Социология в советском государстве: этапы и особенности развития.

Картина становления социологии как науки будет не полной, если не учитывать развитие российской социологической мысли. Специфика и национальные традиции, безусловно, повлияли на сущность социологии в России, но необходимо отметить, что немалое влияние на формирования русской социологической школы оказали идеи Конта, Монтескье, Вольтера, Дидро, Сен-Симона, Смита, Рикардо, Шеллинга.

Становление социологии в России в 60-е - 80-е годы происходило в борьбе двух направлений - объективного и субъективного. Школа русского объективизма наиболее ярко была представлена М.М.Ковалевским (1851-1916), Е.де Роберти (1843-1915), П.Ф. Лилиенфельдом (1829-1903). В своем подходе к социологии как к системе научного знания М.М.Ковалевский придерживался точки зрения, что социология есть наука о порядке и прогрессе человеческих обществ, а такие науки, как психология, этнография, статистика, политическая экономия и другие, должны организовывать свои эмпирические обобщения на основе общих социологических законов. Социология не должна заимствовать у конкретных дисциплин свои основные посылки, а вырабатывать их сама.

Школа русского субъективизма представлена П.Л.Лавровым, Н.К.Михайловским, Н.И.Кареевым. Социология представлялась П.Л .Лаврову наукой нормативной. По его мнению, несмотря на то, что ход истории определен объективными законами, индивид, по-своему интерпретируя исторический процесс, ставит свои цели и выбирает свои средства, трансформируя объективно необходимое в акт собственной воли. Социология, по Лаврову, "есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными историческими особями, и поэтому охватывает, с одной стороны, все животные общества, в которых особи вырабатывали в себе достаточную степень индивидуального сознания, с другой - не только существующие уже формы человеческого общежития, но и те общественные идеалы, в которых человек надеется осуществить более солидарное и, следовательно, более справедливое общежитие, а также те практические задачи, которые неизбежно вытекают для личности из стремления осуществить свои общественные идеалы или хотя бы приблизить их осуществление".

Этапы развития социологии в России

Начало XX в. связано в российской социологии с утверждением неопозитивизма, делающего акцент на законах функционирования социальных структур, институтов, явлений. Подобный анализ, с одной стороны, требовал эмпирических исследований, а с другой - теоретических обоснований, так как само вычленение того или иного социального процесса или социального института должно быть теоретически обосновано.

И в России начали развиваться теоретическое и эмпирическое направления в социологии, начала интенсивно осуществляться институализация социологии. В 1901 г. в Париже М.М.Ковалевским была основана русская высшая школа социальных наук. В 1908 г. в Психоневрологическом институте в С.Петербурге была создана первая кафедра по социологии, где работали М.М.Ковалевский, Е.де Роберти, П.А.Сорокин, К.М. Тахтарев. В 1912 г. в Петербургском университете при Историческом обществе появляется секция по социологии. После Февральской революции в России вводятся ученые степени по социологии, в университетах создаются кафедры, секции, ассоциации, появляются первые учебники по социологии.

Однако, вскоре после социалистической революции становление социологии в России стало проходить в обстановке острой конфронтации немарксистской и марксистской социологии. Она охватывала как идейные, теоретические, так и политические проблемы, поскольку большинство русских социологов активно занимались политической деятельностью или были с ней связаны (народники П.Л.Лавров и Н.К.Михайловский, "легальный марксист" П.Б.Струве, эсер П.А.Сорокин и др.). Видными учеными и политиками была представлена марксистская социология (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, А.А.Богданов). К концу 20-х годов доминирование в обществознании марксизма вылилось в его “узаконение” в качестве “единственно верной теории”, что наряду с тотальными гонениями социологов сделало окончательно невозможным существование социологии в России, как официально изучаемой и разрабатываемой науки.

