Глава i. обзор литературных источников

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 5

1.1. Понятие об ожирении, классификация и степень ожирения. 5

1.2. Этиология и патогенез. 11

1.3. Современные методы лечения ожирения. 17

1.4. Клинико-физиологическое обоснование лечебного действия физических упражнений. 23

1.5. Сравнение существующих методик ЛФК.. 25

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПЫТУЕМЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 27

2.1. Задачи исследования. 27

2.2. Методы исследования. 27

2.3. Организация исследования. 31

2.4. Краткая характеристика испытуемых. 31

ГЛАВА III. МЕТОДИКА ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЦ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С ОЖИРЕНИЕМ I-II СТЕПЕНИ.. 33

3.1. Методика лечебной гимнастики. 38

3.2. Методика гидрокинезотерапии. 40

3.3. Методика лечебного массажа. 45

3.4. Дополнительные средства ЛФК.. 48

ГЛАВА IV. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 53

4.1. Результаты показателей массы тела и индекса массы тела. 53

4.2. Результаты показателей окружности талии и бёдер. 55

4.3. Результаты данных калиперометрии, процент жировой ткани. 56

ВЫВОДЫ.. 58

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 60

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 65


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы

Согласно современному определению, ожирение – это хроническое, многофакторное заболевание, проявляющееся избыточным развитием жировой ткани, которое при прогрессирующем течении осложняется нарушением различных органов и систем. Кроме того, ухудшается качество жизни и уменьшается продолжительность жизни (смертность от различных заболеваний у лиц, страдающих ожирением, в 1,5-3 раза выше) [6,11,17]. По данным зарубежных исследований, если бы люди не болели ожирением, то средняя продолжительность жизни в мире увеличилась бы на четыре года [47].

В последнее время во всем мире наблюдается рост частоты ожирения как и у детей, так и у подростков: в развитых странах мира 25 % лиц подросткового возраста имеют избыточную массу тела, а 15 % страдают ожирением [22, 27]. При этом 30 млн. детей и подростков на планете характеризуются наличием избыточной массы тела и 15 млн. имеют ожирение («Health in the European Union. Trends and analysis» ВОЗ, 2009).

Избыточный вес в детстве - значимый предиктор ожирения во взрослом возрасте: 50 % детей, имевших избыточный вес в 6 лет, становятся тучными во взрослом возрасте, а в подростковом возрасте эта вероятность увеличивается до 80 %. В Российской Федерации ожирение имеют до 5,5% детей, проживающих в сельской местности, и 8,5% детей – в городской [15, 34]. Поэтому проблема ожирения в наше время становится все более актуальной и начинает представлять социальную угрозу для жизни людей.

Следует отметить, что ожирение, начавшееся в раннем детском возрасте, особенно прогрессирует в период полового развития, а в дальнейшем грозит различными заболеваниями: раннему атеросклерозу, сахарному диабету [2, 34]. Основные трудности лечения ожирения у школьников заключаются в том, что родители долгое время считают умеренно избыточный вес ребенка признаком здоровья. Такие дети надолго выпадают из поля зрения врачей. На прием, как правило, приходят подростки с III-IV степенью ожирения, но и в этих случаях основными причинами обращения к врачу являются жалобы на повышенную утомляемость, головные боли, но не на избыточный вес. У подростков наиболее часто встречаются случаи ожирения I и II степени (превышение веса на 15-50 % от нормы в соотношении с ростом) [16,32].

Актуальность проблемы ожирения заключается в том, что количество лиц, имеющих избыточный вес прогрессивно увеличивается. Этот рост составляет 10% от их прежнего количества за каждые 10 лет [27].

Предупреждение, лечение и реабилитация больных с ожирением являются важными задачами здравоохранения, реальной мерой профилактики ряда заболеваний и в первую очередь сердечно-сосудистых [47].

Специальная научно-методическая литература содержит многочисленные методики ЛФК при ожирении, но не всегда они бывают достаточно адекватны для лиц подросткового возраста с ожирением. Отсюда вытекает необходимость использования разнообразных средств и форм ЛФК ввиду возрастного фактора, что и объясняет актуальность данного исследования.

Цель исследования

Повышение эффективности методики ЛФК для лиц подросткового возраста с ожирением I-II степени.

