Глава i. исследование состояния вопроса по данным литературных источников
Введение
Ядро спорта состоит из трех элементов: спортивного отбора, тренировки и соревнования. Спортивный отбор (СО) - предмет теории и методики спорта, в том числе гимнастики, направленный на изучение способностей и предпосылок к занятиям избранным видом спорта с целью достижения возможно более высоких результатов. Проблема спортивного отбора и её составляющая - диагностика спортивной одаренности является одной из центральных в области теории и методики спортивной тренировки и сопряжена с широким спектром вопросов, решаемых спортивной наукой и практикой. Отбор детей для занятий спортом приобретает значение важнейшей социально-педагогической задачи.
К сожалению, идеальная система диагностики спортивной одаренности в различных видах спорта, основанная на современных моделях и методах, до настоящего времени не создана. Это делает необходимым специальное научное исследование в данном направлении.
Вероятность оптимального развёртывания процесса спортивного совершенствования во многом зависит от того, на каком из этапов индивидуального возрастного развития выявляется предрасположенность к прогрессированию в том или ином виде спорта. Соответственно обеспечивается спортивная ориентация, то есть формирование магистральной нацеленности спортивной деятельности и целесообразный выбор перспективных путей ее развертывания, согласующихся с индивидуальной предрасположенностью. Основной значимостью спортивного отбора является содействие и активизации поиска талантливых спортсменов и формированию отлаженной системы их подготовки. (1, 2, 3)
Актуальностьтемы дипломной работы связана со значительным применением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.
Цель исследования:исследовать динамику спортивного отбора и подготовленности детей к занятиям спортивной гимнастикой
Гипотеза исследования: мы предлагаем, что наилучший отбор будет только при прохождении тестирования, необходимого для определения у детей уровня физического развития.
Объект исследования: процесс отбора в детско-юношескую спортивную школу по спортивной гимнастике детей 6-7 лет.
Предмет исследования: организационно-методические особенности отбора детей 6-7 лет в детско-юношескую спортивную школу по спортивной гимнастике.
Задачи исследования:
1. Выявить в процессе изучения специальной научно-методической литературы модельные характеристики юных гимнастов на этапе отбора в ДЮСШ.
2.Определить степень соответствия подготовленности юных гимнастов ДЮСШ модельным характеристикам.
3. Выявить динамику подготовленности юных гимнастов ДЮСШ.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение литературных источников.
2. Тестирование
3. Обсервационные методы (наблюдение) педагогическое наблюдение.
4. Методы антропометрии.
Практическая значимость:Результаты исследования позволяют наначальном этапе спортивного отбора диагностировать и выявлять подготовленность учащихся характеризующую будущую успешность в спортивной гимнастике.
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Глава II. Задачи, методы и организация исследования
Задачи исследования
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Выявить в процессе изучения специальной научно-методической литературы модельные характеристики юных гимнастов на этапе набора в ДЮСШ.
2.Определить степень соответствия подготовленности юных гимнастов ДЮСШ №1 г. Саратова набора 2012-2012 года, модельным характеристикам.
3. Выявить динамику подготовленности юных гимнастов ДЮСШ №1 г. Саратова за период 2012-2013 годы.
Методы исследования
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:
1. Анализ и обобщение литературных источников.
2. Тестирование
3. Обсервационные методы (наблюдение) педагогическое наблюдение.
4. Методы антропометрии.
1. Анализ и обобщение литературных источников, мы проводили с целью получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнение методов исследования, выяснение состояния решаемой проблемы. Изучалась литература: о методах отбора и набора в спорте в целом и в гимнастике в частности. Использование данных специальной научно-методической литературы позволило обосновать необходимость настоящего исследования.
2. Тестирование проводилось с целью определения уровня развития двигательных качеств юных гимнастов. В качестве тестов для оценки физических качеств были избраны упражнения, применяемые в ДЮСШ №1 для определения физической подготовленности и набора юных гимнастов в учебно-тренировочные группы (приложение 2):
Сгибание, разгибание рук на перекладине в висе проводилось для определения развития физических качеств мышц сгибателей и приводящих мышц плечевого пояса.
Упражнения прыжок в длину и бег на 20м проводились для определения скоростно-силовых качеств мышц ног.
Гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов и суставов плечевого пояса определяли с помощью упражнения – «мост» из положения лёжа.
При помощи упражнения – сед согнувшись (складка) мы определяли эластичность ягодичных мышц, мышц задней поверхности бедра и икроножных мышц.
Во время выполнения шпагата левая (правая) впереди, правая (левая) сзади, подвижность и эластичность мышц и связочного аппарата тазобедренных и коленных суставов.
