Маленькие—маленькие человечки
Задача. К внутренним стенкам сделанной из диэлектрика трубки попарно подведены контакты. Для замыкания контактов используют свободное падение металлического груза (внутри трубки вакуум, а пары контактов расположены на определенном расстоянии друг от друга). Здесь, однако, возникает трудность: чтобы груз свободно падал, он не должен соприкасаться с контактами и стенками трубки, а чтобы замкнуть контакты, груз должен с ними соприкасаться. Как быть?
Менять общую схему устройства (вакуумная трубка и свободно падающий груз, замыкающий контакты) и предлагать другие способы замыкания, например, <~ помощью фотоэлементов, нельзя.
—Ну, хорошо, а если сделать груз жидким? —
сказал один из слушателей, инженер-конструктор.
—Ничего не получится, — ответил я. — Жид
кость начнет испаряться, исчезнет вакуум, не будет
свободного падения.
С задачей возились уже два часа, первоначальный энтузиазм давно исчез. Вот-вот должно было возникнуть недовольство.
Рис 1. |
" Альтшуллвр Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения // Шанс на приключение. Петрозаводск: Карелия, 1991. С.282—295. |
—Можно сделать груз магнитным, а контакты
выполнить в виде витков проволоки, — предложил
другой слушатель, физик. — Правда, абсолютно сво
бодного падения не будет, часть механической энер
гии превратится в ток... Вы хотите, чтобы груз обя
зательно соприкасался с контактами?
—Хочу, — подтвердил я.
—И одновременно требуете, чтобы при этом
соприкосновения не было?
-Да.
— Но это несовместимые требования. Вы дали
нам задачу, которая в принципе неразрешима! Мы
напрасно тратим время.
Ну вот, на борту назревает бунт. Остается слегка подогреть страсти.
— Почему? — невинно осведомился я.
— Нужно, чтобы груз основательно, со скреже
том, терся о контакты. Но чтобы при этом сохраня
лось свободное падение. Разве это противоречит за
конам природы?
— Еше как! Если есть трение, не может быть сво
бодного падения. "Со скрежетом"... — возмущенно
повторил физик. - Твердое тело со скрежетом трет
ся о другое твердое тело, и при этом не происходит
потерь энергии... А откуда берется скрежет?!
— Откуда? Давайте посмотрим. Вот металличес
кий груз. Кусок металла. Из чего он состоит? Что мы
увидим, если наше зрение станет в тысячи, в десят
ки и сотни тысяч раз острее?
— Кристаллическую решетку увидим, — сказал
физик.
— А если еще увеличим остроту зрения?
— Ну, увидим атомы.
— Нет, ничего подобного мы не увидим: ни кри
сталлической решетки, ни атомов. Между нами го
воря, их не существует.
— Совсем не существует?
— Ага, совсем. Если хорошенько присмотреться,
мы увидим, что груз состоит из толпы маленьких-
маленьких человечков.
Теперь физик (да и другие слушатели) смотрел на меня с величайшим вниманием. Не каждый день приходится видеть, как преподаватель сходит с ума.
— А что они делают, эти... человечки? — осто
рожно спросил кто-то.
— Ничего. Они ждут нашего приказа. Вот тогда
они будут что-то делать. Давайте все смоделируем.
Пятеро слушателей возьмутся за руки и станут там,
у стенки. Это будут человечки груза: АI, А2, A3, А4 и А5.
Ну, пожалуйста...
С сумасшедшим не спорят. Пятеро слушателей, смущенно улыбаясь, встали у стены и взялись за руки.
— Прекрасно. Но контакты тоже состоят из че
ловечков. Кому-то придется сыграть их роль.
Через две минуты у нас была прекрасная модель (рис. 2, I). Физика я поставил на место Б1. Пока я расставлял других слушателей, Б1 о чем-то шептался с БЗ...
— Внимание, — сказал я, — груз начал падать.
