

В лечебной гимнастике плавание находит все более широкое применение в качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений в осанке детей, например сколиозов, кифозов (изменения нормальной формы позвоночника), а также тугоподвижности суставов и различных последствий детского паралича — полиомиелита.

В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Однако усвоение определенного ритма движений представляет для школьников довольно сложную задачу. Выработка навыков ритмических движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Но плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у школьников, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.

Клетки коры головного мозга детей обладают большой способностью фиксировать и удерживать установленные вновь приспособительные связи. Высокая пластичность коры головного мозга в детском возрасте во многом определяет и способность ребенка к сравнительно легкому освоению новых движений.

До 8 лет у ребенка в деятельности центральной нервной системы процессы возбуждения еще преобладают над процессами торможения, поэтому, как правило, школьник очень подвижен, его движения быстрые, импульсивные, внимание неустойчивое. Ребенку школьного возраста свойственна склонность к подражанию. В связи с этим обучение детей движениям целесообразно основывать на наглядном показе. В 6—8 лет дети достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у них наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения, отмечается слабая способность анализировать мышечные напряжения, неточность ответных движений на комплексные раздражители и т. д. В связи с этим движения школьников часто неточные, беспорядочные, неэкономные, сопровождаются вовлечением в работу лишних групп мышц, значительным усилением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

У, детей до 7 лет свойства центральной нервной системы таковы, что они быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому большие кратковременные нагрузки с частыми перерывами допустимы в обучении плаванию школьников. Детей больше утомляет однообразная деятельность, требующая большой точности движений.

Список использованной литературы:

1. Булгакова Н.Ж. Учить детей плавать. - 1977

2. Васильева В.С. , Никитинский Б.Н. Обучение детей плаванию. 1973

3. Левин Г. Плавание для малышей. – 1974

4. Макаренко Л.Т. Плавание – 2002

5. Осокина Т.И. Как научить детей плавать – 1985

6. Алямовская В.Г. Как воспитывать здорового ребенка.

7. Тимофеева Е.А. Осокина Т.И. Обучение плавания в д/с М.- 2001 Богина Т.Л.

8. Шебек В.Н. Ермак Н.Н. Шишкина В.А. Физическое воспитание школьника. Москва Просвещение - 2000

9. Плавание. Учебник для пединститутов. - 1994

10. Бутович Н.А. Тренировка юного пловца. - 1992

11. Инясевский К.А. Никитский Б.Н. Тренировка пловца. - 2000

12. Набатников М.Я. Плавание. - 1962

13. Макаренко Л.П. Экспериментальное обоснование применения скоростных упражнений в тренировке юных пловцов. - стр.

14. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - 2001.

15. Физическое развитие детей. - М.: Просвещение, 1968.

16. Белиц-Гейтман С.В. Мы учимся плавать. – : Просвящение, 1987.

17. Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-общественника. – М.: Физкультура и спорт, 1984.

18. Коновалов Е. Ты - сильнее воды. - М.: Молодая гвардия, 1983.

19. Погребной А.И., Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. // Теория и практика физической культуры. 1999. №3.

20. Фирсов З.П. Плавание для всех. М., 1983.

21. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971.

22. Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. - М.: МГУ, 1976.

23. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1993.- №5-
6.

24. Воробьев А.Н. Семья спортивная - М.: Физкультура и спорт, 1987

25. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология,
– М.: Медицина, 1975

26. . Гладышева А.А., Никитюк Б.А., Анатомия и спортивная морфология
(Практикум): Учебное пособие для ИФК. - М.: Физкультура и спорт, 1989

27. Гусалов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. – М.: Физкультура и спорт, 1987

28. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970

29. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. - М.:
Физкультура и спорт, 1979.

30. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - №7.

31. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. Теория и методика физического воспитания:
Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Матвеева Л.П. - Т.1.
Общие основы теории и методики физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976.