Объект исследования

ЛФК для лиц подросткового возраста с ожирением I-II степени.

Предмет исследования

Средства и формы ЛФК для лиц подросткового возраста с ожирением I-II степени.

Рабочая гипотеза

Мы предполагаем, что разработанная нами методика ЛФК, которая включает в себя ЛГ, гидрокинезотерапию, лечебный массаж и дозированную ходьбу позволит снизить массу тела у подростков с ожирением I-II степени.

Этиология и патогенез

В подростковом возрасте, ведущим фактором в возникновении ожирения следует считать малую двигательную активность [16, 22].

При исследовании детской активности используются физические измерения (например, акселерометрия), которые могут показать соотношение активного и пассивного времени ребенка. Посредством некоторых измерительных систем также возможно зарегистрировать различную интенсивность активности. Наравне с опросным листом эти измерения позволяют провести сравнительный анализ. Зависимость детской активности от пола и возраста подтверждается данными акселерометрии. Они показывают заметное уменьшение физической активности у современных детей в препубертатном периоде, а также в подростковом возрасте. На основе данных дневников ежедневной активности учащихся школ, получены следующие результаты: «лежание» - 9 ч., «сидение» - 9 ч., «стояние» - 5 ч., движение – только 1 ч. [45].

Изучение двигательного режима школьников показало, что около 80 % учащихся, имеющих избыточный вес, ограничивались физическими упражнениями на уроках в школе и только 20 % дополнительно занимались в различных спортивных секциях. Однако эти занятия не были постоянными и часто прерывались в связи с заболеваниями. В семьях учащихся утреннюю гимнастику либо не делал никто из членов семьи, либо делал только отец, не привлекая к этому ребенка. Как правило, занятия спортом и оздоровительной физкультурой в таких семьях не практиковались. Свободное время в большинстве случаев учащиеся проводили за чтением художественной литературы, много времени просиживали у телевизора. Так, ученики 1-4-х классов в 44-58 % случаев затрачивали на просмотр телевизионных передач до 2 часов ежедневно, а учащиеся 5-9-х классов - более 3 часов. Таким образом, из всех форм физического воспитания у школьников с избыточным весом используется только урок физической культуры в, то есть суточный объем движений явно низок [8, 27].

Не подлежит сомнению тот факт, что культурно-техническая революция в значительной мере способствует распространению тучности. Усовершенствование средств передвижения, использование технического оборудования для игр (компьютер, ноутбук, приставки); доступ в «виртуальную реальность» - интернету, является теми факторами, которые ведут подростков к малоподвижному образу жизни (гиподинамии), что приводит к энергетическому дисбалансу и способствует возникновению ожирения.

Современная пищевая промышленность, подвергающая все продукты (сахар, муку и т.д.) рафинированию, современные способы приготовления пищи, при которых все биологически активные вещества разрушаются; приводят к тому, что люди начинают страдать от недостатка минералов, витаминов и других полезных для пищеварения веществ. Поскольку эти вещества крайне необходимы организму, он остро ощущает их скрытый недостаток. Это проявляется в переедании. Следствием неправильного питания, является нарушение кислотно-щелочного равновесия в организме, что приводит к образованию в крови избытка мочевой кислоты. Чувство ложного голода у людей с избытком мочевой кислоты, является одной из причин переедания, тем самым увеличивается масса тела.В настоящее время абсолютно доказана роль избыточного потребления жиров в развитии ожирения [12, 14].

В этиологии ожирения также придают значение острым психогенным факторам (испуг, страх, гнев) или длительным психическим переживаниям, отрицательным эмоциям. В подростковый период резко меняются психика и поведение человека.Подростки зачастую не могут правильно реагировать на стресс. Напряжение подавляется, а стресс продолжает мучить. Поэтому люди пытаются освободиться от стресса, прибегая к еде.

