Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.

Сенсорное воспитание - начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка.
Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность,
Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками , а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.

Для того, чтобы ребёнок мог усвоить передаваемую информацию, необходимо развивать
мыслительные процессы, включающие сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию.
В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации ребёнка с
синдромом Дауна в социум.

Направление сенсорного воспитания.
Коррекционная работа в рамках сенсорного воспитания ведётся по нескольким направлениям - формирование различных эталонных систем. А в рамках формирования конкретной эталонной системы работа ведётся в несколько этапов.
Перейдём к рассмотрению этапов формирования у детей с синдромом Дауна различных
эталонных систем.

I Первое направление - формирование представления о цвете предметов. Задача этого этапа - глобальное отождествление ребёнком предметов. Данная работа проходит в 7 этапов. 1. Идентификация предметов по признаку цвета. 2. Соотношение цвета предмета с эталоном цвета. 3. Выбор предмета определённого цвета по словесной инструкции взрослого. 4. Формирование словесного обозначения цвета предмета. 5. Обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета. 6. Обучение передачи цвета предмета в продуктивной деятельности. Закрепление постоянного признака цвета за предметом. 7. Формирование представления об оттенках цвета. Формирование представлений о форме предметов проходит те же этапы, что и формирование представлений о цвете.
II Формирование представления о форме предметов. 1. Идентификация предметов в целом (повторение). 2. Идентификация предметов по форме. 3. Соотношение формы предмета с эталоном формы. 4. Выбор геометрической фигуры по словесной инструкции. 5. Формирование умения словесно обозначать форму предмета. 6. Обобщение одно- или разноцветных геометрических фигур. 7. Классификация по форме, без контурных эталонов. 8. Нахождение в окружающем мире предметов определённой формы. 9. Изготовление аппликаций из геометрических фигур.  
III. Формирование представлений о величине   . Формировать у ребёнка с синдромом Дауна представлений о величине можно только после освоения ребёнком представлений о форме и цвете, так как величина - понятие относительное и это затрудняет формирование представлений о ней. 1. Формирование представлений о больших и маленьких предметах.. 2. Формирование представлений о длине предмета: «Длинный - короткий». 3. Формирование представлений о ширине: «Широкий - узкий». 4. Формирование представлений о высоте: «Снизу - вверх». 5. Построение сериационных рядов по признаку.  
IV Формирование пространственных представлений. Так как пространственные представления - это относительная величина, то их формирование вызывает определённые трудности у детей, страдающих синдромом Дауна. 1. Формирование ориентации в пространственном окружении на себе: «Я - точка отсчёта». 2. Формирование ориентации в пространственном окружении другого человека. 3. Ориентировка по основным пространственным направлениям (лицо, туловище, грудь, голова - находятся вверху, ножки - внизу, животик - спереди, спинка - сзади). 4. Ориентация на листе бумаги.
V Формирование представлений о времени. 1. Формирование представлений о сутках. 2. Формирование представлений о временах года. 3. Формирование временных понятий: «Вчера - сегодня - завтра». 4. Формирование временных понятий: «Дни недели».  
VI Формирование тактильно-двигательного восприятия. 1. Ориентация в тактильных ощущениях, связанных с формой предмета, его величиной и массой. 2. Развитие зрительно-двигательной координации. VI. 3. Развитие стереогнозиса - это узнавание предмета и фактуры материала на ощупь. 4. Развитие точности движений при построении различных конструкций и схем на плоскости.  
VII Коррекция слухового восприятия - имеет первостепенное значение для развития речи. 1. Слуховое восприятие неречевых звуков. 2. Слуховое восприятие речевых звуков. 3. Развитие ритмического слуха.  
VIII Коррекция мышления.
  1. Развитие мыслительных операций (Анализа, синтеза,обобщения, сравнения)
  2. Формирование причинно-следственных отношений.
Мышление обеспечивает не только обучение ребёнка, но и его социализацию. Развитие мышления происходит в результате (как следствие) сенсорного воспитания и первые этапы его развития обеспечиваются сенсорным воспитанием.






Раздел № 5.

План реализации комплексной программы реабилитации детей с синдромом Дауна.

