Победа революции. Первый этап революционных преобразований (1959 – 1960). Карибский кризис

Начало революционной борьбы против диктатуры Батисты.

Диктаторский режим Батисты не смог стабилизировать обстановку на Кубе. В стране происходили забастовки трудящихся, студенческие выступления, сопровождавшиеся стычками с полицией.

Но первое время не было влиятельной политической силы, которая могла бы возглавить борьбу против диктатуры. Основные буржуазные партии, в том числе «аутентики» и «ортодоксы», были деморализо­ваны, доверие к ним масс было подорвано. Некоторые из них пошли на сотрудничество с диктатурой, другие заняли пассивную, выжидательную позицию, возлагая надежды на восстановление конституционного режима с помощью правящих кругов США и компромиссных соглашений с Батистой.

Народно-социалистическая партия (НСП) – партия кубинских коммунистов после понесенных потерь, в обстановке антикоммунизма оказалась в политической изоляции. НСП призывала к широкому единству всех оппозиционных партий, чтобы совместными усилиями заставить диктатуру провести демократические выборы, но диктатура Батисты не давала уступок.

Открытое выступление против диктатуры возглавили группа молодых революционеров во главе с Фиделем Кастро. Он и его друзья создали самостоятельную подпольную организацию, цель которой – подготовка вооруженного восстания.

26 июля 1953 г. 165 человек во главе с Ф. Кастро атаковали военную казарму «Монкада» и некоторые другие объекты в Сантьяго – центре провинции Орьенте. Их цель: завладеть казармой и складом оружия, вооружить и поднять на восстание против диктатуры население города. Но ничего не получилось. Фидель Кастро и его товарищи были осуждены на длительные сроки заключения. На суде Ф. Кастро произнес речь «История меня оправдает», в которой обвинил диктатуру в преступлениях против народа и изложил программные цели участников выступления: свержение диктатуры и восстановление демократических свобод, ликвидация зависимости от иностранного капитала и утверждение суверенитета Кубы, уничтожение латифундизма и передача земли сельским труженикам, обеспечение промышленного развития и искоренение безработицы, поднятие жизненного уровня и осуществение широких социальных прав трудящихся, в том числе на труд, жилище, образование и здравоохранение. Речь получила известность как «Программа Монкады» и стала программой основой революционной организации «Движение 26 июля», созданной Ф. Кастро и его сторонниками в 1955 г.

Компания солидарности с героями «Монкады» побудила Батисту в мае 1955 г. освободить Ф.Кастро и его друзей.

Затем он уехал в Мексику, где к нему присоединился аргентинский революционер Эрнесто Че Гевара, ставший видным деятелем Кубинской революции.

Началась партизанская война.

Победа революции. Первый этап революционных преобразований (1959 – 1960). Карибский кризис.

Отряд Ф. Кастро совершал успешные напа­дения на подразделения правительственных войск и получал все растущую помощь населения. Ряды его увеличивались. В 1955—1956 гг. на основе студенческого движения в Гаванском университете был создан Революционный директорат— орга­низация, близкая по программе и методам действия «Движению 26 июля», но предпочитавшая готовить восстание в самой Гаване. Организацию возглавил 20-летний студенческий лидер Х.А. Эчеверрия. 13 марта 1957 г. члены «Революционного директората» атаковали президентский дворец, намереваясь захватить Батисту, но потерпели неудачу.

Революционное движение ширилось. 5 сентября 1957 г. восстал гарнизон военно-морской базы в Сьенфуэгосе. Революционные моряки захватили город, вооружили население и несколько часов вместе с жителями оборонялись против стянутых к городу превосходящих правительственных сил. В феврале 1958 г. Ф.Кастро посылает партизанскую колонну во главе с Раулем Кастро на восток от Сантьяго, где возник «Второй фронт имени Франка Пайса» с обширной освобожденной зоной. НСП признала Повстанческую армию во главе с Фиделем Кастро главной силой революции и призвала всех коммунистов включиться в борьбу под его руководством. Успехи Повстанческой армии заставили деятелей буржуазно-демократической оппозиции признать ее реальной силой и в июле 1958 г. заключить соглашение с Ф. Кастро о поддержке его борьбы. В ноябре Повстанческая армия в Орьенте спустилась с гор и начала общее наступление, в ходе которого все 4 фронта повстанцев на востоке острова соединились. Деморализованная батистовская армия разваливалась. Повсюду население с энтузиазмом присоединялось к повстанцам. В ночь на 1 января 1959 г. Батиста бежал с Кубы. В Гаване была сформирована военная хунта. По призыву Ф. Кастро в Гаване началась всеобщая политическая забастовка, народ заполнил улицы. Хунта не продержалась и дня. В течение 1 и 2 января 1959 г. вся страна оказалась под контролем Повстанческой армии и восставшего народа. Вечером 2 января передовые части Повстанческой армии во главе с Геварой достигли Гаваны, 8 января в Гавану вступили главные силы Повстанческой армии во главе с Фиделем Кастро, восторженно встреченные населением.

Движущими силами победившей 1 января 1959 г. революции были рабочий класс, крестьянство, студенчество, городские средние и мелкобуржуазные слои. Значительные круги местной, преимуще­ственно средней, буржуазии поддержали борьбу против диктатуры, хотя активного участия в революции не принимали. Решающей формой борьбы революционных сил на Кубе стала партизанская война, а главной силой революции — Повстанческая армия.

Первый этап революционных преобразований (1959 – 1960).