В процессе регуляции массы тела участвует множество гормональных активных соединений, и нарушение в синтезе или рецепторной передаче действия любого из этих агентов может способствовать изменению энергетического баланса в организме, что проявляется изменением пищевого поведения и развитием ожирения. Последнее время особое внимание ученых привлек белок грелин, идентифицированный в 1999 г. Грелин контролирует расход энергии, поглощение пищи, активизирует секрецию гормона роста. Он может стимулировать лактотропную и кортикотропную функции, участвовать в клеточной полиферации, циркуляции, пищеварении, влиять на сокращения желудка и выработку соляной кислоты, панкреатическую функцию и обмен глюкозы. Однако в целом действие грелина в организме еще плохо изучено. Вероятно, компульсивное пищевое поведение может быть связано с нарушением его выработки [25].

Поэтому среди основных причин ожирения рассматривают:

1. Внутренние факторы (наследственная предрасположенность, органические поражения центральной нервной системы (ЦНС), гипоталамо-гипофизарной области, гормональные нарушения).

2. Внешние факторы или средовые (нерациональное питание, семейные традиции неправильного питания и отсутствие достаточного двигательного режима для детей и подростков дома и в школе).

Ожирение, начавшееся в детские годы (если его вовремя не остановить), прогрессирует и проходит три фазы патологического процесса: неосложненную, переходную и осложненную. Неосложненная фаза ожирения (I степень) в большинстве случаев встречается у мальчиков 9 лет и у девочек 9-11 лет. Анализ успеваемости по программе "физическая культура" показал, что в этом возрасте школьники еще справляются со всеми требованиями, предъявляемыми программой, и имеют оценку "4" и "5". Начиная с 12-13 лет школьники с начальными степенями ожирения начинают резко отставать в развитии выносливости, быстроты и силы. В частности, они не справляются с упражнениями на снарядах, лазаньем по канату, акробатическими упражнениями. Им не удаются прыжки в высоту, скоростной бег. Это может быть объяснено прогрессированием скрытого патологического процесса - нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы, нарушения обмена веществ [34].

Регуляция поступления пищи осуществляется пищевым центром, локализованным в гипоталамусе. Поражения гипоталамуса воспалительного и травматического характера приводят к повышению возбудимости пищевого центра, повышенному аппетиту и развитию ожирения. В патогенезе ожирения определенная роль принадлежит и гипофизу. Говоря о развитии ожирения, нельзя недооценивать значение гормональных факторов, поскольку процессы мобилизации отложения жира тесным образом связаны с функциональной активностью большинства желез внутренней секреции. Ожирение развивается при различных заболеваниях гипофиза, щитовидной железы, надпочечников и островкового аппарата поджелудочной железы (сахарный диабет), которые принимают активное участие в регуляции обмена липидов. Понижение функций щитовидной и половых желез приводит к ожирению. Усиление деятельности островкового аппарата поджелудочной железы ведет к усиленному синтезу сахара в гликоген, переходу его в жир и тормозит мобилизацию последнего из депо. Кортизон, представляющий собой гормон коры надпочечников, также усиливает жироотложение. Нарушение в каком-либо звене этой сложной регуляции приводит к нарушению жирового обмена и развитию тех или иных форм ожирения [32].

В этиологии ожирения определенное значение имеет наследственно-конституциональный фактор. Риск развития ожирения у ребенка достигает 80%, если оно имеется у обоих родителей; риск составляет около 50%, если ожирением страдает только мать, около 38% - при ожирении у отца и примерно 7-9% - при отсутствии ожирения у родителей. Естественно, что ожирение само по себе не является врожденным заболеванием, однако предрасположенность к нему может иметь наследственный характер. О явном наличии наследственного предрасположения к возникновению ожирения свидетельствуют также статистические данные о частоте тучности у родственников больных ожирением. По некоторым данным, примерно у 50% детей развивается тучность, если один из родителей страдал ожирением, если оба, то ожирение наблюдалось у 2/3 детей [42].

Одним из основных факторов увеличения жировых отложений, являются чрезмерное потребление углеводов. Глюкоза, поступающая в кровь (в результате всасывания из кишечника) в количествах, превосходящих потребности печени или возможности процесса депонирования гликогена, прежде всего используется для синтеза жирных кислот. Наиболее важным местом образования эндогенных, преимущественно насыщенных жирных кислот являются клетки печени. Поступающий из печени избыток глюкозы захватывают клетки жировой клетчатки, в которой происходит синтез дополнительных количеств жирных кислот. У людей, страдающих ожирением, отмечается значительное повышение содержания инсулина в циркулирующей крови. Избыточное питание углеводов не только способствует захвату глюкозы жировой клетчаткой, но и индуцирует синтез ряда ферментов (фермента, расщепляющего цитрат, ацетил-КоА - карбоксилазы и синтетазы жирных кислот) в клетках печени и жировой ткани, что ведет к стимуляции липогенеза. Кроме того, повышение концентрации инсулина ингибирует гормон-чувствительную липазу, что вызывает дальнейшее смещение нарушенного баланса в сторону отложения жиров [21, 24].

