Становление и развитие отечественной теории финансов

Тема 1. Сущность и функции финансов.

1.1. Становление и развитие отечественной теории финансов

1.2. Экономическое содержание финансов

1.3. Функции финансов

1.4. Система финансов: понятие и общая характеристика

1.5. Финансовые ресурсы в экономике

1.6. Роль финансов в экономической системе

Становление и развитие отечественной теории финансов

Любое хозяйство( домашнее, хозяйствующего субъекта, государство, регион) может функционировать лишь постольку, по­скольку в процессе своей деятельности оно получает доходы и осущест­вляет за счет них расходы.

Движение денеж­ных ресурсов, доходов и расходов составляет основу финансовых по­токов, которые, как кровеносная система, питают экономический организм страны.

В процессе движения ресурсов возникают денежные отношения между хозяйствующими субъектами, государством и домашними хо­зяйствами, которые изучаются финансовой наукой в рамках общей те­ории финансов.

Каждая экономическая и финансовая система имеет свою исто­рию. В этой связи, важное значение имеют изучение и анализ не только современного, но и прошлого отечественного и зарубежного научного опыта. Остановимся на наиболее принципиальных вопросах развития теории финансов и финансового хозяйства отечественными экономи­стами, опираясь на труды известных в этой области специалистов1, прежде всего В.М. Пушкаревой и Б.М. Сабанти.

Первые из известных сочинений по финансовым вопросам появились в России во времена царствования Иоанна Грозного. Их автором является некий И.С. Пересветов, который занимался разработкой рекомендаций по увеличению доходов государственной казны и обоснованием налоговой политики, которую проводил царь.

Другим крупным представителем русского научного мировоззрения в области финансов (государственных доходов и расходов) в конце XVI — начале XVII в. был Ермолай- Еразм. В условиях натурального хозяйства он предлагал фор­мировать государственные доходы преимущественно за счет различ­ного рода натуральных повинностей.

Однако уже в XVII в. в связи с изменениями социально-экономических условий, среди которых создание централизованного государства после Смутного времени, нового дворянского типа хозяйства, развитие товарно-денежных отношений, увеличение контактов с зарубежными странами и зарождение капиталистических отношений (торговой буржуазии и мануфактур), появляются и соответствующие теоретические разработки в области финансов.

Прежде всего представляют интерес сочинения Ю. Крижанича в частности, «Разговоры об владетельству»( 1663—1666), где автор обращает внимание на различные способы обогащения государства. Он раз­бивает их на две группы: правильные «неправильные. К последним (несправедливым с моральной точки зрения) способам обогащения государства он относил доходы от кабаков, от порчи монеты, от репрессий при взимании недоимок, от государственной монополии. Для обо­гащения государства Крижанич предлагал развивать земледелие, ремесла, государственное хозяйство. Он выступал против предоставления льгот иностранным купцам, поскольку они заботятся в первую очередь о своих личных доходах, а не об интересах России.

Еще один известный экономист XVIIb., оказавший большое влияние на финансовую политику и развитие налоговой системы России, — АЛ. Ордын-Нащокин. Поскольку в то время в стране отсутствовали собственные источники серебра и золота, он обосновал необходимость установления контроля за внешней торговлей и движением серебря­ных и золотых запасов, в частности путем перечеканки ефимок (иоахим-сталеров). Им же был разработан и порядок взимания таможенных пошлин.

В XVIII в. Наиболее видным экономистом того времени был И.Т. Посошков.В своей работе «Книга о скудности и богатстве» (1724) он предлагает установить льготные пошлины для русских купцов и высокие пошли­ны на привозные товары с целью поощрения развития промышленно­сти и производства товаров в России. Для финансовой поддержки оте­чественного купечества он рекомендовал развивать взаимный кредит, а также создать систему краткосрочного кредита. Известен один очень интересный факт: Посошков предлагал русскому государю самопроиз­вольно определять стоимость денег. Эта неверная теоретическая посыл­ка послужила оправданием выпуска Петром I неполноценных монет в качестве одного из источников пополнения государственной казны, хотя сам Посошков и не являлся сторонником порчи монет.

