Епархина О.В. Социология общественного мнения: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования/ О.В. Епархина. €

Михайлов В.А. Социология общественного мнения: Учебное пособие/ В.А. Михайлов – Тверь: Твер. гос. ун–т, 2005. – 270 с.

Социология / Под ред. В.Н Лавриненко. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2000. – 407 с.

Давыдов А.А. Системный подход к анализу данных мониторинга общественного мнения/А.А.Давыдов, А.Н.Чураков // Социологические исследования. – 2002. – № 7. – С. 133 – 137.

Левада Ю.А. Феномен власти в общественном мнении: парадоксы и стереотипы восприятия / Ю.Левада // Мониторинг общественного мнения. – 1998. – № 5. – С. 9 – 18.

Социологическая энциклопедия: в 2–х т. Т.2/ Национальный общественно–научный фонд/ Рук. проекта Г.Ю.Семигин, глав. Ред. В.Н.Иванов. – М.: Мысль, 2003. – 864 с.

Судас Л.Г. Общественное мнение: российский дискурс / Л.Г.Судас // Социально – гуманитарные знания. – 2001. – № 6. – С. 24 – 31.

Тощенко Ж.Т. Метаморфозы общественного сознания: методологические основы социологического анализа / Ж.Т.Тощенко // Социологические исследования. – 2001. – № 6. – С. 3 – 15.

Раздел 3. СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

Лекция 13. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация: лекция посвящена знакомству студентов с проблематикой социальных изменений, спецификой социальных процессов и их разновидностей. Особое внимание уделяется категории «прогресс», а также таким типам социальных изменений как революции и реформы.

План лекции

Понятие социальных изменений и их разновидности.

Социальные процессы и их классификация.

Прогресс как тип социального процесса.

Революции и реформы как тип социальных изменений.

Понятие социальных изменений и их разновидности.

Проблемы социальных изменений всегда стояли в центре социологической науки. Сама социология зародилась в XIX веке как попытка осознания фундаментального перехода от традиционного к современному обществу, возникновения урбанистического, индустриального, капиталистического уклада жизни. Вместе с тем в последнее время социальные изменения приобрели особенно острый характер. Быстрые, зачастую катастрофические изменения в XX и в начале XXI века, разрывы, дискретность в развитии социальных систем бросают вызов существующим теориям социальной динамики. Такие события, как крах социалистической системы, распространение национализма и терроризма, эпидемия СПИДа, стремительное развитие компьютерной революции требуют новых исследовательских подходов. Необходимы новые концепции социальных изменений, не ограничивающиеся только теориями линейного прогресса, но опирающиеся на модели теории катастроф, теории хаоса и иные концептуальные подходы.

В предыдущих разделах речь шла главным образом о функционировании общества, т.е. осуществлялся анализ процессов адаптации, социализации, институционализации, которые происходят в границах социального целого. В этой связи иногда говорят о динамике «внутри системы». Однако общества время от времени подвергаются более основательным модификациям. В таких случаях можно говорить о динамике всей системы. По мнению известного польского социолога П.Штомпки, здесь появляется новая временная перспектива: речь идет уже не о повседневной жизни с ее относительно короткой протяженностью, а об историческом времени «длительного радиуса действия»[165]. Это наиболее сложная форма изменчивости обществ, требующая введения новых, более сложных понятий и категорий.

Первым из таких категорий является понятие социального изменения. Под этим термином принято понимать различие между состоянием социальной системы в определенный момент времени и состоянием той же самой системы в другой момент, на другом временном отрезке. Иными словами, под социальными изменениями понимаются любые необратимые перемены социальной системы, рассматриваемой как целостность. Большинство авторов считают решающими структурные изменения в социальных взаимосвязях, в организации и связях между общественными компонентами, определяя социальные изменения как чередование во времени поведенческих образцов, социальных взаимосвязей, институтов и социальных структур.

Более ранние и более поздние состояния могут отличаться друг от друга в разных планах, с разных точек зрения. Во–первых, может измениться состав системы. В обществе появляются люди, приехавшие из других стран; в политическую партию вступают новые члены; к социальному движению присоединяются тысячи новых сторонников; в правительстве происходит реструктуризация, ликвидируются или создаются департаменты и т.д. Миграции, набор (рекрутирование в группу) новых членов, мобилизация, организационная реформа – таковы некоторые примеры изменений данного типа[166].

Во–вторых, может произойти изменение структуры системы, то есть четырех сетей связей между элементами: взаимодействиями (интеракциями), интересами, нормами и идеалами. Таким образом:

а) выявляются новые структуры взаимодействий, поскольку люди устанавливают между собой новые контакты, входят в новые отношения друг с другом, объединяются в новые группы;

б) выявляются новые структуры интересов, поскольку люди богатеют или беднеют, добиваются власти или теряют ее, освобождаются от подчинения или попадают в зависимость;

в) образуются новые нормативные структуры в силу того, что люди начинают признавать новые ценности, руководствоваться новыми нормами, играть новые роли, наказывать и вознаграждать за нечто иное по сравнению с тем, что было раньше;

г) формируются новые структуры идей в силу того, что люди начинают верить в новых богов, принимают новые идеологии, получают новые знания о мире, видят самих себя в ином свете[167].

Общество не остается неизменным, не застывает в старых, извечных формах, а подлежит постоянным преобразованиям. В принципе этот тип изменений рассматривается как самый важный. Когда структурные изменения охватывают все элементы структуры, их называют революционными, имея в виду огромный масштаб преобразований.

