Динамические упражнения для языка

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК».Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«ЗМЕЙКА».Рот широко открыт. Узкий язык сильно вы­двинуть вперед и убрать в глубь рта.

«КАЧЕЛИ».Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.

«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ».Рот закрыт. Напря­женным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ».Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

«КАТУШКА».Рот открыт. Кончик языка упирается в ниж­ние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирает­ся в глубь рта.

«ЛОШАДКА».Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА».Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«МАЛЯР».Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ».Рот открыт. Широким языком об­лизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ».Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

Губы нейтральны, как при произнесении звука [а].

Губы округлены, как при произнесении звука [о].

Губы вытянуты трубочкой, как при произнесении звука [у].

Углы рта оттянуты, зубы обнажены, как при произнесе­нии звука [и].

Чередование движений от [а]к [и],от [а]к [у]и обратно.

Плавный переход от [и]к [а],от [а]к [о],от [о]к [у]и обратно.

Артикулирование ряда гласных с плавным переходом: [и]— [а]— [о]— [у]и в обратном порядке.

Артикулирование может сопровождаться проговаривани-ем звуков.

Ребенок контролирует собственное выполнение речевой гимнастики с помощью зеркала.

«УЛЫБКА».Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. «ЗАБОРЧИК».Верхние и нижние зубы обнажены. Губы

растянуты в улыбке.

«ТРУБОЧКА».Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. «ХОБОТОК».Вытягивание сомкнутых губ вперед.

«БУБЛИК», «РУПОР».Зубы сомкнуты. Губы округлены и

чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

«ЗАБОРЧИК» — «БУБЛИК»; «УЛЫБКА» — «ХОБОТОК».

Чередование положений губ. «КРОЛИК».Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и

обнажает верхние резцы.

На подготовительном этапе педагог выбирает из перечис­ленных упражнений только те, которые он считает необхо­димыми для формирования правильного артикуляционного уклада нарушенного звука.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [К], [К']


динамические упражнения для языка - student2.ru

Для формирования правиль­ного произношения заднеязыч­ных звуков предлагаем выпол­нять такие упражнения:

«Прятки».Цель: укреплять мышцы боковых краев язы­ка, учить втягивать и выд­вигать язык, поднимать спинку языка и удерживать в этом положении.

Педагог говорит: «Нагл Весёлый Язычок играет с нами в прятки. Посмотри­те, как он прячется в до­мик, и сделайте так не­сколько раз».

Рот открыт. (Узкий язык сильно выдвинуть вперед и

убрать в глубь рта.) Язык спокойно лежит, его кончик у нижних резцов. Затем язык оттягивается назад, при этом кончик языка отодвигается от нижних резцов, но нахо­дится внизу.

Необходимо следить, чтобы дети сидели прямо, не за­крывали рот, излишне не напрягались.

«Змейка». Цель: укреплять мышцы языка, учить втягивать и выдвигать язык, движения выполнять ритмично.

Педагог предлагает: «Наш Язычок покажет нам змей­ку. Посмотрите, как он двигается вперед, назад. Сделай­те это упражнение несколько раз».

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

Упражнение выполняется в заданном темпе. «Горка».Цель: учить поднимать спинку языка, кончик языка удерживать за нижними резцами.

Педагог показывает: «Наш Язычок построил горку. Посмотрите, какая крутая получилась горка. Сделайте и вы горку».

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. В таком положении язык удерживается до 5 секунд. «Пароход».Цель: учить непроизвольно оттягивать язык кзади.

Педагог говорит: «Сейчас мы поплывем на пароходе. Наш пароход дает сигнал: ы-ы-ы... Как пароход дает сигнал? »

Дети по подражанию произносят: ы-ы-ы...

Рот приоткрыт. Не надо открывать его широко и растягивать губы в улыбку. Язык оттягивается назад и удерживается в этом положении.

Педагог следит за правильным выполнением упражне­ния, звук ы-ы-ы... произносится протяжно на одном вы­дохе.

Все эти упражнения дети выполняют перед зеркалом.

Упражнения «Часики», «Стрелочка», «Маляр», «Горка», «Вкусное варенье», «Лопаточка»можно отработать в зани­мательной форме.

«ЧАСИКИ»

Наш Весёлый Язычок На часы взглянул — идут:

Повернулся на бочок. Тик-так, тик-тук!

«СТРЕЛОЧКА»

Хватит спать, дружок, вставай, Поскорее просыпайся,
Не ленись и не зевай, За работу принимайся.


динамические упражнения для языка - student2.ru

«МАЛЯР»

В руки кисточку возьми, Потолочек побели.

«ГОРКА»

Чок-чок, чок-чок, Сделал я уборку,

Я Весёлый Язычок. А теперь — на горку!


динамические упражнения для языка - student2.ru

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

С горки покатался И проголодался.

«ЛОПАТОЧКА»

Чок-чок, чок-чок, Чок-чок, чок-чок,

Я Весёлый Язычок. Я Весёлый Язычок.

Побегу теперь в кровать День прошел —

Отдыхать и засыпать. и на бочок!

В ходе отработки основных движений и укладов органов

речи обращается внимание на произношение звука [к] в
словах.

динамические упражнения для языка - student2.ru ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ РЕЧИ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ ЗВУКОВ [К], [К']

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [К]

Губы принимают положение следующего за [к] звука, не напряжены. Зубы разомкнуты до 5 мм. Кончик языка опу­щен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части стенки языка опущены, задняя часть стенки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [К']

Артикуляция мягкого звука [к'] отличается от твердого [к] такими моментами: при произнесении [к'] средняя часть спинки языка приближается к твердому нёбу, язык несколь­ко продвигается вперед и производит смычку со средней частью твердого нёба. Кончик языка находится несколько ближе к нижним резцам, а губы немного растягиваются и открывают зубы.

динамические упражнения для языка - student2.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Наши рекомендации