Богатство техники: программа для изучения различных ударов
Итак, в этой главе ты познакомился с видами и способами подач, с техникой ударов в настольном теннисе. И теперь, прежде чем перейти к следующей теме — физическая подготовка начинающего теннисиста, предлагаю тебе программу для изучения необходимых в игре ударов, их вариантов. Почаще делай упражнения — и, возможно, скоро ты станешь чемпионом во дворе или школьном классе.
Срезка: слева и справа; по диагонали, по прямой, по всему столу; длинно и коротко; подрезанно, неподрезанно и меняя степень подрезки. Варианты: активная и пассивная.
Контрудары: слева (с левого угла стола) и справа (с обоих углов); по диагонали, по прямой, в центр стола и свободно; со средней зоны и со стола.
Блок: слева (с левого угла) и справа; по диагонали, по прямой, в центр стола. Варианты блока: активный (когда коротким движением ракетка посылается вперед); пассивный (подставка ракетки); амортизированный (укороченный, когда ракетка во время соударения с мячом подается немного назад).
Накат: слева и справа по подрезанному мячу; по диагонали, по прямой, в центр стола и свободно. Варианты наката: контрудар (накат на накат), завершающий, против подрезки, сильный удар по свече, против срезки (неожиданный, сильный), кистью по короткому мячу (со стола), с высокой траекторией мяча (свеча).
Топ-спин: справа (с правого и левого углов стола) и слева (с левого угла); по диагонали, по прямой, в центр стола и свободно; меняя и не меняя силу крутки. Варианты топ-спина: медленный, быстрый, с высокой траекторией мяча, боковой подкрутки, со стола, контртоп-спин, ложный (мало подкрученный). Варианты приема топ-спина: блоком, подрезкой, контртоп-спином, контрударом (сильным), свечой.
Завершающий удар: справа (с правого и левого углов стола) и слева (с левого угла); по диагонали, по прямой, в центр стола и свободно.
Подрезка: слева (с левого угла) и справа (с правого угла); по диагонали, по прямой и свободно; стабильной подрезкой и меняя степень подрезки. Варианты подрезки: с боковым вращением, слабая (не подрезая мяч), сильная, амортизированная (укороченный мяч).
Свеча: справа и слева; разной ориентации, высоты, длины и подкрутки.
Удар по свече: справа, по углам и свободно.
И спринтер, и снайпер
Белой молнией мелькает мячик над столом. Чтобы управлять им, надо иметь крепкие и гибкие ноги, как у пантеры, зоркий глаз, как у сокола, и точные руки, как у ювелира.
Для достижения этого основа основ — комплекс ГТО! Тут, надеюсь, проблем у тебя не будет. Ведь мы договорились заниматься настольным теннисом серьезно, не просто в свое удовольствие махать ракеткой. Знай, что предстоящие твои соревнования — это серьезное испытание выносливости нервной системы и физических сил. Теннисисты, выступая на чемпионатах мира и Европы, за 5—6 часов игры в день проводят свыше 30 партий да еще делают разминку, тренируются. Такое выдерживают только настоящие атлеты, которым надолго хватает и духу, и сил. Поэтому — упражняйся!
Можешь ли ты бежать так быстро, чтобы попасть носом в собственный затылок? Можешь ли ты так стукнуть ракеткой по мячу, чтобы он стал невидим для соперника? Конечно, сказанное немного из области фантастики, но теннисист должен стремиться достигать этого.
БЫСТРОТА ПЛЮС ВЫНОСЛИВОСТЬ
Без этих качеств никакой теннисист никогда не достигнет должного мастерства.
Прежде всего, игроку нужна скорость:
а) предвидения, б) реакции, в) решений, г) передвижений и д) ударов.
Принцип: быстро, быстрее, как только можно быстро и еще быстрее!
Ты, возможно, быстр во всех указанных проявлениях быстроты. Но надо стать еще быстрее. А для этого нужно всего-навсего, прочитав эту небольшую главу, делать все упражнения, которые я назову.