Шеренга А двинулась вперед, и, когда она поравнялась с первой парой контактов. Б] и БЗ вцепились в руки А1 и А5 (рис. 2, II).
— Мы моделируем трение, — охотно объяснил
физик. — Вы же хотели, чтобы трение было основа
тельное, со скрежетом... Пожалуйста, трение со скре
жетом остановило груз.
— Хорошо, попробуем еще раз.
Шеренга А вернулась в исходное положение. Я тихо сказал пятерке: "Двигайтесь так же, но не держите друг друга за руки" (рис. 2, III).
Б1 и БЗ были, разумеется, начеку и снова схватили AJ и А5. Но на этот раз А2, A3 и А4 спокойно продолжали движение (рис. 2, IV).
n
и
'
M m
ливо лезущим в глаза (в нашем примере — трение груза о контакты) он всегда поможет увидеть внутреннее, незаметное (сцепление между частями груза) — то, что нужно и можно изменить, чтобы решить задачу.
- А почему именно человеч
ки? — спросил физик. — Почему
не атомы? Или какие-нибудь ша
рики?
Черт его знает, почему, подумал я. Наверное, атомы слишком конкретны, они будут действовать по своим реальным законам и не позволят мне фантазировать. Человечкам я могу сказать: "Отпустите руки!" — и они отпустят. А как я скажу атомам: "Не взаимодействуйте друг с другом..."? Шарики тоже не годятся, из них трудно построить исходную модель.
— Между нами говоря, — от
ветил я, — они на самом деле су
ществуют, эти маленькие-малень
кие человечки. Скоро вам будет
казаться странным, что вы их
раньше не замечали...
Эпизод второй
На пыльных
Тропинках далеких
планет
Упражнение. Космический корабль приблизился к неизвестной планете. Планета закрыта тонким слоем условных облаков: сквозь них могут пройти спускаемые с корабля автоматические станции, ио не проходят никакие излучения. Проводная связь тоже невозможна.
Рас. 2
ВI и ВЗ схватили за руки А2 и А4 (рис. 2, V), но A3 продолжал идти вперед, пока не был остановлен третьим контактом (рис. 2, VI).
— Гениально, — сказал физик, и все рассмеялись. — Разрезаем груз на пластинки, они падают в вакууме как одно целое, но каждая пара контактов задерживает только свою пластинку. Проще простого.
Да, теперь это казалось проще простого. Потребовалось немножко фантазии, только и всего. Представили груз в виде шеренги человечков; увидели, что движению человечков мешает не только трение, но и внутренние связи в шеренге; дали команду человечкам не держать друг друга за руки...
Потом встретятся задачи посложнее. Но прием будет срабатывать всегда. Он всегда поможет заменить невыгодный зрительный образ (жесткий, сопротивляющийся изменениям) выгодным (гибким, готовым к любым изменениям). За внешним, назой-
Аю. 3
На планете действуют те же физические законы, те же геологические, климатические и т. п. факторы, что и на Земле, на Луне или на Марсе. И только один фактор изменен.
Задавая автоматическим станциям определенные программы исследований, надо с наименьшего числа попыток найти этот икс-фактор.
Преподаватель играет за планету, слушатели -за экипаж корабля.
—Непонятно... Что это за облака?
—Условные облака... Они нужны, чтобы создать
ситуацию "черного ящика".
—Значит, разогнать облака нельзя?
—Ни в коем случае. В вашем распоряжении толь
ко один способ: запуск автоматических станций. При
этом нельзя поддерживать связь со станцией сквозь
облака. Программа должна быть задана заранее.
—Непонятно... Запустим станцию, она там все
выяснит, вернется, сообщит... В чем же смысл уп
ражнения?
—А вы попробуйте.
—Хорошо. Станция может выполнить любую
программу?
-Да.
— Тогда посылаем станцию с таким заданием:
опуститься на поверхность, взять пробы грунта, воз
духа...
