Маленькие—маленькие человечки

Задача. К внутренним стенкам сделанной из ди­электрика трубки попарно подведены контакты. Для замыкания контактов используют свободное падение металлического груза (внутри трубки вакуум, а пары контактов расположены на определенном расстоя­нии друг от друга). Здесь, однако, возникает труд­ность: чтобы груз свободно падал, он не должен со­прикасаться с контактами и стенками трубки, а что­бы замкнуть контакты, груз должен с ними сопри­касаться. Как быть?

Менять общую схему устройства (вакуумная труб­ка и свободно падающий груз, замыкающий контак­ты) и предлагать другие способы замыкания, напри­мер, <~ помощью фотоэлементов, нельзя.

—Ну, хорошо, а если сделать груз жидким? —
сказал один из слушателей, инженер-конструктор.

—Ничего не получится, — ответил я. — Жид­
кость начнет испаряться, исчезнет вакуум, не будет
свободного падения.

С задачей возились уже два часа, первоначаль­ный энтузиазм давно исчез. Вот-вот должно было возникнуть недовольство.

Маленькие—маленькие человечки - student2.ru

Рис 1.

" Альтшуллвр Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения // Шанс на приключение. Пет­розаводск: Карелия, 1991. С.282—295.

—Можно сделать груз магнитным, а контакты
выполнить в виде витков проволоки, — предложил
другой слушатель, физик. — Правда, абсолютно сво­
бодного падения не будет, часть механической энер­
гии превратится в ток... Вы хотите, чтобы груз обя­
зательно соприкасался с контактами?

—Хочу, — подтвердил я.

—И одновременно требуете, чтобы при этом
соприкосновения не было?

-Да.

— Но это несовместимые требования. Вы дали
нам задачу, которая в принципе неразрешима! Мы
напрасно тратим время.

Ну вот, на борту назревает бунт. Остается слегка подогреть страсти.

— Почему? — невинно осведомился я.

— Нужно, чтобы груз основательно, со скреже­
том, терся о контакты. Но чтобы при этом сохраня­
лось свободное падение. Разве это противоречит за­
конам природы?

— Еше как! Если есть трение, не может быть сво­
бодного падения. "Со скрежетом"... — возмущенно
повторил физик. - Твердое тело со скрежетом трет­
ся о другое твердое тело, и при этом не происходит
потерь энергии... А откуда берется скрежет?!

— Откуда? Давайте посмотрим. Вот металличес­
кий груз. Кусок металла. Из чего он состоит? Что мы
увидим, если наше зрение станет в тысячи, в десят­
ки и сотни тысяч раз острее?

— Кристаллическую решетку увидим, — сказал
физик.

— А если еще увеличим остроту зрения?

— Ну, увидим атомы.

— Нет, ничего подобного мы не увидим: ни кри­
сталлической решетки, ни атомов. Между нами го­
воря, их не существует.

— Совсем не существует?

— Ага, совсем. Если хорошенько присмотреться,
мы увидим, что груз состоит из толпы маленьких-
маленьких человечков.

Теперь физик (да и другие слушатели) смотрел на меня с величайшим вниманием. Не каждый день приходится видеть, как преподаватель сходит с ума.

— А что они делают, эти... человечки? — осто­
рожно спросил кто-то.

— Ничего. Они ждут нашего приказа. Вот тогда
они будут что-то делать. Давайте все смоделируем.
Пятеро слушателей возьмутся за руки и станут там,
у стенки. Это будут человечки груза: АI, А2, A3, А4 и А5.
Ну, пожалуйста...

С сумасшедшим не спорят. Пятеро слушателей, смущенно улыбаясь, встали у стены и взялись за руки.

— Прекрасно. Но контакты тоже состоят из че­
ловечков. Кому-то придется сыграть их роль.

Через две минуты у нас была прекрасная модель (рис. 2, I). Физика я поставил на место Б1. Пока я расставлял других слушателей, Б1 о чем-то шептал­ся с БЗ...

— Внимание, — сказал я, — груз начал падать.