Развитию и быстроты, и силы способствуют прыжки. Поэтому дружи со скакалкой. Прыгай с ней 10—15 секунд, затем секунд 20—30 перепрыгивай ее по-разному. Быстро ли у тебя получается? Подсчитай: делаешь ли ты 35 скачков за 15 секунд? Если только 15—20 за это время — маловато! Работай. Знаешь, сколько члены сборной команды нашей страны прыгают через скакалку только на одной тренировке? До 3000раз! Не забывай и многоскоков — в полсилы, потом на результат. И еще о прыжках. В лесу перепрыгивай через пни, ямы, лужи. Попробуй такое упражнение: с небольшого пня (высотой 30—50 сантиметров) выпрыгивай вверх, в сторону, вперед. Так следует делать по 5—7 прыжков в различном направлении.
Больше бегай. Например, на короткие дистанции в 20, 30 60 метров. Заметь свой результат. В следующий раз старайся улучшить его. Увеличивая нагрузку, и волю воспитаешь. А это важно, ведь мощь игры — это мощь силы воли, духа.
Сильны ли твои ноги? Есть такое средство для укрепления мышц ног — упражнение «соревнуйся сам с собой». В понедельник прыгай от 3 до 10 раз в длину на результат. В среду и в пятницу — по 10 раз, но чтобы каждый прыжок был близок самому лучшему результату понедельника.
Итак, крепкие ноги — хорошо, сила — отлично, но... без реакции нет теннисиста. Удары по мячу должны быть меткими, точными, а для этого нужна мгновенная реакция. Знаешь ли ты, что один учитель из США так развил свою реакцию, что ловит... летящую стрелу? А мяч над теннисным столом не менее быстр — летит со скоростью 100—180 километров в час!
Проверь свою реакцию. Попробуй поймать 5—6 раз мяч, падающий с ладони товарища. Или лови длинную (50 сантиметров) линейку. О своей реакции сможешь судить по количеству промахов. А вот проверка посерьезнее. Попроси товарища засечь время и проверь свои внимание и реакцию так: как можно быстрее «пройди» пальцем все цифры от 1 до 12 по порядку. Засек время? Начали!
Если успел за 5 секунд — отлично! Если за 7 — удовлетворительно. А за 9 секунд — плохи дела.
И еще для развития реакции нужно научиться точно определять промежутки времени: 1 секунда, 0,5 секунды и т. д.
Очень важное качество для теннисиста — скоростная выносливость.Ее очень легко проверить. Поиграй с партнером 10 минут на результат, а потом еще 10 минут. Если во второй половине игры очков набрал меньше, чем в первой, значит, мало у тебя пока духу. Развивай скоростную выносливость!
Важна и общая выносливостьорганизма. Следует 2—3 раза в неделю бегать кросс (на 2—3 километра), играть в подвижные и спортивные игры, почаще выполнять физическую работу. Плавай, езди на велосипеде. Участвуй в соревнованиях класса, школы, своего района. И помни: гибкость развивается за дни, сила — за недели, скорость — за месяцы, а выносливость только годы меняют.
НОРМАТИВЫ-ОРИЕНТИРЫ
Если тебе, мой юный читатель, исполнилось 9 или 10 лет и ты уже играешь в настольный теннис так хорошо, что хочешь попасть в сборную района или даже города, то должен справиться с нормами физической подготовки:
20 метров с высокого старта пробежать за 4,2 секунды;
в 3-метровой зоне приставными шагами за 2 минуты переместиться 18 раз;
пробежать за 1 минуту 10 секунд 300 метров (девочкам) или 500 метров (мальчикам);
3 раза подтянуться на перекладине (мальчикам) и 8 раз отжаться от пола или скамейки (девочкам); 52 раза перепрыгнуть боком через гимнастическую скамейку.
Если же ты старше десятилетнего возраста, рассмотри внимательно таблицу нормативов по физической подготовке для участников соревнований по настольному теннису (в ней указаны данные для ребят от 9 до 16 лет) и запомни, что ты в своем возрасте должен уметь выполнять.