Возрождение социологии в России началось лишь в конце 50-х годов. Была создана Советская социологическая ассоциация, началась разработка методологических и методических основ эмпирической социологии, начались теоретические исследования актуальных проблем тогдашнего социалистического общества. Социология с большим трудом отпочковывалась от доминировавшего тогда исторического материализма. Вся работа социологов проводилась под постоянным контролем КПСС, если результаты исследований не устраивали партию, они тут же становились “закрытыми” или вовсе аннулировались.

Лишь с падением власти КПСС социология в России стала развиваться свободно. Но и в настоящее время в российской социологии идет противоречивый и болезненный процесс, связанный с деидеологизацией социогуманитарного знания, освобождением от господства идеологии марксизма-ленинизма. Возникла ситуация своеобразного теоретического вакуума, который пока заполняется, в основном, за счет восприятия (не всегда адекватного, и в должной мере критического) зарубежных социологических теорий. Разумеется, издается и отечественная социологическая классика. Однако почти семь десятилетий ее пребывания в спецхранах отнюдь не благоприятствовали сохранению и развитию отечественной научной традиции.

Итак, несмотря на многочисленные попытки социологов, пока так и не удалось создать единой общей социологической теории. Поэтому существует мнение о социологии как мультипарадигмальной науке, в которой возможно сосуществование различных парадигм. Естественно, возможно и появление новых теорий и концепций. В целом зарубежные и отечественные социологи сходятся в том, что в настоящее время наблюдается заметный перенос акцентов в социологии. Если еще в 60-е годы ХХ века почти вся проблематика сосредотачивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредотачивается вокруг понятия действия и деятеля (актора).

В историческом плане можно сказать, что социология Вебера начинает явно доминировать над социологией Дюркгейма и человек все более понимается как активный социальный субъект, под влиянием которого осуществляются преобразования как на макро, так и микроуровнях жизнедеятельности общества.

Первое десятилетие советской власти характеризовалось тем, что марксистская школа стала играть ведущую роль. По Н. И. Бухарину (1888—1938) исторический материализм стал отождествляться с социологией, а впоследствии исторический материализм вообще вытеснил социологию. По понятным причинам социология получила поддержку потому, что это была официальная позиция В. И. Ленина.

В1920-е гг. были широко известны исследования Е. О. Кабо, Б. Б. Когана и М. С. Лебединского по изучению быта рабочих, А. И. Колодной по проблемам молодежи, А. Б. Гайстера по социологии села, А. В. Трояновского по социологии культуры, Б. Смулевича по социологии города. Социология в этот период была представлена не только марксистами. В периоде конца 1920 — начала 1950-х гг. наступил перерыв в развитии социологической мысли, социологию игнорировали и причисляли к буржуазным наукам. Преследованию подверглись точные и естественные науки, такие как кибернетика и генетика. Конкретные методы изучения действительности были запрещены. Это было связано и с тем, что данные этих исследований могли портить картину официальной идеологии. Социология с конца 1950-х гг. стала возрождаться, признание получали методы социологии в экономике, политике, в исторических и правовых науках, в языкознании, искусствоведении, литературе.

В конце 1950-х гг. была создана Советская социологическая ассоциация. Были предприняты различные попытки определить специфику и место социологии в системе общественных наук, социологию не считали суверенной наукой.

Шел трудный и сложный поиск связи социологии с другими научными дисциплинами. В конце 1960 — начале 1980-х гг. социология с трудом отделилась от исторического материализма.

Активно развивались исследования в области труда и управления социологии города, социологии села, социальной структуры, демографии и миграции, этносоциологии, молодежи, образования, общественного мнения и средств массовой информации, культуры, семьи, религии, общественной активности, социологии науки.

Значительный интерес представляют работы, посвященные проблемам надежности и методике социологических исследований. В них были рассмотрены вопросы, касающиеся повышения качества эмпирического исследования различных общественных процессов.

В конце 1980 — начале 1990-х гг. появились и окрепли новые направления исследований в социологической науке: как то социальный механизм рыночных преобразований, политическая социология, элита, управленческое и организационное консультирование и социальные технологии.

Наши рекомендации