Готовим детей к звуковому анализу слов

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

Мир полон звуков — живых и неживых, громких и тихих, приятных и неприятных... Пение птиц и рокот машины, стрекотание насекомых и грохотание гро­ма, журчание ручейка и голоса животных и птиц, звуки шумной улицы и музыкальные звуки... Вслу­шиваясь в звучание мира, мы догадываемся о собы­тиях, происходящих вокруг.

Позанимайтесь с детьми дома и во время прогулки, по­сещения магазина, зоопарка, цирка... Учите их сосредотачи­ваться, не только слушать, но и слышать, различать, опре­делять разнообразные звуки природы, шумного города, дома, магазина, звуки тишины.

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru Прислушайтесь к речи окружающих людей. Она состоит из множества слов, а слова — из разнооб­разных звуков. Одни звуки можно произносить про­тяжно, даже петь.


готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

Послушайте и назовите гласные звуки.


 
  готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

Заблудившаяся в лесу Машенька зовет подружек: «А-У!»


готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru


готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

Есть слова короткие: мак, ком, сок. Есть слова длин- ные: жеребенок, экскаватор, канарейка. Слово мож- но произнести по частям — по слогам: маки; ко-зы;

куры.

В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Часть слова — слог— будем обозначать дугой готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

Перед вами слоговые схемы слов. Подберите слова к схе­мам.

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

Эффективные приемы работы над слоговой структурой слова: отстукивание, прохлопывание, «прошагивание» слов.

ЗАКРЕПЛЯЕМ ПРОИЗНОШЕНИЕ ТВЕРДОГО ЗВУКА [К]. УЧИМ ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ

Произнесите несколько раз слоги со звуком [к].

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

Произнесите столько раз слог -ка-, сколько услыши­те хлопков.

Произнесите столько раз слог -ку-, сколько фишек (палочек) нарисовано.

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

Произнесите ряд слогов вслед за взрослым, соблю­дая ударение.

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

Сколько звуков в слоге? Послушайте, повторите за взрослым и ответьте на вопрос.

КА- КУ- АК- ОК-

Какой первый звук? Какой второй звук? Какие звуки можно тянуть, пропеть?

{Пропеть и тянуть можно гласные звуки: [а], [о], [у],[ы], [и], [э].)

Назовите гласные звуки в звукоподражаниях.КО-КО-КО КУ-КУ КАР-КАР КУР-ЛЫ

Приготовьте синюю и красную фишки. Синей фиш­кой обозначьте твердый согласный [к], а красной — гласный звук.


готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru


готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

Проверьте себя

коко-коко ко-кококо кококо-ко ко-ко

Правильно произнесите [к] в словах.

Кот, кум, ком, кони, козы, куры, кофе, Катя, Коля, кухня, купол, кузов, касса, калина, каша, кожа, канат, карась, калач, какао, камыш, канал, кабан, комар, компот, калина, кабина, карамель, качели, кашель, колено, колесо, катушка, кастрюля, комок, ковер, ковш, колодец, комната, колокол, комар, капкан, капрон, капуста, капюшон, кар­ман, картофель, карусель, конверт, копье, конфета, кон­церт, коньки, копейка, копна, каблук, кабинет, капитан, корабль, корень, корыто, космос, костер, костюм, косынка, котенок, кочан, кошелек, кувшин.




Назовите картинки.

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

Проверьте себя: кот, курица, касса, кувшин.

Где слышится звук [к]в словах кот, курица, касса, кув­шин?(Б начале слова.)

Вспомните и назовите слова со звуком [к]в начале слова.

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru Стихотворение А. Барто напомнит вам голоса жи­вотных и птиц. Догадайтесь и назовите, кто голос подает.

КТО КАК КРИЧИТ

Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.
Ко-ко-ко. Мур-муррр!

Пугаю кур.
Ква-ква-ква. Ам-ам!