Программу коллективно дополняют: измерить радиацию, сделать снимки и т. д. Я пока проверяю магнитофон. Запись будет идти весь урок.
—Программа готова. Запускаем станцию.
—Прекрасно. Запустили. Но она не вернулась.
—Как это — не вернулась? Почему?
—Это ваше дело — узнать почему. Там ведь может
быть все, что угодно. Вулканы. Или в миллионы раз
бульшая сила тяжести. Или какие-нибудь чудовища,
которые слопают вашу станцию.
—Хорошо. Отправим еще три станции. В разные
места.
—Станции не вернулись.
Через пару месяцев я им прокручу эту пленку. Подумать только, какая психологическая инерция: одна станция не вернулась, давай пошлем еще три... — Количеством станций мы не ограничены?
—Нет.
—Тогда посылаем еше десять станций.
— Станции не вернулись.
Смех.
— Ни одна? Учтите, наши станции имеют авто
маты, выводящие их на посадку только в безопас
ном месте.
— А как они узнают, что место безопасно?
— По рельефу. Если внизу ровный грунт, значит,
безопасно.
— Прекрасно. И все-таки станции, снабженные
системами выбора места посадки, не вернулись... Что
вы будете делать дальше?
— Наверное, опасно садиться на поверхность...
Пошлем еще одну станцию, но с другой програм
мой. Пусть станция опустится под эти облака, сдела
ет снимки и сразу вернется. Спуститься она должна
совсем немного — на метр, не больше.
— Станция вернулась.
— Наконец-то! А снимки получились?
-Да.
—И что на них?
—Степь, река, холмы, лес... Все как на Земле.
Снято с высоты в десять километров. Взяты пробы
атмосферы — воздух тоже как на Земле. Опасной ра
диации нет.
—А почему посланные в этот район станции не
вернулись?
—Это уж ваше дело - узнать почему.
—На снимках видны станции? Или хотя бы их
обломки?
—Нет.
—Непонятно... А если следующая станция, оста
ваясь на высоте в десять километров, сбросит вниз
зонд с радиопередатчиком?
—Можно.
—Хорошо! Посылаем станцию. Она остается на
верху, под облаками. И сбрасывает зонд на какое-
нибудь ровное место. Например, на холм. Зонд дол
жен подавать сигналы с поверхности. Станция их за
пишет и вернется на корабль.
—Станция вернулась, но никаких сигналов зон
да не записала.
—Почему?
—Это ваше дело — узнать почему...
Упражнение продолжается, и еще не скоро удастся обнаружить, что икс-фактор на этой планете -замедленная скорость света и других электромагнитных колебаний: один сантиметр в секунду. До станции, находящейся на десятикилометровой высоте, свет доходит на двенадцатый день. Станция видит степь, реку, холмы, а внизу — болото или горные вершины...
На следующем занятии такое же упражнение мы разыграем иначе. Я отберу "экипаж". Два человека в "экипаже" будут только выдвигать предложения — что делать дальше. Третий тоже будет занят одним делом: проверкой поступивших предложений на психологическую инерцию. Пройдут только те предложения, в которых не окажется психологической инерции. Полученная информация ("станция не вернулась...") поступит к четвертому члену "экипажа", который будет специально заниматься выявлением странностей, то есть признаков проявления икс-фактора. Пятый и шестой члены "экипажа" займутся поиском возможных объяснений этих странностей, выдвигая гипотезы. А двое первых используют эти гипотезы для корректировки плана исследования.
Слушатели, следящие за действиями "экипажа", будут заранее знать "секрет" планеты. Пусть смотрят со стороны и анализируют ход поиска: перед ними наглядная модель творческого процесса.
Все это — в дальнейшем. Сегодня слушатели, загубив множество автоматических станций, с трудом раскрывают икс-фактор первой планеты.
— А можно мы теперь планета, а вы — экипаж?
Бурный восторг.