Шеренга А двинулась вперед, и, когда она по­равнялась с первой парой контактов. Б] и БЗ вцепи­лись в руки А1 и А5 (рис. 2, II).

— Мы моделируем трение, — охотно объяснил
физик. — Вы же хотели, чтобы трение было основа­
тельное, со скрежетом... Пожалуйста, трение со скре­
жетом остановило груз.

— Хорошо, попробуем еще раз.

Шеренга А вернулась в исходное положение. Я тихо сказал пятерке: "Двигайтесь так же, но не дер­жите друг друга за руки" (рис. 2, III).

Б1 и БЗ были, разумеется, начеку и снова схва­тили AJ и А5. Но на этот раз А2, A3 и А4 спокойно продолжали движение (рис. 2, IV).



Маленькие—маленькие человечки - student2.ru

n

Маленькие—маленькие человечки - student2.ru

и

'

M m

ливо лезущим в глаза (в нашем примере — трение груза о контак­ты) он всегда поможет увидеть внутреннее, незаметное (сцепле­ние между частями груза) — то, что нужно и можно изменить, что­бы решить задачу.

- А почему именно человеч­
ки? — спросил физик. — Почему
не атомы? Или какие-нибудь ша­
рики?

Черт его знает, почему, поду­мал я. Наверное, атомы слишком конкретны, они будут действовать по своим реальным законам и не позволят мне фантазировать. Че­ловечкам я могу сказать: "Отпус­тите руки!" — и они отпустят. А как я скажу атомам: "Не взаимодей­ствуйте друг с другом..."? Шарики тоже не годятся, из них трудно построить исходную модель.

— Между нами говоря, — от­
ветил я, — они на самом деле су­
ществуют, эти маленькие-малень­
кие человечки. Скоро вам будет
казаться странным, что вы их
раньше не замечали...

Эпизод второй

На пыльных

Тропинках далеких

планет

Упражнение. Космический ко­рабль приблизился к неизвестной планете. Планета закрыта тонким слоем условных облаков: сквозь них могут пройти спускаемые с кораб­ля автоматические станции, ио не проходят никакие излучения. Про­водная связь тоже невозможна.



Маленькие—маленькие человечки - student2.ru

Рас. 2

ВI и ВЗ схватили за руки А2 и А4 (рис. 2, V), но A3 продолжал идти вперед, пока не был остановлен третьим контактом (рис. 2, VI).

— Гениально, — сказал физик, и все рассмея­лись. — Разрезаем груз на пластинки, они падают в вакууме как одно целое, но каждая пара контактов задерживает только свою пластинку. Проще просто­го.

Да, теперь это казалось проще простого. Потре­бовалось немножко фантазии, только и всего. Пред­ставили груз в виде шеренги человечков; увидели, что движению человечков мешает не только трение, но и внутренние связи в шеренге; дали команду че­ловечкам не держать друг друга за руки...

Потом встретятся задачи посложнее. Но прием будет срабатывать всегда. Он всегда поможет заме­нить невыгодный зрительный образ (жесткий, со­противляющийся изменениям) выгодным (гибким, готовым к любым изменениям). За внешним, назой-

Аю. 3



На планете действуют те же физические законы, те же геологические, климатические и т. п. факторы, что и на Земле, на Луне или на Марсе. И только один фактор изменен.

Задавая автоматическим станциям определенные программы исследований, надо с наименьшего чис­ла попыток найти этот икс-фактор.

Преподаватель играет за планету, слушатели -за экипаж корабля.

—Непонятно... Что это за облака?

—Условные облака... Они нужны, чтобы создать
ситуацию "черного ящика".

—Значит, разогнать облака нельзя?

—Ни в коем случае. В вашем распоряжении толь­
ко один способ: запуск автоматических станций. При
этом нельзя поддерживать связь со станцией сквозь
облака. Программа должна быть задана заранее.

—Непонятно... Запустим станцию, она там все
выяснит, вернется, сообщит... В чем же смысл уп­
ражнения?

—А вы попробуйте.

—Хорошо. Станция может выполнить любую
программу?

-Да.

