К высоте сложного и совершенству простого

Тренировки... Сотни их часов теннисисты отводят освоению техники передвижений и ударов. Техника в настольном теннисе — основа основ. Ее изучение и совершенствование мож­но свести к простой схеме:

1) удары со стандартных положений (не двигаясь);

2) удары передвигаясь (работа ног);

3) разные удары и их сочетания против одного приема партнера (накат — подрезка, топ-спин — подрезка, завер­шающий удар — подрезка);

4) одинаковый удар против разных (по направлению, длине, вращению и т. п.) ответов партнера;

5) разные удары против разных ответов партнера (ближе к соревновательной обстановке).

В основе отработки техники лежит старое, проверенное временем положение: «Повторение — мать учения». Только к этому хочется еще добавить слова И. Мичурина: «К чему ни прикасался бы, всегда вижу, как все это можно сделать лучше!»

Техникой ударов и передвижений надо овладевать посте­пенно. Нельзя сразу обучаться многим элементам, следует из­бирать основные, идти от простых к сложным. Очень важно сразу овладеть правильными приемами. На счет играть можно начать относительно рано, но лучше с одинаковым по силе соперником. Заниматься сначала желательно чаще, но недолго (60—90 минут в день), а позже — до 2—3 часов.

РОЖДЕНИЕ УДАРА

Итак, после первых упражнений — знакомства с ракеткой, мячом, столом, жонглирования мяча — переходим к занятиям у стола.

Начинай с отработки толчка — справа и слева, затем учись крученому удару справа. Имитируй его, а потом выполни таким способом подачу: ты подаешь, а твой партнер рукой или ракеткой ловит мяч. Замечание: отрабатывая каждый прием, обращай внимание на стойку, равновесие туловища, повороты, расстояние до стола, движение руки, угол наклона ракетки, точку удара по мячу на траектории его полета, движение ног. Выполняя упражнения, меняйся ролями с партнером.

Далее отрабатывай крученый контрудар справа по диагона­ли стола. Цель упражнения — как можно дольше держать мяч на столе. Осваивай этот прием до тех пор, пока не выпол­нишь подряд 10 правильных ударов. Учись также делать такой удар с левого угла стола. Причем обращай внимание на дви­жение не только рук, но и ног. Очень важно уметь соединять удары. Например, соединение 2—3 контрударов с завершаю­щим ударом по мячу, находящемуся в наивысшей точке траектории полета, то есть на расстоянии 30—40 сантиметров от стола. Удары наносятся по трем направлениям — в левый, правый угол и в середину стола (положение ног меняется).

Теперь переходи к отработке блока слева: а) на подачу (угол наклона ракетки 70o) и б) на контрудар (следи за углом наклона ракетки: ее нужно не только подставить, но и закрыть).

Изучив названные выше приемы, на каждой тренировке наноси удары с левого и правого углов стола, выполняй комби­нации подачи, блока, контрудара и завершающего удара. Ста­райся чаще проводить мини-соревнования, веди счет попадани­ям.

Дальнейшее изучение техники ударов можно строить в сле­дующем порядке:

комбинации различных отработанных ударов,

подрезанная подача слева;

крученый удар справа;

подачи, соединение резаного и крученого ударов, контруда­ров и блока;

подрезанная подача справа;

комбинации подрезанных ударов справа и слева с другими ударами;

контрудар слева;

сочетание контрударов слева и справа, направляемых с лево­го угла стола;

топ-спин справа, короткая подрезанная подача слева;

свеча и удар по свече (смеш);

боковой топ-спин;

сложные подачи, укоротка.

Особое внимание нужно уделять выполнению первых уда­ров — подаче и приему мяча, а также сверхкрученым (топ-спин) и завершающему ударам.

Изучая какой-нибудь прием, намечай воображаемую точку соприкосновения ракетки с мячом в момент удара по нему, выполняй имитационные движения (по 8—10 раз), наноси уда­ры по подвешенному на леске мячу и т. д. В спортивном зале, несомненно, найдутся и дополнительные приспособления: колеса (такие, как на рисунке 22), утяжеленные ракетки (одна сторона которых покрыта металлом), большие зеркала и т. д. Используй их, это хорошие помощники.

Совершенствовать удары нужно в следующей последова­тельности: направление удара, длина, высота и скорость полета мяча, темп и ритм. Направление ударов по мячу мож­но отрабатывать: а) по диагонали, б) по прямой, в) «треуголь­ником», г) по всему столу («веером»), д) «восьмеркой» (см. ри­сунок 23).