Интересные идеи, касающиеся финансовых вопросов, высказал автор первой русской истории и географии, управляющий казенными заводами на Урале (1734—1737) В.Н. Татищев. Его идеи сводились к тому, что основным источником доходов должна быть внешняя торговля, при паритете более выгодного государству вывоза продуктов обрабатыва­ющей промышленности по сравнению с вывозом сырья. Для этого он предлагал установить высокие пошлины на экспортируемое сырье, а также учредить банк для предоставления купечеству кредита

В целом следует отметить, что в XVIII в. развитие финансовой науки происходило в условиях усиления абсолютизма, расширения границ крепостного феодального землевладения, усиления давления на натуральное хозяйство нарождающихся капиталистических отношений и государственной финансовой политики установления денежной по­душной подати. Огромные расходы на военные нужды, содержание дво­ра и чиновников, а также экономическая поддержка дворянского сосло­вия поставили Россию в тяжелое финансовое положение, которое усугублялось большой зависимостью экспорта от состояния европей­ского рынка. Все это породило многочисленные финансовые проекты.

Одним из первых таких проектов в послепетровское время стал проект генерал-прокурора Сената П.И. Ягужинского. Критикуя фис­кальную политику правительства, приводящую к многочисленным со­циально-политическим конфликтам и сопротивлению сборщикам на­логов, Ягужинский предлагал уменьшить бремя подушного налога и принять меры по сокращению государственных расходов (в большей степени военных). Он ратовал за развитие дворянского хозяйства, ук­репление внешней торговли на основе пересмотра таможенных пошлин в сторону их снижения. Основные идеи и предложения Ягужинского были внедрены правительством.

Большое влияние на развитие финансовой теории и практики в Рос­сии оказал граф П.И. Шувалов, который в 1740—1750 гг. подал прави­тельству более 20 проектов, в том числе по финансам. Главные его идеи заключаются в следующем.

- Считая труд крестьян основным источни­ком богатства общества и государства, он предлагал отменить многооб­разные мелкие сборы и повинности, упорядочив процесс взимания подушной подати.

- Для экономической поддержки крестьян (основных налогоплательщиков) в неурожайные годы Шувалов предлагал снижать налоги и не взыскивать недоимок за прошедшие неурожайные годы.

- Граф считал необходимым переориентировать налоговую систему с прямых на косвенные налоги, в частности увеличить обложение соли, устано­вить единую цену на вино (специфическую ставку акциза), повысив ее до 50 коп. за ведро, и снизить на этой основе ставки подушного налога.

- В целях защиты национального рынка он предполагал отменить все внут­ренние пошлины и увеличить пошлины на ввоз и вывоз товаров.

- В области пополнения доходов государственной казны граф Шу­валов стоял за политику широкого использования монетной регалии (например, предлагал чеканить с пуда меди не 16, а 32 руб.), но высту­пал против использования для этих целей лотерей и займов. Средства монетной регалии предназначались, в частности, для создания государ­ственного банка (открыт в 1757 г.), который предоставлял бы кредиты дворянам и купцам из расчета 6% годовых и с обязательным возвраще­нием половины ссуды с процентами по ним серебряными монетами вместо выдаваемых в качестве ссуды медных монет.

Во второй половине XVIII в. появляются работы по теории финан­сов. Одной из таких работ явилось сочинение А.Я. Поленова «О крепост­ном состоянии крестьян в России», премированное в 1766 г. Вольным экономическим обществом. Автор впервые применил термин «налог», заменяющий термины «подать», «повинность», и доказал необходи­мость имущественного страхования. Ко всему прочему он дал крити­ческий анализ действующей российской налоговой системы.

Другим видным русским ученым, занимавшимся разработкой те­ории финансов, был С.В. Десницкий. Круг его исследований был весь­ма широк: организация и развитие мануфактурной промышленности, сельского хозяйства, торговли и кредита, выпуск денег, сбор налогов, государственный бюджет. Десницкий ввел в российский обиход тер­мины «кредит», «финансы» и «бюджет». В своем проекте совершен­ствования финансовой политики и финансового законодательства «О узаконении финанском» он предупреждал, что «в финанских обра­щениях малейшая иногда ошибка может великие приключить убытки государю и бедствие народу»1.

Первые крупные теоретические исследования в области финан­сов в России появляются в XIX в. В 1810 г. в связи с усиливающимся дефицитом бюджета Государственный Совет утвердил правила расхо­дования государственных средств, подготовленные министром финан­сов графом М.М. Сперанским. Документ, названный им «План финан­сов». Многие идеи и положения «Плана финансов» М.М. Сперанского существенно повлияли на последующее развитие финансовой теории и практики в России, не потеряв своего значения и поныне. Его по пра­ву можно считать одним из наиболее выдающихся разработчиков тео­рии бюджета. Однако идеи Сперанского стали внедряться в России лишь в 80-х гг. XIX в.