Упражнение угол в висе определяло развитие физических качеств мышц живота.
Поднимания ног до прямого угла в висе показывает развитие брюшного пресса.
Так же развитие мышц рук и пресса мы определяли с помощью угла в упоре.
Оценка проводилась по десятибалльной шкале следующим образом:
· тест считается пройденным, если ребенок по всем тестам получает среднюю оценку от 6 баллов и выше;
· тест считается не пройденным, если ребёнок получает среднюю оценку от 0 до 3 балла;
· в том случае, если ребёнок получает среднюю оценку от 3 до 6 баллов, то ему рекомендуют занятия в смежные виды спорта (акробатика, прыжки в воду).
3. Изучить опыт осуществления отбора в ДЮСШ №1 г. Саратова, а также работу тренеров с детьми и их родителями при проведении набора в спортивную школу.
4. Антропометрический метод применялся для выявления соответствия детей показателям физического развития юных гимнастов на этапе отбора и набора.
Организация исследования
Наше исследование проходило в период с 3.09.2012 - 25.05.2013 году на базе ДЮСШ №1. В исследовании приняло участие 28 человека в возрасте 6-7 лет, которые полностью соответствовали показателям физического развития юных гимнастов (приложение 1).
На первом этапе была определена тема исследования, её актуальность, цели и задачи исследования, рабочая гипотеза, проанализированы литературные источники по теме исследования. Проведён выбор методов исследования и овладение ими в ходе практической деятельности при проведении тренировок по спортивной гимнастике.
На втором этапе мы проводили тестирование с целью получения данных для решения задач нашего исследования. Проведён анализ результатов тестов, сделаны выводы.
На третьем этапе проведена работа по оформлению дипломной работы.
Заключение
В процессе изучения специальной научно-методической литературы мы выявили модельные характеристики юных гимнастов для отбора в детско-юношеской спортивную школу (приложение 1, 2), которые являются показателем физического развития детей. К ним относятся такие характеристики как, возраст, длина тела, вес и окружность груди, а также приемные нормативы для детей 6-7 лет в детско-юношескую спортивную школу по спортивной гимнастике.
Определяя степень соответствия подготовки юных гимнастов детско-юношеской спортивной школы №1 г. Саратова отбора 2012 года модельным характеристикам, мы выявили, что из двадцати восьми человек, девять не смогли выполнить требования и не набрали нужное количество баллов, семь тестируемых были отобраны для смежных видов спорта и двенадцати гимнастам удалось выполнить требования для зачисления в группу начальной подготовки.
Выявляя динамику подготовленности юных гимнастов ДЮСШ №1 г. Саратова, на этапе отбора, за период с 2009 по 2012 годы, мы установили, что в нормативных требованиях таких как прыжок в длину с места, беге на 20 м наблюдается отрицательная динамика. Но в остальных тестах можно увидеть положительную динамику, к ним относятся поднимания ног до прямого угла, угол в висе и упоре.
Подводя итоги дипломной работы, можно сделать вывод, что не все дети способны пройти отбор в группу начальной подготовки, но у всех есть на это шансы.
Список литературы
1. Авекович Н.В. Цейтин М.И. Акробатика [Текст]: учебник/ Н.В. Авекович, – М.: ФиС, 1967. – 80 с.
2. Ашмарин Б.А. Тория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст]: учебное пособие/ Б.А. Ашмарин – М.: ФиС, 1998.– 223 с.
3. Ашмарин Б.А., Виноградо Ю.А., Вяткина З.Н., Ашмарина Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учебник/ Б.А. Ашмарин - М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учебник/ Б.А. Ашмарин – М.: Просвещение, 1990. – 28 с.
5. Баландин В.И., Бдудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте [Текст]: учебно-методическое пособие/ В.И. Баландин – М.: ФиС, 2006. – 192 с.
6. Бальсевич В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации // Теория и практика физической культуры [Текст]: спорт. журнал, 1990. - № 1. – с. 33-31
7. Брыкина А.Т. Гимнастика [Текст]: учебник/ А.Т. Брыкина – М.: ФиС, 1971. – 351 с.
8. Брянкин С.В. Жданов Л.Н. Шустин Б.Н. Спортивный отбор и ориентация [Текст]: учебное пособие/ С.В. Брянкин - Смоленск: СГИФК, 1997. – 68 с.
9. Вайцеховский С.М. Книга тренера [Текст]: учебное пособие/ С.М. Вайцеховский – М.: ФиС, 1971. – 312 с.