к высоте сложного и совершенству простого - student2.ru

Чтобы выученные приемы лучше использовать на соревно­ваниях, усвоение ударов должно проходить по такой системе:

I этап — работа в условиях простого реагирования, когда игроки заранее договариваются о выбираемых на данной тре­нировке ударах;

II этап — в условиях дилеммного реагирования, то есть известно, что будет либо этот, либо другой определенный

удар;

III этап — в условиях проблемного реагирования, когда, как на соревнованиях, абсолютно неизвестны заранее ни тип, ни направление и сила удара.

Тренируясь, не забывай про партнера. Отрабатывай прием не более 15 минут, а затем меняйся с товарищем ролями.

Конечно, техника ударов очень важна. Но не забывай и про передвижения. Чтобы улучшить их, целесообразно в недельном тренировочном цикле дополнительно уделять внимание работе ног, кисти, обманным движениям. Так, на­пример, выработать правильный ритм работы ног помогут упражнения с быстрым полетом мяча и широким его «рас­сеиванием» по ширине и длине стола (только, предупреждаю, все должно быть в меру: не слишком быстро и широко, не очень медленно и узко).

Искусство побеждать

Техника — основа игры. Но с помощью только техники нель­зя играть. Она прежде всего орудие — как щипцы, которыми колют орехи. Поэтому, чтобы чаще побеждать, совершенствуй тактику игры. Она должна быть разумной и логичной, для различных соперников — разной. Лишь бы как играть недо­пустимо — это все равно что садиться за руль, не умея водить автомобиль. Далеко ли так уедешь?..

Итак, прежде чем становиться к теннисному столу, всегда нелишне подумать о том, как играть: что делать и чего не де­лать во время игры, как себя вести, какую тактику избрать. Это поможет иметь в запасе несколько уже как бы выигранных предварительно очков.

В этой главе я расскажу тебе о том, что такое тактика, какой она бывает и что включает в себя. Узнаешь ты и о подго­товке к соревнованиям — ведь это тоже тактика, тоже тактичес­кая мудрость, помогающая прийти к победе.

УЧИСЬ УЧИТЬСЯ

Цель подготовки теннисиста — удачное выступление на со­ревнованиях. Здесь игра каждого видна как на ладони. Поэто­му не пропускай возможности побывать на соревнованиях. А придя на них, гляди в оба: наблюдательность — самое необходимое качество игрока.

Заметил ли ты, что чемпион отличается от других игроков одной характерной чертой? Нет, это не способ хватки ракетки, не определенная поза за столом. Разница в том, что неопытный игрок ждет мяч, а чемпион сам идет к нему, и кажется, что мячик летит навстречу спортсмену! Или вот тебе еще пища для размышлений. Заметил ли ты, что теннисисты, занимающие первые десять мест в турнирной таблице, умеют лучше сосре­доточиться, чем второй десяток, а эти, в свою очередь, лучше, чем сотня остальных? Понял ли, почему у одного теннисиста больше мячей летит мимо игровой поверхности стола, а у друго­го, более опытного, меньше? Почему игроку, у которого руки покороче, приходится отражать мячи, направленные в углы стола, а высокорослый чаще вынужден защищать середину стола? Почему теннисисты играют в быстром темпе, когда набирают очки, и почему берут паузы, когда проигрывают?

Если ты сумеешь не только смотреть за игрой, но и видеть ее — «дыр» в твоей ракетке будет куда меньше. Разбирай игру, изучай ее, учись учиться.

1. Наблюдай, как выполняют подачу, наносят удары, напа­дают или защищаются мастера, как один из них обыгрывает другого.

2. Следи за тем, как меняются направление полета мяча и характер его вращения.

3. Отмечай, какие ошибки характерны для того или иного игрока. Почему возникают эти ошибки, как их избежать?

4. Посмотри, как ведет себя опытный мастер, когда он выигрывает и когда ему не везет.

5. Подумай, почему теннисист, игравший бо­лее красиво, технично, занял второе место. Почему он проиграл в фина­ле?

6. Посчитай, сколько надо нанести ударов по мячу, чтобы выиграть очко, 3—5 или 10—12 ? Что лучше? Много ли было «пустой» игры и бессмысленных движе­ний, не нацеленных на выигрыш очка? Почему это плохо?

7. Подумай, почему проигрывает игрок, хотя он вел в счете (5 : 0, 7 : 2 или 9 : 6).

