Американская социология: основные этапы развития
Итак, на первом этапе становления социологии (XIX – начало XX вв.) центром развития науки были три страны: Франция, Германия и Англия. Однако уже в 20-е гг. XX в. центр социологических исследований смещается в США. Огромную роль в этом процессе сыграла немалая помощь государства и поддержка большинства университетов. В этом и было главное различие от европейской социологии, которая в основном развивалась на инициативной основе. В США социология изначально складывалась как университетская наука.
Первый в мире социологический факультет, присваивающий докторские степени, возник в 1892 г. в Чикагском университете. Другой особенностью американской социологии стал ее эмпирический характер.
Если в Европе социологи старались создать универсальные теории, отражающие все аспекты общественной жизни, и использовали для этого общефилософские методы познания, то в США уже в 1910 г. в стране было проведено более 3 тыс. эмпирических исследований.
Главным предметом этих исследований было изучение процесса социализации людей, большинство из которых были мигрантами из Европы, к новым социальным условиям. Наиболее известным из таких исследований стала работа Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». Именно в этой работе были разработаны основные методологические принципы конкретно-социологических исследований, которые сохраняют свою актуальность и по сей день.
Другим предметом эмпирических социологических исследований в США были проблемы труда и управления. Главным исследователем в этой области стал Фредерик Уинслоу Тейлор (1856–1915 гг.). Этот ученый впервые провел комплексное исследование на предприятиях и создал первую в мире систему научной организации труда.
На основе своего исследования Тейлор сделал вывод о невыгодности различных производственных и организационных новаций самих по себе, так как они упираются в так называемый «человеческий фактор».
В работах Тейлора впервые получил разработку термин «рестрикционизм». Рестрикционизм – это сознательное ограничение рабочими выработки, в основе которого лежит механизм группового давления. На основе всех полученных данных Тейлор разработал множество практических рекомендаций для оптимизации процесса производства, которые пользуются огромной популярностью.
Другим исследователем, значительно обогатившим теоретический и эмпирический материал социологии труда и управления, стал Э. Мэйо.
Под его руководством в условиях жесточайшего экономического кризиса в странах США и Западной Европы были проведены Хоторнские эксперименты. В результате проведения этих исследований было установлено, что главное влияние на производительность труда оказывают психологические и социально-психологические условия трудового процесса. На основе Хоторнских экспериментов социологами была разработана доктрина «человеческих отношений». В рамках этой доктрины были сформулированы следующие принципы:
1) человек – социальное существо, ориентированное на окружающих и включенное в контекст группового взаимодействия;
2) жесткая иерархия и бюрократическая организация противоестественны природе человека;
3) для повышения производительности труда необходима прежде всего ориентация на удовлетворение потребностей людей;
4) индивидуальное вознаграждение должно быть подкреплено благоприятными моральными стимулами.
Самой известной социологической школой стала чикагская школа, возникшая на базе первого в США департамента социологии, организованного с момента создания нового университета в Чикаго. Основателем и первым деканом факультета социологии Чикагского университета был Албион Смолл (1854–1926 гг.). Другим «отцом» американской социологии стал Уильям Грэм Самнер (1840–1910 гг.).
Эти исследователи первыми утвердили либерализм в качестве основной доктрины социологической школы. Значительное внимание Смолл и Самнер уделяли исследованию обычаев, традиций и нравов народов. До сих пор сохранили свое значение идеи Самнера о механизмах формирования обычаев, их роли в развитии общества и укреплении связи между поколениями; разработке понятий «мы – группа» и «они – группа», «этноцентризм» как основ межгруппового взаимодействия.
Лидерами второго поколения чикагской школы были Парк и Берджесс. Главной темой исследования этих ученых стали проблемы урбанизации, семьи, социальной дезорганизации. Парком в научный оборот был введен новый термин «социальная дистанция».
Социальная дистанция – это показатель степени близости или отчужденности индивидов или социальных групп. Другим достижением этих исследований стала разработка концепции маргинальности.
