Объяснение социального конфликта в качестве источника общественного прогресса
6) положение личности как носителя общественных отношений;
7) теория социальных классов и классовой борьбыи др.
В теории марксизма есть и недостатки (экономический детерминизм, преувеличение значения классовой борьбы, недооценка реформ и др.).
Вместе с тем многие ценные идеи Маркса и Энгельса питали научное творческое ряда крупных социологов и оказали значительное влияние на развитие ряда школ и направлений современной социологии.
Тема 4. Социологическая мысль в России
Развитию социологии в России посвящена тема 4. Не менее важной задачей в ее изучении является уяснение специфики развития социологической мысли. Социологическое знание в России развивалось как часть общемировой социологической науки. Русская социология испытывала влияние различных течений Западной социологии, вместе с тем выдвигала оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества.
В развитии социологической мысли в России выделяют три основных этапа:
1) с середины XIX в. до 1918 г. ХХ в.;
2) с начала 20-х гг. до конца 50-х г. ХХ в.;
3) с начала 60-х гг. ХХ в. до наших дней.
Особенность каждого этапа в том, что русской социологии в отличие от европейской свойственна ценностная ориентация. Это проявлялось в различной степени интенсивности в различных концепциях. Создавались разные подходы в изучении проблем общества: натуралистическое направление (Л.И. Мечников, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин), субъективная школа (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский), психологическое направление (Е. Де Робери, Л.И.Петражицкий) и др.
В каждом этапе интенсивно протекает процесс приращения знания в целом.
Активно, но степень этой активности в разные этапы, шел процесс институционализации, приобретения социологической наукой статуса социального института.
Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические исследования (по проблемам труда, быта).
В 30-е годы марксизм утвержден в качестве идеологической основы общества, и социология была заменена историческим материализмом. Это привело к разгрому социологии и упадку ее в СССР.
Однако в конце 50-х начале 60-х годов на волне «хрущевской оттепели» начинается возрождение социологии как науки: проводится масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношения к труду; составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов, совхозов, некоторых городов; накапливается богатый фактический материал, отрабатываются методики социологического исследования, приобретаются навыки проведения социологических исследований.
В 60-е годы восстанавливается статус социологии как социального института. Создаются лаборатории, институты исследовательские, кафедры, выходит с 1974 г. специализированный журнал «Социологические исследования» с 1987 г., созданы Всероссийский центр изучения общественного мнения (ГВЦИОМ), независимые социологические службы.
Социология вошла в структуру высшего образования. Открылись возможности для широкого общения и интеграции с мировой социологической наукой.
Сформировалась огромная плеяда современных российских социологов: Т.И. Заславская (академик РАН), Г.В. Осипов (академик РАН), Ю.Г. Волков (проректор МТУ), В.А. Ядов, И.В. Бестужев-Лада, А.Г. Здравомыслов, Н.М. Римашевская (директор Института социально-экономических проблем и народонаселения), Б.А. Грушин (основатель и руководитель службы «Глас народа») и др.
Традиция отражения социологических проблем через публицистические произведения сохранилась. И в этом ряду можно назвать труд А.И. Солженицина «Архипелаг ГУЛАГ», книги М.С. Восленского «Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза», В.И. Белова «Лад. Очерки о народной эстетике» (этносоциологическое исследование) и др.
Различные ответы на вопросы социальных явлений и процессов Вы найдете, изучив основные направления в русской социологии: анархистское, субъективная школа, психологическое, многофакторный подход к изучению общества, интегральная социология В.А. Сорокина и др.
Ваша задача выделить то особенное, что характеризует эти направления, уметь не только воспроизвести позиции представителей каждого направления, но и уметь аргументировано рассуждать и давать свою интерпретацию.
Тема 5. Современная западная социология
Тема 5посвящена изучению Современной Западной социологии. Важной задачей изучения этой темы является уяснение того, что с 20-х годов ХХ в. начинается новый этап развития социологии, знаменуется он созданием эмпирической социологии. Она ориентирована на решение познавательных и практических проблем, опирается на эмпирические факты, устанавливается новый стандарт социологического исследования, он опирается на такие познавательные приемы, как статистическое наблюдение (массовый анкетный опрос), наблюдение (простое и включенное) эксперимент, монографические описания социальных явлений, повторные исследования. Обязательным становится использование социологией математических методов, главным образом для статистической обработки полученных данных.
Центром исследований становятся США.
Социология перестает быть кабинетным творчеством, превращается в особую исследовательскую деятельность.
Вместе с формированием нового облика социологии, создается и новая методологическая концепция социологической деятельности, включающая такие исследования:
- объективность и этическая (ценностная) нейтральность;
- обязательное следование канонам «научного метода» (постановка проблемы, выдвижение и обоснование гипотез, их проверка, сбор эмпирических данных, их анализ и систематизация);
- формирование концепций академической социологии, т.е. теорий, которые формировали бы универсальные теоретические модели описания, анализа, объяснения различных социальных явлений, например, поиск и обнаружение универсальных закономерностей поведения человека и социальной организации. Такой подход давал возможность более строго очертить предметную область социологии;
- социология становится весома популярной и престижной профессией. Готовятся кадры на социологических факультетах и отделениях университетов в Европе и Америке. Социологическое образование становится повсеместным и в общеобразовательной и в высшей школе.
Эта тема непростая для изучения, т.к. современная социология отмечается необычайным разнообразием научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоциологические теории, микросоциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными являются:
а) структурно-функциональный анализ;