Что же еще дают со­ревнования?

Каждый игрок стара­ется «подрубить» своего соперника следующими способами:

посылает ему такие мячи, которые он с тру­дом отбивает;

не дает сопернику воз­можности наносить опас­ные удары;

постоянно ищет сла­бое место в технике и ... психике соперника.

Сам же избегает не­уверенных ударов или пробует их, когда резуль­тат не «скользкий». А там, где не помогает си­ла, применяет малень­кую хитрость. Защитник всегда старается напра­вить «косу на камень» для нападающего, а на­падающий — скоростью, темпом, мощным ударом выбить соперника «из седла». Иной посылает свечи, предлагает их одну за другой — «бей» («Бей, сколько хочешь, а я тебе мяч верну!..»).

Все, о чем здесь сказано, —тактика игры. Это способ, план борьбы, с помощью которого побеждают соперника.

Есть ли у тебя свой маневр? Как тут не вспомнить муд­рость одной сказки, написанной Львом Толстым.

«Разговорились кошка с лисицею, как от собак отделывать­ся. Кошка говорит: я собак не боюсь, потому что у меня от них одна уловка есть. А лисица говорит: как можно с одной уловкой отделаться от собак. У меня так семьдесят семь уловок и семь­десят семь уверток есть. Пока они говорили, наехали охотники и набежали собаки. У кошки одна уловка: она вскочила на дерево, и собаки не поймали ее, а лисица начала свои увертки делать, да не увернулась, собаки поймали ее».

Это поучение великого русского писателя применимо и к спорту. И тут лучше иметь один-два надежных маневра, чем уметь только хвостом вилять.

Против соперника, держащего ракетку вертикально, играй на левую сторону стола, а сильные удары наноси справа (хотя можно и наоборот). Любителю контратак сразу наноси мощный удар. Пассивного соперника гоняй, нападающего заставляй защищаться, защитника — нападать. Если хочешь замедлить темп или вымотать физически слабого соперника — поднимай свечу. Активный блок применяют, когда хотят увеличить темп игры, перехватить инициативу.

Как правило, маленькие хитрости в теннисе рождают боль­шое мастерство. Например, плоский удар, казалось бы, прост, но, когда его выполняют после мощного крученого — это уже тактическая хитрость.

ТАКТИКА

НАПАДЕНИЯ И ЗАЩИТЫ

Ничьей в настольном теннисе не бывает. Здесь всегда есть победитель и побежденный. Победитель, как принято говорить в таком случае, был хитрее своего соперника, правильно по­строил игру. Недостаточно лишь отработать все элементы игры, надо уметь находчиво применять их в борьбе. В тактическом плане теннисисты используют смелые, активные, творческие действия, нападение, активную защиту.

«Нападение — лучшая защита»,— часто говорят спорт­смены, но это не значит, что сломя голову надо бросаться вперед. Нападение — это отнюдь не серия поспешных сумбур­ных ударов по мячу, производимых из разных положений. Чтобы перейти в нападение, надо создать или выждать удобный момент. Можно воспользоваться: 1) слабой, небрежной подачей соперника; 2) удобным для тебя неподрезанным или незакрученным мячом; 3) неудобным положением соперника; 4) неудачным коротким или завышенным мячом и т. д.

Атакующие удары бывают подготовительными и завершаю­щими. С помощью подготовительных ударов заставляют про­тивника много передвигаться, отмечают его ошибки в движе­ниях, а мощный завершающий удар направляют в свободный угол или прямо в игрока. Чтобы ускорить темп, удар наносят по едва отскочившему от стола мячу. Конечно, не надо рас­считывать, что один завершающий удар может все решить. Чаще всего приходится наносить несколько ударов один другого мощнее и точнее.

Сегодня у темно-зеленых столов больше нападающих, но и защита действует. Какая она на сей день? Я не знаю боксера, который бы выиграл бой, только защищаясь. Так и в совре­менном теннисе защита активизировалась.

Для выигрыша очка защитники применяют следующее активные схемы игры:

1) атака после подачи (это, скажем прямо, рискованно);

2) атака после подачи с третьего — пятого удара;

3) завершающий удар после подрезки со слабым враще­нием (плоского, неподрезанного мяча);

4) завершающий удар по топ-спину, выполненному по под­резке с сильным вращением.

Таким образом, тактика защиты должна включать в себя: изменение вращения подрезки; изменение направления и длины полета мяча; атаку.