Другим отличием американской социологии от европейской является ее связь с социальной психологией. Вместо философской субстанции американцы делали акцент на поведении и действии. Их не интересовало то, что скрыто внутри разума и что не поддается точному измерению. Их привлекало то, что проявляется вовне в так называемом открытом поведении. Так появился бихевиоризм (от англ. behavior – поведение), подчинивший себе в первой половине все социальные науки (экономику, психологию, социологию, политологию).
Положительным в методологии бихевиоризма является стремление к строгости и точности социологических исследований. Однако абсолютизация поведенческого аспекта, внешних форм исследования и количественных методов анализа ведет к упрощенному взгляду на общественную жизнь.
На границе социологии и социальной психологии была создана концепция потребностей Абрахама Маслоу. Ученый разделил все человеческие потребности на базисные (в пище, воспроизводстве, безопасности, одежде, жилище и т. д.) и производные (в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни).
Маслоу создал иерархию потребностей от низших физиологических до высших духовных. Потребности каждого нового уровня становятся актуальными, т. е. насущными, требующими удовлетворения лишь после того, как удовлетворены предыдущие. Голод движет человеком до тех пор, пока он не удовлетворен. После того, как он удовлетворен, в качестве мотивов поведения вступают в действие другие потребности.
8. Особенности исторического развития российской социологии
Социологическая мысль в России изначально была частью общемировой социологии. Это обуславливалось тем, что в Россию социология проникла в 40-е гг. XIX в. с Запада и в скором времени приобрела специфический характер на основе особенностей исторического развития общества. Развитие социологической мысли в России в период с 40-х по 60-е гг. XIX в. можно охарактеризовать как предсоциологический этап.
На этом этапе сформировалось программное поле российской социологии.
Дальнейшее развитие социологии в России можно разделить на несколько этапов: первый этап – 60—90-е гг. xix в., второй – начало xx в. – 1918 г., третий – 20—30-е гг. xx в., четвертый – с 50-х гг. xx в. до наших дней.
1-й этап (1860–1900 гг.). Этот период развития социологической мысли связан с концепциями таких мыслителей, как народники, представители субъективной школы, натуралистического направления, психологического направления (Ковалевский, Плеханов). Развитие социологии в этот период времени во многом было обусловлено социальными изменениями: усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских сословий, дифференциация в крестьянской среде, рост численности рабочего класса. На этом этапе основой социологической мысли стали позитивистская теория О. Конта, идеи которого в России хорошо знали и разрабатывали. В 1846 г. Серно-Солоневич, размышляя о составе социальных наук, поставил вопрос: не требует ли нынешнее состояние знаний появления новой науки, которая будет исследовать законы развития общества как естествознание исследует природу? В результате в середине 60-х гг. XIX в. в российской литературе появляется термин «социология», который рассматривался как высшая наука, опирающаяся на синтез научных знаний и исследующая всеобщие социальные законы.
Первоначально накоплению социологической информации способствовала земская статистика: опросы крестьян, изучение их жизни.
На этом этапе происходило формирование различных направлений и школ социологической мысли, которые во многом опирались на достижение западной социологии, но оказали важное влияние на специфику российских концепций. Среди них можно выделить следующие:
1) географическое (Л. И. Мечников) – прогресс общества обуславливается прежде всего природными, в частности, водными ресурсами. Так, согласно данной теории в истории развития обществ главнейшую роль сыграли те реки, которые были ореолом их обитания;
2) органицизм (А. И. Стронин) – общество представляет собой сложный организм, который функционирует на основе природных законов;
3) психологизм (П. Л.Лавров, Н. К. Михайловский) – исходным пунктом социальности являются психофизические отношения, а в центр изучения ставится личность;
4) марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин).
