Динамические подготовительные упражнения

1. Часики. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15—20 раз.

2. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щел­кать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.

3. Качели. Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10—15 раз.

4. Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верх­нюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторять 15 раз.

5. Змейка. Рот широко открыть. Язык сильно высунуть впе­ред, напрячь и сделать его узким. Узкий язык максимально выд­вигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медлен­ном темпе 15 раз.

6. Маляр. Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз.

7. Катушка. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широ­кий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз.

8. Грибок. Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.

При подготовке к постановке каждого очередного звука лого­пед должен выбирать из всех перечисленных упражнений только те, которые необходимы для данной артикуляции и при данных особенностях подвижности органов артикуляционного аппарата ребенка.

Исправление дефектов звукопроизношения

Логопедическая работа по устранению дислалии проводится на основе артикуляционных навыков через использование ком­пенсаторных возможностей организма (зрительных и слуховых восприятий, тактильных и кинестетических ощущений).

Занятия по исправлению дефектов звукопроизношения ведутся в следующей последовательности:

1) подготовительные упражнения;

2) постановка звука;

3) автоматизация навыка произношения звука в слогах (пря­мых, обратных, со стечением согласных);

4) автоматизация навыка произношения звука в словах;

5) автоматизация навыка произношения звука в предложе­ниях;

6) автоматизация навыка произношения звука в самостоятель­ной речи;

7) дифференциация звуков...

Филичева Т. Б., Чевелева И. А.. Логопедическая ра­бота в специальном детском саду. — М. 1987. — С. 5 - 24.

Б. М. Гриншпун

С.108-119

Дислалия

Дислалия(от греч. dis — приставка, означающая частичное расстройство, и lalio — говорю) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функцио­нировании всех остальных операций высказывания.

Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения зву­ков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заме­нах одних звуков другими, смешении звуков и — реже — их про­пусках.

Перечисленные виды нарушений: замены, смешения и иска­жения звуков — в традиционной логопедии рассматриваются как рядоположные. В современных логопедических исследованиях, опирающихся на положения лингвистики, они подразделяются на две разноуровневые категории. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф.Ф. Pay), или (что то же самое) фонематические (Р.Е. Левина), дефекты при которых нарушена система языка. Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф.Ф. Pay), или фонетические, дефек­ты, при которых нарушена произносительная норма речи. Такое разделение углубляет представление о структуре речевого дефек­та и направляет внимание на поиски адекватных методов его преодоления...

На современном этапе развития логопедии квалификация де­фекта опирается на совокупность критериев разных дисциплин, изучающих речь. Вместе с тем для логопедии как педагогической отрасли знаний важным является выделение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедического воздействия, т.е. учет того, каким является дефект, фонемати­ческим или фонетическим.

В соответствии с предложенными критериями выделяются три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.

Акустико-фонематическая дислалия.К ней относятся дефек­ты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их аку­стическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К таким операциям относятся опознания, узнавания, сли­чения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме.

В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнава­ние и различение входящих в состав слова фонем. При этом на­рушении система фонем оказывается у ребенка не полностью сформированной (редуцированной) по своему составу. Ребенок не опознает тот или другой акустический признак сложного зву­ка, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вслед­ствие этого при восприятии речи происходит уподобление од­ной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (гора — «нора», жук — «щук», рыба — «лыба»). Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.

Неразличение, ведущее к отождествлению, уподоблению, на­блюдается при дислалии преимущественно в отношении фонем с одномерными акустическими различиями. Например, в отно­шении некоторых сонорных фонем (р-л) и некоторых других. В тех случаях, когда тот или иной акустический признак является дифференциальным для группы звуков, например глухость-звон­кость, дефектным оказывается восприятие всей группы. Напри­мер, звонких, шумных, которые воспринимаются и воспроизво­дятся как парные или глухие (ж-ш, д-т, г-к, з-си т. д.). В ряде случаев нарушенным оказывается противопоставление в группе взрывных или сонорных согласных.

При акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нару­шений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.

От акустико-фонематической дислалии следует отличать бо­лее грубые нарушения, распространяющиеся на перцептивной и смысловой уровни процессов восприятия речи и приводящие к ее недоразвитию.

Артикуляторно-фонематическая дислалия.К этой форме отно­сятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном зве­не производства речи. Выделяют два основных варианта наруше­ний. При первом — артикуляторная база оказывается не полнос­тью сформированной, редуцированной. При отборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отбирается звук близ­кий к нему по набору артикуляционных признаков. Отмечается явление субституции, или замены одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции.

При втором варианте нарушения артикуляторная база оказы­вается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при от­боре звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно). Это приводит к смешениям звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному употреблению звуков.

Замены и смешения при этой форме дислалий осуществляют­ся на основе артикуляционной близости звуков. Но, как и в пре­дыдущей группе нарушений, эти явления наблюдаются преиму­щественно между звуками или классами звуков, различающихся по одному из признаков: свистящими и шипящими (с-ш, з-ж).., между взрывными шумными переднеязычными и заднеязычны­ми (т-к, д-г).., между парными по артикуляции язычными твер­дыми и мягкими фонемами (с-с', л-л', т-т')... и др. Эти явления могут наблюдаться среди звуков, одинаковых по способу образо­вания, между аффикатами ци ч.., сонорами ри л...