— Тогда посылаем станцию с таким заданием:
опуститься на поверхность, взять пробы грунта, воз­
духа...

Программу коллективно дополняют: измерить радиацию, сделать снимки и т. д. Я пока проверяю магнитофон. Запись будет идти весь урок.

—Программа готова. Запускаем станцию.

—Прекрасно. Запустили. Но она не вернулась.

—Как это — не вернулась? Почему?

—Это ваше дело — узнать почему. Там ведь может
быть все, что угодно. Вулканы. Или в миллионы раз
бульшая сила тяжести. Или какие-нибудь чудовища,
которые слопают вашу станцию.

—Хорошо. Отправим еще три станции. В разные
места.

—Станции не вернулись.

Через пару месяцев я им прокручу эту пленку. Подумать только, какая психологическая инерция: одна станция не вернулась, давай пошлем еще три... — Количеством станций мы не ограничены?

—Нет.

—Тогда посылаем еше десять станций.

— Станции не вернулись.
Смех.

— Ни одна? Учтите, наши станции имеют авто­
маты, выводящие их на посадку только в безопас­
ном месте.

— А как они узнают, что место безопасно?

— По рельефу. Если внизу ровный грунт, значит,
безопасно.

— Прекрасно. И все-таки станции, снабженные
системами выбора места посадки, не вернулись... Что
вы будете делать дальше?

— Наверное, опасно садиться на поверхность...
Пошлем еще одну станцию, но с другой програм­
мой. Пусть станция опустится под эти облака, сдела­
ет снимки и сразу вернется. Спуститься она должна
совсем немного — на метр, не больше.

— Станция вернулась.

— Наконец-то! А снимки получились?

-Да.

—И что на них?

—Степь, река, холмы, лес... Все как на Земле.
Снято с высоты в десять километров. Взяты пробы
атмосферы — воздух тоже как на Земле. Опасной ра­
диации нет.

—А почему посланные в этот район станции не
вернулись?

—Это уж ваше дело - узнать почему.

—На снимках видны станции? Или хотя бы их
обломки?

—Нет.

—Непонятно... А если следующая станция, оста­
ваясь на высоте в десять километров, сбросит вниз
зонд с радиопередатчиком?

—Можно.

—Хорошо! Посылаем станцию. Она остается на­
верху, под облаками. И сбрасывает зонд на какое-
нибудь ровное место. Например, на холм. Зонд дол­
жен подавать сигналы с поверхности. Станция их за­
пишет и вернется на корабль.

—Станция вернулась, но никаких сигналов зон­
да не записала.

—Почему?

—Это ваше дело — узнать почему...

Упражнение продолжается, и еще не скоро уда­стся обнаружить, что икс-фактор на этой планете -замедленная скорость света и других электромагнит­ных колебаний: один сантиметр в секунду. До стан­ции, находящейся на десятикилометровой высоте, свет доходит на двенадцатый день. Станция видит степь, реку, холмы, а внизу — болото или горные вершины...

На следующем занятии такое же упражнение мы разыграем иначе. Я отберу "экипаж". Два человека в "экипаже" будут только выдвигать предложения — что делать дальше. Третий тоже будет занят одним де­лом: проверкой поступивших предложений на пси­хологическую инерцию. Пройдут только те предло­жения, в которых не окажется психологической инерции. Полученная информация ("станция не вер­нулась...") поступит к четвертому члену "экипажа", который будет специально заниматься выявлением странностей, то есть признаков проявления икс-фак­тора. Пятый и шестой члены "экипажа" займутся поиском возможных объяснений этих странностей, выдвигая гипотезы. А двое первых используют эти гипотезы для корректировки плана исследования.

Слушатели, следящие за действиями "экипажа", будут заранее знать "секрет" планеты. Пусть смотрят со стороны и анализируют ход поиска: перед ними наглядная модель творческого процесса.

Все это — в дальнейшем. Сегодня слушатели, за­губив множество автоматических станций, с трудом раскрывают икс-фактор первой планеты.

— А можно мы теперь планета, а вы — экипаж?
Бурный восторг.