2-й этап (1900–1920 гг.). На этом этапе своего развития российская социология проходит процесс институциализации. Проявлениями данного процесса стали следующие события: открытие в 1912 г. социальной секции при историческом факультете Петербургского университета; образование в 1916 г. русского социологического общества имени М. М. Ковалевского; введение в 1917 г. ученой степени по социологии; создание кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; в 1920 г. В Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением. За несколько лет до революционных событий 1917 г. ученым и педагогам-энтузиастам социологию под разными предлогами удается включать как предмет изучения в программы некоторых средних учебных заведений, различных училищ, курсов.
В последнее десятилетие перед революцией лекции по социологии читались на Высших женских курсах, в биологической лаборатории П. Ф. Лесгафта. Теоретические концепции данного периода характеризовались распространением неопозитивизма, сочетающим функционализм и эмпирические исследования. Яркими представителями этого периода социологической мысли были Г. П. Зеленый, А. С. Звоницкая, К. М. Тахтарев, А. С. Лаппо-Данилевский и др.
Одновременно оформляется своеобразная христианская социология в русле религиозной философии (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков), не приемлющая неопозитивизм и бихевиоризм. Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян.
3-й этап (1920—1930-е гг.). На третьем этапе продолжается развитие теоретической социологии. В 20-х годах издается обширная социологическая литература: П. А. Сорокин («Основы социологии» в 2 томах, 1922 г.), В. М. Хвостов («Основы социологии. Учение о закономерностях общественного процесса», 1928 г.), Н. А. Бухарин («Теория исторического материализма, популярный учебник марксистской социологии», 1922 г.), М. С. Салынский («Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию», 1923 г.) и др.
Основная направленность этих работ состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и определить ее место в системе марксизма. После краткого периода академических свобод в годы НЭПа устанавливается реакция, и ряд видных ученых-социологов и философов (П. Сорокин, Н. Бердяев) вынуждены навсегда покинуть Россию.
Термин «социология» начинает приобретать негативный оттенок и использоваться главным образом в связи с критикой «буржуазной» социологии. Многие журналы и кафедры закрываются, немалое количество социологов, экономистов и философов подвергаются репрессиям и ссылке в лагеря. Высылка в 1922 г. большой группы ученых из России сразу же сказалась на снижению уровня отечественной социологии.
Именно в этот период начинается научная деятельность одного из виднейших представителей мировой социологической мысли Питирима Александровича Сорокина (1889–1968 гг.).
Этот мыслитель, родившийся в России, внес огромный вклад в развитие социологии, который можно сравнить разве что с вкладом Вебера.
Сорокин разработал теорию стратификации и социальной мобильности. П. Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т. е. некое пространство, заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека.
4-й этап (с 1950-х гг.). В этот период начинается возрождение интереса к социологии. Социологи 50—60-х г.г., или, как их позже называли, социологи первого поколения, решали нелегкую задачу – не только возродить, но и практически заново создать эту науку.
Во многом благодаря работам Б. А. Грушина, Т. И. Заславской, А. Г. Здравомыслова, Ю. А. Левады, Г. В. Осипова, В. А. Ядова и др. в стране значительно расширились масштабы социологических исследований.
В середине 1960-го г. было создано первое социологическое учреждение – отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете.
Таким образом, нетрудно увидеть, что на данном этапе социология приобретает в основном прикладной эмпирический характер.
Предметом социологических исследований была социальная структура общества, бюджет времени рабочих, социальные проблемы труда, образования, семьи.
Однако полученные данные не объединяются, на их основе не создаются теории среднего уровня.
По всей стране начинаются открываться кафедры социологии, создаются учебные пособия по этой дисциплине. Социология проходит процесс институциализации, итогом которого становится возникновение социологического факультета МГУ, который оказался первым после длительного перерыва социологическим факультетом в СССР.
На сегодняшний день в России существует огромное количество социологических факультетов, которые выпускают высококлассных специалистов-социологов.
В больших количествах проводятся социологические исследования.
В стране существуют центры исследования общественного мнения, которые проводят социологические исследование по всей России и создают на основе их данных многочисленные отчеты и прогнозы.