Алиментарно-конституциональное ожирение развивается в результате избыточного питания и малоподвижного образа жизни. При этом энергетических веществ поступает в организм больше, чем их расходуется. Источником повышенного жироотложения является не только переедание или большое количество жиров в рационе, но и чрезмерное употребление углеводов. Редкое, нерегулярное питание и еда преимущественно в вечернее время приводит к перееданию. А во время отдыха и сна, как известно, энергозатраты невелики, поэтому избыточные питательные вещества, поступившие с пищей, откладываются в виде жира в жировой ткани. Таким образом, развитие алиментарно-конституциональной формы ожирения тесно связано с двигательной активностью и количеством энергии, поступающей с пищей [10,14]. В возрасте 7-16 лет в таких случаях проявляются симптомы: снижение толерантности к физической нагрузке, одышка, повышение АД. К шестнадцати годам у ¼ детей фиксируют метаболический синдром, который проявляется не только ожирением, но инсулинорезистентностью, артериальной гипертензией и дислипидемией [3, 8, 39].

Избыточная масса тела оказывает чрезмерную нагрузку на опорно-двигательный аппарат (суставы нижних конечностей, позвоночник) и способствует развитию в нем различных дегенеративных процессов, возникают артрозы коленных и тазобедренных суставов, плоскостопие, грыжи межпозвоночного диска (остеохондроз). Для абдоминального типа ожирения характерны выраженные нарушения структуры позвоночника и изменения скелета. Позвоночник становится малоподвижным, теряет гибкость, формируются грыжи межпозвоночных дисков. Из-за большого живота, который оттягивает поясничную часть позвоночника, развивается поясничный лордоз, что способствует подъему ребер и формированию бочкообразной грудной клетки. Высокое стояние диафрагмы у лиц с ожирением уменьшает ее экскурсию и способствует развитию воспалительных процессов (бронхит, пневмония, ринит, трахеит) в бронхолегочной системе. Выявляются заболевания желудочно-кишечного тракта (хронический холецистит, желчнокаменная болезнь, хронический колит). Печень у таких пациентов обычно увеличена вследствие жировой инфильтрации и застоя. Развивается сахарный диабет, возникают нарушения менструального цикла, аменорея, бесплодие, подагра.

Ожирение может лежать в основе функциональных нарушений деятельности нервной системы (ослабление памяти, головокружения, головные боли, сонливость днем и бессонница ночью). Возможно возникновение депрессивного состояния: жалобы на плохое самочувствие, переменчивость в настроении, вялость, сонливость, одышка, боли в области сердца, отеки и т.п.

Данные клинических исследований свидетельствуют о том, что у больных ожирением довольно рано наблюдаются изменения сердечно-сосудистой системы, характеризующиеся, с одной стороны, дистрофией миокарда, а с другой - атеросклеротическим поражением артерий. Деятельность сердца при ожирении значительно затруднена [15].

При ожирении наблюдаются сдвиги в функционировании желез внутренней секреции. Абдоминальное ожирение, для которого характерны инсулинорезистентность и гиперинсулинемия, является ведущим фактором в развитии сахарного диабета (СД) 2-го типа, который в 85-90% случаев развивается именно на фоне ожирения. Необходимо подчеркнуть, что при снижении массы тела у больных СД 2-го типа и ожирением улучшается чувствительность к инсулину, уменьшается инсулинорезистентность, нормализуется уровень глюкозы и холестерина в крови [3, 39]

Диетотерапия.