Несколько заповедей защитнику:

не следует пытаться играть с нападающим на контруда­рах;

только если противник будет иметь дело с тремя видами под­резки (средней — для стабильной игры, с сильным и, на-

оборот, очень слабым вращением), можно найти наиболее выгодные сочетания смены защиты с атакой;

важен не только переход от защиты к нападению, но и выход из атаки. Нужно попеременно совершенствовать и защитные, и атакующие удары;

атаковать необходимо научиться как справа, так и слева;

атакуя, не надо торопиться; поспешность может толкнуть на удар, к которому ты не готов.

Вот так. Защищаясь, надо нападать!

Какие тактические комбинации используют игроки разных стилей в современной игре?

Нападающий против нападающего:

1. В серии контрударов, выбрав удобный момент, посылает резко закрученный топ-спин прямо в соперника.

2. Ведя контрнаступление блоком, выжидает завышенный мяч, чтобы послать мощный топ-спин.

3. После сильного удара вправо дает укороченный мяч опять вправо, а потом косым скользящим ударом переводит мяч в левый угол соперника.

Нападающий против защитника:

1. После топ-спинов укороченным мячом как бы подтягива­ет соперника к столу и наносит удар прямо в него.

2. После серии топ-спинов справа в левый угол наносит удар в центр или правый угол стола.

3. Серию медленных топ-спинов или резаных ударов закан­чивает завершающим ударом.

Защитник против нападающего:

1. После нескольких низких мячей посылает сильно под­резанный завышенный мяч вправо (такой, казалось бы, удоб­ный мяч так и «тянет» в сетку).

2. Серией подрезанных мячей провоцирует соперника открыть угол стола и наносит контрудар, посылая крученый или подрезанный мяч.

3. После серии сильно подрезанных мячей посылает низ­кий, плоский мяч, и невнимательный нападающий, как правило, завышает его или отправляет за стол.

Защитник против защитника:

1. После серии низко подрезанных мячей посылает завышенный мяч и провоцирует соперника на удар, а сам го­товится к защите или контратаке.

2. После достаточно длительной перекидки мяча выпол­няет сильный удар или топ-спин в неудобное для соперника место.

3. После серии подрезанных мячей посылает мяч с боковым вращением; соперник отвечает завышенным мячом, удобным для завершающего удара. (По А. Амелину.)

Не надо избегать и монотонной игры: она «укачивает» соперника, и один неудобный для него мяч или внезапная контратака могут принести очко. И наоборот — вошедшего в раж соперника можно сбить с толку несколькими однообраз­ными ударами, посланными в одно и то же место.

Итак, играй в свою игру. Всегда имей наготове два «ору­жия»: одним атакуй, другим защищайся. Тогда не будешь застигнут врасплох. Ну а стиль игры — это личное, это сам че­ловек с его характером, привычками и настроением.

ЗАКОНЫПОБЕДОНОСНОЙТАКТИКИ

1. Прежде всего — познай себя.

2. Познай своих сопер­ников.

3. Самое большое внимание уделяй главному сопер­нику.

4. На соревнованиях следи за ходом встречи, готовь сюрпризы и сам будь готов к разного рода неожиданностям.

5. Изучи условия соревнований, умело используй их.

6. При­меняй активную тактику и хорошо владей комплексом всех тактических приемов.

Чтобы чаще побеждать, совершенствуй тактику игры.

1. Изучай и совершенствуй тактические действия в характерных игровых ситуациях: подача — игра у сетки — выход на сильный удар — переход от срезки к накату, от наката к завершающему удару и т. п.

2. Совершенствуй тактику против определенной системы игры: против защитника, игрока — топ-спиниста и др.

3. Отрабатывай тактические навыки игры против опре­деленного известного соперника: тренируйся с партнером, имитирующим игру будущего противника.

ЧТО ЕЩЕ ВАЖНО

Но не думай, что техника и хитро­умная тактика на соревнованиях всё решают. Многое, но не всё. Важны также физические силы и крепкая психика.

И нападающие, и защитники должны быть быстрыми, сильными и выносливыми. Кроме того, на сорев­нованиях всегда идет психологиче­ская борьба, и поэтому нужно уметь взять себя в руки: сосредоточиться, не спорить с судьей, не выбиваться из ритма, стараться задавать тон игре.

Конечно, надо уметь и несколько расслабиться — снять нервное на­пряжение, расслабить мышцы. Не все же очки одинаково важны. Напри­мер, при счете 5:3 не так уж страш­но, если соперник сравняет результат; хуже, если он это сделает в конце пар­тии, при счете 9:7. Словом, надо уметь играть и в «арифметический» теннис.

