Научная проблема, проблемность исследуемого вопроса

Проблемы решаются в докторских, проблемность исследуемо­го вопроса отражается в кандидатских диссертациях, в научно-методических работах.

Избранная для исследований темаставится проблемно, в про­тиворечивости ее сторон и из этого логически выводятся ее акту­альность, нужность, полезность для теории или практики гимна­стики. Например, возьмем тему «Развитие мышечной силы у юных гимнастов 7 — 9 лет». Проблемность этого исследования состоит в том, что, с одной стороны, для овладения гимнастическими уп­ражнениями нужна достаточно развитая мышечная сила, а с дру­гой стороны, методика ее развития у детей, например, младшего школьного возраста, разработана очень слабо. Ученые и педагоги придерживаются разных взглядов на возможность развития мы­шечной силы у детей. Высказываются суждения, что силовыми

упражнениями можно нанести вред здоровью, осанке, подвиж­ности в суставах и гибкости в целом. Такая опасность действитель­но существует. Примеров тому в практике спорта достаточно. И все же, с учетом второго закона динамики (F = т- атях) была высказана гипотеза, что мышечную силу у детей можно развивать упражнениями, выполняемыми с усилиями, равными 20 — 40 — 60 % от максимальной силы упражняемой группы мышц. Если эта гипотеза верна, тогда мышечную силу у детей без ущерба для их здоровья можно развивать с помощью отягощений. Возникла не­обходимость в подборе упражнений и в разработке методики их выполнения. Исследование этих вопросов было проведено в нача­ле 50-х гг. И. Г. Васильевым и продолжено в 70-х гг. М. Л.Журави-ным. Теперь, опираясь на эти исследования, избранную тему можно поставить проблемно и определить ее актуальность. Проблемность вопроса разрабатывается таким образом, чтобы его можно было развить в новое знание, в теорию и практику, углубить и расши­рить исследование.

Возможные пути развития проблемности исследуемого вопро­са показаны на схеме 4.

Научная проблема имеет важное значение для теории и прак­тики, например, гимнастики, физического воспитания, однако для ее решения нет готовых средств и методов. Их нужно еще раз­работать, теоретически и экспериментально обосновать, а эффек­тивность проверить в эксперименте и на практике. Это противоре­чие составляет основу проблемы. Оно ведет исследователя от ре­шения одного вопроса (проблемной ситуации) к другому, по­рождает потребность в получении новых научных фактов и нового теоретического знания. Проблема — это методологический при­ем, позволяющий не только вскрыть ее сущность, но и найти способы решения, снятия, углубления и расширения поиска.

Исследование начинается с обнаружения проблемы (проблем­ной ситуации) в рассматриваемом вопросе и определения свое­временности его изучения. Успех здесь во многом зависит от име­ющихся у исследователя знаний в области данного вопроса и смеж­ных с ним дисциплин, от его опыта (научного, спортивного, пе­дагогического и др.). Обнаружение проблемной ситуации побуж­дает к активному поиску или разработке способов ее решения. В ходе исследования добываются новые факты, новое научное зна­ние о предмете исследования. Вновь полученные материалы могут послужить основанием для вскрытия новых противоречий в изу­чаемом вопросе, решение которых приведет к еще более совер­шенным знаниям и ценным рекомендациям в практику физичес­кого воспитания, спортивной тренировки, профессиональной, оздоровительной, воспитательной направленности занятий гим­настикой. Наука начинается с анализа результатов практики, по­этому истоки проблемы прежде всего следует искать в практике.





Научная проблема, проблемность исследуемого вопроса - student2.ru


Решение проблемы начинается с выбора теории (категории, принципа, закона), которую предполагается рассматривать в ка­честве основания проводимого исследования. Затем на основе вскрытой проблемности исследуемого вопроса, достижений пе­редовой практики, собственного научного, педагогического, спортивного опыта и избранной теории подбираются или разра- • батываются методы исследования, проводятся эксперименты, добываются научные факты, с помощью которых проблема сни­мается полностью или частично. При разработке проблемы, как можно видеть из нашего примера, возникают новые вопросы, требующие дополнительного специального исследования. В их числе могут быть следующие:

1. Сравнительная эффективность видов упражнений, взятых для развития мышечной силы у юных гимнастов, и степень удобства (в организационно-методическом плане) применения их с этой категорией занимающихся.