— Можно, — покорно соглашаюсь я. Каждая груп
па рано или поздно приходит к этой светлой идее.
Шепчутся, сговариваясь. Ладно, первую станцию я вам отдам.
— Программа первой станции: поднырнуть под
облака, метров на десять, не больше. Снимки, про
бы... Вернуться через пять минут.
— Станция не вернулась!
— Печально, — говорю я, — ах, как печально,
такая была хорошая станция, совсем еще новая...
Это прекрасно, что станция не вернулась. Она погибла, но я получил необходимую информацию. Теперь я знаю, что икс-фактор действует под самыми облаками, он не связан с поверхностью планеты. Какое-то изменение законов природы. Пожалуй, я догадываюсь — какое именно. Мои слушатели еще не умеют бороться с психологической инерцией: я им дал планету с измененной скоростью света и они тоже изменили какую-то скорость.
— Вторая станция. Не нужно снимков, не нужно
проб. Пусть станция опустится под облака и через
секунду вернется.
Мои оппоненты в явном замешательстве.
— Ну, вернулась станция?
— Вернулась. Через семнадцать минут. Какова
программа третьей станции?
Это они наталкивают меня на неверную тактику. Нет уж...
— Не будет третьей станции. Я подожду, пока
вернется первая станция. Ведь она вернется, не так
ли? На вашей планете время идет в тысячу раз мед
леннее, вот и весь секрет.
Эпизод третий
Еще к вопросу о золотой рыбке
Задача. Цех изготавливает металлические изделия, имеющие форму боковой поверхности усеченного полого конуса. Диаметр большого основания от 0,5 до 1 метра. Требуемая точность обработки внутренней поверхности - 0,05 миллиметра. Контроль качества готовой продукции веаут с помощью набора точно изготовленных дисков-шаблонов, поочередно вставляя их внутрь изделия.
Возникает противоречие: чтобы повысить точность контроля, нужно при проверке каждого изделия использовать возможно больше шаблонов, а чтобы упростить и ускорить процедуру проверки, шаблонов должно быть возможно меньше.
Как усовершенствовать контроль?
Рано утром выпал первый в этом году снег. Мы сидим в холодной аудитории (снег всегда выпадает внезапно). С улицы доносятся азартные крики: "Давай, давай!" Окруженный зрителями, троллейбус пытается одолеть заснеженный подъем. Я вожусь с журналом. Фантазия фантазией, а учет посещаемости - святое дело. У нас железный закон: пропустил без уважительной причины два занятия - и прощай. Сегодня нам предстоит рассмотреть метод последовательного перехода от фантазии к реальности. Метод хитроумный и тонкий, а слушатели шепчутся о снеге.
Мысленно они там, на улице: все-таки это романтично — первый снег...
Приходится на ходу менять план замятия.
— Начнем по сезону. С теплого южного моря. Од
нажды случилась такая любопытная история. Некий
рыбак поймал золотую рыбку, а рыбка говорит ему
человеческим голосом: "Отпусти ты, старче, меня в
море..."
Я вполне серьезно пересказываю Пушкина. Все идет нормально, постепенно о снеге забывают.
— Ну, вот. После такой проработки старик снова
идет к морю, зовет рыбку, та появляется и спраши
вает: "Чего тебе надобно, старче?" Как вы думаете,
фантастична ли эта ситуация?
Молчание. Народ приобрел опыт и не спешит к ловушке.
— Ладно. Вот другая ситуация: Аладдин потер ста
рую медную лампу — и появился джинн. Фантастика
это или нет?
Соглашаются: да, фантастика, сказка.
— А если я сейчас, вот здесь, прямо перед вами
осуществлю подобную сказку?
Теперь снег совершенно забыт.
—Сказка будет осуществлена в буквальном смысле?
—В самом буквальном.
—Нет. Невозможно.
—Ошибаетесь. Разве я не могу потереть старую
медную лампу?