Не думай, что отставание от со­перника на несколько очков означа­ет неминуемое поражение или, наобо­рот, если ведешь в счете, то выигрыш тебе гарантирован. Это не так. Не зря говорят, что играют ракеткой, а выигрывают головой. Уверенность в своих силах, решимость, рассуди­тельность, сильная воля — вот что выручает спортсмена.

Проявляй смелость и риск даже тогда, когда тебе грозит поражение. Если бы, например, низкорослый всег­да боялся высокого, то никогда в ми­ре не родилась бы отвага! Вступив в единоборство с более сильным про­тивником, не говори: «Я все равно проиграю». Ведь и он может играть безответственно, быть усталым, не в форме. Надо стараться сверх своих сил играть энергично, смело. В конце концов, не так уж важно, проиграл ты или вы­играл. Нет ни одного теннисиста, даже среди чемпионов, не знающего горечи поражения. Так что важнее, как ты играл и как вел себя во время матча и после него...

СКОЛЬКО У ТЕБЯ

СОПЕРНИКОВ

НА СОРЕВНОВАНИЯХ

И КАК ИХ ПОБЕДИТЬ

На соревнованиях приходится сражаться не с одним сопер­ником, а сразу с несколькими. Один из них стоит по ту сторону стола, а другие — усталость, равнодушие, страх, злость — по эту, твою сторону. Как же сними бороться?

Опаснее всего на соревнованиях — страх и его сестра неуверенность. Говорят, «у страха глаза велики». Всем извест­но, что многие спортсмены на соревнованиях зачастую играют хуже, чем на тренировках. Страх перед встречей, неуверен­ность в своих силах сковывают ноги и руки теннисиста, ему трудно сохранить холодный рассудок. Чтобы этого избежать, сделай зарядку перед соревнованиями, старайся думать о чем-нибудь другом, чаще принимай участие в спортивных встречах, играй на счет. А во время соревнований надо забыть обо всем на свете, кроме игры. Думай только о мяче, и внутрен­няя напряженность пройдет.

Сосредоточенность, умение мобилизовать все силы, само­обладание, так же, как и техника,— дело наживное. Если ты нервничаешь и напрягаешься, заставь себя улыбнуться из-за неудачной игры. Наноси удары спокойно и уверенно, ведь в худшем случае ты можешь проиграть партию или встречу, но это далеко не самое страшное в жизни.

Еще один соперник на соревнованиях — усталость. Она приводит к замедленным движениям, рассеянности и неточ­ности в выполнении ударов по мячу.

Страху, злости, усталости надо противопоставить твердую волю. В критические моменты игры приходится «вырывать» победу у соперника, а тогда: пристально следи за мячом, чаще направляй его в слабые для противника места, под­бадривай себя мысленно: «Ни-одной ошибки! Могу! Должен! Еще очко!» И победа придет.

И еще: не будь заносчив. Когда задираешь нос вверх, не видишь ни мяча, ни партнера, ни соперника, ни тренера,— они где-то там внизу. И бьешь мимо! Надо быть уверенным в своих силах, но это не значит, что можно быть зазнайкой. Лев Толстой предложил интереснейшую формулу, где числи­тель — мнение человека о себе, а знаменатель — мнение о нем окружающих. Если числитель больше знаменателя — дробь неправильна. Вот тебе и мораль... Играй дружелюбно, радуйся победе, но не хвастай ею. Ведь игра двоих выявляет только проигравшего!

КАК ОПРАВДАТЬ ПОРАЖЕНИЕ

Характер спортивной борьбы очень изменчив. Иногда у тебя настроение бодрое, как будто крылья выросли. Но вот ты проиграл, и сразу хочется все бросить и крикнуть: «Никогда больше не возьму в руки ракетку!» Не спеши. Запомни: не только победа есть вознаграждение за игру и самоцель. Соревнования, поединок, спортивный пыл борьбы, пластика движений также доставляют удовлетворение и радость, а жела­ние совершенствоваться помогает стать волевым, здоровым, сильным человеком.

«Но я же проиграл!» — скажешь ты. Ну что ж... В школе за ошибки ставят «двойки», а в жизни на ошибках учатся. Хорошо, когда человек учится на своих ошибках; правда, еще лучше, если он учится на ошибках других.

Не допускай первую ошибку, недооценивая своего сопер­ника. Всегда лучше переоценить его, чем недооценить!

