Развитие отечественной теории и методики игр
Русская педагогическая мысль издавна проявляла большой интерес к играм. В развитие теории и практики использования игр в народном образовании внесли .свой крупный вклад такие выдающиеся мыслители, как Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Д. И. Писарев. Они высоко ценили народные игры и видели в них мощное средство нравственного воспитания личности. Этой же точки зрения придерживался и виднейший русский педагог К. Д. Ушинский. Он подчеркивал важность широкого сочетания обучения с игрой.
Эту мысль в дальнейшем развил и оформил в научно обоснованную систему виднейший ученый П. Ф. Лесгафт. Одним из первых он дал теоретическое обоснование игр как средства физического воспитания. Игру он считал упражнением, посредством которого ребенок готовится
* А. М. Г о р ь к и й. О молодежи и детях. М., «Молодая гвардия», 1938, стр. 149.
J9
к жизни. П. Ф. Лесгафт подчеркивал качественные особенности игры, требующей от играющих сознательности действий и умения управлять своими движениями. Требования к играющим формируют характер. Все это, по мнению П. Ф. Лесгафта, способствует воспитанию гармонически развитой, творчески мыслящей личности. П. Ф. Лесгафт собрал, систематизировал и классифицировал огромное количество игр. Он создал оригинальную методику преподавания игр, в основу которой была положена активность и самостоятельность играющих. Будучи убежден, что игры воспитывают не сами по себе, Лесгафт исключительно большую роль отводил руководителю — педагогу:
«Кажется, чего легче, как вести игру, а между тем — это самое трудное дело, и очень редко приходится встречать руководителя, стоящего на уровне своего положения»*.
Труды П. Ф. Лесгафта внесли фундаментальный вклад в создание отечественной прогрессивной системы физического воспитания, и в особенности теории и методики игр. В своих основных положениях его идеи не потеряли своего значения и в наши дни.
В последующие годы эти идеи продолжали развивать многие ученые. И. М. Сеченов в своем труде «Рефлексы головного мозга» показал прямую зависимость между игровыми движениями младенца и формированием процесса мышления, познанием внешнего мира. Е. А. Покровский подчеркивал, что игры содействуют «не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того и образованию ума»**. Поэтому они, считал он, должны занять значительное место в режиме дня школьника, а врачи должны специально изучать их как «отдельную отрасль педиатрии».
Особенно интенсивно вопросы научного обоснования теории и методики игр разрабатывали советские ученые, и в первую очередь В. В. Гориневский, В. Г. Марц, Л. В. Былеева, В. Г. Яковлев, М. В. Лейкина. Благодаря их работам подвижные игры получили полное признание как средство всестороннего физического воспитания детей, наиболее доступное и соответствующее особенностям их анатомо-физиологического и психологического развития.
Воспитательное значение игр нашло свое полное раскрытие в идеях Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Главная ценность игры и ее специфическое отличие состоят в том, что она представляет собой коллективную деятельность и, следовательно, учит общественным отношениям.
«... Школа,—по мнению Н. К. Крупской,—отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры»***.
Чтобы воспитать детей высокодисциплинированными, инициативными, настоящими коллективистами, нужно шире использовать игры.
* П. Ф. Лесгафт. Собр. педагогических соч. Том II. М., ФиС, 1952, стр. 318.
** Е. А. Покровский. Детские игры, преимущественно русские. 1887, стр. 27.
*** Н. К. Крупская. «О детском движении». Сб. статей. М., «Молодая гвардия», 1926, стр. 28.
Совместные действия помогают познать себя, понять друг друга и укрепляют дружбу между ребятами. Особенно высоко ценила Н. К. Крупская самостоятельные игры детей. В них ребенок учится «взвешивать обстоятельства», преодолевать трудности, подчинять свои действия интересам всего коллектива.
Большое значение Н. К. Крупская придавала отбору. Есть игры, которые не соответствуют нашей коммунистической морали, вызывают ажиотаж, прививают отрицательные качества. И есть игры, которые помогают воспитать активность, инициативу, уважение к товарищам, сознательную дисциплину. Эффект воспитательного воздействия во многом определяется ролью руководителя, его умением вести игру. Излишняя регламентация мешает воспитанию сознательной дисциплины, подавляет инициативу, лишает игру ее эмоциональности. Н. К- Крупская рекомендовала руководителям хорошо изучить используемую игру, обеспечить в ней условия для самостоятельной инициативы и учитывать возрастные особенности, чтобы правильно дозировать нагрузку.
С именем выдающегося советского педагога А. С. Макаренко связано дальнейшее развитие теории и практики использования игр в воспитательной работе с детьми. Именно он возвысил роль игровой деятельности в формировании личности, поставив ее в один ряд с трудовой, учебной и общественной деятельностью. Разработав стройную систему использования разнообразных игр (подвижных, спортивных, военизированных), он дал в руки педагогов самый эффективный метод воспитания навыков общественного поведения. Особенно велико значение выдвинутого им принципа сочетания труда и »гры. Игра, по мнению А. С. Макаренко, тот же труд. «Она приучает человека к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы» *.