В 1818 г. выходит в свет работа декабриста Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов», где правильно проводится непосредственная связь налогов с государством как необходимого условия существования пос­леднего. Уничтожение налогов, по мнению автора, означало бы уничто­жение самого государства и общества. По существу, это первый в Рос­сии труд по теории налогообложения, ставший классикой в науке о налогах.

Другим крупнейшим экономистом начала XIX в. был известный государственный деятель Н.С. Мордвинов. В своей работе «Рассужде­ния о пользах, могущих последовать от учреждения частных по губерни­ям банков» (1813) он уделяет большое внимание обеспечению устойчи­вости государственных доходов и налогам, обосновывая необходимость изъятия с их помощью части богатства общества на общегосударствен­ные нужды

Важнейшей особенностью финансовой науки в России явилось то, что она формировалась на национальной почве, не копируя зару­бежный опыт, а критически анализируя его и строя свои выводы и ре­комендации с учетом специфики российской государственности и эко­номики. Особенности становления и развития российского общества и государства обусловили и особенности формирования его финансовой системы.

Таким образом, можно выделить следующие основные закономер­ности и особенности развития финансов и финансовой науки в России в период феодализма:

1) национальная самобытность в силу относительной оторванно­сти российского хозяйства от европейских рынков;

2) преемственность общемировых тенденций и опыта, адаптация всего самого ценного к российской специфике;

3) становление российской теории финансов, отличной от запад­ноевропейской и послужившей основой для формирования в дальнейшем самобытной финансовой школы.

Конец XIX — начало XX в. характеризуются крупными экономи­ческими преобразованиями: реформа И.А. Вышнеградского — С.Ю. Вит­те и аграрная реформа П.А. Столыпина. В результате была достигнута экономическая стабильность в целом, произошло укрепление денежно-финансовой системы России, суммарный бюджет (обыкновенный и чрез­вычайный) стал сводиться с превышением доходов над расходами1

После Октябрьского переворота 1917 г. произошла смена обще­ственно-политического устройства России. Несмотря на это, в первые годы Советской власти и в период НЭПа финансовую науку отличало многообразие идей и методологических подходов. Уже в 1919 г. выходит работа Я.Н. Таргулова «Финансовая наука», в которой он делает вывод о том, что «финансовая наука изучает государственное хозяйство, взятое в целом, рассматривает его доходы, способы их получения и форму их получения»2.

Основоположниками тео­рии советских (социалистических) финансов были В.П. Дьяченко и A.M. Александров. Ими заложены основы сущности финансов, их системы и функций. Родоначальником финансов отраслей народного хозяйства — особой отрасли социалистической финансовой науки — был A.M. Бирман. В отличие от российской (дореволюционной) фи­нансовой школы советские ученые-финансисты в подавляющем боль­шинстве распространяли сферу финансов и на уровень предприятий, выделяя два звена системы финансов: государственные финансы и фи­нансы предприятий (отраслей).

Экономическое содержание финансов

По сей день в научных кругах и среди практиков отсутствует единство в понимании сущности финансов и сферы распространения фи­нансовых отношений. Российская наука не может пока доступно и бес­спорно объяснить, где проходит четкая граница, отделяющая финансы от денег, где начинается и заканчивается действие финансов в системе денежных отношений, в чем конкретно заключается принципиальное отличие денег и финансов в современной экономике, и ответить на дру­гие теоретические вопросы.

По вопросам экономической сущности финансов и состава фи­нансовых отношений, определяющих внутреннее содержание дан­ной категории, обычно выделяют две теории:

распределительную и воспроизводительную.

Сторонники распределительной концепции (Л.А. Дробозина, В.М. Родионова, Н.Г. Сычев, В.Г. Чантладзе и др.) утверждают, что финансовые отношения возникают только на одной стадии воспроизводственного процесса - стадии распределения и пе­рераспределения стоимости общественного продукта.

Представители воспроизводственной теории (Д.А. Аллахвердян, П.С. Никольский, В.К. Сенчагов и др.) рассматривают финансы как воспроизводствен­ную, а не только как распределительную категорию, включая в состав финансов большую часть денежных отношений, возникающих на всех стадиях воспроизводственного процесса, включая обмен4.