— Можно, — покорно соглашаюсь я. Каждая груп­
па рано или поздно приходит к этой светлой идее.

Шепчутся, сговариваясь. Ладно, первую станцию я вам отдам.

— Программа первой станции: поднырнуть под
облака, метров на десять, не больше. Снимки, про­
бы... Вернуться через пять минут.



— Станция не вернулась!

— Печально, — говорю я, — ах, как печально,
такая была хорошая станция, совсем еще новая...

Это прекрасно, что станция не вернулась. Она погибла, но я получил необходимую информацию. Теперь я знаю, что икс-фактор действует под самы­ми облаками, он не связан с поверхностью планеты. Какое-то изменение законов природы. Пожалуй, я догадываюсь — какое именно. Мои слушатели еще не умеют бороться с психологической инерцией: я им дал планету с измененной скоростью света и они тоже изменили какую-то скорость.

— Вторая станция. Не нужно снимков, не нужно
проб. Пусть станция опустится под облака и через
секунду вернется.

Мои оппоненты в явном замешательстве.

— Ну, вернулась станция?

— Вернулась. Через семнадцать минут. Какова
программа третьей станции?

Это они наталкивают меня на неверную тактику. Нет уж...

— Не будет третьей станции. Я подожду, пока
вернется первая станция. Ведь она вернется, не так
ли? На вашей планете время идет в тысячу раз мед­
леннее, вот и весь секрет.

Эпизод третий

Еще к вопросу о золотой рыбке

Задача. Цех изготавливает металлические изде­лия, имеющие форму боковой поверхности усечен­ного полого конуса. Диаметр большого основания от 0,5 до 1 метра. Требуемая точность обработки внут­ренней поверхности - 0,05 миллиметра. Контроль качества готовой продукции веаут с помощью набо­ра точно изготовленных дисков-шаблонов, поочеред­но вставляя их внутрь изделия.

Возникает противоречие: чтобы повысить точ­ность контроля, нужно при проверке каждого изде­лия использовать возможно больше шаблонов, а что­бы упростить и ускорить процедуру проверки, шаб­лонов должно быть возможно меньше.

Как усовершенствовать контроль?

Рано утром выпал первый в этом году снег. Мы сидим в холодной аудитории (снег всегда выпадает внезапно). С улицы доносятся азартные крики: "Да­вай, давай!" Окруженный зрителями, троллейбус пытается одолеть заснеженный подъем. Я вожусь с журналом. Фантазия фантазией, а учет посещаемос­ти - святое дело. У нас железный закон: пропустил без уважительной причины два занятия - и прощай. Сегодня нам предстоит рассмотреть метод последо­вательного перехода от фантазии к реальности. Ме­тод хитроумный и тонкий, а слушатели шепчутся о снеге.

Мысленно они там, на улице: все-таки это ро­мантично — первый снег...

Приходится на ходу менять план замятия.

— Начнем по сезону. С теплого южного моря. Од­
нажды случилась такая любопытная история. Некий
рыбак поймал золотую рыбку, а рыбка говорит ему
человеческим голосом: "Отпусти ты, старче, меня в
море..."

Я вполне серьезно пересказываю Пушкина. Все идет нормально, постепенно о снеге забывают.

— Ну, вот. После такой проработки старик снова
идет к морю, зовет рыбку, та появляется и спраши­
вает: "Чего тебе надобно, старче?" Как вы думаете,
фантастична ли эта ситуация?

Молчание. Народ приобрел опыт и не спешит к ловушке.

— Ладно. Вот другая ситуация: Аладдин потер ста­
рую медную лампу — и появился джинн. Фантастика
это или нет?

Соглашаются: да, фантастика, сказка.

— А если я сейчас, вот здесь, прямо перед вами
осуществлю подобную сказку?

Теперь снег совершенно забыт.

—Сказка будет осуществлена в буквальном смысле?

—В самом буквальном.

—Нет. Невозможно.

—Ошибаетесь. Разве я не могу потереть старую
медную лампу?

—Сколько угодно. Но джинн не появится.