2. Возможности переноса эффекта (положительного, отрица­тельного) от применения каждого вида упражнений на успеш­ность овладения новыми спортивными гимнастическими упраж­нениями.

3. Индивидуальный и личностный подход к занимающимся в процессе развития у них мышечной силы с помощью приведен­ных на схеме 4 видов гимнастических упражнений.

4. Индивидуальная податливость к развитию (тренируемость) мышечной силы у гимнастов различного пола и возраста.

5. Взаимосвязь максимальной динамической мышечной силы с относительной, статической, скоростной силой у гимнастов раз­ного пола и возраста.

6. Влияние развития мышечной силы с помощью приведенных на схеме видов упражнений на осанку гимнастов, гибкость, ко­ординацию движений, на функции сердечно-сосудистой, дыха­тельной и других систем организма.

7. Влияние мышечной силы на успехи юных гимнастов в школь­ной учебе, на их здоровье, на будущую трудовую деятельность, на спортивные достижения в гимнастике.

Актуальность решаемой проблемы определяется следующими критериями.

Высокоактуальные исследования. Существует островыраженная потребность в решении проблемы, что может положительно по­влиять на многие стороны теории и практики гимнастики, физи­ческого воспитания. Избранная для исследования тема не разра­ботана или разработана недостаточно. По этой теме имеются лишь отдельные публикации.

Разработка соответствующей теории и методики гимнастики Может существенно изменить практическое решение важных воп­росов этой спортивно-педагогической и научной дисциплины.

Актуальные исследования. Достаточно убедительно выражена практическая потребность в решении проблемы, что может поло­жительно сказаться на разных сторонах практики.

Избранная тема в науке разработана слабо. Имеется много про­тиворечивых подходов. Ее разработка может дополнить представ­ления по ряду теоретических и практических вопросов.

Малоактуальные исследования. Теоретическая и практическая потребность в разработке избранной темы незначительная. В це­лом она изучена удовлетворительно, хотя отдельные ее вопросы нуждаются в исследовании.

Тема разработана достаточно, опубликовано большое число работ, раскрывающих ее содержание. Дальнейшие исследования могут уточнять некоторые теоретические положения и практичес­кие рекомендации1.

8.6. Гипотеза

Всякое исследование начинается с предварительной догадки, с построения гипотезы. Она разрабатывается в соответствии с проблемностью исследуемого вопроса, с той теорией, которая заложена в основу научной работы, достижениями передовой практики и результатами исследований в смежных дисциплинах, педагогическим, научным, спортивным опытом самого исследо­вателя.

Гипотеза — это предположение, догадка:

о возможных способах решения вскрытой проблемности ис­следуемого вопроса или большой проблемы;

о причинах, которые обусловливают необычные, «загадочные» явления или вновь полученные в исследованиях эмпирические факты;

о механизмах взаимосвязи между вновь полученными эмпири­ческими фактами.

Высказанная выше догадка о возможности развития мышеч­ной силы у юных гимнастов с помощью упражнений со сравни­тельно небольшими мышечными напряжениями, но выполняе­мыми с предельной скоростью и до утомления упражняемых мышц, опирается на второй закон динамики (F = т ■ атах) и на исследования в смежных дисциплинах. Эта догадка подтвердилась в экспериментах и на практике подготовки юных гимнастов. В ито­ге была разработана новая эффективная методика развития мы­шечной силы у юных гимнастов в сочетании с развитием у них гибкости, координации движений и других способностей, необ­ходимых для успешного овладения сложными гимнастическими

1 Требования к диссертациям по педагогическим наукам. — М., 1990. — С. 21-174

упражнениями. Применение этой методики положительно сказа­лось на их здоровье.

В процессе спортивной тренировки гимнастов был обнаружен удивительный факт — внезапное проявление неуверенности и даже страха у довольно смелого гимнаста при переходе от изучения . вращательных движений в условиях опоры к овладению враща­тельными движениями в безопорном положении.

