Назначение розыгрышей и их устная замена
Когда команда нападения собирается в хадл (встает кругом), квотербек передает одноклубникам информацию о назначенном тренером розыгрыше. На словах это звучит как схема, которая кратко объясняет суть задачи для принимающих, бегущих, линейных нападения и центра.
Например, квотербек может сказать: «686 Pump F-Stop on two». Первые три цифры (686) обозначают пасовые маршруты, по которым будут бежать три принимающих. Каждая команда пронумеровывает пасовые маршруты и паттерны, чтобы каждый принимающий понимал, куда ему бежать. При данном розыгрыше первый ресивер (Х) бежит «шестерку», второй (Y) – «восьмерку», а третий (Z) – тоже «шестерку». «F-Stop» в данном случае обозначает пасовый маршрут фуллбека. А «two» указывает на порядковый номер при счете, когда мяч должен быть введен в игру. Другими словами, центр введет мяч в игру после второй команды.
Большинство команд вводят мяч в игру после первой, второй или третьей голосовой команды, если только они не пытаются намеренно заставить соперника совершить нарушение. Например, всю игру квотербек получал мяч на второй счет, а в конце попросил на третий, чтобы кто-нибудь из защиты дернулся раньше времени.
Встав на линию схватки и положив руки под центра, квотербек командует: «Set» (к этому моменту линейные встали в стойку). Затем он выдает что-то вроде: «Green 80, Green 80, Hut-Hut». Центр вводит мяч после второго «Hut». «Green 80» в данном случае ничего не значит. Хотя иногда квотербек перед вводом мяча в игру может проинформировать одноклубников о том, что изначальный розыгрыш изменен.
Команды придумывают для своих розыгрышей какие угодно обозначения: Quick Ace, Scat, Zoom, Buzz… Эти названия обозначают дополнительные действия в рамках розыгрыша и предназначены для бегущих и принимающих. Каждое название что-то означает в зависимости от типа розыгрыша.
Квотербекам дано право сообщать об изменении розыгрыша на линии схватки. Измененный розыгрыш называют «устным» (audible). Квотербеки используют их, когда понимают, что защита хорошо подготовилась к их изначальному розыгрышу. Когда разыгрывающий раздает сигналы, он может сказать «Green 85», и розыгрыш меняется на другую пасовую комбинацию. Как правило, квотербек уведомляет одноклубников в хадле о том, каким может быть устный розыгрыш в случае чего.
Математика квотербеков
На всех уровнях футбола квотербеков статистически оценивают по точности их передач, количеству брошенных тачдаунов, количеству брошенных перехватов и количеству набранных ярдов. Хотя количество набранных ярдов не должно вводить в заблуждение. Например, если квотербек бросил мяч на 8 ярдов после линии схватки, а затем принимающий пробежал после приема мяча еще 42 ярда, то квотербек по итогам точной передачи получит 50 ярдов в актив. (Существует отдельный термин «ярды после приема», который подсчитывает лишь те ярды, которые принимающий набрал уже после того, как поймал мяч.) Квотербекам также засчитывают пасовые ярды, когда они делают передачи за линией схватки – например, скрин-пас на бегущего, который пробегает 15 ярдов. Эти 15 ярдов считаются пасовыми.
Чтобы лучше понять, что означают цифры в статистике квотербека, давайте для примера взглянем на разыгрывающего «Грин-Бэй» Аарона Роджерса в 2009 году. Он отыграл все 16 матчей регулярного сезона.
Поп. | Точн. | % точн. | Ярды | Я/поп. | ТД | Пер. | Рейтинг |
64.7 | 8.2 | 103.2 |
Мы видим, что Роджерс 541 раз попытался отдать передачу, получилось это у него 350 раз, что составило 64.7% точных передач. По итогам 541 попытки принимающие набрали 4,434 ярда, то есть в среднем за попытку они набирали по 8.2 ярда. Одноклубники Роджерса занесли 30 тачдаунов с его передач, а защита соперника семь раз перехватывала его передачи.
В текстах и материалах вы можете увидеть такой отзыв об игре квотербека: 22 из 36 на 310 ярдов. Это означает, что он точно отдал 22 передачи из 36 попыток, и за эти 22 передачи набрал 310 ярдов. Провел неплохой матч.
Ну, и в конце, расскажу, как считается рейтинг квотербека НФЛ, который еще называют пасовым рейтингом. Придется вспомнить математику. Хватайте калькулятор и считайте:
1. Надо разделить количество точных передач на количество попыток отдать передачу, вычесть 0.3, затем разделить на 0.2.
2. Разделите пасовые ярды на пасовые попытки, вычтите 3 и разделите на 4.
3. Разделите тачдаун-пасы на пасовые попытки и разделите на 0.05.
4. Разделите перехваты на пасовые попытки, вычтите результат из 0.095 и разделите остаток на 0.04.
Сумма в каждом из этих шагов не может превышать 2.375 и не может быть отрицательной. Суммируйте все полученные на каждом этапе данные, умножьте результат на 100 и поделите на 6. В итоге у вас получился рейтинг квотербека, который в случае Роджерса равен 103.2.