—Тем не менее часть сказочной ситуации (поте­
реть старую медную лампу) я все же могу осуще­
ствить.

—Ну и что?

—Как что? Ведь отсюда следует, что сказочная,
фантастическая ситуация содержит реальный ком­
понент. Запишем это так:

ф = Р, + ф,

Подойти к морю и позвать золотую рыбку я могу. Это />,, реальный компонент. А все прочее — это Ф,, фантастический компонент. Исходную фантастичес­кую ситуацию Ф я свел к более простой фантасти­ческой ситуации Фу А ее в свою очередь можно раз­ложить на Р2и Фгк Ф2 можно разложить на Р, и Ф3. И так далее - пока не придем к пренебрежимо ма­лому остатку Ф:

Маленькие—маленькие человечки - student2.ru

- Если так, пусть появится золотая рыбка. Хотя
бы без Фн, без хвоста.

- А зачем вам золотая рыбка? Пушкин убеди­
тельно показал, что из контактов с ней ничего хо­
рошего не получится. Давайте лучше используем этот
метод для решения изобретательской задачи.

Три минуты на ознакомление с условиями зада­чи. Я специально тороплю, чтобы задачу не стали решать другим методом.

— Сначала сформулируем исходную ситуацию Ф.
Как бы вы решили задачу, если бы у вас была золо­
тая рыбка? Шум, крики.

Староста говорит:

— Лаано, сформулирую общую мысль. Мы по­
требовали бы, чтобы первое контрольное сечение,
назовем его сечением № 1, само доложило, что в
таком-то месте есть такое-то отклонение от задан­
ного размера. Потом следующее сечение... Можно еще



проще. Допустим, у меня чертеж изделия, вид сверху. И на нем концентрической окружностью показано сечение N° 1. Так вот, я хочу, чтобы на этом чертеже сама собой возникла окружность, соответствующая фактическим размерам.

— Прекрасно. Это исходная ситуация Ф. Что в
ней соответствует реальному компоненту Р,'!

— У нас есть чертеж. Это реально.

— Вычтем Р: из Ф и получим Ф;: на чертеже нет
линии, соответствующей фантастическим размерам
сечения № 1, а мы хотим, чтобы эта линия там была.

Кто-то ехидно замечает:

Маленькие—маленькие человечки - student2.ru

Рис. 4

— Рыбак есть, нет золотой рыбки...

— Пойдем дальше. Что в ситуации Ф( можно счи­
тать Р, и Ф,?

— Сечение № 1 существует в изделии, наверное,
это и есть реальность Рг Сечение вообще существу­
ет, но не переходит на чертеж, не фиксируется. Зо­
лотая рыбка где-то есть, но она не приплывает на
наш крик.

— Отлично! Значит, Ф3 — переход сечения № 1 с
изделия на контрольный чертеж.

— Нет. Перейти оно может. Поставим сверху зер­
кало и в нем отразятся все сечения, вся внутренняя
поверхность изделия. Дело не в переходе. Сечение № 1
не может выделиться, оно не отличается от соседних
сечений.

— Не возражаю. Мы сделали еще один шаг: уста­
новили, что операция перехода Ф3 состоит из выде­
ления Ф_, и отражения Рр фиксации на чем-то. Вы­
ходит, все дело в том, чтобы сечение № 1 как-то
выделилось среди других сечений.

— Покрасить надо.

— Не пойдет, — возражает староста. — Линия не
имеет толщины, нечего красить. Хотя... можно по­
красить по одну сторону сечения одним цветом, а
по другую - другим. Как на красно-синем каранда­
ше. Но это тупик. Как мы будем красить? Чтобы кра­
сить, нужно выделить эту линию, а чтобы выделить,
надо покрасить... Тупик.

— Почему? Это не тупик, а ситуация Ф4: надо,
чтобы изделие вдруг само окрасилось точно по уров­
ню сечения № 1. Здесь тоже есть РнФ. Покрасить мы
можем (намажем краской — и все), это реальность
Р5. А точно покрасить мы не можем, это пока фанта­
зия Ф,.