10. Волков В.М. Филин В.П. Спортивный отбор [Текст]: учебное пособие/ В.М. Волков– М.: ФиС, 1983. – 176 с.
11. Гавердовский Ю.К., Смолевский В.М. Спортивная гимнастика[Текст]: учебник/ Ю.К. Гавердовский – М.: ФиС, 1999. – 327 с.
12. Годик М.А. Спотивная метрология: Учебник для институтов физической культуры [Текст]: учебник/ М.А. Годик – М.: ФиС , 1988. – 192 с.
13. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: учебник/ А.А. Гужаловский – М.: ФиС, 1986. – 352 с.
14. Зациорский В.М. Проблема надежности двигательных тестов [Текст]: учебное пособие/ В.М. Зациорский – М.: ФиС, 1998. – 20 с.
15. Зациорский В.М. Спортивная метрология [Текст]: учебник/ В.М. Зациорский – М.: ФиС, 1982. – 256 с.
16. Козлов В.И., Гладышева А.А. Основы спортивной морфологии [Текст]: учебник/ В.И. Козлов – М.: ФиС, 1997. – 103 с.
17. Коркин В.П. Акробатика для спортсменов [Текст]: учебное пособие/ В.П. Коркин – М.: ФиС, 2004. – 92 с.
18. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии [Текст]: учебное пособие/ А.Н. Леонтьев – 1990. - № 1 с. 7-16
19. Матвеев Л.П. Основы общей теории и системы подготовки спортсменов [Текст]: учебник/ Л.П. Матвеев – Киев: Олимпийская литература, 1999.–384 с.
20. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник/ Л.П. Матвеев – М.: ФиС, 1991. – 542 с.
21. Мотылянская Р.Е. Возрастые проблемы спортивной медицины //Теория и практика физической культуры [Текст]: учебник/ Р.Е. Мотылянская – 1975. - № 5. – с. 35-38
22. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов [Текст]: учебное пособие/ М.Я. Набатникова – М.: ФиС, 1982. – 280 с.
23. Орлова Л.П. Гимнастика [Текст]: учебник/ л.П. Орлова – М.: ФиС, 1992. – 656 с.
24. Платонов В.М. Подготовка квалифицированных спортсменов [Текст]: учебное пособие/ В.М. Платонов – М.: ФиС, 1986. – 286 с.
25. Платонов К.К. Проблема способностей [Текст]: учебное пособие/ К.К. Платонов – М.: наука, 2002. – 321 с.
26. Розин Е.Ю. Методика отбора и прогнозирования способностей к занятиям спортивной гимнастикой [Текст]: учебное пособие/ Е.Ю. Розин – М.: 1999. – 34 с.
27. Розин Е.Ю. Об основах тестирования в спортивной гимнастике // Гимнастика [Текст]: учебное пособие/ Е.Ю. Розин - № 1. – с. 30-34
28. Смолевский В.М. Гавердовский Ю.К. Спортивная гимнастика [Текст]: учебник/ В.М. Смолевский – Киев: Олимпийская литература, 1999. – 160 с.
29. Украна М.Л., Шлемина А.М. Гимнастика [Текст]: учебник/ М.Л. Украна – М.: ФиС, 1977. – 422 с.
30. Фарфель В.С. Двигательные способности // Теория и практика физической культуры [Текст]: спор. журнал/ В.С. Фарфель– 1977. - № 12. – с. 27-30
31. Филипович В.И., МартовкийА.Н., СергиевскаяЕ.Н. Обучение и тренировка юных гимнастов [Текст]: учебник/ В.И. Филипович – М.: Просвещение, 1965. – 267 с.
32. Филипович В.И. Теория и методика гимнастики [Текст]: учебник/ В.И. Филипович – М.: Просвещение, 1991. – 477 с.
33. Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному совершенствованию [Текст]: сорт. журнал/ Н.А. Фомин– М.: ФиС, 1980. – 255 с.
34. Чернышенко Ю.К., Пилюк Н.Н., Баландин В.А. Методика отбора юных акробатов на этапах начальной и начальной специализированной подготовки [Текст]: учебное пособие/ Ю.К. Чернышенко – Краснодар : КГИФК, 1989. – 123 с.
35. Шлемина А.М. Юный гимнаст [Текст]: учебник/ А.М. Шлемина – М.: ФиС, 1993. – 254 с.