Физическое развитие юного теннисиста того или иного возраста можно оценить по 10-балльной системе. Так, чтобы получить максимум баллов, десятилетний мальчик (или девочка) должен уметь: прыгать в длину с места на 185 (девочка — на 165) сантиметров; пробежать 40 метров за 12,8 (13,3) секунды; бросить вперед футбольный мяч на 951 (826) сантиметр; пробежать за 12 минут не менее 2751 (2301) метра; попасть десятью теннисными мячами 10 раз в мишень 0,5 Х О,5 метра с расстояния 10 (8) метров. Тринадцатилетнему соответственно нужно выполнять нормативы: 208 сантиметров, 11,3 секунды, 1351 сантиметр, 3251 метр, броски теннисных мячей с 13 метров.
Норматив | Единица измерения | Мальчики (юноши), лет | Девочки (девушки) | ||||||
9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | ||
Бег 20 м (быстрота) | С | 4,2 | 4,1 | 3,9 | 3,7 | 4,3 | 4,2 | 3,9 | 3,8 |
Перемещения в 3-метровом квадрате (скоростная выносливость) | 2мин 3 мин | ||||||||
Бег 300м 500 м (выносливость) | мин мин | ------- 1,10 | ------- 1,47 | --------- 1,41 | -------- 1,35 | 1,10 | 1,06 | 1,01 | 2,0 |
Прыжки через гимнастическую скамейку (сила ног) | Раз | ||||||||
Поднятие туловища с положения лежа на спине | Раз | ||||||||
Подтягивания на перекладине (девочкам — отжимания) | Раз |
Под силу ли тебе соревнования «Старты надежд», которые проводятся в школе? Они включают в себя такие виды спорта:
для учеников 4—5 классов: бег на 30 метров, прыжки в длину и высоту, метание теннисного мяча, плавание на 25 метров, кросс на 300 (девочки) и 500 метров (мальчики), подтягивание на перекладине (мальчики), лазание по канату (девочки), подвижные игры и эстафеты, спортивно-гимнастические выступления;
для учеников 6—7 классов упражнения почти все повторяются, с некоторыми лишь изменениями и дополнениями: бег на 60 метров, плавание на 50, кросс на 500 (девочки) и 800 метров (мальчики), стрельба из пневматической винтовки на 10 метров стоя;
для учеников 8—9 классов изменения по сравнению с предыдущими таковы: кросс на 800 (девочки) и 1000 метров (мальчики), у девочек вместо лазания по канату — сгибание и разгибание рук в упоре лежа, вместо подвижных игр — спортивные игры по выбор
для учеников 10 классов добавления и отличия следующие: бег на 100 метров, кросс 800 (девушки) и 1500 метров (юноши), метание гранаты, плавание на 100 метров, стрельба из малокалиберной винтовки на 25 и 50 метров.
Итак, теннисист, как и любой спортсмен, должен быть всесторонне физически развит. Готов ли ты сдать нормы ГТО
«К стартам готов» и «Стартуют все»? И не забывай, что всегда полезно заниматься также другими видами спорта — футболом, баскетболом, лыжами, плаванием, легкой атлетикой, гимнастикой и т. д. Любой из этих видов спорта хорош и уж, конечно, лучше, чем никакой.
Если ты не хочешь быть на соревнованиях как выжатый лимон, никогда не забывай про физическую подготовку,
выполняй упражнения. А для начала, разумеется, сделай теннисный мяч послушным, научись мастерски владеть ракеткой..
Ступеньки мастерства
Как невозможно стать очень хорошим пианистом или скрипачом без постоянных самостоятельных занятий, так и в настольном теннисе без вложенного труда нельзя добиться успехов, даже если заниматься у самого выдающегося тренера.
Я расскажу тебе о различных играх и упражнениях, которые следует проводить. Постепенно задания тяжелеют: сначала это «начальная школа», затем — более сложные, с учетом того, что твое мастерство растет. Ты узнаешь и о играх на внимание, и о занимательных несложных упражнениях для физической и технической подготовки, и, наконец, о содержании тренировочных занятий.
ВНИМАНИЕ!
ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ
Внимательность — это двери, через которые входят все знания. Так говорил выдающийся педагог К. Д. Ушинский. Если ты хочешь научиться хорошо играть в настольный теннис, тренируй внимание. Старайся во время тренировок, прогулок и дома сосредоточивать свое внимание, угадывать время, четко ориентироваться и т. д. Вот несколько упражнений:
1. Напиши в воздухе пальцем 5—6 коротких слов. Тот, кто больше прочитает слов,— самый внимательный!