32. Мильнер Е.Г. Формула жизни. - М.: Физкультура и спорт, 1991

33. Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию в школе / Н.Ж.Булгакова. – М.: Просвещение, 1974

34. Булгакова Н.Ж. Плавание: учебник для ИФК / Под ред. Н.Ж.Булгаковой. – М.: Физкультура и спорт, 1979

35. Булгакова Н.Ж. Плавание: учебник для ИФК / Под ред. Н.Ж.Булгаковой. – М.: Физкультура и спорт, 1984

36. Булгакова Н.Ж. Спортивное плавание: учебник для вузов ФК / Н.Ж.Булгакова. – М.: Физкультура и спорт, 1996

37. Бурлаков И.Р. Специализированные сооружения для водных видов спорта: учебное пособие / И.Р.Бурлаков, Г.П.Неминущий. – М., 2002.

38. Быков В.А. Оздоровительное плавание для людей различного возраста: методические рекомендации / В.А.Быков, А.В.Пирог. – Смоленск, 1989

39. Быков В.А. Комплексная система плавательной подготовки студенток высших учебных заведений физической культуры: монография / В.А.Быков. – Смоленск: СГИФК, 2003

40. Ванькова Ж.С. Плавание и методика преподавания: учебник для ИФК / С.Ж.Ванькова. – М., 1980.

41. Викулов А.Д. Плавание: учебник для студ. фак-тов ФК ин-тов и ун-тов / А.Д.Викулов. – Ярославль, 1999

42. Воронцов А.Р. История спортивного плавания: лекция / А.Р.Воронцов. – М., 1990

43. Ганчар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: учебник для студ. фак-тов физ. воспит. и спорта пед. учеб. заведений / И.Л.Ганчар. – Минск, 1998.

44. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт / Н.Н.Кардамонова. – Ростов-на-Дону, 2001.

45. Каунсилмен, Д. Наука о плавании / Д.Каунсилмен / пер. с англ. – М., 1972.

46. Каунсилмен, Д. Спортивное плавание / Д.Каунсилмен / пер.с англ. – М., 1982.

47. Кузнецов, П.И. Гигиена воды плавательных бассейнов / П.И.Кузнецов, Н.С.Перешивко. – Омск, 1992

48. Платонов, В.Н. Плавание: учебник для ст-тов вузов / В.Н.Платонов. – Киев, 2000

49. Алексеева О.И. Теоретико-методические основы подготовки пловца в вузе: учебное пособие / О.И.Алексеева, В.И.Григорьев. – М.: Изд. Теория и практика физической культуры, 2003

50. Булгаков А.М. Простейшие плавательные бассейны / А.М.Булгаков, В.И.Иванов. – М.: Физкультура и спорт, 1977

51. Ванькова Ж.С. Обучение технике спортивных способов плавания: учебное пособие для студентов ИФК / Ж.С.Ванькова.– М., 1980.

52. Инясевский К.А. Плавание: метод. пособие для преподавателей и студентов ВУЗов / К.А.Инясевский. – М.: Высшая школа, 1978

53. Козлов А.В. Плавание доступно всем / А.В.Козлов. – Л., 1986

54. Колгушкин А.Н. Целебный холод воды / А.Н.Колгушкин. – М., 1986

55. Кубышкин Б.И. Учите школьников плавать / Б.И.Кубышкин. – М., 1988

56. Лопухин В.Я. Тренажерные устройства для обучения плаванию / В.Я.Лопухин, И.Ю.Василевский. – М., 1991

57. Погребной А.И. Биомеханические и психолого-педагогические основы обучения школьников плаванию / А.И.Погребной // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 5.

58. Семенов А.В. Формирование двигательной готовности при обучении спортивной технике плавания: автореф. дис... канд. пед. наук. – Малаховка, 1992

59. Сальникова Г.П. Физическое развитие детей. - М.: Просвещение, 1968

60. Синяков А. Ф. Познать себя. - Москва, Физкультура и спорт, 1990

Наши рекомендации