Приложения
Приложение 1
Таблица 4
Оценка
Приложение 3
ПРОТОКОЛТаблица 6 приема переводных контрольных нормативов отделения спортивной гимнастики по СФП
для группы начальной подготовки
№ п/п | Фамилия, имя | Год рожд. | Бег на 20 м | Прыжок в длину с места | Подт-ния в висе | Подн. ног до прям. угла | Угол в висе на гимн. ст. | Переворот в упор | Угол в упоре | Гибкость | Сумма баллов | |||||||||
Куприянова Анна | 5,1 | 3,0 | 7,0 | 5,5 | 9.5 | 3,0 | -0,3 | 57,8 | Выполнен | |||||||||||
Липчанская Мария | 4,8 | 4,5 | 4,0 | 2,5 | 9,5 | -0,1 | 50,5 | Выполнен | ||||||||||||
Синцова Виктория | 4,2 | 7,5 | 4,0 | 8,5 | -0,2 | 69,8 | Выполнен | |||||||||||||
Коновская Полина | 4,3 | 7,0 | 5.0 | 2,5 | 9,5 | 1.5 | 9,0 | -0,8 | 9,0 | 53,5 | Выполнен | |||||||||
Курохтина Дарья | 4,4 | 6,5 | 6,0 | 9.0 | 8,5 | 7.0 | -0.6 | 9,0 | 66.0 | Выполнен | ||||||||||
Тихонова Майя | 5,2 | 2,5 | 4,0 | 2,5 | 4.5 | 6,0 | -1,0 | 8,5 | 38,5 | Выполнен | ||||||||||
Дубасова Мария | 5,4 | 1,5 | 6.0 | 4,5 | 9.5 | 9,0 | -0,3 | 9,5 | 50,0 | Выполнен | ||||||||||
Горетова Екат. | 5,2 | 2,5 | 4,0 | 1,5 | 8,0 | 6,5 | -1.0 | 8,5 | 41,0 | Выполнен | ||||||||||
Прошина Анаст. | 4.2 | 7.5 | 8.0 | 7.0 | 9.5 | 9.0 | -0.7 | 8.5 | 69.5 | Выполнен | ||||||||||
Дубасова Софья | 5,5 | 1.0 | 1,5 | 7.5 | 4.5 | 9.5 | -1,2 | 8,0 | 30,0 | не выполнен | ||||||||||
Просина Дарья | 5,2 | 2,5 | 3,0 | 9,5 | -0,4 | 9,5 | 44.5 | Выполнен | ||||||||||||
Тугушева Самира | 5.4 | 1.5 | 7.0 | -0.5 | 9.5 | 68.0 | Выполнен | |||||||||||||
Короткова Софья | 5.2 | 2.5 | 4.0 | 3.5 | 9.5 | 9.7 | 1.5 | -1.2 | 8.0 | 42.2 | Выполнен | |||||||||
Бакетова Алина | 4,3 | 7,0 | 5.5 | 4.5 | 8,0 | 5.5 | -2,2 | 5,5 | 31.0 | не выполнен | ||||||||||
Гейбель Екатерина | 5,0 | 3,5 | 2,0 | 3,5 | 5,5 | 6,0 | -1,3 | 7,8 | 38,3 | Выполнен | ||||||||||
Дено Дарья | 5,1 | 3,0 | 1,0 | 3,5 | 7,5 | 8,0 | -2,1 | 5,8 | 38,8 | Выполнен | ||||||||||
Догадина Марина | 5,5 | 1,0 | 5.0 | 7,0 | 8.0 | -3,7 | 6,8 | 31.8 | не выполнен | |||||||||||
Ерофеева Ева | 5,3 | 2,0 | 3,5 | 9,0 | 8,0 | 8.0 | -1.4 | 7.0 | 37.5 | Выполнен | ||||||||||
Елесеева Виктория | 5,2 | 2,5 | 2,5 | 8,5 | 7,0 | 4,5 | -1,6 | 7,0 | 31,0 | Невыполнен | ||||||||||
Елесеева Елизавета | 5,0 | 3,5 | 1,5 | 5,0 | 1,5 | 6,0 | -1,0 | 8,5 | 26,0 | не выполнен | ||||||||||
Жукова Виктория | 5,3 | 2,0 | 3.5 | 8,0 | 3.0 | 8.0 | -4,7 | 2.5 | 27.5 | не выполнен | ||||||||||
Князева Екатерина | 4,8 | 4,5 | 2.0 | 1,5 | 8.5 | 8.5 | 8,0 | -2,4 | 5,0 | 38.0 | Выполнен | |||||||||
Копченова Анас. | 2.2 | 2.0 | 7.0 | 7,5 | 3,0 | 9,5 | -6,7 | 3.4 | 28,2 | не выполнен | ||||||||||
Ланская Нелли | 4,9 | 4,0 | 1,5 | 2,5 | 5,0 | -4,0 | 1,0 | 14,0 | не выполнен | |||||||||||
Талалуева Верон. | 5,3 | 2,0 | 5.0 | 8.0 | 8.0 | 8,5 | -1,2 | 8.0 | 39.5 | Выполнен | ||||||||||
Умерова Евгения | 4,9 | 4,0 | 2,0 | 3.5 | 6.5 | 6,5 | -2,0 | 6,0 | 38,5 | Выполнен | ||||||||||
Фокина Софья | 5,1 | 3,0 | 2,0 | 5,5 | 3.0 | -0,8 | 9,0 | 30,0 | не выполнен | |||||||||||
Широкова Диана | 4,3 | 7,0 | 5.0 | 2,5 | 9,5 | 9,0 | -1,8 | 6,0 | 49.5 | Выполнен |
Приложение 4
Таблица 7
Результаты тестирования двигательной подготовленности юных гимнастов 6-7 лет на этапе набора и отбора в 2012 году.