2. С закрытыми глазами поставь несколько спичечных коробков один на другой. У кого больше? Если друг сумел поставить 10, то, может быть, тебе удастся 11...
3. За 2 минуты рассмотри 3 предмета, лежащие на столе, повернись к столу спиной и подробно опиши один из предметов (цвет, форма, назначение и т. д.).
4. Угадай, сколько раз карандаш поместится по длине и ширине стола, стула. Какова высота стола? Длина твоего шага? Размеры ракетки?
5. За 20 секунд найди вокруг себя как можно больше предметов зеленого (или красного) цвета и назови их.
6. Начерти на листе бумаги или, если ты пойдешь на прогулку, на земле вертикальные линии; нарисуй квадрат и раздели его на 4 и 8 равных частей. Повтори контуры любого предмета, например ракетки, в натуральную величину.
7. С закрытыми глазами напиши на бумаге 3—4 строчки текста под диктовку или нарисуй картинку — дом, окна, дерево, колодец и т. д.
8. Угадай рост твоего товарища, диаметр теннисного мяча, длину отрезка (10, 30 сантиметров). Кто точнее?
9. Попади теннисным мячом в подброшенную вещь (шапку, ракетку).
10. Пронеси по кругу ракетку (или палочку), держа ее на указательном пальце правой, а затем левой руки.
11. Возьми 3—5 небольших камешков. Один подбрасывай вверх, другой бери со стола и одновременно лови первый, опять подбрасывай и бери второй, потом третий и т. д.
12. Подержи на ладони поочередно 10 маленьких предметов и прикинь их массу. Потом сравни их массу с массой монет, взяв несколько монет достоинством в 1, 2, 3, 5 копеек общей суммой 20 копеек (1 копейка = 1 грамм и т. д.). Кто угадает массу тетради, ручки, линейки?
13. Попроси товарища отбить ногой в течение 2 минут любой такт. Удастся ли тебе уловить ритм и повторить его?
Итак, вот тебе основные упражнения, которые нужно делать. Но этого все-таки мало. Играешь ли ты в шахматы? Это прекрасная школа тактического мышления! Любишь ли ты музыку, помогающую научиться чувствовать ритм? И каковы твои успехи в школе? Знай, что все, чему учат в школе, помогает справиться с непослушным теннисным мячом, полезно и на тренировках, и на соревнованиях. Знание иностранного языка поможет тебе общаться и подружиться со спортсменами других стран. История, география, химия, математика
и другие науки будут способствовать твоему умственному развитию, расширению кругозора. На уроках рисования ты познаешь и поймешь технику движений, а на занятиях по труду научишься ремонтировать спортивный инвентарь. Как видишь, все знания необходимы и полезны. Успеха тебе, учись хорошо!
ЧЕРЕЗ ИГРЫ — К ИГРЕ
Мы немного поговорили об играх на внимание, реакцию, чувство ритма. А теперь, мой юный читатель, приведу несколько игр, которые помогут тебе в физической и технической подготовке к серьезной игре. Они несложны, это своего рода начальная школа.
«Прыгающая обезьянка». Низко присядь и прыгай, подгибая под себя ноги, наподобие маленькой веселой обезьянки.
«Танец на канате». Начерти мелом на полу (или асфальте) прямую линию и иди по ней, стараясь сохранять равновесие. Поворачивай руки в стороны и представь себе, что танцуешь на канате. Ни в коем случае нельзя ставить ногу не на «канат», а рядом с ним, ведь тогда «упадешь вниз».
«Пресс-папье». Ляг на живот, согни ноги в коленях и возьмись руками за лодыжки. Выгни корпус, а грудь и ноги подними вверх. В таком положении раскачивайся наподобие пресс-папье, которым промокают бумагу.
«Йог». Сможешь ли ты из положения стоя сесть на пол по-турецки, а потом встать, держась руками за уши,— почти как барон Мюнхгаузен?
«Индеец в разведке». Лежа на животе, одну руку прижми к туловищу, а ладонь второй приставь ко лбу. Приподними грудь, посмотри влево, вправо — как индеец в разведке. Меняй положение рук и повторяй упражнение.