При этой форме дислалий фонематический слух у ребенка чаще всего сформирован полностью. Он различает все фонемы, узнает слова, в том числе и слова-паронимы. Ребенок часто осоз­нает свой дефект и даже пытается преодолеть его. При этом во многих случаях такая самокоррекция под управлением слухового контроля проходит успешно.

Дефектное произношение при этой форме дислалий обуслов­лено не собственно моторными нарушениями, а нарушением операций отбора фонем по их артикуляторным признакам. Ребе­нок справляется с заданиями на имитацию сложных неречевых звуков, требующих для своей реализации определенных укладов речевых органов; нередко производит более сложные в мотор­ном отношении звуки и заменяет ими отсутствующие, наиболее простые по артикуляции звуки.

Артикуляторно-фонетическая дислалия.К этой форме отно­сятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные не­правильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фоне­тической системы данного языка, которая у ребенка при этой форме дислалии полностью сформирована, но фонемы реали­зуются в ненормированных, непривычных вариантах (аллофо­нах). Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Слушающий без особых зат­руднений соотносит этот вариант произнесения с определен­ной фонемой.

Наблюдается и другой тип искажений, при котором звук не опознается. В таких случаях говорят о пропуске, элизии звука. Случай пропусков звуков при этой форме дислалии — явление редкое (с ним чаще встречаемся при других, более грубых дефек­тах, например, при ал алии). При дислалии аналог звука, сугубо индивидуальный по своему акустическому эффекту, выполняет в речевой системе ребенка ту же фонематическую функцию, что и нормированный звук.

Нарушаются не все звуки: так, при различных индивидуаль­ных особенностях произнесения акустический эффект при про­изнесении губных (взрывных и сонорных) согласных, а также переднеязычных взрывных и сонорных согласных оказывается в пределах нормы. Почти не встречаются искажения губно-зубных (ф-ф';в-в').

Основную группу звуков, в которой наблюдается искаженное произношение, составляют переднеязычные не взрывные соглас­ные. Реже наблюдается дефектное произнесение заднеязычных взрывных согласных и среднеязычного.

Переднеязычные не взрывные согласные представляют собой довольно сложные по артикуляции звуки, овладение их правиль­ным укладом требует тонких дифференцированных движений. При произношении ребенок не может опереться на те движе­ния, которые у него сформировались ранее в связи с биологи­ческими актами, например при овладении губными согласными или взрывными переднеязычными. Эти звуки формируются у него позже других, потому что он должен овладеть новыми комплек­сами движений, предназначенных для произношения.

В ходе освоения произносительных умений и навыков ребе­нок под управлением своего слуха постепенно нащупывает те артикуляционные позиции, которые соответствуют нормально­му акустическому эффекту. Эти позиции записываются в памяти ребенка и в дальнейшем воспроизводятся по мере необходимос­ти. При нахождении правильных укладов ребенок должен научиться различать уклады, близкие в произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых для воспро­изводства звуков (Ф.Ф. Pay). Процесс выработки речедвижений сопряжен со специфическими трудностями, так как в качестве промежуточных звеньев выступают адекватные и неадекватные звуки, которые в русском языке не несут смыслоразличительнои функции. В ряде случаев такой промежуточный для развития произношения звукозаменитель, близкий к нужному звуку по акустическому эффекту, начинает приобретать смыслоразличительную (фонематическую) функцию. Он принимается фонети­ческим слухом ребенка как нормированный. Его артикуляция закрепляется. В дальнейшем звук обычно не поддается самокор­рекции вследствие инертности артикуляторных навыков. Эти дефекты, в отличие от дефектов предшествующих групп, имеют тенденцию к закреплению.

Для обозначения искаженного произношения звуков исполь­зуются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса -изм: ротацизм — де­фект произношения р, р', ламбдацизм — л и л',сигматизм — свистящих и шипящих звуков, йотацизм — йот, каппацизм —к и к', гаммацизм — ги г', хитизм — хи х'. В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта приставляют приставку пара-: параротацизм, парасигматизм и др.

Группировка дефектов произношения и термины, которыми они обозначаются, не подходят для описания нарушений рус­ской произносительной системы. Например, для обозначения нарушений заднеязычных согласных излишни два термина, но они уместны для тех языков, в которых г и к оказываются раз­личными по способу образования. Для характеристики ряда со­гласных эта система явно недостаточна: нет названия для де­фектов произношения фрикативных шипящих ши ж, длядефектов произнесения аффрикат. Так как в фонетической си­стеме греческого языка не было подобных звуков, не оказалось и соответствующих названий. В связи с этим условно были объе­динены в группу сигматизмов, кроме дефектов произношения свистящих, и дефекты других звуков — фрикативных шипящих и аффрикат.

Для искаженного нарушения произношения характерно то, что в большинстве своем однородный дефект наблюдается в груп­пах звуков, близких по артикуляционным признакам. Например, в паре глухих-звонких звуков искажение оказывается одинако­вым: знарушается так же, как с, жкак ш.Это же относится к парам по твердости-мягкости: снарушается как с'. Исключение составляет звуки р и р', ли л'; твердые и мягкие нарушаются по-разному. Могут нарушаться твердые, а мягкие оказаться не на­рушенными.

Наши рекомендации