Осуществить типологию культуры совсем не просто, поскольку существуют разные и многочисленные критерии ее возможной классификации
1. Выделяют материальную и духовную культуру. Под материальной культурой подразумеваются все предметы и материальные объекты культуры; каналы связей (дороги, пути связей, информационные сети), созданные носителями данной культуры в процессе жизни разных поколений.
Под духовной культурой понимается обширное пространство позитивно направленных духовных ценностей – образов, представлений, оценок, символов, приобретающих высокую смысловую значимость для практических областей деятельности и социальных отношений.
В данном контексте можно говорить также о смешанном типе, сочетающем в себе признаки как материальной, так и духовной культуры. Например, музей изобразительного искусства, если мы рассматриваем здание, как часть какого–нибудь архитектурного комплекса, является объектом материальной культуры, а произведения художников, выставленные в музее, скорее, духовной культурой.
2. По субъекту – носителю выделяют массовую и элитарную культуру. Массовая культура возникла в Новое время и порождалась процессами индустриализации. Сегодня она развивается под воздействием перехода развитого общества к постиндустриальной, информационной культуре. Проявления массовой культуры заметны в разных областях деятельности: массовая общеобразовательная школа формируется в процессе социализации детей; СМИ развиваются в области культурных коммуникаций; массовые движения и партии – в политической жизни; массовый потребительский спрос и стандарты престижных услуг – в потреблении жизненных благ, проведении досуга.
Продукты массовой культуры создаются профессионалами–специалистами в сфере потребительского спроса, образования, политики, массового искусства, рекламы и адресованы широким слоям населения. Важным рычагом развития массовой культуры выступают коммерческие цели, а также ориентация на создание своеобразного эрзац–продукта, то есть товаров, услуг, художественных ценностей, рассчитанных на усредненный вкус.
Массовой культуре противопоставляется элитарная культура, которая представляет собой так называемую «высокую культуру», концентрирующую духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений и адресованную более образованным слоям и группам.
Пример массовой культуры: книги и фильмы про Гарри Поттера. Пример элитарной культуры: произведения Ф.М. Достоевского (не из школьной программы).
Но бывает и так, что один и тот же продукт культуры может относиться как к массовой, так и к элитарной ее разновидности. Например, музыкальное произведение Людвига ван Бетховена, исполненное оркестром в Филармонии – это элитарная культура. А то же самое произведение в качестве рингтона на телефоне – это пример массовой культуры.
3. По уровню общности выделяют общую культуру (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие сознание и поведение основной массы населения) и субкультуру[99]. Субкультура – это система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой–либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры[100]. Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп.
В качестве примеров различных субкультур можно привести следующие: рэперы, готы, толкиенисты, роллеры, ролевики, байкеры, диггеры и т.д.
Следует отметить, что в социологии понятие «субкультура» в большей степени рассматривается применительно к изучению молодежи, как социально–демографической группы и девиации (как примеры позитивного или же негативного отклоняющегося от нормы поведения).
4. По отношению к власти можно выделить господствующую культуру и контркультуру. Под контркультурой понимается такой тип субкультуры, который отвергает ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивает свою альтернативную культуру, новые духовные ориентиры[101]. Примером контркультуры может служить леворадикальное, анархистское социально–политическое и идеологическое движение, возникшее в 1960–х годах и носившее форму социального протеста. Теоретики контркультуры выступают против буржуазного образа жизни, массовой культуры, конформизма и т.д., поощряют индивидуальную свободу, раскрепощение личности и т.п.
5. По цивилизационному или национальному признакам выделяют западную, исламскую, православно–славянскую культуру или британский, японский, китайский, российский культурно–исторический тип. В основе его часто лежит так называемая народная культура. В современных условиях народная культура обозначает собирательное понятие, которое сводится к некоторому этническому или религиозному варианту как совокупность ценностно–нормативного и смыслового содержания, закрепленного в ментальности и развиваемого в традициях. Важная составляющая народной культуры наших дней – это сознание человеком принадлежности к собственной культуре, духовной близости к своему народу и адаптация народных традиций к современному социальному контексту.