«Танцор». Присядь на одну ногу. Другую вытяни вперед и упрись пяткой в пол. В маленьком прыжке меняй положение ног — сначала подтяни вытянутую, потом вытяни вперед согнутую ногу.
«Проползи через тоннель». Поставь в ряд несколько стульев — это тоннель, через который нужно проползти. Ползи, опираясь на колени, локти, даже живот. Главное — не задеть «стен» и «потолка» тоннеля.
«Марионетка». Приходилось ли тебе видеть марионетку, которую дергают за веревочки? Присядь на кончиках пальцев, резко подскочи вверх, выбрасывая руки и ноги в стороны, и опять присядь. Это тяжелое упражнение — сможешь ли ты двигаться, как марионетка?
«Прыжки с мячом». Зажми мяч между ступнями и выполняй прыжки, опираясь на внешнюю сторону ступней. Старайся не уронить мяч, но если он все-таки упадет, лови его ногами, а руками не дотрагивайся.
«Воробушек». Знаешь, как передвигается воробушек? Он не ходит так, как мы, а прыгает сразу на обеих лапках. Попробуй и ты, разведя руки в стороны, так попрыгать.
«Бедный воробушек». Воробушек сломал ножку. Теперь он может прыгать только на одной. Представь себе, как ему трудно. Попробуй и ты попрыгать на одной ноге. Вторую ногу согни и крепко придерживай рукой.
«Ходячий стол». Попробуй ходить на четвереньках, но... животом вверх. Тогда твое туловище будет напоминать стол. Представь, что на нем лежит теннисный мяч или стоит кружка чая. Чтобы она не опрокинулась, туловище надо держать в горизонтальном положении.
РАБОТАЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Дома можно отрабатывать и удары, и технику движений.
Возьми ракетку и представь, что играешь с мячом. Имитируй удары по нему, стоя перед зеркалом, а иногда — с закрытыми глазами. Главное — научиться выполнять удары правильно, быстро, легко!
Знаешь ли ты, что Зое Рудновой тренер С. Шпрах дал в свое время задание выполнять по 800 ударов в день? И целую неделю она, неутомимая труженица (ей было тогда 13 лет), тренировалась так без стола и мяча. А позднее, как это известно, каждому любителю настольного тенниса, стала
выдающейся теннисисткой.
Но чтобы точно выполнять удары по мячу, нужно еще обязательно освоиться с ракеткой, чтобы в игре она была как бы продолжением твоей руки. Рассмотри внимательно рисунок 18, на котором показаны некоторые упражнения с ракеткой.
А теперь, когда ты не один раз проделал эти упражнения, а также отработал имитацию ударов ракеткой, возьми мяч. Научиться лучше чувствовать мяч, умело закручивать его помогут следующие упражнения:
жонглирование мячом — поочередное отбивание его правой стороной ракетки, верхней кромкой, левой стороной, правой стороной, ручкой ракетки и т. д.;
жонглирование мячом только верхней кромкой ракетки;
выполнение подкрутки мяча правой стороной ракетки (держа ее на уровне пояса) по ходу часовой стрелки или против нее, затем те же действия левой стороной ракетки;
подкрутка мяча поочередно одной и другой сторонами ракетки по ходу часовой стрелки и против нее;
поочередная подкрутка мяча правой стороной ракетки против часовой стрелки и левой стороной — по ходу часовой стрелки.
О скорости вращения мяча ты можешь судить с помощью сделанной на нем метки, например начерченной фломастером цветной полоски.
Можно выполнять и другие упражнения (рис. 19: а) балансировка мяча; б) подбрасывание мяча на ракетку со стула;
в) с ракетки на ракетку;
г) чеканка мяча как можно большее количество раз то правой, то левой стороной ракетки.
Теперь давай поиграем. Это игры на точность, глазомер, формирование технических навыков.
«В цель». Игра на точность ударов, отрабатываемую на различных небольших мишенях, которые могут быть нарисованы на стене, столе, асфальте.
«Сила есть!». Проверь силу своих ударов, играя у стены. Оценка силы — по величине отскока мяча.
«Бадминтон». Играй с кем-нибудь в паре мячом не на столе, а в воздухе.
«Двое против одного». Эта игра посложнее. Тому, кто один играет против двоих, придется как следует побегать, — здесь стоя на месте не победишь!