Рейтинг выше 100 считается очень хорошим, средний вариант – от 80 до 100, а все что ниже 80 расценивается как неудачный результат.
Глава 5
Пасовая игра
Стратегии игры в нападении меняются время от времени, и порой выносная игра становится предпочтительнее пасовой, и все же брошенный вперед мяч – это один из самых интересных элементов американского футбола. Самые запоминающиеся розыгрыши в истории футбола включают в себя длинные «бомбы» (передачи), благодаря которым матч выигрывается на последних секундах или же команда выходит вперед, меняя динамику матча. Невозможно устоять от коллективного вопля, когда запущенный в воздух мяч опускается и вот-вот окажется в руках принимающего. А когда мяч ловит защитник (совершая тем самым перехват), то это не менее увлекательное событие, которое также может повлиять на исход матча.
Нападение зарабатывает очки, продвигая мяч по направлению к зачетной зоне соперника. Данная глава фокусируется на одной «половине» нападения: на пасовой игре. О другой «половине» – выносной игре – мы расскажем в следующей главе. В 1980 году количество пасовых розыгрышей в НФЛ превзошло количество выносных впервые с 1969 года, и с тех пор соотношение не изменилось.
Знакомство с пасовой игрой
Для многих болельщиков пасовая игра – самая интересная часть футбола. Наблюдать за тем, как квотербек запускает длинный пас, а принимающий пружинит от земли и взмывает в воздух в попытке поймать мяч, очень увлекательно. Основатель и играющий тренер «Грин-Бэй Пэкерс» Эрл Лэмбо заставлял свое нападение пасовать мяч в середине тридцатых. Однако со временем команды отошли от пасовой игры. В шестидесятые и семидесятые выносная игра и зонная защита (когда защитники располагались глубоко в поле и перекрывали все свободные участки) высосали все соки из пасовой игры.
Второе дыхание пасовая игра приобрела после введенных в 1978 году правил. Во-первых, защитникам разрешалось прикасаться к принимающими лишь на расстоянии в 5 ярдов от линии схватки. Ранее защитникам разрешалось бить, пихать или толкать принимающих на любом участке поля. А также линейным нападения разрешили открывать ладони и полностью вытягивать руки для того, чтобы блокировать пас-рашеров. Смягчение условий для блокировки со стороны нападения привело к лучшей опеке квотербеков, а следовательно, у них стало больше времени на исполнение броска.
Примерно в это же время команды начали активно возлагать обязательства по приему мяча на раннинбеков. В 1979 году Билл Уолш возглавил «Сан-Франциско Фотинайнерс» и извлек дивиденды из новых правил и концепции «раннинбеки в роли принимающих», создав систему нападения Западного Побережья. Впервые команды начали играть из пасовых построений, а пас начал доминировать над выносом.
Для того, чтобы пасовая игра была успешной, квотербеки и принимающие (уайд-ресиверы, тайт-энды и раннинбеки) должны ежедневно работать над расчетом времени. Принимающие должны пробегать одни и те же маршруты, а квотербек должен бросать мяч в заранее определенные точки на поле. Визуально пасовая игра может казаться довольно простым занятием: квотербек бросает мяч, а принимающий его ловит. На самом деле, это очень сложный аспект игры. Линейные нападения должны обеспечить квотербеку достаточное время для броска (более двух секунд), а принимающие должны попытаться поймать любой мяч, даже если передача получилась неудачной. Порой ресивер должен сойти с заданного маршрута и побежать на любой открытый участок поля, чтобы вновь стать мишенью для квотербека.
Роли принимающих
Квотербек ничего не стоит без принимающих, готовых поймать мяч. Как правило, приемом мяча занимаются широкие принимающие и тайт-энды, хотя частенько в пасовую игру вовлечены и бегущие. В сезоне-2009 лидерами 22 из 32 команд НФЛ по количеству приемов мяча были широкие принимающие. В «Индианаполисе», «Далласе», «Чикаго», «Окленде», «Филадельфии», «Сан-Диего», «Сан-Франциско» и «Тампа-Бэй» чаще всего мяч принимали тайт-энды.
Принимающие могут обладать какими угодно габаритами. Бывают высокие и низкие, худые, резвые и быстрые. Чтобы быть успешным ресивером, нужно обладать гибкими руками (такими, чтобы позволяли ловить мяч), а также умением хладнокровно играть под давлением защитника. Также нужно уметь принимать удары. Игра ресивера считается привлекательной, но все команды ждут, что их принимающие на выносных розыгрышах будут блокировать ди-беков. Каждая команда рассчитывает, что ее принимающий способен утащить за собой корнербека или хотя бы помешать ему захватить бегущего.
Тайт-энды не так быстры, как принимающие, поскольку на многих розыгрышах исполняют полноценную роль блокировщика. Они могут весить на 30 килограмм тяжелее широких принимающих, и команды не ждут от них такой же силы и мощи, как от линейных нападения, однако лучшие в своем деле – как Тони Гонзалес и Вернон Дэвис несколько лет назад – работают на блоке выше среднего уровня и при этом остаются великолепными принимающими.
