Содружество в работе взрослых и юношеских коллективов
Профессиональная связь между командами высших разрядов и юношеских коллективов обусловлена целевой установкой системы многолетней подготовки волейболистов. Тренеры, работающие в этих коллективах, должны оставаться в тесном контакте, помогая друг другу. На четвертом этапе юных волейболистов целесообразно включать в совместные тренировки с квалифицированными спортсменами, на более ргнних этапах приводить на просмотр тренировочных занятий.
Эффективна форма совместных занятий, когда связующие из команды мастеров работают с молодыми нападающими. Нападающие же команды мастеров выполняют задания совместно с юными связующими. Старшие помогают младшим лучше усвоить премудрости игры в нападении и защите, младшие - в атмосфере большого волейбола полнее осмысливают то, к чему они должны стремиться. Этой цели служат контрольные игры мастеров против молодых волейболистов, игры смешанными составами.
Тренеры команды мастеров определяют конкретные требования к молодым волейболистам, которые нужны для смены ветеранов. Это касается игровой функции, модельных показателей и т. д. В соответствии с этим заказом в работе с молодыми волейболистами осуществляется индивидуализированная тренировочная работа. Затем работа с такими волейболистами продолжается в группах подготовки при командах мастеров.
Оценка уровня подготовленности волейболистов и качества работы тренеров1
Основным критерием оценки уровня подготовленности юных волейболистов и качества работы тренеров в сфере подготовки резервов служит соответствие показателей модельным требованиям на этапах многолетней подготовки и результаты контрольных нормативов и соревнований по волейболу.
В оценке уровня подготовленности волейболистов три основных компонента: первый - показатели, отражающие модельные характеристики по уровню подготовленности; второй - показатели, отражающие модельные характеристики соревновательной деятельности; третий - спортивная карьера воспитанника юношеского коллектива.
В структуру оценки входят:
- уровень технической подготовленности (два показателя - объем приемов, нормативы);
- уровень тактической подготовленности (два показателя - объем, нормативы);
- уровень физической подготовленности (нормативы);
- морфологические показатели (длина тела и др.);
- уровень интегральной подготовленности (три показателя - объем технико-тактического применения в игре, нормативы, эффективность игровых действий);
- результаты участия в соревнованиях (занятое место, показатели соревновательной деятельности);
- спортивный путь (включение в команду высших разрядов);
- выполнение тренировочных и соревновательных нагрузок.
В основе итоговой оценки лежит комплексный учет объективных показателей в сочетании с результатами участия в соревнованиях.
Индивидуальная оценка производится по результатам анализа выполнения требований, установленных для данного возраста, комплексная оценка выражается в баллах и складывается из результатов по каждому компоненту. Зачетное количество баллов волейболист получает при выполнении указанных требований, отклонение от них влияет на общее количество баллов: превышение дает дополнительные баллы, невыполнение - уменьшает общую сумму.
В итоге подготовленность занимающихся в СДЮШОР, УОР оценивается как "отличная", "хорошая" и "удовлетворительная". Более низкие показатели служат основанием для повторного обучения в данной группе или для отчисления. Выполнение требований на "отлично" и "хорошо" является обязательным условием допуска участников к соревнованиям всесоюзного масштаба.
Работа отдельного тренера оценивается по трем показателям: первый - выполнение его воспитанниками установленных требований, при этом учитываются не средние показатели группы, а количество отличных, хороших, удовлетворительных оценок и не выполнивших требований учеников; второй - результаты участия воспитанников в соревнованиях (в баллах в среднем за год); третий - включение воспитанников в команды высших разрядов.
Главный критерий оценки работы СДЮШОР, УОР и спецклассов - подготовка волейболистов к 18-20 годам, отвечающих требованиям модельных характеристик высококвалифицированных волейболистов. Таким требованиям отвечают выпускники, имеющие отличные оценки по всем показателям.
Для положительной оценки работы тренеров необходимо обязательное наличие юных спортсменов с отличными оценками как юношей, так и девушек. Это служит гарантией обеспечения выпуска отдельных волейболистов, отвечающих модельным требованиям в командах высших разрядов.
ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВВ СФЕРЕ МАССОВОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ
Особенности работы по массовому волейболу определяются той целью, которая отведена ему в системе подготовки волейболистов и спецификой тех организационных форм физического воспитания, в которых проводятся занятия волейболом.
В общеобразовательной школе волейбол включен в уроки физической культуры в 5-11-х классах, во внеклассную работу - спортивные секции и занятия групп начальной подготовки ДЮСШ на базе школы.
