Вместо введения

Термин “философия” происходит от греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, пото­му что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть фи­лософом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос — “что же такое муд­рость?” Сами философы отвечали на него по-разному и мудр­ствовали каждый по-своему. С этим связано и различное пони­мание философии, да еще в такой степени, что, как писал И.Г. Фихте, “даже между настоящими философскими писате­лями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия”.

Первым, кто объяснил слово “философ”, был Пифагор (2-я пол. VI — нач. V в. до н.э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: “Жизнь... подобна иг­рищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины”. Итак, согласно Пифа­гору, смысл философии — в поиске истины”. Разделял это мне­ние и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 — ок. 483 до н.э.). Однако совсем другого мнения придерживались софис­ты. Согласно им, главная задача философа — научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с до­стижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уло­вок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто стро­ились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Примером может служить софизм “Рогатый”, выраженный в следующем умозаключении: “То, что ты не потерял, ты имеешь//ты не потерял рога//следовательно, ты их имеешь”. Лу­кавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно. Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427—347 до н.э.) полагал, что задача философии заклю­чается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответст­вующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются. По мнению Аристотеля (384—322 до н.э.), задача филосо­фии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом филосо­фия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет “знание и понимание ради самого знания и понимания”.

Следует отметить, что понимание предмета философии свя­зано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на по­явление концепций, согласно которым философия призвана ос­вободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341—270 до н.э.). Образцом того, как можно при помо­щи философии преодолеть страх перед смертью, может слу­жить следующее его высказывание: “Стало быть, самое ужас­ное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют”.

Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к чело­веку; одни утверждают, что философия самодостаточна, дру­гие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX — XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предме­том исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралисти­ческий и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авто­ритетной философской парадигме.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным фило­софским концепциям не присуще общее. Можно вычленить су­щественные моменты, свойственные философскому знанию во­обще. Это:

1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos — сущее и logos — учение).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели по­знания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физи­ческие, химические, биологические и т.д.), хотя она, в боль­шинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о по­знании получило название гносеологии (от греч. gnosis — зна­ние, познание и logos — учение).

3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, нахо­дит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общест­во оказывает основное влияние на развитие личности, форми­рует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, ко­торый изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

4. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Этот раздел также представляется одним из важней­ших для философии, поскольку именно человек является ис­ходным и конечным пунктом философствования. Творит и дей­ствует не абстрактный дух, а человек. Философия человека на­зывается философской антропологией.

Подытожим. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои кате­гории и их систему, закономерности, методы и принципы ис­следования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий ха­рактер, распространяются одновременно на природу, общест­во, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает в себя и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

Такое понимание философии определило структуру данного учебного издания.

В Разделе первом раскрываются более конкретно обозна­ченные выше положения о предмете философии и специфике философского знания. Рассматриваются вопросы, которые по своей сути выражают характер философского осмысления мира, а также порожденные разным решением этих вопросов философские системы — материалистические, идеалистичес­кие, религиозные и их разновидности. В связи с этим решают­ся такие проблемы, как соотношение философии и мировоз­зрения, философии и науки. Анализируется роль философии как теории и методологии познания человеком мира и самого себя, ее критическая, прогностическая, социальная и другие функции.

В Разделе втором рассматриваются наиболее важные вехи в истории развития философской мысли. Показаны ее общие и специфические черты в философии древнего мира, в филосо­фии средних веков, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, а также в различных направлениях современной фи­лософии. При этом прослеживаются некая внутренняя логика развития философской мысли и особенности ее воплощения во взглядах тех или иных философов.

В Разделе третьем излагаются основы философского пони­мания мира. Рассматриваются фундаментальные философ­ские проблемы: бытия, материи, сознания, диалектики, позна­ния, а также философские проблемы информатики, указываю­щие на современные способы и средства познания мира.

В Разделе четвертом раскрываются основные положения со­циальной философии, т.е. философского осмысления проблем общественного развития. Характеризуются основные направ­ления социальной философии. Показано ее значение как тео­рии и методологии познания общественных явлений. Рассмат­ривается взаимодействие основных элементов общества как социальной системы, динамика его развития. Раскрываются такие проблемы, как взаимодействие общества и природы, культура и цивилизация.

В Разделе пятом учебника освещаются основные положения философской антропологии — философского учения о челове­ке. Показано решение проблемы человека в истории философ­ской мысли, включая современные философские учения. Все­сторонне раскрываются сегодняшние проблемы существова­ния человека в обществе и их решение в современной антропо­логии.

Данный учебник подготовили: доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатиза­ции В.Н. Лавриненко — руководитель авторского коллектива (Разд. четвертый, гл. I—V); доктор философских наук, профес­сор Г.И. Иконникова (Разд. второй, гл. I—IX, XI, разд. четвер­тый, гл. VI); доктор философских наук, профессор, академик Академии социальных наук В.П. Ратников (Вместо введения;

Разд. первый; Разд. второй, гл. X, Разд. пятый ); кандидат фи­лософских наук, доцент ММ. Сидоров (Разд. третий).

Наши рекомендации