В–третьих, может наступить изменение функций, исполняемых элементами общества. Например, традиционная семья была многофункциональной группой: она осуществляла хозяйственные функции, функции воспроизводства человеческого рода, функции социализации, религиозные и иные функции. Со временем некоторые из них были переданы специальным институтам или организациям: производственную функцию переняли те предприятия или учреждения, где работают члены семьи; образовательную, а отчасти и воспитательную функцию переняла школа; религиозную – церковь и т.д.

В–четвертых, могут измениться границы системы. Например, две политические партии соединятся в одну; две промышленные корпорации сольются друг с другом или в ином масштабе – две семьи соединятся посредством брака, заключенного между их детьми.

В–пятых, могут наступить изменения в окружении системы. Например, наводнение разрушит дорожную сеть, и городок окажется отрезанным от мира и контактов с другими местами; урбанизация приведет к поглощению мегаполисом бывших пригородных деревень; захват, оккупация изменит геополитическое положение общества[168].

Социальное изменение – это единичный эпизод, переход из одного состояния системы в другое. Но очевидно, что изменения связаны друг с другом, и одно влечет за собой другое. Для описания хода, наступающих последовательно друг за другом и взаимно обусловленных изменений системы (их называют фазами или этапами) используется другое понятие – процесс. Чтобы можно было говорить о едином процессе, система наряду с этими изменениями и несмотря на них должна сохранять свою основную идентичность (например, единым процессом можно считать постепенную индустриализацию или демократизацию и т.д.).

Один из конкретных видов направленного процесса оказался в центре внимания социологов уже в XIX веке. Это процесс развития. От других направленных процессов он отличается двумя дополнительными чертами:

а) направление процесса имеет позитивный характер, то есть с течением времени поднимается уровень определенной переменной величины или комплекса составляющих переменных величин, на которые ориентирован данный процесс. Например, когда растет численность населения, можно говорить о процессе демографического развития; когда увеличивается общественное производство и общий валовый продукт, говорят об экономическом развитии и т.п.;

б) направленная последовательность социальных изменений приводится в движение и действует, получая соответствующие импульсы от внутренних механизмов – имманентных, эндогенных, замкнутых в рамках данного общества. Противоположностью эндогенных являются экзогенные факторы, которые находятся за границами рассматриваемой социальной системы, например: изменения климата, стихийные бедствия, природные катастрофы, эпидемии и т.д. Процессы, вызванные внешними факторами, не называются развитием, это скорее реактивные или адаптационные процессы. Условной моделью процесса развития является рост биологического организма – от зачаточного состояния (от определенного кода тенденции развития в генах) через все промежуточные стадии до полной зрелости. Эту модель использовали многие социологи: размышляя об обществе, они постоянно обращались к органической метафоре и подчеркивали, что в обществе также происходят направленные процессы дифференциации структур и функций – от простоты к сложности, от аморфности к определенности, от хаоса к организованности[169].

При этом следует разделить два типа развития. Однолинейное развитие происходит, когда изменения всегда идут по одному и тому же пути, по регулярной, как бы заранее обозначенной траектории (так рассматривали историю эволюции социологи от Г.Спенсера до Т.Парсонса). Многолинейное развитие имеет место тогда, когда различные изменения имеют лишь сходный, приблизительно общий характер, но происходят различными способами, на разных путях и траекториях в зависимости от конкретных исторических или культурных условий данного общества (так, например, трактовали развитие общества так называемые неоэволюционисты в XX в.).

Особой разновидностью развития, отличающегося своим ходом от линейного, хотя в конечном итоге приводящего к аналогичным результатам, является скачкообразное развитие. После аккумуляции количественных частичных изменений наступает определенный порог насыщения, за которым выявляются принципиальные качественные изменения. В свою очередь, вновь накапливаются, накладываются друг на друга частные количественные изменения, чтобы в определенный момент достичь следующего порога. Так, например, представлял развитие общества К. Маркс, полагая, что это развитие всегда идет от первобытнообщинного строя через рабство, феодализм и капитализм к коммунизму, а переходы от одной фазы к другой определяются усилением напряжения или противоречий, что посредством революционного скачка приводит к зарождению качественно новой, очередной общественно–экономической формации.

Понятием, еще более богатым по своему значению, является социальный прогресс. В этом случае речь идет о таком процессе развития, направление которого оценивается позитивно, определяется признанными ценностями. Прогресс неустанно приближает нас к такому общественному состоянию, в котором реализуются некие важные социальные ценности, рассматриваемые людьми как хорошие, справедливые, счастливые, достойные и тому подобные явления. Противоположностью прогресса является регресс, отдаляющий людей от таких признанных ценностей и тем самым приближающий их к ценностям противоположного характера.

Таким образом, если в какой–либо системе возникают новые составные элементы или исчезают ранее существовавшие элементы, либо если возникают новые отношения между составными элементами системы или исчезают ранее существовавшие отношения, то мы говорим, что эта система подвергается изменению.

Если изменения, происходящие в какой–либо системе, приводят к дифференциации и обогащению ее составных элементов и существующих между ними отношений, то мы говорим, что эта система развивается.

Если изменения, происходящие в какой–либо системе, приводят к исчезновению и обеднению ее составных элементов или существующих между ними отношений, то мы говорим, что система подвергается регрессу.

Если развитие, происходящее в какой–либо системе, приближает ее к определенному идеалу, оцениваемому положительно, то мы говорим, что это развитие является прогрессом.

Таблица № 7.

Наши рекомендации