—Сколько угодно. Но джинн не появится.
—Тем не менее часть сказочной ситуации (поте
реть старую медную лампу) я все же могу осуще
ствить.
—Ну и что?
—Как что? Ведь отсюда следует, что сказочная,
фантастическая ситуация содержит реальный ком
понент. Запишем это так:
ф = Р, + ф,
Подойти к морю и позвать золотую рыбку я могу. Это />,, реальный компонент. А все прочее — это Ф,, фантастический компонент. Исходную фантастическую ситуацию Ф я свел к более простой фантастической ситуации Фу А ее в свою очередь можно разложить на Р2и Фгк Ф2 можно разложить на Р, и Ф3. И так далее - пока не придем к пренебрежимо малому остатку Ф:
- Если так, пусть появится золотая рыбка. Хотя
бы без Фн, без хвоста.
- А зачем вам золотая рыбка? Пушкин убеди
тельно показал, что из контактов с ней ничего хо
рошего не получится. Давайте лучше используем этот
метод для решения изобретательской задачи.
Три минуты на ознакомление с условиями задачи. Я специально тороплю, чтобы задачу не стали решать другим методом.
— Сначала сформулируем исходную ситуацию Ф.
Как бы вы решили задачу, если бы у вас была золо
тая рыбка? Шум, крики.
Староста говорит:
— Лаано, сформулирую общую мысль. Мы по
требовали бы, чтобы первое контрольное сечение,
назовем его сечением № 1, само доложило, что в
таком-то месте есть такое-то отклонение от задан
ного размера. Потом следующее сечение... Можно еще
проще. Допустим, у меня чертеж изделия, вид сверху. И на нем концентрической окружностью показано сечение N° 1. Так вот, я хочу, чтобы на этом чертеже сама собой возникла окружность, соответствующая фактическим размерам.
— Прекрасно. Это исходная ситуация Ф. Что в
ней соответствует реальному компоненту Р,'!
— У нас есть чертеж. Это реально.
— Вычтем Р: из Ф и получим Ф;: на чертеже нет
линии, соответствующей фантастическим размерам
сечения № 1, а мы хотим, чтобы эта линия там была.
Кто-то ехидно замечает:
Рис. 4 |
— Рыбак есть, нет золотой рыбки...
— Пойдем дальше. Что в ситуации Ф( можно счи
тать Р, и Ф,?
— Сечение № 1 существует в изделии, наверное,
это и есть реальность Рг Сечение вообще существу
ет, но не переходит на чертеж, не фиксируется. Зо
лотая рыбка где-то есть, но она не приплывает на
наш крик.
— Отлично! Значит, Ф3 — переход сечения № 1 с
изделия на контрольный чертеж.
— Нет. Перейти оно может. Поставим сверху зер
кало и в нем отразятся все сечения, вся внутренняя
поверхность изделия. Дело не в переходе. Сечение № 1
не может выделиться, оно не отличается от соседних
сечений.
— Не возражаю. Мы сделали еще один шаг: уста
новили, что операция перехода Ф3 состоит из выде
ления Ф_, и отражения Рр фиксации на чем-то. Вы
ходит, все дело в том, чтобы сечение № 1 как-то
выделилось среди других сечений.
— Покрасить надо.
— Не пойдет, — возражает староста. — Линия не
имеет толщины, нечего красить. Хотя... можно по
красить по одну сторону сечения одним цветом, а
по другую - другим. Как на красно-синем каранда
ше. Но это тупик. Как мы будем красить? Чтобы кра
сить, нужно выделить эту линию, а чтобы выделить,
надо покрасить... Тупик.
— Почему? Это не тупик, а ситуация Ф4: надо,
чтобы изделие вдруг само окрасилось точно по уров
ню сечения № 1. Здесь тоже есть РнФ. Покрасить мы
можем (намажем краской — и все), это реальность
Р5. А точно покрасить мы не можем, это пока фанта
зия Ф,.