От привычного пищевого режима к новому переходят постепенно, длительно изменяя характер питания, пищевых привычек, а не временным ограничением употреблением определенных продуктов. Количество потребляемой пищи и ее калорийность уменьшают таким образом, чтобы у пациента не было чувства выраженного голода, чтобы лечение не вызывало резкой слабости и нервного раздражения [28]. Цель лечебного питания - мобилизация жиров из жировых депо, снижение возбудимости пищевого центра (аппетита) и торможение синтеза жиров в организме из легкоусвояемых углеводов.

При ожирении I степени лечение заключается в том, что рацион подростка приводится в соответствие с его физиологическими потребностями в основных пищевых веществах и энергии. Из рациона исключают все, что он получал в избытке, в первую очередь сладости. Питание должно быть дробным, т. е. 5-6 приемов пищи (благодаря этому объем порции меньше и чаще появляется чувство сытости). Перерывы между приемами пищи допускаются в 2,5 – 3 часа. Так добиваются ощущения сытости, подросток не чувствует себя голодным и не налегает на фаст-фуд. Основная часть калорий приходится на первую половину дня из-за более активного двигательного режима подростка. В первую половину дня можно давать мясные и рыбные блюда. Во вторую половину дня готовятся молочные и овощные блюда с низкой калорийностью. Периодически (1-2 раза в неделю) нужно устраивать разгрузочные дни [5].

Основные принципы рационального питания - это разумное ограничение и разнообразие пищи. Для создания отрицательного энергетического баланса необходимо уменьшить суточный каллораж на 500 ккал, но суточная калорийность для девочек не должна быть менее 1200, а для мальчиков - 1500 ккал. Этот дефицит энергии обеспечит снижение массы тела на 0,5-1 кг в неделю. Принципиальным является количество приемов пищи: 5-6 раз в день.

Если подросток ест 5 раз в сутки, то калорийность пищи распределяется так: первый завтрак примерно 20 % всех калорий, второй завтрак - 15 %, обед - 35 %, полдник - 15 %, ужин - 15 %. Последний раз прием пищи должен быть за 3 часа до сна и это может быть только легкоусвояемая нежирная пища – например, стакан кефира [28].

В питании больного ожирением должно содержаться достаточное количество белка, особенно животного происхождения, крайне необходимого для растущего организма. С этой целью в меню ежедневно включают нежирное мясо, рыбу, яйцо, молоко и молочные продукты, лучше в виде кисломолочных напитков. Очень полезны творог и сыр (неострых сортов). В некоторых случаях, когда подросток получает диету с уменьшенным количеством калорий, содержание белковой пищи следует даже несколько повысить. Ведь белок крайне необходим растущему организму, а при ограничении других ингредиентов, особенно углеводов, он часто расходуется на выработку энергии. Достаточное содержание белка в рационе вызывает чувство насыщения, и лучше переносится диетический режим. Ограничивать углеводы в первую очередь надо за счет сахара, сладостей, кондитерских изделий, а также круп, хлеба и макаронных изделий [37, 5].

Количество жиров в рационе также следует ограничивать (в первую очередь это касается сливочного масла, говяжьего, свиного, бараньего жира и маргарина). Растительное масло в количестве 10-12 г (2 чайные ложки) желательно давать в натуральном виде (в салаты, винегреты). Американские авторы убеждают, что 20 % жира в рационе необходимы для выработки специального гормона холецистокинина, который отвечает за появление чувства насыщения.

Из овощей предпочтительно использовать капусту, кабачки, томаты, спаржу, сладкий перец, лиственную зелень огурцы, редис, репу, морковь, свеклу, тыкву. Употребление картофеля, содержащего большое количество крахмала, следует ограничивать.

Исключить из рациона следует компоты, кисели и даже сладкие фруктовые соки. Вместе с тем количество овощей (кроме картофеля) и несладких фруктов следует увеличивать. Можно также давать кисло-сладкие и кислые натуральные соки, сушеные фрукты. В овощах и фруктах много клетчатки и пектина, которые необходимы для нормальной работы кишечника, так как у таких детей нередко отмечаются запоры. Кроме того, овощи и фрукты обеспечивают организм витаминами, минеральными солями, оказывают мочегонное действие, удаляя из организма лишнюю жидкость.