Embed from Getty Images
В стандартных схемах нападения на поле располагаются пять игроков, способных принять мяч: два раннинбека, тайт-энд и два широких принимающих. Широких принимающих обычно называют X и Z. Ресивер-X, также известный как отделенный ресивер (split end), обычно располагается на ослабленной стороне построения, а ресивер-Z, также известный как фланговый ресивер (flanker), располагается на усиленной стороне построения. Тайт-энда называют Y-ресивером.
Отделенный ресивер получил такое название за то, что он был крайним игроком (нападения тридцатых годов использовали двух крайних игроков в нападении), располагавшимся в 10 ярдах от базового построения в нападении. То есть, он отделялся от товарищей по команде. Игрок с другого края, тайт-энд, примыкал к тэклу нападения. Фланговый ресивер изначально был раннинбеком, но по мере развития игры в нападении, он стал располагаться на любом из флангов построения, но только не на линии схватки, как это делали отделенный ресивер или тайт-энд.
Во многих системах нападения во время пасовых розыгрышей тайт-энда меняет еще один принимающий. На следующей схеме можно увидеть, как тайт-энда сменил ресивер-Y.
Давайте присмотримся к деталям игры принимающих, а также узнаем, что им нужно делать, чтобы избавиться от персонального прикрытия.
Стойка
Прежде, чем принимающие начнут работу над ловлей мяча, им предстоит правильно занять позицию, чтобы одновременно обеспечить себе условия для резкого старта с линии схватки и защиты от возможного столкновения с ди-беком. Даже на самом начальном уровне ресивер должен понимать, что он должен открыться до того, как он сможет поймать мяч, а правильная стойка позволит ему совершить резкий старт с линии схватки. Квотербек не будет бросать мяч закрытому ресиверу, а когда дело доходит до броска в сторону открытого ресивера, то важен каждый шаг.
В стандартной стойке ноги принимающего расположены на ширине плеч как на стартовой тумбе во время бега – левая ступня на линии схватки, а правая в 45 сантиметрах позади. Игрок должен наклониться вперед ровно настолько, чтобы он мог резко стартовать с линии сразу же после ввода мяча в игру. Нельзя наклоняться слишком сильно, это грозит опрокидыванием вперед.
Хороший ресивер использует одну и ту же стойку в каждом розыгрыше, поскольку не хочет давать подсказку защите, какой розыгрыш сейчас будет – пасовый или выносной. Плохие ресиверы перед выносными розыгрышами встают кое-как.
Правильное построение
Один принимающий, как правило, отделенный, выстраивается на линии схватки. Другой принимающий, фланговый, должен встать за линией схватки на расстоянии в один ярд, ведь к моменту ввода мяча в игру на линии схватки должны располагаться не более семерых игроков нападения. Умный принимающий сверяется с ближайшим судьей, чтобы уточнить, правильно ли он расположился.
Как научить детей стойке принимающего |
Наилучший способ обучить ребенка стандартной стойке ресивера – это взять его на легкоатлетический трек и показать ему бегунов. Если вы не можете пойти на трек, то покажите по телевизору или на компьютере. Посмотрите, как спринтер располагает ноги, а затем стартует после выстрела. В футболе стартовая позиция аналогична, разве что вместо выстрела происходит ввод мяча в игру. Очень хорошо начинать учить ребенка стойке, используя стартовую тумбу. |
Первым делом ресивер должен использовать четыре точки опоры, то есть располагать на земле ноги и руки. Дайте ему почувствовать ощущение толчка со старта. Ноги должны располагаться на ширине плеч. Затем дайте ему три точки опоры, чтобы земли касалась только одна рука. Ресивер должен опробовать эту позу 100 раз прежде, чем перейдет к стандартной стойке, распространенной на всех уровнях футбола. |
Тайт-энд и отделенный ресивер никогда не располагаются на одной стороне. Если ресивер расположен в 15-18 ярдах от квотербека, то он не слышит его устных сигналов. А значит, он должен ориентироваться по линии и начать движение как только мяч введен в игру. Пройдя линию схватки, ресивер должен направиться поочередно к каждому плечу ди-бека, чтобы вынудить его развернуть плечи перпендикулярно линии схватки. Ресивер рассчитывает на то, что ему удастся развернуть защитника в направлении, противоположном запланированному направлению движения ресивера.
Прием мяча
Хорошие принимающие ловят мяч на вытянутых руках. Они не ловят, прижимая мяч к плечам или груди, поскольку в большинстве случаев мяч будет отскакивать от корпуса.
Оптимальная техника для принимающего – спрятать один большой палец за другой и раскрыть ладони так, чтобы остальные пальцы располагались друг напротив друга. Игрок раскрывает ладони как можно шире, а большие пальцы продолжают соприкасаться. Затем ладони поднимаются на уровень лица, как если бы игрок смотрел в тоннель. Наконечник мяча должен пройти через этот «тоннель», а затем вся поверхность мяча обхватывается пальцами. Таким образом, игрок держит полет мяча на уровне глаз. Если мяч послан ниже пояса принимающему, то он должен расцепить большие пальцы, а соприкоснуться должны мизинцы.
Правильная техника приема мяча.