Динамические упражнения для языка
«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК».Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
«ЗМЕЙКА».Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
«КАЧЕЛИ».Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.
«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ».Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ».Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
«КАТУШКА».Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
«ЛОШАДКА».Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«ГАРМОШКА».Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
«МАЛЯР».Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ».Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ».Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ
Губы нейтральны, как при произнесении звука [а].
Губы округлены, как при произнесении звука [о].
Губы вытянуты трубочкой, как при произнесении звука [у].
Углы рта оттянуты, зубы обнажены, как при произнесении звука [и].
Чередование движений от [а]к [и],от [а]к [у]и обратно.
Плавный переход от [и]к [а],от [а]к [о],от [о]к [у]и обратно.
Артикулирование ряда гласных с плавным переходом: [и]— [а]— [о]— [у]и в обратном порядке.
Артикулирование может сопровождаться проговаривани-ем звуков.
Ребенок контролирует собственное выполнение речевой гимнастики с помощью зеркала.
«УЛЫБКА».Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. «ЗАБОРЧИК».Верхние и нижние зубы обнажены. Губы
растянуты в улыбке.
«ТРУБОЧКА».Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. «ХОБОТОК».Вытягивание сомкнутых губ вперед.
«БУБЛИК», «РУПОР».Зубы сомкнуты. Губы округлены и
чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
«ЗАБОРЧИК» — «БУБЛИК»; «УЛЫБКА» — «ХОБОТОК».
Чередование положений губ. «КРОЛИК».Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и
обнажает верхние резцы.
На подготовительном этапе педагог выбирает из перечисленных упражнений только те, которые он считает необходимыми для формирования правильного артикуляционного уклада нарушенного звука.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [К], [К']
Для формирования правильного произношения заднеязычных звуков предлагаем выполнять такие упражнения:
«Прятки».Цель: укреплять мышцы боковых краев языка, учить втягивать и выдвигать язык, поднимать спинку языка и удерживать в этом положении.
Педагог говорит: «Нагл Весёлый Язычок играет с нами в прятки. Посмотрите, как он прячется в домик, и сделайте так несколько раз».
Рот открыт. (Узкий язык сильно выдвинуть вперед и
убрать в глубь рта.) Язык спокойно лежит, его кончик у нижних резцов. Затем язык оттягивается назад, при этом кончик языка отодвигается от нижних резцов, но находится внизу.
Необходимо следить, чтобы дети сидели прямо, не закрывали рот, излишне не напрягались.
«Змейка». Цель: укреплять мышцы языка, учить втягивать и выдвигать язык, движения выполнять ритмично.
Педагог предлагает: «Наш Язычок покажет нам змейку. Посмотрите, как он двигается вперед, назад. Сделайте это упражнение несколько раз».
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
Упражнение выполняется в заданном темпе. «Горка».Цель: учить поднимать спинку языка, кончик языка удерживать за нижними резцами.
Педагог показывает: «Наш Язычок построил горку. Посмотрите, какая крутая получилась горка. Сделайте и вы горку».
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. В таком положении язык удерживается до 5 секунд. «Пароход».Цель: учить непроизвольно оттягивать язык кзади.
Педагог говорит: «Сейчас мы поплывем на пароходе. Наш пароход дает сигнал: ы-ы-ы... Как пароход дает сигнал? »
Дети по подражанию произносят: ы-ы-ы...
Рот приоткрыт. Не надо открывать его широко и растягивать губы в улыбку. Язык оттягивается назад и удерживается в этом положении.
Педагог следит за правильным выполнением упражнения, звук ы-ы-ы... произносится протяжно на одном выдохе.
Все эти упражнения дети выполняют перед зеркалом.
Упражнения «Часики», «Стрелочка», «Маляр», «Горка», «Вкусное варенье», «Лопаточка»можно отработать в занимательной форме.
«ЧАСИКИ»
Наш Весёлый Язычок На часы взглянул — идут:
Повернулся на бочок. Тик-так, тик-тук!
«СТРЕЛОЧКА»
Хватит спать, дружок, вставай, Поскорее просыпайся,
Не ленись и не зевай, За работу принимайся.
«МАЛЯР»
В руки кисточку возьми, Потолочек побели.
«ГОРКА»
Чок-чок, чок-чок, Сделал я уборку,
Я Весёлый Язычок. А теперь — на горку!
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
С горки покатался И проголодался.
«ЛОПАТОЧКА»
Чок-чок, чок-чок, Чок-чок, чок-чок,
Я Весёлый Язычок. Я Весёлый Язычок.
Побегу теперь в кровать День прошел —
Отдыхать и засыпать. и на бочок!
В ходе отработки основных движений и укладов органов
речи обращается внимание на произношение звука [к] в
словах.
ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ РЕЧИ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ ЗВУКОВ [К], [К']
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [К]
Губы принимают положение следующего за [к] звука, не напряжены. Зубы разомкнуты до 5 мм. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части стенки языка опущены, задняя часть стенки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [К']
Артикуляция мягкого звука [к'] отличается от твердого [к] такими моментами: при произнесении [к'] средняя часть спинки языка приближается к твердому нёбу, язык несколько продвигается вперед и производит смычку со средней частью твердого нёба. Кончик языка находится несколько ближе к нижним резцам, а губы немного растягиваются и открывают зубы.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