— Кажется, есть идея!

Пора бы, подумал я. Ведь золотая рыбка уже по­явилась...

— Есть такая идея: опустить изделие в ванну с краской. Горизонтальная поверхность краски отме­тит сечение № 1. Потом опустить глубже, получим сечение Nb 2. И так далее. Остается зафиксировать эти сечения в зеркале или на фотопластинке.

Снова шум, обговаривают конструкцию. Как рас­положить аппарат, что взять вместо краски, как срав­нить полученный снимок с контрольным. Задача ре­шена, ответ совпадает с изобретением по авторско­му свидетельству № 180 829. Именно так решили эту задачу изобретатели В.Коротков, А.Никольский и В.Шпаков.

Не знаю, сколько времени они потратили на поиски изобретения, у нас ушло менее получаса. До конца занятия еще шесть минут, и я успеваю подве­сти итоги и дать домашнее задание.

Мы еще порешаем с десяток таких задач. Отшли­фуется умение превращать техническую задачу в фан­тастическую ситуацию Ф и строить цепь Ф1 — Ф2 — Ф} ~ Ф4 ~ •■• А на сегодня хватит. Сегодня мы хоро­шо поработали.

Эпизод четвертый

"Начнем с увеличения в миллиард раз..."

Домашнее задание. На строительстве Усть-Илим-ской ГЭС понадобилось соорудить несколько водо­водов — железобетонных труб диаметром около !0 и длиною около 40 метров. Вес каждого водовода -4000 тонн. Водоводы должны лежать на откосе в 45 градусов.

Изготовлять водоводы в наклонном положении крайне неудобно. Лучше строить их вертикально, а потом опускать на откос. Однако проектировщики подсчитали, что для этого потребуется очень слож­ная и дорогая система грузовых стрел, талей, блоков. Пришлось изготавливать водоводы в наклонном по­ложении. А когда работа была сделана, деньги потра­чены, два молодых инженера предложили решение, которое (поспей оно вовремя) позволило бы легко опустить готовые водоводы и дало бы огромную эко­номию.

Найдите это решение, используя оператор РВС.

Третий месяц мы воюем с психологической инерцией. Первая линия обороны нашего противни­ка — технические термины. Инженеры привыкли ува­жительно относиться к терминологии. Размышляя о задаче, они думают терминами. Между тем, каждый термин отражает старое, уже существующее. Термин стремится навязать традиционное, привычное пред­ставление об объекте. В безобидной, казалось бы, формулировке: "Как повысить скорость движения ледокола сквозь лед?" - слово "ледокол" сразу навя­зывает определенный путь. Надо колоть лед, дробить лед, ломать лед...

Мы заменяем термины словом "штуковина", оно играет у нас ту же роль, какую играет в математике "икс". Поначаау инженеры посмеивались, заменяя "штуковиной" привычные термины "вибродатчик", "экстрактор", "опалубка", "коррелометр". Но доволь-



но скоро обнаружилось, что любую задачу можно изложить без терминов.

Психологическая инерция отступает, но не сдается. Уже нет слов, навязывающих старые, при­вычные представления, но остается старый зри­тельный образ. Я не произношу слово "ледокол", но все равно у меня перед глазами нечто ледоко-лообразное.

Чтобы преодолеть психологическую инерцию, мы используем оператор РВС. Это шесть мысленных экспериментов, которые последовательно расшаты­вают привычное зрительное представление. Мыслен­но увеличиваем размеры (или другой основной па­раметр) "штуковины" в тысячу, в миллион раз... уменьшаем размеры... увеличиваем продолжитель­ность процесса... уменьшаем... увеличиваем допусти­мую стоимость... уменьшаем...

Оператор РВС не всегда дает решение задачи. Собственно, он и не предназначен для этого. Его цель - сбить психологическую инерцию перед решением. Но задача о водоводе несложная, и в листках с вы­полненным домашним заданием я сразу замечаю много правильных ответов.

