Квалификационной работы
ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Методические указания
по разработке дипломных работ
Москва 2012 г.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Квалификационная работа представляет собой индивидуальный научно-исследовательский труд выпускника, подводящего итог изучению дисциплин по учебному плану социологического факультета, и свидетельствует о степени подготовленности студента-бакалавра к самостоятельной деятельности по избранной специальности.
Целью квалификационной работы является реализация свободного владения методами и приемами научно-исследовательской и проектной деятельности, а также содержательным эмпирическим и теоретическим материалом по специальности «Культурология». Написание квалификационной работы позволяет закрепить и углубить научные интересы и творческие возможности студента-бакалавра в сфере культуры.
Основные требования к квалификационной работе:
1. В основе исследования должна лежать научная проблема, отличающаяся новизной подхода к систематизации и анализу культурологического материала.
2. Тема квалификационной работы должна быть сформулирована с учетом ее актуальности, значимости и перспективности для студента-бакалавра и для выпускающей кафедры, а также современных культурных практик.
3.Выпускная квалификационная работа должна сочетать в себе 2 части: Теоретическую и Проектную. Теоретическая часть включает в себя анализ представленных в научной литературе теоретических подходов и концепций к исследованию изучаемой культурной практики. В работе могут присутствовать элементы реферирования, однако безусловным требованием является критических анализ и систематизация источников в соответствии с поставленной проблемой. Проектная часть включает в себя разработку социокультурного проекта и его обоснование.
4.Теоретическая часть квалификационной работы призвана продемонстрировать умение студента-бакалавра оперировать категориальным аппаратом, глубокое знание литературы по избранной теме и понимание специфики методологического подхода к ее анализу.
5.Проектная часть квалификационной работы призвана демонстрировать степень владения студентом алгоритмом проектной деятельности и методами реализации проектов.
II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Квалификационной работа рассчитана на выполнение в течение последнего года обучения в университете в рамках бакалавриата: на четвертом курсе дневного отделения и пятом заочной формы обучения.
Предварительно студент выполняет курсовую работу, которая является составной частью исследования и дает возможность:
· познакомиться с проблемным полем в рамках избранной темы;
· сформулировать проблему исследования;
· овладеть опытом ее теоретического анализа в литературе;
· изучить специфику методологического подхода (или подходов) к анализу разрабатываемой темы, а также ведущие методы проектной деятельности в сфере культуры;
· выдвинуть ведущие идеи проекта и охарактеризовать его участников.
Тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается выпускающими кафедрами и доводится до сведения студентов не позднее 1 мая предыдущего учебного года. Студенты могут избрать и другие темы, не входящие в список рекомендованных кафедрой, но при этом они должны представить соответствующие обоснования и согласовать это с кафедрой. Распределение тем квалификационных работ и закрепление за научными руководителями курируется лаборантом выпускающей кафедры.
В начале IX семестра для студентов дневного отделения и Х семестра заочного отделения выпускающие кафедры на своих заседаниях утверждают избранные темы и назначают научных руководителей. Для осуществления этой процедуры на заседания кафедр могут приглашаться студенты-бакалавры, которые кратко обосновывают своей выбор конкретной темы выпускной квалификационной работы.
Рекомендуются следующие этапы выполнения квалификационной работы:
1.Выбор темы, обсуждение с научным руководителем актуальности исследования и возможных направлений раскрытия его темы.
2.Формулировка исследовательской проблемы.
3.Подготовка библиографии, изучение литературы по теме, знакомство с культурными практиками, выявление альтернативных вариантов решения проблемы.
4. Анализ социокультурной ситуации, связанной с темой работы.
5.Составление плана квалификационной работы, выявление целей и задач каждого из этапов исследования в соответствии с разработанной структурой работы.
6.Подготовка первого варианта работы и сдача его руководителю.
7. Доработка текста по замечаниям руководителя.
8. Получение отзыва и оценки научного руководителя.
9. Написание текста «Введения» и «Заключения» в структуре квалификационной работы.
8.Оформление работы.
9.Подготовкак защите квалификационной работы:
а) предоставление работы для отзыва внешнего рецензента;
6) изучение замечаний внешнего рецензента и обоснование собственной точки зрения по указанным вопросам;
в) составление текста вступительного слова.
Работа над квалификационной работой.После утверждения темы студент-бакалавр совместно с научным руководителем определяет структуру исследования и составляет календарный график работы. Данная программа может в процессе работы над темой дополняться, уточняться, изменяться.
Только от автора квалификационной работы зависит, в какой последовательности он будет выполнять ее. Однако следует подчеркнуть особое значение предварительных библиографических поисков, сложность которых особенно очевидна в случае, когда студент обращается к теме, по которой накопилось огромное количество публикаций. Чтобы «не утонуть» в информационном потоке, студент должен четко представлять исследовательскую проблему, которая является путеводной нитью поиска и в дальнейшем служит основой для систематизации и критического анализа источников, интерпретации текстов, структурализации квалификационной работы.
Разрабатывая собственное тематическое поле исследования, студент всегда использует определенный методологический подход. Необходимо не только ясно осознавать специфику конкретной методологии, но и уметь обосновывать (в первой главе работы) причины обращения к данной методологии, ее возможности и границы, а также те методы и приемы анализа, систематизации и обработки материала, которые следуют из логики используемого методологического подхода.
Важную роль в квалификационной работе играет проектная деятельность и изучение современных культурных практик.
Студент-бакалавр должен регулярно, не реже 2 раз в месяц, встречаться с научным руководителем, получать необходимые консультации по теме работы и отчитываться о результатах ее выполнения.
Выпускающая кафедра регулярно заслушивает сообщения научных руководителей о ходе подготовки студентами квалификационной работы и прохождении ими преддипломной практики. По этим вопросам студенты при необходимости приглашаются на заседания выпускающей кафедры или на собеседование с ее заведующим.