— Кажется, есть идея!
Пора бы, подумал я. Ведь золотая рыбка уже появилась...
— Есть такая идея: опустить изделие в ванну с краской. Горизонтальная поверхность краски отметит сечение № 1. Потом опустить глубже, получим сечение Nb 2. И так далее. Остается зафиксировать эти сечения в зеркале или на фотопластинке.
Снова шум, обговаривают конструкцию. Как расположить аппарат, что взять вместо краски, как сравнить полученный снимок с контрольным. Задача решена, ответ совпадает с изобретением по авторскому свидетельству № 180 829. Именно так решили эту задачу изобретатели В.Коротков, А.Никольский и В.Шпаков.
Не знаю, сколько времени они потратили на поиски изобретения, у нас ушло менее получаса. До конца занятия еще шесть минут, и я успеваю подвести итоги и дать домашнее задание.
Мы еще порешаем с десяток таких задач. Отшлифуется умение превращать техническую задачу в фантастическую ситуацию Ф и строить цепь Ф1 — Ф2 — Ф} ~ Ф4 ~ •■• А на сегодня хватит. Сегодня мы хорошо поработали.
Эпизод четвертый
"Начнем с увеличения в миллиард раз..."
Домашнее задание. На строительстве Усть-Илим-ской ГЭС понадобилось соорудить несколько водоводов — железобетонных труб диаметром около !0 и длиною около 40 метров. Вес каждого водовода -4000 тонн. Водоводы должны лежать на откосе в 45 градусов.
Изготовлять водоводы в наклонном положении крайне неудобно. Лучше строить их вертикально, а потом опускать на откос. Однако проектировщики подсчитали, что для этого потребуется очень сложная и дорогая система грузовых стрел, талей, блоков. Пришлось изготавливать водоводы в наклонном положении. А когда работа была сделана, деньги потрачены, два молодых инженера предложили решение, которое (поспей оно вовремя) позволило бы легко опустить готовые водоводы и дало бы огромную экономию.
Найдите это решение, используя оператор РВС.
Третий месяц мы воюем с психологической инерцией. Первая линия обороны нашего противника — технические термины. Инженеры привыкли уважительно относиться к терминологии. Размышляя о задаче, они думают терминами. Между тем, каждый термин отражает старое, уже существующее. Термин стремится навязать традиционное, привычное представление об объекте. В безобидной, казалось бы, формулировке: "Как повысить скорость движения ледокола сквозь лед?" - слово "ледокол" сразу навязывает определенный путь. Надо колоть лед, дробить лед, ломать лед...
Мы заменяем термины словом "штуковина", оно играет у нас ту же роль, какую играет в математике "икс". Поначаау инженеры посмеивались, заменяя "штуковиной" привычные термины "вибродатчик", "экстрактор", "опалубка", "коррелометр". Но доволь-
но скоро обнаружилось, что любую задачу можно изложить без терминов.
Психологическая инерция отступает, но не сдается. Уже нет слов, навязывающих старые, привычные представления, но остается старый зрительный образ. Я не произношу слово "ледокол", но все равно у меня перед глазами нечто ледоко-лообразное.
Чтобы преодолеть психологическую инерцию, мы используем оператор РВС. Это шесть мысленных экспериментов, которые последовательно расшатывают привычное зрительное представление. Мысленно увеличиваем размеры (или другой основной параметр) "штуковины" в тысячу, в миллион раз... уменьшаем размеры... увеличиваем продолжительность процесса... уменьшаем... увеличиваем допустимую стоимость... уменьшаем...
Оператор РВС не всегда дает решение задачи. Собственно, он и не предназначен для этого. Его цель - сбить психологическую инерцию перед решением. Но задача о водоводе несложная, и в листках с выполненным домашним заданием я сразу замечаю много правильных ответов.