Что ж, возьмем наугад одну работу (странный феномен: наугад я почему-то всегда вытаскиваю ра­боты, написанные хорошим почерком):

1. Я->°°. Размеры бетонной штуковины увеличи­
ваются в сто раз. Громадина наподобие Останкин­
ской башни. Никакие краны не годятся, это ясно. Как
уложить махину высотой в четыре километра и диа­
метром в километр? Нет, это не башня, у башни
диаметр мал по сравнению с высотой. Это гора. Как
уложить гору? Идеально было бы, если бы гора легла
сама. Но горы никогда не падают. Не знаю. Задача
стала сложнее. Этот шаг ничего не дал.

2. Р-*0. Для начала уменьшим размеры в сто раз.
Высота 40 сантиметров. Все очень просто: уложим
штуковину вручную. Высота 0,4 сантиметра. Снова
вручную. Высота 0,04 миллиметра. Задача опять ус­
ложнилась.

3. в-»°°. В условиях задачи не указано, сколько
времени отводится на спуск штуковины. Предполо­
жим, месяц. Увеличим этот срок в сто раз. 3 дет. Не
вижу особой разницы. Увеличим этот срок еще в ты­
сячу раз. 8000 лет. Осядет грунт, и штуковина опус­
тится сама? Во всяком случае, за 8 миллионов лет
могут произойти большие геологические изменения.

4. 5-»0. Штуковина опустилась за одну минуту
или за одну секунду. Это значит, что она упала. Что­
бы штуковина упала, ее центр тяжести должен изме­
нить свое положение.

Появилась идея, относящаяся к пункту 1. Есть горы, которые сами падают. Это — айсберга. Подтаи­вает основание, смешается центр тяжести, гора оп­рокидывается. Пункт 3 тоже наводит на подобную мысль: за миллионы лет могут выветриться, вымыться самые твердые породы. Отсюда идея...

Далее идет описание. Все верно, можно ставить пятерку, решение совпадает с изобретением по ав­торскому свидетельству N° 194 294, в котором сказа­но: "Способ монтажа тяжелых конструкций путем опускания их на рабочее место, отличающийся тем, что с целью упрощения процесса монтажа под кон­струкцией возводят колонны из природных веществ — льда, соли, которые затем у основания соответ­ственно растапливают и растворяют, обеспечивая тем

самым уменьшение длины колонн с одновременным опусканием конструкции". Другая работа:

1. Р-*~. Начнем с увеличения в миллиард раз. По­лучается, что длина штуковины 40 миллионов кило­метров. Диаметр Земли — 12 тысяч километров. По­ложить такую штуковину на Землю нельзя. Можно Землю положить на нее. Новая формулировка зада­чи: как откос положить на водовод? На откосе долж­но что-то нарасти. Нужно иметь что-то (например, подушку со сжатым воздухом), способное увеличи­ваться и уменьшаться. Когда водовод изготовлен, про­странство между откосом и водоводом должны за­полнить маленькие человечки. Те человечки, кото­рые окажутся около водовода, прочно вцепятся в его поверхность. А толпа человечков начнет редеть (ис­парение, таяние?). Водовод наклонится (его потянут человечки) и постепенно ляжет на откос.

Решена*: заполнить пространство между откосом и водоводом льдом, приморозить трубу ко льду и постепенно расплавлять лед, чтобы он уходил из этого пространства. Вместо лыю можно взять какое-нибудь химическое вещество и действовать на него реакти­вом, но лед дешевле.

Придется усложнить задачу, слишком легко с ней справляются. В этом решении есть любопытный ню­анс: лед положен не под трубу, а рядом с ней, в пространстве между трубой и откосом. Использова­на способность льда хорошо сцепляться с бетоном, это остроумно. Следовало бы поставить пятерку. Но отработан только один шаг оператора РВС, в другой раз это может подвести: опасно останавливаться на первой подходящей идее. И потом, меня смущают маленькие человечки: хорошо или плохо, что они применены здесь? Все-таки это упражнение на опе­ратор РВС.

Преодолев психологическую инерцию, я ставлю оценку 5 ± 0,5.

Эпизод пятый

Наши рекомендации