Кто там?
Ку-ку, ку-ку. Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!
Кря-кря-кря. Му-му-у!

Молока кому?

(А. Барто)

Проверьте себя: петушок, курица, кошка, собачка, утка, корова, кукушка, лягушка.

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru Правильно произнесите [к] в словах.

Мак, бак, сок, сук, цирк, танк, блеск, веник, воск, тю­бик, каток, комок, замок, рынок, ролик, человек, мотылек, бантик, ручеек, домик, колобок, дождик, щенок, смычок, бычок, звук, звонок, мешок.

Каким звуком эти слова оканчиваются? (Звуком [к])

Произнесите за взрослым слова и скажите, сколько раз в них повторяется звук [к].

Каток, комок, колобок, кузнечик, капкан, котенок, ко­сынка, катушка, колокол, копейка, каблук, конфетка, ка­зак, катушка, коктейль, какао, калитка, кулак, кушак, кабачок, кубик, кусок, клубок.

Правильно произнесите [к] в словах дочка, кочка, ручка, точка, внучка, тучка, ванночка, черника, клубника, птичка, точка, тачка, овечка, речка.

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru Назовите картинки. Правильно произнесите звук [к].

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

Проверьте себя: рак, краб, крот, жук.

Назовите гласные звуки в словах рак, краб, крот, жук.

Помните: гласные звуки можно тянуть.

Проверьте себя:

рак — [а], краб — [а], крот — [о], жук — [у].

Какие слова оканчиваются звуком [к], а какие — начи­наются с этого звука?

Произнесите чистоговорку.

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

Назовите гласный звук в слоге -ка-, в слоге -ко-. Какой общий согласный звук в слогах -ка-, -ко-? Вспомните слова, начинающиеся с ка-, ко-. Назовите слова, оканчивающиеся на -ка, -ко.

Послушайте и запомните слова, оканчивающиеся и начинающиеся на -ка-, -ко-, -ку-. Вспомните еще слова с этими слогами.

«ЗНАКОМЫЙ» СЛОГ


готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru


готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

Закончите слово.

КА — КО — КУ —

Добавьте слог.

Послушайте начало слова. Какой слог надо добавить, чтобы получилось новое слово?

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

Произнесите четко слова.

МИСКА МАСКА МАРКА РАМКА ЛАПКА ЛЕПКА НОРКА КОРКА РЕПКА КЕПКА

Найдите пары похожих по звучанию слов. Чем они от­личаются?

Проверьте себя: миска — маска,

лапка— лепка.

Слог потерялся.

Найдите подходящий слог и закончите слово.

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

Кто больше?

Проведите игру-соревнование, кто больше вспомнит слов, оканчивающихся на -ка.

Кто больше назовет слов, начинающихся с ка-?

Запомните и повторите.

Повторите слоги в том же порядке, соблюдая ударение.

КА—КУ—КЭ КУ—КО—КЭ КЫ—КУ—КЭ КА—КО—КУ КУ—КЫ—КА КО—КУ—КЫ

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru Добавьте звук.

Назовите последний звук в слове. Взрослый начинает слово, дети заканчивают его и произносят целое слово.

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

Назовите слова со звуками [а], [о],[у].

Обозначьте на схеме гласный звук красным цветом.

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

Какой звук следует за гласным в словах бык, лак, сок? Вспомните короткие слова, оканчивающиеся звуком [к].

Превращение слов.

Произнесите вместо первого звука в слове звук [к].Какие новые слова получились?

ЦАПЛЯ РОТ ПОРА ПОЛЕНО

МАСКА ЛОМ ПОНИ ВОРОНА

НОРКА ПОЛ РОСА СОЛОНКА

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru Добавьте в начало слов звук [к] и получите новые слова, начинающиеся с [к].

Взрослый называет слово, а дети образуют новое слово.

готовим детей к звуковому анализу слов - student2.ru

Наши рекомендации