Особенности речевого развития детей с синдромом Дауна и организация логопедической работы с ними.
Важным этапом в развитии ребенка с синдромом Дауна является становление речи, которое становится ведущим звеном формирующейся в дальнейшем его нервной деятельности. В возрасте 2-3 месяцев малыши обычно «гулят», во втором полугодии начинают произносить отдельные слоги. А вот говорить они начинают позже, иногда значительно позже обычных детей.
Общие черты отставания в развитии речи у детей с синдромом Дауна:
слабость артикуляционного аппарата;
меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;
пробелы в освоении грамматических конструкций;
способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;
трудности в понимании заданий.
Анатомо-физиологические особенности строения артикуляционного аппарата детей с синдромом Дауна, вызывающие голосовые, просодические, артикуляционно-фонематические нарушения заметно ухудшают разборчивость, внятность, плавность и четкость их речи. Произносительная сторона их речи формируется со значительной задержкой, характеризуется большим количеством искажений, неточностей и ошибок. Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией. Поэтому малыши с синдромом Дауна нередко прибегают к языку жестов.
У детей с синдромом Дауна возникают следующие трудности:
Ø Трудности с усвоением новых слов, особенно обозначающих абстрактные понятия (для детей с синдромом Дауна характерны трудности с усвоением цветов).
Ø Трудности с пониманием и запоминанием информации, которую они слышат, особенно в тех случаях, когда нет зрительной подсказки.
Ø Трудности с выполнением длинных словесных инструкций и запоминании. У тех детей, которым свойственны проблемы с кратковременной памятью, такие последовательности стираются особенно быстро.
Ø Трудности с отделением звуков речи от звуков окружающей среды, например, шума или других отвлекающих звуков. Это проблемы слуховой дискриминации.
Ø Трудности с формированием длинных слов, длинных фраз и с усвоением грамматического строя.
Ø Трудности с развитием навыков чтения и пониманием прочитанного, возможно, из-за того, что, когда мы читаем, слова, прежде чем наполниться смыслом, превращаются во внутреннюю речь.
Кроме того, еще одной причиной задержки развития речи может являться нарушение слуха или его потеря.
Основные направления коррекционно-логопедической работы по развитию речи и общения детей с синдромом Дауна:
1.Специально организованные логопедические занятия.
2. Использование речи на всех видах занятий и мероприятиях.
Коррекционно- логопедические занятия предусматривают:
· организационный момент или приветствие;
· блоки заданий для развития фонематического слуха (способствуют овладению чтением и письмом);
· обучение правильной и четкой артикуляции звуков;
· работа над дыханием и просодической стороной речи;
· развитие общей и мелкой моторики;
· развитие психических процессов (восприятие, зрительного и слухового внимания, памяти, мышления);
· развитие понимания речи;
· формирование собственной речи.
Ведущая форма коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего и дошкольного возраста – игра. Коррекционно - логопедическая деятельность с детьми с синдромом Дауна включает в себя основные этапы, задачи, методики, перспективный план для детей с общим недоразвитием речи, которые нужно знать и учитывать не только логопеду, но и другим специалистам, а также, родителям детей. ( см. Таблицы №1, №2).
Таблица №1.