Сторонники распределительной концепции обвиняют «воспроиз-водственников» в неоправданном расширении сферы действия финан­сов. Представители же воспроизводственной концепции считают, что распределительная теория в какой-то мере применима лишь к государ­ственным финансам, но неприменима к финансам предприятий, функ­ционирующим на всех стадиях сферы материального производства.

«Распределительная теория, — писал Д.С. Моляков, — основана на ошибочном толковании первичности и вторичности таких основопо­лагающих категорий, как деньги и финансы»1.

Противоречия между распределительной и воспроизводственной теориями финансов попытался разрешить Э.А. Вознесенский, который создал теорию, не относящуюся ни к распределительной, ни к воспро­изводственной концепции2.

Вознесенский обосновал сущность финан­сов как экономической категории, выделяя такие ее содержательные и отличительные признаки, как перераспределительный и фондовый характер соответствующей части денежных отношений, объективных по содержанию и императивных (государственно-властных) по форме:

■ финансы обслуживают систему исключительно денежных от­ношений (натуральные отношения выпадают из их сферы);

■ финансы опосредуют только процесс перераспределения раз­личных частей стоимости уже распределенного валового об­щественного продукта (точнее, национального дохода);

■ финансы непосредственно обусловлены существованием госу­дарства, что придает им императивную (государственно-власт­ную) форму;

■ финансы опосредуют отношения, связанные с формировани­ем и использованием централизованных (общегосударствен­ных) и децентрализованных (на уровне предприятий и отрас­лей) фондов денежных средств3.

В 1990-х гг. положение о фондовом характере финансовых отно­шений было принято большинством российских экономистов в каче­стве важнейшего отличительного признака финансов от образующих их денежных отношений, денег и других стоимостных нефинансовых категорий (цена, амортизация, заработная плата и т.д.).

В последние годы, понимая противоречивость ограничения сферы распространения финансов в условиях рыночной экономики императив­ной формой и фондовым характером денежных отношений, ученые-эко­номисты дают трактовки сущности финансов, расширяющие сферу их дей­ствия.

1. Так, М.В. Романовский и О.В. Врублёвская считают, что «финансы в широком смысле слова — это совокупность денежных (стоимостных) от­ношений, связанных с формированием и использованием денежных фон­дов, движением капитала в процессе создания и перераспределения вало­вого внутреннего продукта»3.

2. Коллектив авторов под руководством А.Г. Грязновой и Е.В. Мар­киной определяет финансы как «совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национально­го богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, го­сударства, используемые в дальнейшем для решения экономических и со­циальных задач»1. Авторы, не ограничивая финансовые отношения про­цессами фондообразования и фондоиспользования, выводят из сферы финансов кредитные ресурсы, денежные доходы и расходы домашних хозяйств, страхование и некоторые другие денежные отношения.

3. Заслуживает внимания в теоретическом и практическом плане трактовка сущности финансов В.К. Сенчагова, который еще в совет­ские времена непосредственно связывал финансовые ресурсы с содер­жанием категории финансов. В его понимании «финансы общества представляют собой совокупность производственных отношений, скла­дывающихся в денежной форме в процессе... создания, распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и образо­вания на этой основе финансовых ресурсов, которые распределяются между государством, отдельными звеньями общественного производства и населением с целью обеспечения расширенного... воспроизводства, удовлетворения материальных и культурных потребностей трудящих­ся, содержания органов государственного управления и укрепления обо­роноспособности страны»2. Такой подход к сущности финансов, соглас­но которому «объектом финансовых отношений является образование и распределение финансовых ресурсов на стадиях создания, распреде­ления и перераспределения совокупного общественного продукта и на­ционального дохода»3, более соответствует реалиям современной ры­ночной экономики.

Необходимость переосмысления традиционных подходов к пони­манию сущности финансов назрела давно. Мировая рыночная эконо­мика претерпела существенные, глобальные изменения.

В основе финансов лежат денежные отношения. В натуральном хозяйстве, где произведенный продукт обменивается и распределяет­ся в натуральной форме, не возникает финансовых отношений.

Категории финансов и денег соотносятся между собой как форма и содержание, но как объективная реальность и финансовые, и денеж­ные отношения находят свое материальное воплощение в едином спо­собе экономического бытия — в движении финансовых ресурсов.