Этот факт даже очень опытные тренеры объясняли природной трусоватостью или же слабой волевой подготовленностью. Однако такое заключение расходилось с тем, что сложные вращательные движения, но в условиях опоры гимнаст выполнял решительно и смело. Учитывая это обстоятельство, было сделано другое предпо­ложение (гипотеза): появившаяся боязливость гимнаста в этих обстоятельствах обусловлена низкой устойчивостью вестибуляр­ных реакций к воздействию ускорений, возникающих при враща­тельных движениях, и невозможностью компенсировать эту неус­тойчивость за счет информации от других сенсорных систем — тактильно-мышечных чувств, зрения и др. Это предположение подтвердилось результатами специального исследования устойчи­вости сенсорных, соматических и вегетативных вестибулярных реакций у гимнаста.

Примером объяснения причин взаимосвязи между наблюдае­мыми фактами может быть обнаруженное нами в исследованиях наличие положительной взаимосвязи между координацией дви­жений, быстротой двигательных действий, способностью широ­ко распределять и быстро переключать внимание, оперативным и тактическим мышлением, школьной успеваемостью детей. Этот факт можно объяснить общностью некоторых психофизиологи­ческих механизмов, лежащих в основе проявления каждой из рассматриваемых способностей. Этими механизмами являются: подвижность основных нервных процессов, лабильность и плас­тичность нервно-мышечного аппарата, некоторая общность в работе мышц при двигательных действиях, требующих проявле­ния указанных способностей гимнаста, участие сенсорных сис­тем, умственная деятельность, возможность взаимопроникнове­ния способностей. Например, при выполнении двигательных дей­ствий, требующих сложной координации, приходится распреде­лять и переключать внимание с одних движений на другие, за­поминать последовательность их выполнения, обдумывать каж­дое из них.

Рассматриваемые способности развиваются под влиянием дви­гательного опыта: чем он богаче, тем лучше развиты способности.

Гипотеза является формой перехода от познания фактов к по­знанию связей между ними и закономерностей, их обусловлива­ющих, к формированию научной теории, а также формой пере­хода от одной теории, отражающей наличный уровень наших зна-


Научная проблема, проблемность исследуемого вопроса - student2.ru

ний в той или иной научной дисциплине, к другой — свидетель­ствующей о более высоком уровне этих знаний. Поэтому в науч­ной работе гипотезе придается большое значение.

Гипотезы могут быть разного уровня значимости. На верхнем уровне располагаются гипотезы, имеющие наиболее общий харак­тер и в связи с этим обладающие наибольшей логической силой. Степень абстрактности и обобщения таких гипотез увеличивается по мере удаления от эмпирического базиса, от практики в теорию. Примером гипотезы самого высокого уровня значимости может служить сделанное нами предположение о том, что в процессе овладения сложными гимнастическими упражнениями и другими двигательными действиями в активное взаимодействие вовлека­ются индивидуальные свойства гимнаста, относящиеся ко всем формам движения материи: физической, химической, биологи­ческой и социальной.

Из таких гипотез как посылок выводятся гипотезы более низ­кого уровня. Примером может служить предположение, что в про­цессе овладения гимнастическими упражнениями в активное вза­имодействие вовлекаются индивидуальные свойства (способно­сти) гимнаста, относящиеся ко всем подструктурам его как лич­ности, как активно действующего субъекта. В этом процессе гим*-наст участвует как субъект в целом (принцип целостности).

На самом низком уровне системы находятся гипотезы, близ­кие к эмпирическим фактам, к обыденным представлениям, к практике. Такими гипотезами часто ограничиваются авторы кан­дидатских диссертаций. Например, развитие у школьников коор­динации движений, быстроты двигательных действий, способно­сти распределять внимание, оперативного и тактического мыш­ления в спортивных играх будет содействовать повышению их школьной успеваемости.

Гипотезы нередко приводят к новым открытиям, помогают в разработке более эффективных методов развития способностей, обучения, воспитания, укрепления здоровья занимающихся. По­этому к исследованию любого вопроса нельзя приступать без ги­потезы.

Важным критерием состоятельности гипотезы является ее со­ответствие основным теоретическим положениям, установленным наукой в данной области знаний (в нашем примере — в теории и методике физического воспитания, педагогике, психологии). Мо­жет случиться так, что гипотеза не согласуется с теоретическим положением, противоречит ему. В этом случае истинность теоре­тического положения тщательно проверяется с точки зрения пе­редовой практики и теории. Исследование таких противоречий иногда приводит к неожиданным результатам.

