СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА (вместо введения)
Аннотация:
В лекции рассматриваются содержание понятий «объект науки», «объект научного исследования», «предмет науки», «социальный», «общественный» и отмечается различие подходов к этим понятиям у представителей разных наук. Отмечается, что среди отечественных социологов отсутствует единство в понимании объекта и предмета социологии. Рассматриваются структура, функции и специфика социологического знания.
План лекции
Объект, предмет и субъект социологии. Дискуссии по предметному полю социологической науки
Структура социологического знания.
Функции и методы социологии.
Специфика социологического анализа социальных явлений и процессов. Взаимосвязь социологии с другими науками об обществе и человеке
Объект, предмет и субъект социологии. Дискуссии по предметному полю социологической науки
Слово «социология» в буквальном смысле означает учение об обществе. Однако такое понимание социологии недостаточно для ее определения как науки, поскольку общество изучается целым рядом социальных и гуманитарных наук.
Для того чтобы понять специфику науки социологии, необходимо определить ее объект, предмет, функции и методы исследования.
Определение любой науки зависит от того, что понимается под её объектом и предметом. Как правило, объектом науки признаются те явления объективной реальности, на которые направлена познавательная деятельность ученого с целью получения нового знания. Следует различать объект научного исследования и объект науки.
Объектом научного исследования могут быть любые явления и процессы реального или виртуального мира, исследуемые ученым. Объектом же конкретной науки признается только определенная часть объективной реальности. Например, физика изучает неорганическую реальность, биология – органическую, социология – социальную. При этом один и тот же объект может изучаться несколькими науками. Так, природа может быть объектом изучения таких наук, как физика, химия, биология; человек – объектом антропологии, физиологии, психологии; общество — объектом истории, культурологии, политологии, социологии.
В большинстве определений объекта социологии присутствует указание на то, что социология изучает социальную реальность, явления и процессы общественной жизни. При этом термины «социальный» и «общественный» употребляются как тождественные. Это можно объяснить тем, что, например, в английском и французском языке нет специального термина «общественный», поэтому в русском переводе термин «social» может трактоваться и как «общественный», и как «социальный».
Однако в немецком языке существует различие в понимании терминов «общественный» и «социальный». Так, К. Маркс и Ф. Энгельс при анализе общества употребляли два понятия: «общественный» («gesellschaftlich») применительно к описанию общества в целом и сфер общественной жизни, и «социальный» («soziale») – применительно к описанию отношений между людьми как представителями различных социальных общностей. Ф. Тённис различает два вида социальности: общинную, или общностную («gemeinschaftlich»), и общественную («gesellschaftlich»).
Чтобы разграничить сферы исследования социологии и других общественных наук, Т. Парсонс предложил ввести в научный лексикон термин «societal» – «социетальный». Зарубежные социологи стали употреблять термин «социетальный» для обозначения общества как целостной системы и как объекта исследования всех общественных наук. Термин же «social» – «социальный», стали использовать для обозначения тех явлений и процессов, которые выступают в качестве объектов эмпирического социологического исследования, для характеристики отношений между людьми как представителями социальных общностей. В отечественной социологической литературе термин «социетальный» пока используется редко.
Таким образом, объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальные свойства, социальные связи и социальные отношения характеризуются тем, что они интегрированы людьми или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях. Они проявляются в отношениях между людьми и общностями, в отношениях к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни, к факторам и условиям жизнедеятельности.
Предметом науки, с одной стороны, выступают те стороны, грани объекта, которые представляют интерес для специалиста данной отрасли науки. С другой стороны, предмет науки – та совокупность знаний, которая получена учеными в процессе их познавательной деятельности, зафиксирована и доступна как для будущих исследователей, так и для тех, кто интересуется, или изучает данную науку.
Чтобы убедиться в том, насколько отличаются представления классиков мировой социологии и ее современных представителей о предмете своей науки, обратимся к его определениям, предоставленных учеными–социологами прошлого и настоящего. Так, один из основателей социологии О. Конт считал, что ее предметом является общество как система в ее прошлом и современности, развитие человеческого разума под влиянием общественной жизни. При этом человек для него – это не метафизическая (то есть такая, которая не меняется) абстракция, а продукт социального взаимодействия, социальной реальности, развивается по естественным законам.
Британский социолог Г.Спенсер, которого, как и О. Конта, называют основателем социологии, считал ее предметом стадии развития, дифференциации и интеграции общества, функционирования его институтов, процессы образования социальных агрегаций, систематизированное описание сфер человеческих отношений.