Чтобы снизить аппетит, из рациона исключите приправы, пряности, наваристые бульоны, жареные блюда, а также острые, соленые и копченые закуски. Все - лишь отварное, приготовленное на пару, либо тушенное в духовом шкафу. Следует тщательно разжевывать пищу и тратить не менее 20 минут на каждый прием пищи, потому что именно это время требуется, чтобы почувствовать себя сытым [28].

Физическая реабилитация

Необходимым условием успешного восстановления пациентов с ожирением является правильный режим двигательной активности. При выборе физических упражнений, определении скорости и интенсивности их выполнения следует учитывать, что упражнения на выносливость (длительные умеренные нагрузки) способствуют расходу большого количества углеводов, выходу из депо нейтральных жиров, их расщеплению и преобразованию. Целесообразно использование физической нагрузки средней интенсивности, способствующей усиленному расходу углеводов и активизации энергетического обеспечения за счет расщепления жиров. Занятия должны быть длительными (45—60 мин и более), движения выполняются с большой амплитудой, в работу вовлекаются крупные мышечные группы, используются махи, круговые движения в крупных суставах, упражнения для туловища (наклоны, повороты, вращения), упражнения с предметами. Большой удельный вес в занятиях лиц с избыточной массой должны занимать циклические упражнения, в частности ходьба и бег [35].

Наиболее целесообразной формой ЛФК в реабилитации подростков с метаболическим синдромом авторы считают лечебное плавание [10]. Также эффективным средством ЛФК является аквааэробика. Как показали исследования, расход энергии при одном только поддержании тела на воде превышает обмен покоя в 2-3 раза [33].

Важна регулярность занятий (не менее 3-4 раз в неделю), постепенное увеличение их интенсивности и длительности с учетом индивидуальных особенностей. Хорошие результаты в снижении массы тела у пациентов экзогенно-конституциональным ожирением I степени дают упражнения на тренажерах (велотренажер, беговая дорожка). При этом следует учитывать, что систематические физические упражнения, выполняемые на таких тренажерах (с чередованием каждые 3 - 5 мин работы и отдыха) в течение 60-90 мин занятий, благоприятно влияют на клинические показатели и наиболее эффективно воздействуют на липидный обмен [26].

Принципиальное значение (при отсутствии противопоказаний) имеет включение в лечебный комплекс гидро- и бальнеотерапии, способствующих снижению массы тела, улучшению обменных процессов кровообращения, поддерживающих мышечный и психоэмоциональный тонус, оказывающих тонизирующий и закаливающий эффект, повышающих двигательную активность подростков. Из бальнеологических процедур пациентам показаны углекислые, сульфидные, радоновые, скипидарные и другие ванны. Они стимулируют процессы обмена веществ, улучшают капиллярное кровообращение и функцию тканевого дыхания, оказывают нормализующее влияние на центральную нервную систему, нейроэндокринную регуляцию обмена веществ. Подводный душ-массаж - это особый вид водолечебных процедур, при котором тело больного, погруженное в ванну, массируют струей воды, подаваемой под давлением. Массаж водяной струей вызывает выраженное покраснение кожи, улучшает кровообращение, стимулирует обмен веществ в тканях. Наиболее активны контрастные ванны, при которых желательно сочетать действие температурного фактора и движения. Эти ванны нормализуют артериальное давление, улучшают сократительную функцию миокарда, состояние центральной нервной системы, усиливают теплопродукцию организма [19].

Санаторно-курортное лечение весьма благоприятно влияет на снижение массы тела у детей с ожирением. В санаториях самой природой созданы условия, способствующие повышению физической активности: естественные водоемы для купания, терренкуры и «тропы здоровья» для активных прогулок. Комплекс санаторно-курортного лечения ожирения обычно включает: диетическое питание, лечебную физическую культуру, минеральные ванны (углекислые, радоновые, хлоридные натриевые); гидротерапию – ванны (жемчужные, хвойные, пенно-солодковые), души (Шарко, циркулярный); подводный душ-массаж; тепловые процедуры (сауны, бани), климатотерапию (особенно полезные для больных ожирением горные и морские курорты); некоторые методы аппаратной физиотерапии (электромиостимуляция, электросон), иглорефлексотерапию. Также эффективным является питьевое лечение минеральными водами [35].