«Двумя мячами против двоих соперников».
Предыдущую игру можно еще усложнить. Кроме того, что против тебя выступят 2 соперника, у них будут 2 мяча. Правило: играть только по прямой, а не по диагонали стола. Первый твой соперник подает подачу, а когда мяч стукнется на твоей половине стола, начинает подавать другой. Умей отбивать их мячи!
«Меняя партнера». Играют две пары. После сыгранных 10 очков партнеры меняются. Это учит быстро приспосабливаться к новым условиям игры, менять тактику.
«Занимательная математика». Чтобы заставить себя играть интенсивно, не впустую, ставь себе во время игры баллы, веди счет. За очко, выигранное первым ударом (подачей, приемом), — 5 баллов, вторым ударом — 4 балла и т. д. Шестым ударом будет «выигран» только ноль.
«Контрольный розыгрыш». Чтобы научиться эффективным начальным ударам (подаче), ставь себе задачу: при определенном счете (например, 3 : 2 или 8 : 7), если при своей подаче ею сразу не выиграешь очка, твой счет пропал. Начинай с нуля (0 : 2 или 0 : 7).
«Карусель». Эту игру проводят, когда игроков больше, чем можно разместить у стола. «Карусель» — хорошая разминка перед тренировкой. Вначале должно быть равное количество игроков по обе стороны стола. Тот, кто находится с правой стороны стола, отбивает мяч и бежит на другую сторону (против часовой стрелки), и т. д. Подачу выполняют с той половины стола, за которой остается меньшее количество игроков. Допустивший 1 ошибку (или 2, 3 ошибки — как сами договоритесь заранее) из игры выбывает. Оставшиеся в конце игры двое решают спор, кто станет победителем — чемпионом «карусели».
«Мельница». Здесь соревнуются 2 команды. Сделавший удар игрок не бежит на другую половину стола, а занимает место в конце очереди со своей стороны.
«Все против одного». Стоящие в очереди игроки отражают мяч поочередно. Победитель играет партию с тем, кто боролся один со всеми.
«Порази цель». На стол кладется какой-нибудь предмет, например коробок спичек, теннисный мяч и т. д. Его надо сбить. Удары наносятся игроками поочередно. Побеждает тот, кто попадает в цель. (Возможно, целиться в такие мелкие предметы, как,
например, пятикопеечная монета, и не стоит, хотя... японские мастера прекрасно выполняют удары, попадая мячом с одного стула на другой.)
«Послушный мячик». Рассмотри рисунок 20. На нем изображено несколько игр с мячом: а) об пол, б) в три обруча на полу, в) в обруч от стенки, г) в катящийся обруч, д) по кругу, е) у стены.
ТИШЕ —
ИДЕТ ТРЕНИРОВКА
Первые уроки настольного тенниса уже позади. А каким будет твой, скажем, сотый урок?
Прежде чем начать его, разреши мне задать тебе три вопроса. Как часто, выполняя удары, ты старался усовершенствовать их? Наблюдал ли в зеркало за своими движениями, имитируя удары ракеткой по мячу? Сможешь ли выполнить серию основных ударов без единой ошибки, менять направление, скорость и высоту полета мяча? Если да, то «начальную школу» настольного тенниса ты уже закончил, ставлю тебе пятерку. Теперь остается лишь идти дальше — вверх по крутым ступенькам мастерства.
Великое искусство игры постигается прозаическим кропотливым трудом на тренировках. Как достичь спортивной формы, какие упражнения полезны — об этом уже говорилось, поэтому сейчас расскажу об особенностях и построении тренировок.
Как работать? Само название раздела говорит, что настрой на работу должен быть серьезным. Для шуток, разговоров нет места в спортзале. Тут — дисциплина. Тут только стук мяча и голос тренера. Тренер многое объяснит тебе; ну, а если ты готовишься самостоятельно? Или в кругу друзей, в секции школы?
Принцип подготовки должен быть такой: если соревнования нескоро, больше внимания уделяй физической подготовке, отработке слабых ударов, передвижений, тактических комбинаций. Ближе к соревнованиям надо поработать над основными ударами, их сочетаниями, больше играть на счет, развивать скорость. За 2—3 дня до соревнований следует уменьшить нагрузки, реже играть на счет.