Баллы | Бег на 20 м | Прыжок в длину с места | Подт-ния в висе | Подн. ног до прям. угла | Угол в висе на гимн. ст. | Переворот в упор | Угол в упоре | Гибкость |
14% | 7% | 10% | 3% | 3% | 3% | 0% | 3% | |
32% | 14% | 17% | 0% | 3% | 0% | 0% | 3% | |
17% | 10% | 14% | 0% | 10% | 0% | 0% | 3% | |
14% | 17% | 3% | 3% | 7% | 3% | 3% | 0% | |
0% | 17% | 3% | 10% | 0% | 0% | 7% | 10% | |
3% | 7% | 0% | 3% | 10% | 0% | 7% | 10% | |
0% | 10% | 3% | 14% | 3% | 3% | 0% | 10% | |
0% | 3% | 3% | 17% | 25% | 0% | 14% | 25% | |
0% | 0% | 3% | 7% | 28% | 3% | 17% | 21% | |
0% | 0% | 3% | 39% | 7% | 3% | 50% | 10% |
Введение
Ядро спорта состоит из трех элементов: спортивного отбора, тренировки и соревнования. Спортивный отбор (СО) - предмет теории и методики спорта, в том числе гимнастики, направленный на изучение способностей и предпосылок к занятиям избранным видом спорта с целью достижения возможно более высоких результатов. Проблема спортивного отбора и её составляющая - диагностика спортивной одаренности является одной из центральных в области теории и методики спортивной тренировки и сопряжена с широким спектром вопросов, решаемых спортивной наукой и практикой. Отбор детей для занятий спортом приобретает значение важнейшей социально-педагогической задачи.
К сожалению, идеальная система диагностики спортивной одаренности в различных видах спорта, основанная на современных моделях и методах, до настоящего времени не создана. Это делает необходимым специальное научное исследование в данном направлении.
Вероятность оптимального развёртывания процесса спортивного совершенствования во многом зависит от того, на каком из этапов индивидуального возрастного развития выявляется предрасположенность к прогрессированию в том или ином виде спорта. Соответственно обеспечивается спортивная ориентация, то есть формирование магистральной нацеленности спортивной деятельности и целесообразный выбор перспективных путей ее развертывания, согласующихся с индивидуальной предрасположенностью. Основной значимостью спортивного отбора является содействие и активизации поиска талантливых спортсменов и формированию отлаженной системы их подготовки. (1, 2, 3)
Актуальностьтемы дипломной работы связана со значительным применением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.
Цель исследования:исследовать динамику спортивного отбора и подготовленности детей к занятиям спортивной гимнастикой
Гипотеза исследования: мы предлагаем, что наилучший отбор будет только при прохождении тестирования, необходимого для определения у детей уровня физического развития.
Объект исследования: процесс отбора в детско-юношескую спортивную школу по спортивной гимнастике детей 6-7 лет.
Предмет исследования: организационно-методические особенности отбора детей 6-7 лет в детско-юношескую спортивную школу по спортивной гимнастике.
Задачи исследования:
1. Выявить в процессе изучения специальной научно-методической литературы модельные характеристики юных гимнастов на этапе отбора в ДЮСШ.
2.Определить степень соответствия подготовленности юных гимнастов ДЮСШ модельным характеристикам.
3. Выявить динамику подготовленности юных гимнастов ДЮСШ.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение литературных источников.
2. Тестирование
3. Обсервационные методы (наблюдение) педагогическое наблюдение.
4. Методы антропометрии.
Практическая значимость:Результаты исследования позволяют наначальном этапе спортивного отбора диагностировать и выявлять подготовленность учащихся характеризующую будущую успешность в спортивной гимнастике.
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