Большое значение определению предметного поля социологии придавал французский ученый Э.Дюркгейм – выдающийся представитель такой специфической социологической концепции, как социологизм. Он подчеркивал, что определение предмета социологии – это фундаментальная проблема, от решения которой зависит ее статус как самостоятельной науки. По Э. Дюркгейму, предметом социологии являются особые свойства социальной реальности, а именно – социальные факты, сущностным признаком которых является их бытие, независимое от индивидов и принудительно воздействующее на них. Э. Дюркгейм также определял социологию «как науку об институтах, их генезисе и функционировании».
Известный немецкий социолог Г.Зиммель – создатель «формальной социологии», в определении предмета и функций социологической науки следовал антидюркгеймовской позиции. По его мнению, в предметной области социологического исследования должны находиться «чистые» формы социального взаимодействия или диссоциации, т.е. такие формы, благодаря которым индивиды на основании различных интересов образуют единства, где они реализуют эти интересы. При этом, по Г.Зиммелю, «чистые» формы ассоциации и диссоциации существуют и проявляются независимо от исторического контекста и мотивации индивидов.
Современник Г.Зиммеля, выдающийся немецкий социолог Макс Вебер, который был основателем так называемой гуманистической социологии, ее предметом считал внутренние факторы социального взаимодействия, ее истолкование индивидами. По М. Веберу, «социология – это универсальный, междисциплинарный метод исследования социального поведения людей, т.е. таких их действий, которые заведомо соотносятся с поведением других людей»[1]. Определяя социологию как науку, которая пытается исследовать свой предмет – социальное взаимодействие – на основе понимания, М. Вебер разработал концепцию «понимающей социологии», в центре внимания которой находится действие, связанное с «субъективно предполагаемым смыслом».
Известный российский социолог М.Ковалевский, разделяя контовское определение предмета социологии, считал ее «наукой о порядке и прогрессе человеческих обществ», точнее, об организации и эволюции обществ. Главная идея «плюралистической концепции» М. Ковалевского состоит в утверждении того, что социология может познать общество как чрезвычайно сложный организм только при условии учета всех многообразных связей и факторов, которые вступают во взаимодействие и определяют динамику общества.
Ученик М. Ковалевского, российско–американский социолог П.Сорокин подчеркивал, что «социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, – с другой»[2], это наука, «которая рассматривает родовые виды всех этих (социальных) явлений и взаимосвязей между ними». Специфической чертой социологии, которая отличает ее от всех других наук, изучающих общество,
П. Сорокин считал ее генерализующий характер, поскольку она исследует свойства, которые являются общими для всех государств, всех наций, религий, революций и т.д., то есть, как уже отмечалось выше, родовые признаки этих социальных феноменов
С точки зрения известного польского социолога Ф.Знанецкого – одного из выдающихся представителей гуманистического направления в социологии, ее предметной областью предстает изучение сознательных человеческих индивидов в их отношениях, образующих систему социального действия. Акцентируя практическое назначение социологии, польский ученый считал, что ее задача заключается не только в понимании и объяснении социального мира, но и в реальном участии науки в его гуманизации.
Т.Парсонс – выдающийся американский социолог, основатель структурно–функциональной школы в мировой социологии, отмечал, что «предметом социологического анализа выступают функциональные связи в процессах человеческой деятельности, прежде всего в ходе осуществления социального взаимодействия»[3]. Устойчивый комплекс социальных действий, которые постоянно воспроизводятся и взаимосвязываются, Т.Парсонс называл социальной системой. Важной задачей социологии ученый считал определение необходимых условий для функционирования всех социальных систем.
По мнению основателей теории социального обмена Дж.Хоманса и П.Блау, предметом социологического исследования является реальное поведение людей, которые ради достижения своих целей вступают в отношения обмена. Такие отношения являются универсальными (от межличностных до межгосударственных) и выступают обязательной составляющей всех социальных явлений и процессов.
Современный американский социолог Н.Смелзер подчеркивает, что «Социология – это одно из средств изучения людей ... Социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений»[4]. Отмечая также то, что социология – это наука о неравенстве, исследователь тем самым акцентирует внимание на главной характеристике социальных отношений в обществе.
Другой современный автор – известный британский социолог Э.Гидденс, определяя предмет социологии, подчеркивает, что это «наука о социальной жизни человека, групп и обществ ... Социология – это наука, изучающая взаимосвязи микро– и макропроцессов через сферу повседневной жизни человека»[5].
Социология – общественная наука, предметом изучения которой являются социальные институты, возникшие в результате промышленных преобразований за последние 200–300 лет. Один из крупнейших российских социологов современности В.Ядов представляет такое определение предмета социологии. «Социология, – пишет он, – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызванных активностью социального субъекта – сообществ; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между различными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения»[6].