Волейбольные упражнения проводятся на удлиненных переменах, игровые упражнения и игры в волейбол включаются в программу дней здоровья, физкультурных праздников и соревнований, туристских походов и слетов.
Главная направленность уроков - средствами волейбола содействовать решению задач физического воспитания школьников, обучить их основам навыков игры в волейбол и привить привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Особое внимание при обучении приемам волейбола на уроках надо обратить на обеспечение активности всех занимающихся в выполнении упражнений (разделение на подгруппы, площадки уменьшенного размера, тренажерные устройства и т. п.). Нельзя отдавать преимущество двусторонней игре на уроке, продуктивность такого урока будет невысокой.
Спортивные секции охватывают почти все возрастные группы учащихся. С учащимися 8-9 и 10-11 лет проводятся занятия и соревнования по мини-волейболу, основным отличием которого является мяч меньшей окружности (до 60 см) и веса (до 200 г), отличаются и правила игры1. Такие занятия проходят интересно также с учащимися 12-13 лет, которым трудно даются упражнения с обычным мячом.
В группах 12-13, 14-15 и 16-17 лет учащиеся овладевают основами техники и тактики, участвуют в соревнованиях. Количество учащихся в одной группе до 24 человек. Занятия должны проводиться не реже трех раз в неделю по 60-90 минут в группах 8-13 лет и по 90 минут в группах 14-15 и 16-17 лет.
В группах общей физической подготовки наряду с другими включаются средства волейбола. Кроме положительного воздействия на общую физическую подготовленность, они помогают повысить эмоциональный фон занятий, что способствует поддержанию интереса к тренировкам.
В программу дней здоровья и спорта включают подготовительные к волейболу игры, мини-волейбол, в старших классах игровые упражнения и двусторонние игры различными составами.
Внутришкольные соревнования по волейболу проводятся с участием всех членов секции, а также между классами, при этом в программу соревнований включаются испытания по физической подготовке, по технике игры и собственно игра в волейбол. Такие соревнования, как правило, входят в программу физкультурных праздников.
Во время туристских походов и слетов применяются игровые упражнения, подготовительные к волейболу игры, игры уменьшенными составами и 6X6.
Упражнения по волейболу из числа изученных на уроках физической культуры включаются в самостоятельные занятия школьников, в домашние задания по физкультуре.
Аналогично общеобразовательной школе организуется работа по волейболу в промышленно-технических училищах. Помощь учителям физической культуры в проведении занятий и соревнований оказывают учителя других специальностей и старшие школьники, прошедшие соответствующую методическую подготовку.
Массовую работу по волейболу среди учащихся проводят ДЮСШ, главным образом выполняют эту задачу группы начальной подготовки. По такому же принципу проводят работу дворцы и дома пионеров, ДЮКФП.
В летнее время большая работа по волейболу среди учащихся проводится в пионерских лагерях: тренировочные занятия, соревнования по физической и технической подготовке, мини-волейболу и волейболу. Благоприятные условия для массового волейбола имеются в оздоровительно-спортивных лагерях.
В высших учебных заведениях волейбол традиционно считается студенческим видом спорта. Он включен в программу по физическому воспитанию - обязательные занятия во внеурочное время спортивную работу по волейболу проводят спортклубы, наиболее подготовленные спортсмены проходят подготовку в межвузовских объединениях. Средства волейбола включают в период производственной практики, в студенческих спортивно-оздоровительных лагерях, строительных отрядах. В выходные дни и каникулы практикуются самостоятельные занятия, игровые упражнения и двусторонние игры, соревнования. В вузах систематически проводятся соревнования на первенство факультетов и первенство института, встречи с другими вузами, участие в первенстве города среди вузов, среди КФК.
В средних специальных учебных заведениях волейбол входит в учебную программу по физическому воспитанию, организуются спортивные секции, проводятся соревнования.
Особенность работы по волейболу с массовым охватом занимающихся состоит в том, чтобы занятия проходили интересно, по мере освоения передачи и приема мяча на их основе строились игровые упражнения, подготовительные к волейболу игры и даже игра в волейбол, пусть вначале без подачи. Надо учитывать, что люди пришли "играть в волейбол" и лишать их этого удовольствия нельзя. В то же время, опираясь на глубокий интерес к занятиям, тренер затем решает вопросы физической, технической, тактической подготовки, что, в свою очередь, способствует росту мастерства занимающихся и еще больше приобщает их к систематическим занятиям физической культурой и спортом.