К на­стоящему времени произошло настолько тесное сращивание денег и финансов, что отделить чисто финансовые отношения от денежных можно, лишь используя метод глубокой абстракции, полностью оторванной от жизни, а в реальной действительности сделать это абсолютно не возможно.

Таким образом, как экономическая категория финансы занимают определенную нишу в системе экономических отношений. С этих по­зиций финансы опосредуют всю совокупность денежных отношений, возникающих в процессе движения финансовых ресурсов (денежных средств) в публично-правовой и частноправовой формах, образования и использования на этой основе публичных и частнохозяйственных до­ходов в результате приведения в действие финансовых инструментов и механизмов.

Финансы — это многогранное экономическое явление. Их сущ­ность проявляется также в функциональном предназначении катего­рии финансов, особенностях элементов, составляющих систему финан­сов, разнообразии видового состава финансовых ресурсов в экономике и роли финансов в экономической системе. Все эти и другие теорети­ческие вопросы будут рассмотрены в данной и последующих главах учебника

Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях. Функции эко-номической категории отражают наиболее существенные стороны ее бытия, определяют специализацию явления в системе общественных отношений, экономическую мотивацию и результаты практического применения категории. Иначе говоря, функции финансов должны в полной мере характеризовать их общественное предназначение, при­сущее только данному экономическому явлению.

Вопрос о функциях финансов до сих пор остается дискуссионным. Из всего разнообразия подходов к его решению отечественными эко­номистами можно выделить два основных.

Сторонники первого под­хода наделяют финансы распределительной , контрольной и регулирующей функци­ей1,

сторонники второго подхода — функциями образования фондов денежных средств, использования фондов денежных средств и конт­рольной2.Иногда выделяют еще и воспроизводственную функцию финансов или, наоборот, исключают их контрольную функцию.

Наиболее распространенным является первый подход.

Распределительная функция позволяет:

-создавать целевые фонды денежных средств на уровне государства, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения;

- осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;

- создать резервы на уровне государства, хозяйствующего субъекта и домашних хозяйств.

Контрольная функция финансов непосредственно вытекает из первой функции. В процессе движения финансовых ресурсов, образования и использования денежных доходов появляется возмож­ность оценить состояние финансов в экономике и ее субъектов, отсле­живать и проверять финансовые потоки на предмет эффективности и законности, принимать меры к устранению слабых мест и проблем, применять штрафные и иные финансовые санкции к нарушителям финансовой дисциплины и осуществлять другие контрольные действия. На практике эта функция реализуется в системе финансового контро­ля. Она включает государственный и частнохозяйственный финансовый контроль. Существуют различные формы, виды и методы финансово­го контроля: внешний и внутренний контроль; оперативный и текущий, последующий и предварительный контроль; бюджетный, налоговый и ведомственный контроль; проверки, ревизии, аудит, мониторинг и т.д. Финансовый контроль осуществляется специальными государствен­ными органами, подразделениями организации или должностными лицами, уполномоченными осуществлять контрольные процедуры по проверке законности и эффективности формирования доходов и осу­ществления расходов, выявлению финансово-хозяйственных наруше­ний и причин отклонений от заданных экономических и финансовых параметров с целью принятия мер по их устранению и поиска резер­вов.

Регулирующая функция проявляется на уровне государства, предприятия и домашних хозяйств. Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм и правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс и поэтому выделяют регулирующую функцию финансов.

1.4. Система финансов: понятие и общая характеристика

Общая структура системы финансов неоднородна по своему составу. Она включает обособленные группы финансовых отношений, разли­чающиеся правовой формой и качественным составом финансовых ре­сурсов. Однако это не нарушает единства системы финансов, так как в ее основе лежат общие для всех ее элементов денежные отношения и про­цессы движения финансовых ресурсов, образования и использования доходов в экономике.

Поскольку эти процессы осуществляются в публично-правовой и частноправовой формах, постольку общая система финансов делится на две большие сферы (отрасли):

1) публичные (государственные и муниципальные) финансы;

2) частнохозяйственные финансы (финансы организаций и до­машних хозяйств).

Объединяющим началом, первичной основой системы финансов выступает денежная система страны, которая представляет собой орга­низуемую государством систему обращения денег (первичных финансовых ресурсов и инструментов).

Наши рекомендации