Лекарственная терапия

Медикаментозная терапия ожирения у подростков ограничена. Един- ственный препарат, разрешенный для лечения ожирения у детей старше 12 лет в мире и Российской Федерации, - Ксеникал (действующее вещество орлистат). Орлистат является ингибитором желудочной и панкреатической липаз, которые участвуют в гидролизе триглицеридов и необходимы для всасывания жиров в тонком кишечнике. В результате действия препарата уменьшается всасывание пищевых жиров. После отмены препарата его действие быстро прекращается, а активность липаз восстанавливается. Показано, что включение орлистата в комплексную терапию ожирения у подростков сопровождается клинически значимым снижением частоты дислипидемии, в основном за счет уменьшения уровня общего холестерина [30]. Ксеникал назначается на фоне диетотерапии по 1 капсуле (120 мг) перед основными приемами пищи, максимальная суточная доза — 360 мг (3 капсулы, по 1 капсуле 3 раза в день). Длительность лечения может составлять от 3 до 12 месяцев; при приеме препарата дольше 3 месяцев к терапии рекомендуется добавлять поливитаминные комплексы, учитывая возможный риск снижения уровня жирорастворимых витаминов в крови. Применение метформина в педиатрической практике разрешено для пациентов старше 10 лет с установленным диагнозом сахарного диабета 2-го типа. Использование препаратов октреотида, лептина, гормона роста ограничено рамками клинических и научных исследований и не может быть рекомендовано для применения в общей практике [38].

Физических упражнений

Как отмечают многие авторы, при реабилитации подростков с ожирением применяется комплекс лечебных мероприятий, обязательной составной частью которых являются физические упражнения, направленные на выполнение следующих задач:

- стимуляция и нормализация обмена веществ, в частности, жирового обмена;

- уменьшение избыточной массы тела;

- восстановление адаптации организма к физическим нагрузкам;

- нормализация функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем организма, страдающих при ожирении;

- улучшение и нормализация двигательной деятельности подростка;

- повышение неспецифической сопротивляемости.

В.К. Добровольский выявил четыре основных механизма лечебного действия физических упражнений: тонизирующего влияния, трофического действия, формирования компенсаций и нормализации функций.

Тонизирующее влияние физических упражнений заключается в стимуляции интенсивности биологических процессов в организме и обусловлено тем, что одновременно возбуждаются вегетативные центры нервной системы. Ее действие при ожирении основано на повышении энергозатрат занимающихся, стимуляции обмена веществ и увеличении тонуса гладкой и скелетной мускулатуры [4].

Трофическое действиефизических упражнений при ожирении проявляется в улучшении обменных процессов и процессов восстановления в организме, а также в улучшении крово- и лимфообращения. Мышечная деятельность является важнейшим фактором регуляции обмена веществ и энергии, процессов катаболизма (распада) и анаболизма (воспроизводства) основных пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, стимуляторов ферментативных окислительных реакций. Систематическое выполнение физических упражнений способствует восстановлению нарушенной регуляции трофики тканей [40].

Механизм нормализацию функцийзаключается внормализации обмена веществ, в частности, жирового обмена; нормализации функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем организма, страдающих при ожирении. Чередование упражнений, усиливающих процессы возбуждения в ЦНС (упражнения для крупных мышечных групп, с выраженным мышечным усилием, в быстром темпе) с упражнениями, усиливающими процесс торможения (дыхательные упражнения, упражнения на расслабление мышц) способствует восстановления нормальной подвижности нервных процессов [35].

Задачи исследования

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать современные методики ЛФК для лиц подросткового возраста с ожирением I-II степени.

2. Разработать методику ЛФК для лиц подросткового возраста с ожирением I-II степени.

3. Экспериментально оценить эффективность разработанной методики ЛФК.

Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования.

2. Педагогические методы исследования.

3. Антропометрические измерения.

4. Калиперометрия.

5. Методы математической статистики.

Педагогический эксперимент

Нами было организовано специальное наблюдение с систематическими изменениями условий педагогического процесса. Мы наблюдали за этим процессом и создавали определенные условия деятельности. Проводился так называемый «последовательный» педагогический эксперимент, в ходе которого определилась эффективность разработанной методики ЛФК. В «последовательном» эксперименте эффективность от внедрения разработанной методики ЛФК выявляется путем сравнения определенных показателей, регистрируемых до и после.

