Организация занятий с ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста

Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на уроке не должна превышать:

- для обучающихся в I - IV классах - 15 мин.;

- для обучающихся в V - VII классах - 20 мин.;

- для обучающихся в VIII - IX классах - 25 мин.;

- для обучающихся в X - XI классах на первом часу учебных занятий - 30 мин., на втором - 20 мин.

Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня для обучающихся I - IV классов составляет 1 урок, для обучающихся в V - VIII классах - 2 урока, для обучающихся в IX - XI классах - 3 урока.

При работе на ПЭВМ для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий.

Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса (кабинета).

Для обучающихся в старших классах при организации производственного обучения продолжительность работы с ПЭВМ не должна превышать 50% времени занятия.

Длительность работы с использованием ПЭВМ в период производственной практики, без учебных занятий, не должна превышать 50% продолжительности рабочего времени при соблюдении режима работы и профилактических мероприятий.

Внеучебные занятия с использованием ПЭВМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

- для обучающихся в II - V классах - не более 60 мин.;

- для обучающихся в VI классах и старше - не более 90 мин.

Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 мин. для учащихся II - V классов и 15 мин. для учащихся более старших классов. Рекомендуется проводить их в конце занятия.

Условия и режим дня в оздоровительно-образовательных лагерях, реализующих образовательные программы с использованием ПЭВМ в течение 2 - 4 недель, должны соответствовать санитарным нормам и правилам к устройству, содержанию и организации режима детских оздоровительных загородных учреждений или оздоровительных учреждений с дневным пребыванием в период каникул в городских условиях.

Занятия с ПЭВМ в оздоровительно-образовательных лагерях, реализующих образовательные программы с использованием ПЭВМ, организуемые в период школьных каникул, рекомендуется проводить не более 6 дней в неделю.

Общую продолжительность занятий с ПЭВМ в оздоровительно-образовательных лагерях, реализующих образовательные программы с использованием ПЭВМ, организуемые в период школьных каникул, рекомендуется ограничить:

- для детей 7 - 10 лет одним занятием в первую половину дня продолжительностью не более 45 мин.;

- для детей 11 - 13 лет двумя занятиями по 45 мин.: одно - в первой половине дня и другое - во второй половине дня;

- для детей 14 - 16 лет тремя занятиями по 45 мин. каждое: два в первой половине дня и одно во второй половине дня.

В оздоровительно-образовательных лагерях в период школьных каникул компьютерные игры с навязанным ритмом рекомендуется проводить не более одного раза в день продолжительностью:

- до 10 мин. для детей младшего школьного возраста;

- до 15 мин. для детей среднего и старшего школьного возраста.

Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин., для детей 6 лет - 15 мин.

Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

Занятиям с ПЭВМ должны предшествовать спокойные игры.

Не допускается одновременное использование одного ВДТ для двух и более детей независимо от их возраста.

Занятия с ПЭВМ независимо от возраста детей должны проводиться в присутствии воспитателя или педагога.

В приложениях к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 предложены следующие профилактические комплексы:

· комплексы упражнений для глаз;

· комплексы упражнений физкультурных минуток (физкультминутка общего воздействия, физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения, физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук, физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног);

· комплексы упражнений физкультурных пауз;

· профилактическая гимнастика для дошкольников;

· зрительная гимнастика во время работы на компьютере;

· зрительная гимнастика после компьютерного занятия;

· гимнастика для снятия общего утомления.

Алгоритм выполнения практического задания

1. Изучить теоретический материал и нормативно-правовую базу.

2. Сделать эскиз рабочего места пользователя ПЭВМ (показать помещение с перечнем оборудования по примеру в Приложении 5.1).

3. Заполнить таблицу "Опасные и вредные производственные факторы рабочего места пользователя ПЭВМ" с указанием допустимых уровней (Приложение 5.1).

4. Опираясь на теоретический материал, заполнить таблицу "Требования к рабочему месту пользователя ПЭВМ" для выбранного объекта (Приложение 5.1).

5. Сделать вывод на соответствие выбранного объекта требованиям к рабочим местам с ПЭВМ.

6. На основе теоретического материала и нормативно-правовой базы описать организацию работы (занятий) с ПЭВМ для выбранного варианта.

