Подвижные игры для детей дошкольного возраста
8. «Узнай фигуру»
Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение
навыкам узнавания формы и названия геометрических фигур.
Игра проводится вдвоем: взрослый (вожатый, педагог,
мама) и ребенок.
Инвентарь:плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и т.п.) двух размеров (диаметром 25—30 и 3—4 сантиметра).
Инструкция.Большие фигуры выкладываются на полу, маленькие выдаются по одной в руки ребенку или надеваются ему на запястье в виде часиков. Сначала ребенок рассматривает и ощупывает маленькую фигуру на руке, затем идет искать такую же большую фигуру среди лежащих на полу. Найдя нужную, встает на нее и произносит название фигуры. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет все фигуры.
Методические указания
• Фигуры вырезаются из картона или коврового покрытия с шероховатой поверхностью.
• «Часики» вырезаются из картона, в них проделываются два отверстия, через которые продевается резинка-«браслет».
• В игре могут принимать участие и здоровые дети, в таком случае им завязывают глаза. Игра проводится на время: кто соберет больше фигур и правильно их назовет. Могут быть предложены и варианты усложнения.
9. «Найди мячик»
Цель:развитие способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи.
Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.
Инвентарь:озвученный мяч (с бубенчиком внутри).
Инструкция.Ведущий прячет мяч или прячется вместе с мячом. После того как мячик спрятан, ребенок отправляется на его поиски.
Методические указания
• Мяч может быть фабричного производства со вшитым внутрь бубенчиком либо изготовлен своими руками из ткани и бубенчика.
• Пока мячик прячут, ребенок стоит, закрыв уши, чтобы не слышать звука мяча и шагов ведущего, потом ведущий открывает ребенку уши.
• Игра проводится до четырех раз: при локализации звука справа, слева, спереди и сзади.
• Во время поисков у ребенка на пути не должно быть препятствий.
10. «Паровозик»
Цель: развитие внимания, координации движений, умения обращаться с предметом, освоение симметричных и асимметричных движений.
Игра проводится с группой детей из 5—6 человек.
Инвентарь:две гимнастические палки или гладкие рейки.
Инструкция.Все участники выстраиваются в колонну, хватом сверху берут рейки в правую и левую руки. Впереди и/или сзади встает ведущий. По команде начинаются синхронные движения руками вверх-вниз, вперед-назад, обеими руками или порознь. Во время движений дети имитируют звук паровоза «чух-чух-чух».
Методические указания
• Игра может проводиться в положении сидя на гимнастической скамейке.
40 -- Глава 2
Подвижные игры в условиях летнего отдыха...
• Если игра проводится в положении стоя, продвигаться следует вперед или назад.
• Смена движений происходит по команде ведущего.
11. «Попади в мишень»
Цель:развитие слуховой памяти и меткости.
Игра проводится с группой из четырех и более детей.
Инвентарь:мишень, издающая при попадании характерный звук, корзина с мячами.
Инструкция.Дети выстраиваются в колонну. На линии старта стоит корзина с мячами небольшого размера. Перед броском каждого игрока водящий издает кратковременные звуковые сигналы мишенью (или постукиванием рядом с ней). Затем ребенок бросает мяч в цель по памяти. При попадании в цель раздается звук, а ребенок получает один балл. Если бросок был неудачным, следует подвести ребенка к самой мишени и дать потрогать ее. После этого право броска переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто быстрее всех наберет 5 баллов.
Методические указания
• Мишень можно изготовить, выпилив круг из куска фанеры и прикрепив бубен с тыльной стороны при помощи гвоздя или других подручных материалов (липкой ленты, пластыря).
• Высота, на которой помещается мишень, должна соответствовать уровню глаз ребенка.
12. «Догони меня»
Цель:развитие умения ориентироваться в пространстве на движущийся звук.
Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.
Инвентарь:площадка без препятствий размером 5x5 метров, колокольчик.
Инструкция.Взрослый берет на себя роль ведущего. С помощью колокольчика, озвученного мяча или бубна он издает постоянный звук и убегает от ребенка, а тот в свою очередь догоняет ведущего, ориентируясь на звук.
Методические указания
• Темп игры медленный, ведущий скорее уходит, чем убегает от ребенка.
• Можно помогать ребенку указаниями, например: «немного правее, левее» и т.д.
13. «Горячий мяч»
Цель:развитие внимания, быстроты, двигательной реакции и ловкости рук.
Игра проводится с группой детей (около 10 человек) как с патологией зрения, так и без зрительных нарушений.
Инвентарь:озвученный мяч.
Инструкция.Дети встают в круг на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. Озвученный мяч находится в руках одного из игроков. По команде ведущего мяч с максимальной скоростью передается из рук в руки.
Методические указания
• Если в игре принимают участие слабовидящие или здоровые дети, при построении игроков в круг незрячего ребенка следует поставить рядом со слабовидящим или здоровым, объяснив им, что незрячему участнику игры мяч нужно давать прямо в руки.
• Незрячему ребенку необходимо объяснять, как держать руки наготове (ладонями вверх, мизинцы касаются друг друга, ладони раскрыты, локти прижаты к туловищу).
• Уронивший мяч выбывает из игры. Игра длится до тех пор, пока не останутся двое, которые и становятся победителями.
Глава 2
Подвижные игры в условиях летнего отдыха...