Следовательно, в процессе развития социологии как самостоятельной науки представления ученых о ее предмете менялись. Это объяснялось, прежде всего, трансформацией объекта социологии – общества, а именно появлением и развитием новых закономерностей, механизмов и проблем общественной жизни, его расширением до мегауровня. Как подчеркивает В. Ядов, предмет любой науки не может быть стабильным, «он находится в постоянном движении, развитии, как и сам процесс познания. Его движение зависит от двух решающих факторов: прогресса самого научного знания, с одной стороны, и потребностей общества, изменяющейся социального запроса, с другой»[7].
История социологии свидетельствует о том, что в определении ее предметного поля наиболее отчетливо выявились две тенденции. Одна из них – это толкование социологии как науки, которая исследует целостность общественного организма как социально–культурной системы, вторая – подход к социологии как к науке о массовидных социальные процессах и массовом поведении. Первая тенденция в большей степени присуща классической европейской социологии, которую часто определяют как предметно – ориентированную науку.
Вторая – характеризует развитие американской социологии как проблемно – ориентированной поведенческой науки. Как отмечалось выше, дискуссии относительно предмета социологии, которые начались почти одновременно с ее возникновением как самостоятельной науки, не утихают и сегодня.
При этом участники этой дискуссии, по–разному определяя предмет социологии, акцентируют внимание на различных элементах общественной жизни. Вот почему каждая из дефиниций (определений) социологии (ее предмета), в том числе приведенные в данном разделе, имеет так называемые ключевые слова: «социальное», «социальная структура», «социальная сфера», «социальные институты», «социальные отношения», «социальные процессы», «социальные механизмы», «социальные общности», «социальные феномены», «самоорганизация и саморазвитие общества», «социальный факт», «социальное действие», «социальное взаимодействие» и другие. Последняя категория («социальное взаимодействие») является сущностной характеристикой общества, которое можно определить как процесс и результат человеческого взаимодействия.
Учитывая это, среди современных социологов распространено мнение о том, что социологическую науку сегодня, прежде всего, интересует «процессуальный образ социального мира», то есть в фокусе внимания предметного поля социологии находятся социальные процессы. Итак, социология – это наука, которая изучает процессы развития общества (локального или глобального) и механизмы его функционирования на уровне взаимодействия между различными элементами социальной системы: социальными общностями, социальными институтами, личностями.
Таким образом, социология изучает социальную специфику развития общества и представляет собой науку о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей.
2.Структура социологического знания.
Социология в силу масштабности и глубины своего предмета стала развиваться сразу по многим направлениям, которые быстро переросли в новое качество и превратились либо в самостоятельные научные дисциплины, либо в довольно замкнутые школы со своими методологическими установками. В результате социологическое знание обрело достаточно разветвленную структуру, в которой одни направления часто пересекаются с другими.
Во всех развитых науках знание принято дифференцировать по трем основаниям: по содержанию, т.е. по специфике изучаемого объекта; по форме (по методам и источникам получения) и по функциям (целевому назначению). В этом смысле в социологии можно выделить три основных аспекта: 1) содержательный; 2) формальный; 3) функциональный [8].
Социологияпредставляет собой достаточно дифференцированную систему знания. В социологии используются такие виды ее классификации как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология, макро–, мезо– и микросоциология и т.д. В организационной структуре социологии выделяют три относительно самостоятельных вертикальных уровня.
· Фундаментальный, общесоциологический уровеньпредставлен общесоциологическими теориями, разрабатывающими наиболее общие вопросы развития и функционирования общества и места в нем человека; гносеологические проблемы; проблемы построения моделей социальной реальности, проблемы разработки методов изучения социальных процессов и явлений. На этом уровне социологии создаются теории и концепции высокой степени абстракции, направленные на раскрытие универсальных закономерностей и наиболее общих принципов данной области социальной реальности. На фундаментальном уровне также осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками и областями научного знания: философией, историей, политологией, психологией, экономикой и т.д.
· Теории среднего уровня(впервые этим термином определил свою собственную теорию Р. Мертон) нацелены на обобщение эмпирических данных в пределах отдельных областей социологического знания. Теории среднего уровня можно разделить на теории социальных институтов, теории социальных общностей, теории специализированных социальных процессов.
· Эмпирический уровень— первичное обобщение эмпирических данных. На этом уровне осуществляется сбор фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Эмпирическая социология состоит из специальных социологических теорий и имеет свою внутреннюю иерархию.
Горизонтальный срез социологииобразуют:
· общие и специальные социологические теории;
· отраслевые социологические теории;
· социальные факты;
· методы сбора и анализа данных.
Необходимость такой дифференциации социологии на отдельные отрасли обусловлена многообразием социальных явлений и процессов в обществе, относительно самостоятельных сфер материальной и духовной жизни.