Что ж, возьмем наугад одну работу (странный феномен: наугад я почему-то всегда вытаскиваю работы, написанные хорошим почерком):
1. Я->°°. Размеры бетонной штуковины увеличи
ваются в сто раз. Громадина наподобие Останкин
ской башни. Никакие краны не годятся, это ясно. Как
уложить махину высотой в четыре километра и диа
метром в километр? Нет, это не башня, у башни
диаметр мал по сравнению с высотой. Это гора. Как
уложить гору? Идеально было бы, если бы гора легла
сама. Но горы никогда не падают. Не знаю. Задача
стала сложнее. Этот шаг ничего не дал.
2. Р-*0. Для начала уменьшим размеры в сто раз.
Высота 40 сантиметров. Все очень просто: уложим
штуковину вручную. Высота 0,4 сантиметра. Снова
вручную. Высота 0,04 миллиметра. Задача опять ус
ложнилась.
3. в-»°°. В условиях задачи не указано, сколько
времени отводится на спуск штуковины. Предполо
жим, месяц. Увеличим этот срок в сто раз. 3 дет. Не
вижу особой разницы. Увеличим этот срок еще в ты
сячу раз. 8000 лет. Осядет грунт, и штуковина опус
тится сама? Во всяком случае, за 8 миллионов лет
могут произойти большие геологические изменения.
4. 5-»0. Штуковина опустилась за одну минуту
или за одну секунду. Это значит, что она упала. Что
бы штуковина упала, ее центр тяжести должен изме
нить свое положение.
Появилась идея, относящаяся к пункту 1. Есть горы, которые сами падают. Это — айсберга. Подтаивает основание, смешается центр тяжести, гора опрокидывается. Пункт 3 тоже наводит на подобную мысль: за миллионы лет могут выветриться, вымыться самые твердые породы. Отсюда идея...
Далее идет описание. Все верно, можно ставить пятерку, решение совпадает с изобретением по авторскому свидетельству N° 194 294, в котором сказано: "Способ монтажа тяжелых конструкций путем опускания их на рабочее место, отличающийся тем, что с целью упрощения процесса монтажа под конструкцией возводят колонны из природных веществ — льда, соли, которые затем у основания соответственно растапливают и растворяют, обеспечивая тем
самым уменьшение длины колонн с одновременным опусканием конструкции". Другая работа:
1. Р-*~. Начнем с увеличения в миллиард раз. Получается, что длина штуковины 40 миллионов километров. Диаметр Земли — 12 тысяч километров. Положить такую штуковину на Землю нельзя. Можно Землю положить на нее. Новая формулировка задачи: как откос положить на водовод? На откосе должно что-то нарасти. Нужно иметь что-то (например, подушку со сжатым воздухом), способное увеличиваться и уменьшаться. Когда водовод изготовлен, пространство между откосом и водоводом должны заполнить маленькие человечки. Те человечки, которые окажутся около водовода, прочно вцепятся в его поверхность. А толпа человечков начнет редеть (испарение, таяние?). Водовод наклонится (его потянут человечки) и постепенно ляжет на откос.
Решена*: заполнить пространство между откосом и водоводом льдом, приморозить трубу ко льду и постепенно расплавлять лед, чтобы он уходил из этого пространства. Вместо лыю можно взять какое-нибудь химическое вещество и действовать на него реактивом, но лед дешевле.
Придется усложнить задачу, слишком легко с ней справляются. В этом решении есть любопытный нюанс: лед положен не под трубу, а рядом с ней, в пространстве между трубой и откосом. Использована способность льда хорошо сцепляться с бетоном, это остроумно. Следовало бы поставить пятерку. Но отработан только один шаг оператора РВС, в другой раз это может подвести: опасно останавливаться на первой подходящей идее. И потом, меня смущают маленькие человечки: хорошо или плохо, что они применены здесь? Все-таки это упражнение на оператор РВС.
Преодолев психологическую инерцию, я ставлю оценку 5 ± 0,5.
Эпизод пятый