Комплекс № 1 «Маленькие волшебники»
Потягивание. И. п.- из позиции лежа на спине.
v На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по полу, а левая рука - вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, руки и ноги максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: "ид-д-да-а-а".
v Правая нога тянется пяточкой вперед по полу, а правая рука - вверх, вдоль туловища - вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится "пин-гал-ла-а".
v Обе ноги тянутся пяточками вперед по полу, обе руки - вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести "су-шум-м-м-на".
Массаж живота. И. п. - лежа на животе.
Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.
Массаж грудной области. И. п. - сидя по-турецки.
Поглаживание области грудной клетки со словами: "Я милая, чудесная, прекрасная".
Массаж шеи. И. п. - сидя по-турецки.
V Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку.
v Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.
v Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук.
5. Массаж ушных раковин. И. п. - сидя по-турецки. Ребенок лепит ушки для милого слона.
v Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.
v Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз в каждую сторону).
v Нажимает на мочки ушей ("вешает на них красивые сережки").
Массаж головы.
v Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.
v Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
v "Догонялки": сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, "бегает" по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
Массаж лица. Лепит красивое лицо.
v Поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она была упругой.
v С усилием, надавливая, рисует желаемый красивый изгиб бровей, от переносицы к вискам.
v Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
Массаж шейных позвонков. Буратино своим длинным любопытным носом рисует солнышко, морковку, дерево. Мягкие движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
Массаж рук.
V «Моют» кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.
v «Капельки». Встряхивают кистями рук (кисти в расслабленном состоянии) сверху вниз, словно обрызгивая друг друга.
v «Птичка». Манипуляция руками в свободном парении - в зависимости от фантазии ребенка.
Массаж ног. И. п. - сидя по-турецки.
v Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку. То же - с правой ногой.
v Поглаживает, растирает голени и бедра. "Надевает" воображаемый чулок, затем "снимает его и сбрасывает", встряхивая руки.
Дорожка здоровья».
Массажные коврики (Дорожка контрастная, Дорожка массажная, Следочки), кубики для перешагивания, кегли, обруч для подлезания и т.д. (3-4 раза).
Гимнастика после сна
Старшая/подготовительная к школе группа
Комплекс № 2 «Делай так»
ЧАСИКИ»
v Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 4—6 раз.
v То же, но стоя, ноги вместе, перекатываясь на носки - на пятки.
v То же, выполняя повороты туловища в стороны без отрыва стоп от пола.
ТРУБАЧ»
v Стоя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить
«п-ф-ф-ф» Повторить 3—5 раз.
v То же, но поднимаясь на носки.
- «КАША КИПИТ»
Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот— выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.
НАСОС»
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить 6—8 наклонов в каждую сторону.
РЕГУЛИРОВЩИК»
Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5—6 раз.
6.«ЛЫЖНИК»
Имитация ходьбы на лыжах втечение 1,5—2 минут. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».
7.«ГУСИ ЛЕТЯТ»
Медленная ходьба в течение 1—2 минут. Поднимать руки в стороны — вдох, руки вниз—выдох, произносить «г-у-у-у-у».
СЕМАФОР»
Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны—вдох, медленно опускать вниз—длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3—4 раза.
Весёлые лапки»
И.п.- сидя, пятки на полу, носки тянем на себя. Попеременное движение стопами вверх/вниз.
Построим мостик»
И.п. то же. Пальчиками ноги коснуться пола, при этом средний отдел стопы касаться пола не должен. Вернуться в и.п.
11. «Лягушка»
И.п. сидя. Перекаты с пятки на носок, с подтягиванием пяток вверх. Выполняется одновременно двумя стопами, в медленном темпе.
12. «Братья-близнецы»
И.п. то же. Пятки на полу, носки приподняты. Максимально широко расставить пальчики, затем расслабить их. На правой стопе пальчики работают – на левой расслаблены, и наоборот.
Гимнастика после сна