Особенности речевого развития детей с синдромом Дауна и организация логопедической работы с ними.

Важным этапом в развитии ребенка с синдромом Дауна является становление речи, которое становится ведущим звеном формирующейся в дальнейшем его нервной деятельности. В возрасте 2-3 месяцев малыши обычно «гулят», во втором полугодии начинают произносить отдельные слоги. А вот говорить они начинают позже, иногда значительно позже обычных детей.

Общие черты отставания в развитии речи у детей с синдромом Дауна:

Особенности речевого развития детей с синдромом Дауна и организация логопедической работы с ними. - student2.ru слабость артикуляционного аппарата;

Особенности речевого развития детей с синдромом Дауна и организация логопедической работы с ними. - student2.ru меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;

Особенности речевого развития детей с синдромом Дауна и организация логопедической работы с ними. - student2.ru пробелы в освоении грамматических конструкций;

Особенности речевого развития детей с синдромом Дауна и организация логопедической работы с ними. - student2.ru способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;

Особенности речевого развития детей с синдромом Дауна и организация логопедической работы с ними. - student2.ru большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;

Особенности речевого развития детей с синдромом Дауна и организация логопедической работы с ними. - student2.ru трудности в понимании заданий.

Анатомо-физиологические особенности строения артикуляционного аппарата детей с синдромом Дауна, вызывающие голосовые, просодические, артикуляционно-фонематические нарушения заметно ухудшают разборчивость, внятность, плавность и четкость их речи. Произносительная сторона их речи формируется со значительной задержкой, характеризуется большим количеством искажений, неточностей и ошибок. Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией. Поэтому малыши с синдромом Дауна нередко прибегают к языку жестов.

У детей с синдромом Дауна возникают следующие трудности:

Ø Трудности с усвоением новых слов, особенно обозначающих абстрактные понятия (для детей с синдромом Дауна характерны трудности с усвоением цветов).

Ø Трудности с пониманием и запоминанием информации, которую они слышат, особенно в тех случаях, когда нет зрительной подсказки.

Ø Трудности с выполнением длинных словесных инструкций и запоминании. У тех детей, которым свойственны проблемы с кратковременной памятью, такие последовательности стираются особенно быстро.

Ø Трудности с отделением звуков речи от звуков окружающей среды, например, шума или других отвлекающих звуков. Это проблемы слуховой дискриминации.

Ø Трудности с формированием длинных слов, длинных фраз и с усвоением грамматического строя.

Ø Трудности с развитием навыков чтения и пониманием прочитанного, возможно, из-за того, что, когда мы читаем, слова, прежде чем наполниться смыслом, превращаются во внутреннюю речь.

Кроме того, еще одной причиной задержки развития речи может являться нарушение слуха или его потеря.

Основные направления коррекционно-логопедической работы по развитию речи и общения детей с синдромом Дауна:


1.Специально организованные логопедические занятия.
2. Использование речи на всех видах занятий и мероприятиях.

Коррекционно- логопедические занятия предусматривают:

· организационный момент или привет­ствие;

· блоки заданий для развития фонематического слуха (способствуют овладению чтением и письмом);

· обучение правильной и четкой артикуля­ции звуков;

· работа над дыханием и просодической стороной речи;

· развитие общей и мелкой моторики;

· развитие психических процессов (восприятие, зрительного и слухового внимания, памяти, мышления);

· развитие понимания речи;

· формирование собственной речи.

Ведущая форма коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего и дошкольного возраста – игра. Коррекционно - логопедическая деятельность с детьми с синдромом Дауна включает в себя основные этапы, задачи, методики, перспективный план для детей с общим недоразвитием речи, которые нужно знать и учитывать не только логопеду, но и другим специалистам, а также, родителям детей. ( см. Таблицы №1, №2).

Таблица №1.

Наши рекомендации