Изменение социальное – общественная трансформация, оцениваемая количественными и качественными критериями, различные формы эволюционных и революционных преобразований

Индивид (социальный) — отдельный, обособленный, единичный представитель социальной общности: народа, общества, социальной груп­пы, человеческого рода в целом. Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность» как обозначения неповторимого сочетания природных и социальных свойств индивида и от понятия «личность» как обозначения социальных качеств человека.

Интегративность – процесс включения индивида в общество посредством усвоения норм, законов, традиций и моделей поведения, приня­тых в социальной группе.

Институт социальный – устойчивая форма организации обществен­ной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя совокуп­ность учреждений, организаций, наделенных властными и материальными средствами для осуществления функций управления и социального контро­ля за соблюдением социальных норм и стандартов жизнедеятельности ин­дивидов, различных социальных групп. Основные структурные элементы социального института; 1) определенные сферы деятельности и обществен­ных отношений; 2) учреждения для организации совместной деятельности; 3) нормы и принципы отношений между официальными лицами и членами общества, включенными в орбиту действия социального института; 4) сис­тема санкций за невыполнение норм и стандартов поведения. В качестве важнейших социальных институтов выделяют власть, государство, эконо­мику, труд, семью, коллектив, образование, религию и т. п.

Классы – большие группы людей, различающихся между собой по их положению в обществе, прежде всего по их отношению к средствам производства, месту в общественном разделении труда и способам полу­чения создаваемых в обществе материальных и духовных благ. Таковы классы предпринимателей, крупных земельных собственников (помещи­ков, латифундистов), рабочих, крестьян. Различия в социальном положе­нии классов обуславливают появление у них разных экономических, поли­тических и нередко, духовных интересов, которые определяют их деятель­ность.

Коллектив — вид социальной организации групповой жизнедеятель­ности, при которой связи и отношения между индивидами опосредованы общественно значимыми целями. Коллектив, рассматриваемый в социоло­гии как социальная общность и социальный институт, выполняет социаль­но значимые функции, основывается на единстве ценностно–нормативных ориентаций, способствует идентификации членов коллектива и их ответст­венности за реализацию совместной групповой деятельности.

Консенсус социальный – согласие значимого большинства членов того или иного общества относительно базовых принципов его социального порядка, выраженное в действиях. Консенсус обычно является результатом долгого многоступенчатого исторического пути, в ходе которого и вырабатывается общественное согласие, формируются основные (базовые) ценности и принципы, разделяемые значимым большинством членов общества. Прочность социального консенсуса обычно проверяется в кризисные периоды, когда общественное согласие оказывается под вопросом.

Контркультура – разновидность субкультуры, агрессивно отвергающая господствующие нормы и ценности, противостоящая доминирующим в обществе культурным установкам (например, экстремизм, радикализм и т.д.).

Контроль социальный – способ социальной саморегуляции, обес­печивающий упорядоченное взаимодействие индивидов с обществом по­средством социально–нормативного и правового регулирования с целью воспроизводства господствующего типа социальных отношений.

Конфликт социальный (от лат. conflictus – столкновение) – одна из форм взаимодействия индивидов, различных общностей и социальных ин­ститутов, свидетельствующая о столкновении, противоборстве субъектов (участников) социальной деятельности, обладающих противоположными интересами, ценностными ориентациями, целями. Выделяют конфликты международные – между нациями, государствами; конфликты классов, со­циальных групп и слоев внутри общества; конфликты между малыми груп­пами, личностями.

Конформизм – приспособленческое, пассивное, некритическое при­нятие существующего порядка вещей, систем ценностей, норм, мнений, как правило, под воздействием группового давления.

Кризис – 1) поворотный момент, влияющий на ход событий; 2) состояние, когда существующие средства (механизмы) достижения целей становят­ся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы, для преодоления которых нужны новые модели мышления и действия.

Культура: 1) обусловленная потребностями общественного развития исторически сложившаяся система социальных норм и ценностей, регули­рующих взаимоотношения между обществом, социальными общностями и индивидами; 2) активная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, передаваемых от поколения к поколению и способствую­щих социальному, интеллектуальному и духовно–нравственному развитию общества и личности.

Культура массовая — продукт индустриальной цивилизации, для которой характерны урбанизация, развитие образования и возрастание ро­ли средств массовой информации (СМИ) и коммуникации. Коммуникации способствовали созданию целой индустрии массовой культуры, которая нередко противостоит народной и классической культуре, отличается бед­ным содержанием и выражает интересы правящих элит. Массовая культура используется в целях манипуляции сознанием широких масс людей, включая молодежь, интеллигенцию, другие слои населения.

Личность – выражение социальной сущности и содержания челове­ка как субъекта деятельности и общественных отношений. Личность вы­ступает как носитель общих и социальных свойств человека, характери­зующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли.

Малые группы – группы, образованные на основе более или менее постоянных и тесных контактов между несколькими людьми. По заключе­нию социологов, количество людей в малых группах колеблется от двух до десяти, редко несколько больше. Оптимальные размеры малых групп – семь человек плюс–минус два. В таких группах лучше сохраняются соци­ально–психологические контакты входящих в них людей, нередко касаю­щиеся существенных моментов их жизнедеятельности. Малую группу могут составлять группа друзей, знакомых либо группа людей, связанных профессиональными интересами. Подобные группы могут играть большую роль в формировании ценностных ориентации их представителей, в опре­делении направленности их поведения и деятельности.

Маргинальность (от лат. marginalis – находящийся на краю) – со­стояние групп людей или личностей, находящихся в промежуточном, по­граничном положении между другими социальными группами, утратив­ших прежние социальные связи и не приспособившихся к новым условиям жизни. Чаще всего это представители мигрантов, этнических меньшинств, сельские жители, переместившиеся в города, не имеющие условий для восприятия другого образа жизни, его норм, ценностей. Процесс маргинализации характерен для трансформирующихся обществ, анемического со­циума.

Миф – 1) представление о сущности и происхождении социальных реалий, основанное на фантазиях об особой роли сверхъестественных сил; 2) специфический защитный механизм, основанный на презумпции истины определенных социальных реалий; 3) форма рутинизации коллективных представлений и традиционных социальных практик, что позволяет выполнять функцию социального контроля.

Мобильность социальная – изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного соци­ального слоя (страты, класса) в другой или в пределах одного и того же слоя. Социальная мобильность – одна из важнейших характеристик соци­альной структуры, степени ее открытости, динамичности.

Наши рекомендации