Как разные мастера подходили к вопросу изучения монтанте.
Десять источников, указанных выше, представляют два противоположных подхода при обучении использованию монтанте.
Часть из них (более ранние, в основном) структурированы в «правила»[4] (reglas [исп.], regras [порт.]), которые описывают строгие последовательности движений, включающие как работу ног так и работу лезвием. Четыре из них (Анонимный, Paredes, Godinho и Figueyredo) прекрасно отражают этот подход, по которому возможно проследить традицию до более ранних трактатов, теперь уже утраченных, таких как трактат, написанный автором Francisco de Román (о котором мы знаем от Jerónimo Carranza). Опубликованный в 1532 г., он содержал не менее 16 правил и назывался «Tratado de la esgrima con figuras».
К немного другой форме подхода к обучению можно отнести труд Díaz de Viedma, в котором, с одной стороны, не представлено настоящих правил в логике «что делать, если…», но упражнения очень схожи по характеру с правилами предыдущего подхода.
Противоположность этим авторам представляет собой Jerónimo Carranza, у которого в его Diálogo Segundo «обыкновенные» учителя фехтования перечисляет имена нескольких правил, но не описывают их. Его тексты ясно показывают несогласие Каррансы с таким методом обучения использования монтанте.
Последний и наиболее поздний источник El Discípulo Instruído написанный Rodríguez del Canto в 1742 не может быть отнесен к любому из вышеописанных подходов, поскольку содержит лишь ТТХ(измерения) оружия и краткие инструкции по его использованию, как например, использование в дружеских фехтовальных поединках: для фехтовальщиков, чтобы принять присягу и для мастера, чтобы установить их или даже наказать[5] их в случае, если они совершают какой-то проступок.
Что из этого следует? Очевидно, что авторы, которые стоят на стороне обучения по «правилам», предпочитают учить набор серии движений, которые могут использоваться в конкретных контекстах, как правило, в городских условиях, таких как: на широкой улице, в узком переулке, чтобы защитить некоторые товары, которые перевозятся, и т.д. В то время как большинство (хотя и не все) авторов, приписывающих себя к новой системе фехтования, которую предпочла Кастильская корона, начиная с 1624 года, то есть Verdadera Destreza – отвергают подобное структурирование процесса обучения фехтованию на монтанте, предпочитая более общий подход.
Этот второй подход защищали - это и не могло быть иначе, - два паладина системного подхода, положенного в основу Verdadera Destreza: Jerónimo Sánchez de Carranza и Luis Pacheco de Narváez. Этим они выразили свое презрение к старой структуре «правил», и даже не упоминают, что существовал подобный способ организации знания.
Карранса, как мы уже упоминали, очень емко описывает свою философию относительно монтанте, с помощью вопроса одного из слушателей к «обыкновенному» мастеру, в его 2-м диалоге: «Скажите, зачем Вы нумеруете правила для монтанте, если их число действительно бесконечно в плане того, что с можно сделать с этим, как впрочем, и с любым другим видом оружия» [Sánchez de Carranza. Filosofia de las armas. f.110v]. Мы можем сделать вывод из этого, что их подход к фехтованию монтанте можно назвать «свободным», т.е. они не ограничивали себя фиксированными «правилами» в структуре обучения, в отличие от «спрашиваемого» в диалоге мастера, который защищал «фиксированную структуру правил».
Этот же «обыкновенный» или «вульгарный» учитель фехтования говорит о шестнадцати правилах у другого хорошо известного «обыкновенного» мастера Román, и утверждает, что два из тех правил изобрел он сам. Карранса, однако, не описывает сами правила в тексте, только их названия, и эти названия не совпадают с названиями других авторов:
«Я дам вам сейчас все правила для фехтования в высоких и низких позициях, как в современном, так и в старинном стиле, близко к телу и далеко от него, montantes и famontantes(значение слова неизвестно) с их защитами; как правильно нападать в четырех направлениях, как сохранить свой плащ и как защитить свою даму... с fetters(значение слова неизвестно) и даже без них, как выйти без травм из узкой улицы, как очистить площадь, как победить двух щитоносцев (противников с щитами-ротеллами – прим.переводчика), как заставить другой фехтовальщика с монтанте отступить, как принести мир - а это никто не умеет делать так же, как я делаю это я - для противников, находящихся позади и впереди вас, всех вместе с тысячью новых вещей - не смейтесь! Для всего этого я обучу вас, как драться и останавливать...»
«I will give you now all the rules to be played high and low, in both modern and in ancient style, close to the body and free from it, montantes and famontantes with their locks; how to charge in four directions, how to keep your cape and how to defend your dame... with fetters and even without them, how to exit without injury from a narrow street, how to sweep a square, how to surrender two rodelas, how to make another montante retreat, how to bring peace -- and this nobody knows how to do as well as I do it-- to people behind and in front of you, all together with a thousand new things -- do not laugh! For that was how the brawl I will now narrate to you was stopped...»
Sánchez de Carranza. Filosofia de las armas. f.111
Пачеко также следует линии Карранса, объясняя нам его общие теории в том же порядке как и для одиночного меча (имеется ввиду espada ropera), однако в двух его текстах[6], которые касаются того оружия, которое мы изучаем, он пишет о конкретных ситуациях (против древкового оружия, против другого монтанте...), принимая во внимание особенности использования тяжелого и двуручного оружия.
Остальные авторы: Pérez de Mendoza и Diaz de Viedma,- оба стоят в пределах логики школы Verdadera Destreza, с соответствующими методиками, касающимися монтанте. И хотя этих авторов разделяет временной промежуток в 36 лет, тем не менее, они выражают совершенно противоположные мнения, как о важности оружия так и о средствах его преподавания, как мы увидим далее.