Для накопления пассивного словарного запаса

У детей раннего возраста»

Словарик рекомендуемых для запоминания слов по темам

Имена существительные.

Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжка и др.

Части тела, лицо: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.

Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.

Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платок и др.

Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно, кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.

Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др.

Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита, холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.

Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски, молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.

Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.

Растения: дерево, куст, трава, цветы, ягоды и др.

Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.

Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога, светофор, машины, самолёт, качели, горка, парк и др.

Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.

Игры и игровые упражнения

Глаголы.

Собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, вытирает и др.

Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди: читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.

Другие действия: [телефон] звонит; [машина] едет, гудит; [самолёт] летит; [листья] падают и др.

Прилагательные, наречия.

Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, солёный, кислый, мокрый, холодный, горячий, холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.

Название некоторых понятий: большой, маленький; много, мало.

Покажи, где мама

Оборудование: семейные фотографии.

Ход игры: Взрослый вместе с ребенком рассматривает семейные фотографии и просит найти изображение самого ребенка, показать маму, папу, бабушку, дедушку и других родственников, дачу, цветы, дерево, другие знакомые предметы и объекты.

– Покажи, где на фотографии мама. Найди и покажи папу. А где цветочки, которые ты летом на даче рвал?

Румяные щёчки

Ход игры: Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.

– Покажи, где у Маши щёчки? Покажи, где у Маши носик? Покажи, где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги? И т. д.

Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не название, а назначение части лица или тела.

– Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?

Посидим, полежим!

Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их.

– Где стол? Где стул? Покажи! Где кроватка? А где диван? И т. д.

Далее можно, не называя предметы мебели, указывать их назначение.

– Покажи, на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать? На чем ты сидишь? А где одежда лежит? И т. д.

Если ребенок правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет этот предмет мебели.

– Правильно, это стол. За столом будем кушать. А это шкаф – там лежит одежда. И т. д.

Отгадай загадку – покажи отгадку!

Оборудование: предметные картинки по разным темам.

Ход игры: Разложите перед ребенком предметные картинки изображением вверх.

– А сейчас мы будем отгадывать загадки. Покажи, чем едят суп (картинка – «ложка»). Покажи, что катится (картинка – «мячик»). Покажи, чем можно рисовать (картинка – «карандаш»). Покажи, что надевают на голову (картинка – «шапка»). Найди и покажи то, что можно есть (картинки – «яблоко», «конфетка», «сыр») и т. д.

Если ребенок затрудняется в поиске нужной картинки, можно дать развернутое описание нужного предмета. Если ребенок не смог найти нужную картинку, следует показать ему реальный предмет, описать его свойства, обыграть его.

Весёлые загадки!

Оборудование: различные игрушки и предметы.

Ход игры: Разложите перед ребенком несколько разных игрушек или предметов.

– А я знаю еще интересные загадки. Я буду рассказывать про какую-нибудь игрушку (предмет), а ты угадай, про что я говорю, и покажи. Он круглый, синего цвета, катится (мяч). Он беленький, пушистый, с длинными ушами и маленьким хвостиком (зайчик). Он длинный, деревянный, им рисуют (карандаш). И т. д.

В дальнейшем при проведении игры можно вместо игрушек и предметов использовать предметные картинки.

Что делает человечек?

Оборудование: набор картинок, изображающих различные действия.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте картинки с изображением различных действий – такие картинки можно выбрать из различных лото или нарисовать самостоятельно серию картинок, схематично изображающих действия человечка.

– Посмотри, на картинках мальчики и девочки (человечек) что-то делают. Давай поиграем в интересную игру. Я буду загадывать действия, а ты слушай внимательно, поднимай нужную картинку. Кто сидит? Кто стоит? Кто лежит? Кто катается? Кто кушает? Кто пьет? Кто прыгает? И т. д.

Если малыш затрудняется с ответом, можно сделать подсказку, расширив инструкцию. Для этого добавьте описание предметов, которые есть на картинке.

– Кто кушает яблоко? Кто качается на качелях? Кто сидит на стуле?

Где много, а где мало?

Оборудование: предметные картинки, на которых изображены различные предметы в количестве один и много (такие изображения можно подобрать из наглядного материала по развитию математических представлений).

Ход игры: Разложите перед ребенком картинки. Затем дайте задание.

– Покажите, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? А где мячи? Где цветок? А где цветы?

Большой или маленький?

Оборудование: в этой игре можно сравнивать любые игрушки и предметы; в дальнейшей работе можно использовать картинки.

Ход игры: При формировании понятий «большой» и «маленький» полезно научить детей использовать выразительные жесты. При этом жест всегда сопровождается словом, его обозначающим.

Покажите ребенку большой и маленький мячики.

– Посмотри, вот мячик, и вот тоже мячик. Мячики одинаковые? Нет, мячики разные. Этот мячик большой! (взрослый делает соответствующий жест), а этот мячик маленький (соответствующий жест). Какой этот мячик – покажи (взрослый побуждает ребенка сделать жест). Правильно маленький. А этот мячик какой? Покажи! Большой мяч.

В речевом сопровождении игры взрослый выделяет интонационно произнесение слов «большой» и «маленький». Эту игру полезно повторять, используя разнообразный предметный материал.

Где что лежит?

Оборудование: коробка, несколько мелких игрушек.

Ход игры: Поставьте на стол коробку с крышкой, а рядом – несколько мелких игрушек. Положите одну игрушку в коробку, другую под коробку, третью на коробку, четвертую около коробки. Сопровождайте свои действия соответствующими словами. Названия предлогов следует выделять в предложении при помощи интонации и силы голоса.

– Вот карандаш. Я кладу карандаш в коробку. Где теперь карандаш? В коробке. А вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой. И т. д.

После объяснения и демонстрации действий с предметами предложите детям действовать по инструкции.

– Положи карандаш под коробку. Положи кубик на коробку. И т. д.

Эту игру можно проводить и по-другому. Перед началом игры ребенку дают игрушки. Затем следуют задания.

– Вот тебе мишка. Посади мишку на стул. Вот тебе мячик, спрячь мячик под стол. Положи книжку в шкаф. И т. д.

Такие игры полезно повторять, используя разный предметный материал, что позволяет закрепить у детей понимание пространственных отношений.

Консультация 8

«Игры и игровые упражнения

Наши рекомендации