Педагогический эксперимент дает возможность определить наиболее целесообразные средства и формы ЛФК на исследуемый контингент, а также результат педагогических мероприятий.

Калиперометрия

С помощью специального прибора (калипера) проходило измерение толщины кожных складок (ТКС) для определения точного процентного содержания жира в организме. Общее содержание жира в организме пропорционально толщине кожной складки. Измерения толщины кожных складок проводили в положении стоя на правой стороне тела с помощью пружинного полуавтоматического калипера FatTrack (Accu-Measure, USA). Для определения процентного содержания жира в организме (%ЖМТ) детей и подростков 8–17 лет используются формулы Слотера (см. приложение 4). Измерялась толщина кожно-жировой складки в области трицепса и под углом лопатки. Во время измерений специальное звуковое устройство сигнализирует об установлении стандартного давления дуг калипера на складку, в этот момент определяют её толщину. Ошибка измерения составляет 1 мм. Для снижения вероятности технических ошибок все измерения проводил один человек при помощи одного прибора. Фиксировали абсолютные значения толщины складок.

Организация исследования

Теоретическая часть работы проводилась на кафедре ФР и ОФК в РГУФКСМИТ (ГЦОЛИФК).

Практическое исследование осуществлялось в медсанчасти № 166 г. Москвы, в физиотерапевтическом отделении которой имеется бассейн.

На I этапе (сентябрь 2015 г. – декабрь 2015 г.) осуществлялся анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы, определялись цель, задачи и методы исследования.

На II этапе (декабрь 2016 г. – март 2016 г.) проводился педагогический эксперимент; применялась комплексная методика ЛФК лиц подросткового возраста, имеющих I степень ожирения, включающую в себя занятия в бассейне.

На III этапе (март 2016 г. – апрель 2016 г.) - математическая обработка полученных в ходе эксперимента данных, анализ результатов и оформление выпускной квалификационной работы.

Методика гидрокинезотерапии

Гидрокинезотерапия представляет собой средство ЛФК, предусматривающее выполнение упражнений в водной среде, чем обусловлена высокая эффективность занятий.

Условия пребывания подростков с ожирением в воде приближаются к условиям невесомости, что приводит к ограничению нагрузки на организм со сниженными функциональными возможностями. Выполнение упражнений, связанных с погружением в воду, охлаждением тела занимающихся и давлением воды, вызывает более энергичную работу сердца. Давление воды облегчает приток крови к сердцу, а горизонтальное положение тела, которое принимает человек при выполнении упражнений в воде, значительно облегчает условия работы сердца. Следовательно, гидрокинезотерапия, с одной стороны, побуждает сердце к усиленной деятельности, с другой - улучшает условия его работы.

В воде расход калорий выше примерно в 2 раза благодаря эффекту сопротивления более плотной среды и большей теплопроводности. Также дополнительное количество калорий сжигается благодаря температуре воды, которая намного ниже температуры тела. При охлаждении в воде организм не обезвоживается и не теряет с потом минеральных веществ. Упражнения в бассейне подразумевают отсутствие опоры под ногами, что способствуют укреплению мышц-стабилизаторов.

Во время занятий вода оказывает своеобразный массаж, который прекрасно действует на циркуляцию крови в тканях (мышцы не чувствуют перенапряжения, так как постоянный массаж водой понижает в них уровень молочной кислоты).

С осторожностью стоит заниматься в бассейне детям, страдающим астмой, так как воздействие воды может вызвать давление на грудную клетку, что может привести к осложнению дыхания. Детям, склонным к судорогам и страдающим аллергическими заболеваниями стоит проконсультироваться с лечащим врачом.

В гидрокинезотерапию входит:

1. Лечебная гимнастика в воде;

2. Дозированное плавание;

3. Подвижные игры в воде.

В подготовительном и заключительном периоде применялись дозированное плавание и подвижные игры в воде. В основном периоде использовалась ЛГ в воде вместе с дозированным плаванием.

Для поддержания ритмичного темпа упражнений, а также для хорошего настроения занимающихся, занятия проводились под музыку. Благодаря тому, что большая часть тела с

Наши рекомендации