Формирование и совершенствование двигательной функции у детей школьного возраста
Двигательная функция человека формируется под влиянием биологических и педагогических факторов (рис. 137). Биологический фактор связан с возрастными особенностями детей и подростков, и его влияние на двигательную функцию подчиняется закономерностям возрастного развития.
Двигательный анализатор у детей совершенствуется на протяжении ряда лет. Семилетний возраст считается переломным периодом— началом становления произвольных движений и совершенствования координационных механизмов в центральной нервной системе.
С 7 до 14 лет происходит активное развитие двигательного анализатора, которое к 13—14 годам достигает высокого уровня, происходит созревание ядра двигательного анализатора, повышаются
функциональные возможности коры больших полушарий и нервно-мышечного аппарата. Дальнейшее развитие функции двигательного анализатора происходит менее интенсивно или вовсе приостанавливается.
Также сказывается на формировании двигательной функции явление акселерации. Ускоренный рост продольных звеньев в теле оказывает существенное влияние на физическое развитие, а также на координационную деятельность подростков. Эти компоненты биологического фактора следует учитывать при формировании двигательной функций. Двигательная зрелость не приходит сама собой с возрастом. Она развивается и совершенствуется под влиянием окружающей среды и тесно связана с режимом двигательной деятельности. Следовательно, формирование и совершенствование двигательной функции возможно путем реализации основных компонентов педагогического фактора.
Двигательная функция у детей и подростков проявляется через двигательную деятельность, которая зависит от запаса условно-рефлекторных связей. Чем большим запасом условнорефлекторных связей обладает человек, чем многообразнее эти связи, тем легче и быстрее формируются у него новые формы движений. У детей необходимо равномерно воспитывать все физические качества, акцентируя внимание на воспитание в 7—9 лет быстроты выполнения
одиночных движений и ловкости; в 10—12 — гибкости, скорости и ловкости; в 13—14 — скоростной силы; в 15—16 — силы и выносливости.
Наиболее важным в обучении является умение точно оценивать свои движения в пространстве, во времени и по степени мышечных усилий.
«Каждая сознательная работа, — пишет П. Ф. Лесгафт, — несомненно, требует серьезного понимания пространства и времени и умения справляться с этими соотношениями не по книге, а на деле» *. Для воспитания таких умений используются общеразвиваю-щие упражнения, ходьба, бег, прыжки, метание, упражнения в равновесии, упражнения в висах и упорах, лазанье, акробатические упражнения. При их выполнении занимающиеся должны сопоставлять субъективные ощущения скачественной оценкой, получаемой от учителя в виде информации о пространстве и времени, которое они затрачивают на выполнение тех или других двигательных действий. Срочная информация о времени, пространстве и степени мышечных усилий в процессе двигательной деятельности дает возможность занимающимся научиться дифференцировать получаемые ощущения, что очень важно для управления движениями.
Сознательное управление двигательной деятельностью тесно связано с развитием чувств, и особенно мышечного чувства. Через органы чувств происходит восприятие внешнего мира, и чем меньше развиты слух, зрение и другие чувства, тем более ограничена де^ ятельность человека и тем менее он развит.
Специальными исследованиями установлено, что дети, овладевшие умением сознательно управлять своими движениями в пространстве, времени и.степенью приложения мышечных усилий, успешнее справляются с различными двигательными действиями, чем те, которые не обучались этому.