№ п/п Содержание деятельности Сроки исполнения
1.1. Организация прохождения психологической реабилитации детей с синдромом Дауна (индивидуальные, групповые, интегрированные занятия).   Весь период
1.2 Организация прохождения логопедической реабилитации детей с синдромом Дауна (индивидуальные, групповые, интегрированные занятия)   Весь период  
1.3 Оказание консультативной помощи; информационно-просветительской работы для семей имеющих детей с синдромом Дауна на ранних стадиях развития. Весь период; по запросу
1.4 Организация и проведение клубной деятельности (« Радуга надежды») на базе центра РЦДПОВ «Надежда» Весь период
1.5 Организация и проведение культурно -досуговых мероприятий по календарным датам с детьми с синдромом Дауна и их родителей Календарные даты
2.1 Разработка интегрированных занятий по развитию речевой деятельности с применением методов сказкотерапии, изотерапии и речевой терапии.     I квартал
2.2 Разработка коррекционной программы с элементами песочно-водной терапии «Игры на песке» для проведении занятий с детьми с синдромом Дауна   II квартал
2.3 Самостоятельное изучение и внедрение новейших методов в процесс реабилитации детей с синдромом Дауна и их родителей. Весь период
2.4 Пополнение кабинетов логопеда, психолога центра РЦДПОВ «Надежда» методическим, дидактическим материалами. Весь период    
2.5 Участие логопеда, психолога центра в городских, республиканских конференциях и семинарах по проблемам реабилитации детей с синдромом Дауна.     Весь период
2.6 Разработка шпаргалок, обновление стенда «РАДУГА НАДЕЖДЫ» для родителей, имеющих детей с синдромом Дауна по вопросам воспитания, развития детей в домашних условиях. 1 раз в квартал
3.1 Логопедическая реабилитация: Ø Логопедическое консультирование Ø Логопедическая диагностика Ø Логопедическая коррекция (индивидуальные, групповые, интегрированные занятия) Ø Обучение родителей детей с синдромом Дауна основам реабилитации на дому.     Весь период
3.2 Психологическая реабилитация: Ø Психологическое консультирование Ø Психологическая диагностика Ø Психологическая коррекция (индивидуальные, групповые, интегрированные занятия) Ø Обучение родителей детей с синдромом Дауна основам реабилитации на дому     Весь период
3.3 Внедрение коррекционной программы с элементами песочно-водной терапии III-IV квартал
3.4 Внедрение интегрированных занятий в процесс логопедической реабилитации для детей с синдромом Дауна Весь период
4.1 Распространение информации о работе и перспективном плане клуба «Радуга Надежды» на базе ОРдДиПсОУиФВ «Надежда». Весь период
4.2 Организация совместной деятельности с Национальной детской библиотекой им. С.Я. Маршака, библиотекой для слабовидящих и слепых им. Брайля. Весь период
4.3. Привлечение добровольцев для оказания посильной помощи семьям, имеющих детей с синдромом Дауна. Весь период
4.4 Проведение консультаций, бесед, лекций, групповых, практических занятий, конференций, «круглых столов» по интересующим темам родителей, имеющих детей с синдромом Дауна   Весь период

Раздел № 6. Заключение.

В заключение необходимо отметить, что семьи с детьми с синдромом Дауна могут функционировать так же, как обычные семьи, ничем от них не отличаясь. Главной деятельностью клуба «РАДУГА НАДЕЖДЫ» является создание благоприятного эмоционального климата в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, формирование положительных установок у родителей.

Апробация программы позволила сделать выводы о её эффективности. А также о том, что коррекция психоречевого развития является обязательным компонентом в системе работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна. Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.

Список используемой литературы:

1. Алехина А.В. Особенности психического развития детей с синдромом Дауна : автореф. дис. канд. психол. наук / Алехина А.В. ; РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб., 2000. – 22 с. Шифр РНБ: А2000/3766

2. Алехина А.В. Психологические особенности развития сенсорно-перцептивных действий у детей с синдромом Дауна//Дефектология-1999.-№5.-С 11-18.

3. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики. Дефектология, 2002-№3.

4. Аксенова Л.И., Лисеев А.А., Тюрина Н.М. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет. Дефектология, 2002-№5.

5. Айвазян Е.Б., Одинокова Г.Ю., Павлова А.В. «Любовь по правилам и без» или «Особые ли матери у особых детей?!» // Дошкольное воспитание. 2005, №9, с.51-63

6. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и атопсихологии. М,
1994.216 с.

7. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Преодоление трудностей социализации детей-сирот.
Ярославль, 1997. 167с.
8. Булкина Т.В. В объятиях ласкового «Дауна»: о детях с синдромом Дауна // Фактор.
1998. №8 С. 69-71.

9. Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А., Берешева А.К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований // Дефектология.- 2001.-№1.-С.9.

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений . М., 1983. Т.5 620 с.

11. Воробьева Е. А., к. п. н. Семенович А. В. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М., 1998.

12. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М. : Просвещение, 1987

13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М., Просвещение, 1990

14. Нестерова Г.Ф., Безух С.М., Волкова А.Н. Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна. – СПб.: Речь, 2006.

15. Новомир И.Г.«Развиваем речь ребенка с синдромом Дауна» / «Счастливая семья» №2, 2008. С. 22-25.

16. Новомир И.Г. «Особенности развития детей с синдромом Дауна и организация логопедической работы с ними» / «Счастливая семья» №2, 2008. – С. 47

17. Стробыкина Т. Г. Игры и упражнения для самых маленьких. – М.: Айрис-пресс, 2004

18. Стребелева Е.А. Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением // Дефектология. – 2002. – № 5. – C. 68-72.

19. Конотопская Т. Особенности развития и обучения детей с синдромом Дауна. -Киев, 2005.

Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии М., 1991. 143 с.

20. Маллер А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью // Дефектология. 1991. № 5. С. 69-74.

21. Маланченко Е.А. Особенности коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна в интегративном детском саду. Е.А. Маланченко, А.С. Подлепа // Особый ребенок : исследования и опыт помощи. – М., 2000. – Вып. 3. – C. 74-87.

22. Ханнафорд К. Мудрое движение / пер. с англ. – М. : Восхождение, 1999.

23. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с
различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1. С.66-75

24. Современные технологии в педиатрии / Под ред. Е.Т. Лильина. М., 2001. 556 с.

25. Таточенко В. Если у малыша синдром Дауна // Семья и школа. 1994. № 10 С. 26-28.

26. Филпс К.. "Мама, почему у меня синдром Дауна?" / К. Филпс ; пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой ; авт. послесл. Р.П. Дименштейн. – М. : Центр традиц. и соврем. образования "Теревинф" : Центр лечеб. педагогики, 1998. – 157 с.

Наши рекомендации