Степень вероятности гипотезы тем выше, чем больше фактов, которыми она подтверждается. От гипотезы не требуется, чтобы

она уже в момент своего создания объясняла все факты избран­ной темы исследования.


Гипотеза формируется, как уже говорилось, при разработке проблемы исследования (схема 5), при выведении нового науч­ного знания из вновь полученных в исследовании научных фактов. Без нее не обойтись при объяснении добытых в экспериментах фактов и возможной взаимосвязи между ними. Предположения, сделанные в начальной стадии исследования, подвергаются про­верке и уточнению. Гипотеза, получившая теоретическое и экспе­риментальное подтверждение, превращается в новое научное зна­ние, в теорию.


Научная проблема, проблемность исследуемого вопроса - student2.ru

Гипотезы бывают научные и рабочие.

Научные гипотезы далеко не одинаковы по своей научной ценности. Одни из них подтверждаются и превращаются в тео­рию, другие — подвергаются проверке и развитию, прежде чем стать научной теорией, третьи — отвергаются как несостоятель­ные.

Рабочие гипотезы — предположения о возможных способах ре­шения исследуемого вопроса, снятия обнаруженных в нем проти­воречий. Они могут быть использованы для систематизации со­бранного научного материала и его объяснения с точки зрения теории и практики, для того чтобы наметить дальнейший ход ис­следований. Рабочая гипотеза упорядочивает, дисциплинирует научное исследование, концентрирует его вокруг заложенной в нем руководящей идеи. Если же она оказывается несостоятель­ной, противоречит научным фактам, то ее отвергают.

Научные и рабочие гипотезы создаются на основе теоретичес­ких и методологических положений, принципов, категорий, за­конов наук и опыта передовой практики, в соответствии с кото­рыми планируется данное исследование. Так, например, приве­денный выше второй закон динамики открывает широкие воз­можности для дальнейшего совершенствования методики разви­тия мышечной силы у детей, у женщин, у лиц среднего и пожи­лого возраста.

К гипотезе предъявляются следующие требования:

1. Принципиальная проверяемость в эксперименте.

2. Она должна объяснять тот круг аналогичных вопросов, кото­рые составляют сущность исследуемого явления. Например, воз­можность комплексного развития координации движений, быст­роты двигательных действий, внимания, оперативного и такти­ческого мышления на основе некоторой общности психофизио­логических механизмов, обусловливающих их.

3. Приложимость к достаточно широкому кругу явлений (уче­ба, спорт, труд и др.).

4. Непротиворечивость ранее установленным научным фактам. В том случае, если гипотеза опровергает установленные факты, то этому должно быть дано научное обоснование.

5. Простота.

6. Текст гипотезы содержит только известные понятия.

7. Она должна носить характер вероятности («Можно предпо­ложить...»).

8. Гипотеза должна удовлетворять принципам научного миро­воззрения, учитывать уже установленные наукой законы, опи­раться на все имеющиеся в исследуемой области факты, объяс­нять их и обладать способностью предсказывать новые.

9. Гипотеза должна быть способной, исходя из единичного прин­ципа, объяснять все установленные в процессе исследования эм-

лирические факты, не прибегая в случае неудачи к дополнитель­ным предположениям.

Из рабочей гипотезы вытекают цель и задачи исследования. В со­ответствии с ними подбираются или разрабатываются его новые методы. Но прежде чем поставить цель и конкретные задачи, оп­ределяются объект и предмет исследования.

Объектом исследования является то, что противостоит исследо­вателю в его предметно-практической познавательной деятельно­сти, а именно: техника гимнастических, акробатических упраж­нений, методика обучения им, развитие способностей у юных гимнастов, воспитание их в процессе спортивных занятий по гим­настике.

Предмет исследования представляет собой конкретную целост­ность, самостоятельный вопрос, выделенный из объекта иссле­дования. Такими вопросами могут быть: эффективные способы постановки задач при занятиях с детьми 7 — 9 лет, создание пред­ставления о вновь изучаемом упражнении, применение ТСО в учебном процессе по гимнастике.