Тренировки теннисиста изменяются по объему нагрузки и интенсивности. В одном периоде подготовки тренировка не похожа на тренировку в другом. Но построение ее всегда одно: 1) разминка (20—25 минут); 2) школа техники и тактики (выполнение упражнений, цель которых — обогатить игру приемами, повысить эффективность их исполнения).
Как проводить разминку? Приведу ее пример.
I. Общие упражнения: 1) равномерный бег (300—500 метров), бег боком приставными шагами; 2) 4 упражнения (показаны на рисунке 21) — по 5—10 раз.
II. Специальные упражнения: 1) имитация
передвижений и ударов; 2) свободная игра у стола (выполнение различных ударов) — 5—10 минут.
Разминка окончена. Второй этап тренировочного занятия — упражнения на технику и тактику. Среди них важное место занимает игра на счет или с определенными условиями (выиграть очко не позднее чем третьим ударом; один нападает, другой только защищается и т. д.), или без них — как на соревнованиях.
В недельном цикле тренировок, в зависимости от периода подготовки, должны чередоваться упражнения на технику, тактику, физическую подготовку — в разумном соотношении.
Тренировка, например, может быть такой:
1. Разминка.
2. 2—3 партии на счет или игра 10 — 15 минут без счета, но сосредоточившись.
3. Отработка не получающихся пока ударов — 7—10 минут каждый.
4. 1—2 партии с предварительно поставленной определенной целью — усовершенствовать завершающий удар в середину стола, комбинацию из 2—3 ударов и т. д.
5. Игра на счет с применением всех изученных ударов и комбинаций.
6. Можно поиграть в любую другую спортивную игру (футбол, волейбол, баскетбол), пробежать кросс (1—2 раза в неделю), прыгать в длину, высоту, метать мяч.
Если ты, например, должен совершенствовать удары топ-спином, то содержание учебно-тренировочного занятия может быть таким:
1. Разминка (ходьба, бег, гимнастические упражнения).
2. Имитация топ-спина и наката справа без мяча — 5—10 минут. Имитация топ-спина у колеса — 5—10 минут. Удары накатом справа против подрезки — 10 минут. Удары топ-спином справа по диагонали и по прямой — 15 минут. Переход с накатов на топ-спины, и наоборот — 15 минут. Исправление ошибок, работая у колеса,— 5—10 минут (см. рисунок 22), где показана имитация: а) подрезки, б) наката — на специальном колесе).
Учебная игра с использованием ударов накатом и топ-спином — 15 минут.
3. Заключительная часть — бег, упражнения для расслабления — 5 минут.
Аналогично можно отрабатывать накаты, подрезку и другие технические приемы. Важно придумать интересные упражнения, верно распределить время занятия. И всегда нужно стараться вести регистрацию попаданий, выявлять ошибки, делать выводы.
Однако, помни, что тренировка — дело творческое и сугубо индивидуальное. Продумай сам, как ее построить. Ведь я не ставил целью написать самоучитель по игре в настольный теннис и давать тебе готовые рецепты на каждый случай. На тренировке можно больше отрабатывать удары, разные комбинации их и меньше играть на счет, а можно провести матч или же целиком посвятить ее физической подготовке. Занимаясь технической подготовкой, помни, что нужно овладеть ударами с места и с ходу, далее совершенствовать их в разных игровых ситуациях, создавать разные комбинации ударов, вырабатывать свой стиль.
Несколько практических советов о проведении тренировок:
упражнения варьируй и усложняй;
меняй условия проведения тренировки — столы, помещения, размеры площадки, темп;
всегда повторяй даже отработанный прием, и каждый раз учись чему-то новому;
если тренировка длится 2—3 часа, сделай 15—20-минутный перерыв, отдохни;
не избегай игры и тогда, когда ты чувствуешь себя уставшим или когда чем-то расстроен.
И еще одно необходимое условие тренировки — важно иметь хорошего партнера. Тут нужны сознательность, взаимопонимание, так как один из двух тренирующихся часто подчинен другому, должен помогать ему отработать прием, удар, комбинацию. Обоим следует работать всерьез.