7. Оформить отчет о практической работе в соответствии с требованиями к оформлению практических работ (отчет включает титульный лист и заполненную Форму (Приложение 5.1)) и защитить ее у преподавателя.

Приложение 5.1

Форма для оформления практического задания

1.Рабочее место пользователя ПЭВМ ________________________________

(специальность, студент, ученик и т.п.)

2. Организация занятий с ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста - student2.ru Эскиз рабочего места (Пример приведен ниже)

3.Опасные и вредные производственные факторы рабочего места пользователя ПЭВМ

Опасные и вредные производственные факторы Допустимые уровни
1.    
2.    
3.    
4.    

4.Требования к рабочему месту ________________________________

(специальность, студент, ученик и т.п.)

Наименование требований Содержание требований
1. Требования к помещению  
2. Требования к освещению  
3. Требования к электробезопасности  
4. Требования к организации и оборудованию рабочего места  

Вывод: .............

5.Организация работы с ПЭВМ для ________________________________

(специальность, студент, ученик и т.п.)

Практическое занятие № 6

«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ ПЕРВИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ СОГЛАСНО КАТЕГОРИИ ПО ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНОСТИ»

Цель занятия:Ознакомиться с порядком категорирования объектов по взрывопожарной и пожарной опасности и получить практические навыки обеспечения объектов средствами тушения пожаров.

Нормативная правовая база:

Þ Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности"

Þ Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

Þ НПБ 105-03. Нормы пожарной безопасности "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности"

Þ Свод правил СП12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»

Þ ГОСТ 12.1.044-89* «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения»

Þ Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 "О противопожарном режиме"

Þ СП 9.13130.2009. Свод правил. "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации"

Теоретический материал

Согласно требованиям №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория взрывопожарной и (или) категория пожарной опасности (пожарная категория).

Классификация зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности применяется для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара в зданиях, сооружениях и помещениях.

По пожарной и взрывопожарной опасности помещения производственного и складского назначения независимо от их функционального назначения подразделяются на следующие категории:

1) повышенная взрывопожароопасность (А);

2) взрывопожароопасность (Б);

3) пожароопасность (В1 - В4);

4) умеренная пожароопасность (Г);

5) пониженная пожароопасность (Д).

2. Здания, сооружения и помещения иного назначения разделению на категории не подлежат.

Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности принимаются в соответствии с таблицей 6.1.

Таблица 6.1

Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности

Категория помещения Характеристика веществ и материалов, находящихся в помещении
А взрывопожароопасная Горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не более 28 0С в таком количестве, что могут образовывать парогазовоздушные смеси, при воспламенении которых развивается избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа. Вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом в таком количестве, что расчетное избыточное давление взрыва в помещении превышает 5 кПа
Б взрывопожароопасная Горючие пыли или волокна, легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки более 28 0С, горючие жидкости в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасные пылевоздушные или паровоздушные смеси, при воспламенении которых развивается избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа
В1-В4 пожароопасные Горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом только гореть, при условии, что помещения, в которых они имеются в наличии или обращаются, не относятся к категориям А или Б
Г Негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых сопровождается выделением лучистого тепла, искр и пламени; горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые сжигаются или утилизируются в качестве топлива
Д Негорючие вещества и материалы в холодном состоянии

Категории помещений по пожарной и взрывопожарной опасности определяются исходя из вида находящихся в помещениях горючих веществ и материалов, их количества и пожароопасных свойств, а также исходя из объемно-планировочных решений помещений и характеристик проводимых в них технологических процессов.

Определение пожароопасных свойств, веществ и материалов производится на основании результатов испытаний или расчетов по стандартным методикам с учетом параметров состояния (давления, температуры и т.д.)

Определение категорий помещений следует осуществлять путем последовательной проверки принадлежности помещения к категориям от наиболее опасной (А) к наименее опасной (Д).

Расчет (определение) категорий по взрывопожарной и пожарной опасности производится для следующих целей:

1. Для выбора систем автоматической противопожарной защиты - предусмотреть защиту помещений зданий (сооружений) системами пожаротушения или пожарной сигнализацией, либо ограничиться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями);

2. Выполняет информационную функцию при проведении аварийно-спасательных работ подразделениями противопожарной службы.

Наши рекомендации