Схема объектов и предметов исследования приводится ниже (схема 6).

Цель и задачи исследования

Цель — это один из элементов поведения и сознательной дея­тельности человека, она помогает ему мысленно предугадывать результат предстоящей деятельности и способы его реализации с помощью доступных средств и методов. Цель объединяет различ­ные действия человека в некоторую последовательность, в систе­му. Успешное решение цели и задач выдвигает новые вопросы для исследования или же необходимость углубления ранее проведен­ных исследований с помощью более совершенных методов и с более высоких теоретических и методологических позиций. Осу­ществить поставленную цель — значит снять проблемность иссле­дуемого вопроса (кандидатские диссертации) или решить слож­ную экономическую, политическую или социально-культурную проблему (докторские диссертации).

Цель исследования конкретизируется постановкой частных за­дач. Ими определяются границы, в пределах которых намечается достижение поставленной цели. Задачи решаются в логической по­следовательности и взаимосвязи. Решение каждой из задач отража­ется в выводах или в заключении по всей работе. Количество задач зависит от сложности исследуемого вопроса или проблемы. В кан­дидатских диссертациях их бывает не более трех-четырех, в доктор­ских — до десяти. Каждая из задач может включать ряд вопросов. Например, ставится задача изучить (оценить) координацию дви­жений у детей 7 — 9 лет. Это можно сделать с помощью специаль­ных физических упражнений и аппаратных методов. В такой поста­новке задачи уже содержатся два подхода к ее решению. С помощью каждого из этих методов можно изучить способности детей:

согласовывать движения различными звеньями тела (симмет­ричные однонаправленные и разнонаправленные, последователь­ные и асимметричные движения);

согласовывать перечисленные выше движения в усложненных условиях (после умственного и физического утомления, после скоростных и силовых упражнений, после мышечной работы на выносливость, на фоне эмоционального возбуждения или угнете­ния и др.);

соразмерять движения во времени, в пространстве и по мышеч­ному усилию в обычных, а также в усложненных условиях и т.д.

Методы исследования

Проблемность исследуемого вопроса (проблема) может быть снята с помощью специально подобранных или разработанных методов. Снять проблему (в нашем примере) означает разработать такие ме­тоды развития мышечной силы у юных гимнастов, которые бы по­зволили им успешно овладевать силовыми упражнениями, входя-

щими в программу данного спортивного разряда, и доказать полез­ность развития мышечной силы для их здоровья и проявления дру­гих способностей (гибкости, координации движений и др.). Теоре­тическое и экспериментальное обоснование эффективности таких методов является новым вкладом в теорию и практику физического воспитания и в развитие мышечной силы у детей, дает возможность применения их в занятиях с лицами пожилого возраста.

Метод — способ построения или обновления системы научно­го знания. Метод может включать в себя несколько методических приемов или даже их систему. Так, например, в метод создания предварительного представления о вновь изучаемом упражнении входит система методических приемов: название, показ, объясне­ние назначения и техники исполнения упражнения, опробование. Каждый из этих методических приемов имеет свое назначение, свою теорию и философию (см. гл. 6).

Методы исследования подбираются или специально разраба­тываются в соответствии с предметом исследования, теорией, заложенной в основу научной работы, гипотезой, целью и част­ными задачами. Многообразие научных методов познания приня­то условно делить на три категории.

К первой категории относится диалектический метод. Это все­общий метод познания. Сюда можно отнести теорию отражения как основу теории познания, системно-структурный анализ при изучении сложных явлений.

К второй категории относятся методы, которые используются не одной какой-то наукой, а целым рядом или даже всеми наука­ми. Это общие методы научного познания: анализ и синтез, ин­дукция и дедукция, исторический и логический методы, экспе­римент, аналогия, моделирование, формализация и др.

К третьей категории относятся методы, применяемые в конк­ретных дисциплинах, в том числе и в гимнастике: анализ и обоб­щение опыта передовой практики и литературных данных, на­блюдение, беседа и анкетирование, эксперимент (оценка и раз­витие двигательных и психических способностей, личностных свойств с помощью гимнастических упражнений). Могут приме­няться и другие, более сложные методы.

Наши рекомендации