Поэтому качества, приобретенные в игре, легко и незаметно переходят в привычку, если игры детей постоянно чередуются с посильным трудом. Подтвержденная практическим опытом работы плодотворность такого направления позволила А. С. Макаренко заключить, что «воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» **.
Давний и глубоко осознанный интерес к играм передовой части русских ученых, получивший дальнейшее развитие в годы Советской власти, послужил основой ддя формирования прогрессивной, научно обоснованной системы использования игр как средства коммунистического воспитания. Тщательный отбор игр, систематическое их использование и проведение под руководством квалифицированных преподавателей позволяют добиваться больших результатов в воспитании. В то же время широкое применение игрового метода повышает общую эффективность обучения физическим упражнениям. Учет возрастных особенностей и проведение игр в сочетании с другими видами физических упражнений оказывают благотворное влияние на развитие организма и физическую подготовку детей и подростков.
* А. С. Макаренко. Пед. сочинения. М., АПН СССР, 1948„ стр. 211. ** Т а м же.
В советской системе физического воспитания играм отведено одно из основных мест. С их помощью решается широкий круг задач. Использование игр в дошкольных и школьных учреждениях помогает решить массово-оздоровительные и образовательные задачи.Кроме того, с успехом решаются задачи агитационно-пропагандистские. !Спомощью телевидения многомиллионная армия школьников приобщается к интересным и вполне доступным формам спортивных развлечений — к участию в соревнованиях по подвижным играм в рамках состязаний «Спортландия», «Веселый час».
В наше время исключительное значение приобретает своевременное знакомство детей со спортом, что позволяет им заранее определить свой выбор. Решению этих спортивно-образовательных задачв нема-.лой степени способствует широкое проведение соревнований по упрощенным вариантам спортивных игр (мини-футбол, мини-баскетбол и т. п.). В нашей стране ставшие традиционными соревнования на приз клубов «Кожаный мяч», «Золотая шайба» и т. п. ежегодно собирают сотни тысяч юных участников. Задачам военно-патриотическоговоспитания отвечает проводимая по инициативе ЦК ВЛКСМ всесоюзная игра «Зарница». Она помогает делу воспитания молодежи на революционных и боевых традициях старшего поколения, а также позволяет приобретать прикладные навыки, необходимые для защиты Родины.
Детство — время игр, поэтому процесс физического воспитания детей и подростков неотделим от игры. Игровой метод в этот период занимает ведущее место, приобретая характер универсального метода физического воспитания. Чем младше возраст, тем больше значение игры.
В дошкольном возрасте игровая деятельность — это основной вид .деятельности ребенка. Важнейшие задачи воспитания детей в таком возрасте решаются с помощью широкого круга подвижных игр. В дополнение к ним используют общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег и простейшие метания.
В младшем школьном возрасте игры по-прежнему занимают основное место среди физических упражнений. Особенно велик их удельный вес в 1—2-х классах. С помощью игр преподаватели физического воспитания успешно проводят обучение новым движениям и закрепляют изученные ранее.
В 3—4-х классах игры дополняют всевозможными общеразвиваю-щими упражнениями и специальными упражнениями из легкой атлетики, гимнастики, лыжного спорта и плавания. При обучении этим упражнениям подвижным играм отводится важная роль активного средства закрепления и совершенствования изучаемых движений.
Наряду с простыми некомандными играми в этот период начинают использовать и несложные командные. Многие из них являются подводящими к спортивным играм.
В физическом воспитании учащихся средней школы (5—10-е классы) подвижные игры используют уже меньше. Здесь ведущее значение приобретает обучение другим физическим упражнениям. Игры применяют для развития двигательных качеств и совершенствования двигатель-
ных навыков, а также в качестве подготовительных при обучении технике и тактике спортивных игр, которые становятся особенно популярными именно в этот период.
Несмотря на все богатство содержания, одни игры не могут решать-весь круг воспитательных и образовательных задач. Поэтому обязательным условием эффективного применения игр становится их сочетание с другими видами физических упражнений.
В детских садах, школах и учебных заведениях, домах отдыха и спортивных секциях — везде играм принадлежит свое, вполне определенное место. Игры включают в специальные занятия и уроки для-решения основных задач. В этом случае они проводятся под руководством педагога, приобретая организованную форму.Игры могут проводиться как самостоятельные мероприятия на переменах, пионерских сборах, вечерах и праздниках. В этом случае активная роль принадлежит обычно самим ребятам и игры приобретают самодеятельную (внеурочную) форму.
Особое место занимает игра в семье. Организованные родителями в свободное время занятия подвижными играми могут стать исключительно важными в воспитании детей вне школы. Специально организуемые игры на домовых площадках помогают изжить детскую безнадзорность, улучшают условия для здорового отдыха и восстановления сил и способствуют вовлечению школьников в спортивные секции.