Не допускай вторую ошибку, пренебрегая четким режимом дня и тренировками. Каждое утро чисть зубы, мой шею; во­время делай уроки; своевременно отрабатывай все приемы, которые тебе даются с трудом. И в жизни твоей должен быть порядок. Не пообедал вовремя — минус. Не решил задачу — минус. Поздно лег спать — опять минус. «Тройка» в журна­ле — минус, большой жирный минус. Сложим все минусы — что получится?

Вот ты бежишь на тре­нировку, спешишь, а твой внутренний голос шеп­чет: «Лучше пойду-ка я в кино, а тренировка никуда не денется, завтра потренируюсь»... «Сегод­ня у меня пробежка, кросс и комплекс упраж­нений для развития выносливости»,— обе­щаешь ты себе... «Рабо­та не волк — в лес не убежит»,— опять подает тот же голос благую мысль... «Выполни сто ударов по воображаемо­му мячу, имитируй»,— советует тренер. «Доста­точно будет и пятиде­сяти»,— нашептывает знакомый голос.

Подойди поближе. Дай ухо. Я вижу его, твоего искусителя. Это она, лень. Она смеется над тобой. Не будь ра­зиней, укажи ей на дверь! Не обманывай сам себя, продолжай тренировать­ся. И помни: к вершине большого мастерства ле­жит путь длиною в не­сколько лет усердного труда.

На тренировках сос­тавь себе план, учись выигрывать очко на по­даче, вторым — треть­им — четвертым ударом. Так играют китайцы — чемпионы мира послед­них лет. Они твердо придерживаются прави­ла «очко — третьим уда­ром», поэтому энергич­но проводят каждый отрезок игры и без нужды не утруждают себя. Чемпион мира 1981 года Куо Иаохуа, выступая против европейских асов на чемпионате в Новисаде, набрал упомянутым способом 72 процента очков. Из 158 очков 52 (!) он добыл сложными подачами. А знаешь, как, например, тренируются китайские бадминтонисты? Это темп, темп и темп. 20 прыжков вверх со скакалкой за одну минуту, столько же наклонов, выбрасывание набивного мяча из-за головы (25 раз), 15 отжиманий от пола и 8 кувырков. Потом сразу — за ракетки, а партнер, как катапульта, выбрасывает в сторону игрока по всем направлениям 50 мячей, которые надо отбить. И так — пять раз на одной тренировке!

Больше играть — лучше играть! Однако как с чувством меры? Ведь в игре можно «проиграть» и самого себя. Скажем, если без передышки махать ракеткой с утра до вечера, тогда как настоящее призвание — в чем-то другом, например в музыке, живописи, конструировании... Но если ты твердо хочешь стать теннисистом — тренируйся. Все выдающиеся теннисисты тренируются много. Светило венгерского настоль­ного тенниса Т. Клампар на вопрос корреспондента, сколько раз в неделю он тренируется, ответил: «Четыре раза в день!» Наши знаменитые мастера работают ежедневно по 2—3 часа, а на сборах — еще больше. Ракетка не должна заслонить весь мир, но день, который не принес ничего нового для совершенствования техники и тактики игры,— пуст. Работай, пока молод!

Возможно, ты не послушался моих советов. И вот на сорев­нованиях — вполне справедливое, с моей точки зрения, пора­жение. Как оправдаться? Мы никогда не ощущаем недостатка в причинах, объясняющих наше поражение. Футболисты, например, в шутку говорят, что не смогли забить гол из-за травы, которую ветер наклонил не в ту сторону... В настольном теннисе «виноваты» бывают:

инвентарь (ракетка, стол, мяч), усталость, боль в руке, голове, плохой судья, ... землетрясение на Гаваях...

Но это уже давно всем известно. Если ты потерпел пораже­ние, лучше поразмысли, почему так случилось:

1. Соперник был «на голову выше» тебя: технически сильнее и тактически мудрее.

2. Проиграл в тактическом плане; проигрывая, не менял тактику, спешил; а выигрывая, наоборот не торопился.

3. Устал, и посыпались ошибки.

4. Не сосредоточился или был невнимательным. Почему?

5. Недооценил или слишком сильно переоценил соперника; плохо подготовился к поединку.

6. Во время игры не анализировал ни своих действий, ни действий противника.

7. Другие серьезные причины. Каковы они и действительно ли серьезны?

Подумай о том, что будет дальше, как играть в следую­щий раз. И так анализируй игру всегда.

Наши рекомендации