Этап демократических, антиимпериалистических и антиолигархических преобразований. Сформировано Временное революционное правительство во главе с Кордонной. Но в 1959 г. Новым премьер-министром стал Ф. Кастро. 1959 г. – экспроприация земли. Земля давалась арендаторам и безземельным сельским труженикам. Центром скопления враждебной Ф. Кастро кубинской эмиграции в США стал г. Майами во Флориде.

Революционная Куба стала выступать в ООН с обвинениями США во вмешательстве в дела Кубы.

В 1962 г. Вашингтон с Кубой разорвали дипломатич-е и экономич-е отношения. Угроза со стороны США заставила Кубу увеличить расходы на оборону. Вокруг Кубы разместились военные силы США. Размещение на Кубе советских ядерных ракет среднего радиуса действия. Позже Сов. Союз согласился вывести ракеты с Кубы, а США – отненить «Карантин» и дать обязательство уважать неприкосновенность границ и территории Кубы.

На Кубе в 60-е гг. сложился особый режим революционной диктатуры. Революционное правительство во главе с Ф. Кастро (закон-е и исполнит-е функции). Курс на индустриализацию. Помощь Кубе со стороны СССР и др-х соц. Стран.

17. Режим революционной диктатуры. Конституция Кубы 1976 г.

На Кубе в 60-е гг. сложился особый режим революционной диктатуры. Правительство во главе с. Ф. Кастро. В его руках закон-е и исполнит-е функции. Благодаря авторитету Ф. Кастро крепло единство реолю-х сил, устанавлив-сь взаимоотношения «вождь-массы», хар-е для латиноамер-х популистских движений. Первым заместителем Ф.Кастро в партии и правительстве и министром вооруж. Сил бессменно был его брат Рауль Кастро.

Большое значение для преодоления экономич. Блокады и дя развития экономики Кубы имела помощь СССР и др-х соц. Стран- закупка ими по гарантированным льготным ценам продукции Кубы, поставка на остров техники, пром-х, сырьевых товаров, подгот-ка кадров.

Революционная власть уделяла первостепенное внимание социальным проблемам – ликвидирована безработица, бесплат-е система здравоохранения, отменена кварплата, жилищное строительство. Исчезла нищета, сократилась смертость. Было введено всеобщее бесплатное образование.

Куба стала активным членом «Движения неприсоединения», созданного афро-азиатскими странами в 1961 г. Для защиты общих интересов гос-в, не принадлеж-х к военным блокам, в междун-х отношениях. Тесные связи Куба поддерживала с соц. Странами. 1963 визиты Ф. Кастро в СССР. К к 60-х гг тормоз в отношениях с СССР.

С 1972 г. – Куба вступила в Совет экон-й Взаимопомощи (СЭВ). В 1972 г. – возобн.-ся твердые взаимоотношения с СССР.

С сер. 70-х гг. был завершен процесс формирования Коммунистической партии Кубы, разработана конституция и созданы конституционные органы власти республики.

В де. 1975 г. – состоялся первый сьезд партии, который принял устав и избрал ЦК. Первым секретарем стал его брат Рауль Кастро. Первый сьезд КПК одобрил проект конституции республики и вынес его на всенародный референдум.

15 фев. 1976 г. Конституция получила поддержку 97,7% уч-в референдума и 24 фев. 1976 г. Вступила в силу. Согл. Конституции, «Респ-ка Куба» являлась соц-м гос-м рабочих, крестьян и дрх работников физ-го и умственного труда. Руководящая роль ком. Партии. Был создан Верховный нар-й суд.

18. «Доктрина ЭКЛА» - теоретическое обоснование реформистской политики. Содержание и цель программы «Союз ради прогресса».

Росло несоответствие соц.-экономической структуры латиноамериканского общества новыми условиями мирового развития. Малый эффект импортозамещающей индустриализации побудили местную промышленную буржуазию и либеральных политиков искать более действенные пути модернизации экономики и сох-ть отношения.

Теоретическое обоснование реформистской политики «Доктрина ЭКЛА». Разработана в 50-е гг. латиноамериканскими экономистами и социологами. Осн-е поожения были изложены в трудах аргентинского экономиста Рауля Пребиша, а также Альдо Феррера (Аргентина), Фуртаду (Бразилия), Майобре (Венесуэла).

Пребиш являлся директором Цент. Банка аргентины, возглавлял ЭКЛА, занимал пост ее исполнительного секретаря. Пребиш и др-е авторы «Доктрины ЭКЛА» исходили из концепции о принадлежности стран Лат. Америки к сырьевой периферийной зоне мировой экономики, что обрекает их на зависимость и эксплуатацию со стороны индустр-х центров, на хронич-е отставание от развитых стран, но отставание можно преодолеть на пути ускоренной модернизации своей эк-й и соц-й стр-ры, завоевание равноправного положения в мире. Нужно обеспечить индустриализацию и интенс-е развитие с\х-ва, изменить географию эк-х связей.

Требовалось аграрная реформа. Лозунг единства нации.

«Доктрина ЭКЛА» получила известность как теория «десаррольизма» (по-испански «развития»). Первый план – экономические цели развития: привлечение иностранного капитала и режим экономии.

Содержание и цель программы «Союз ради прогресса». После победы революции на Кубе президент США Ф. Эйзенхауэр предложил экономическую помощь в размере 500 млн. долл. И содействие латиноамер-м республикам в проведении экон-х и соц-х реформ.

Но нужно более широкая и эффективная программа президентом США Джоном Кеннеди (1961 – 1963) в 1961 г. Под названием «Союз ради прогресса». Она была принята 19 латиноамериканскими гос-ми на Межамериканской экономической конференции.

В программе «Союза ради прогресса» нашла отражение десаррольистская «Доктрина ЭКЛА». Пребиш во главе каомитета экспертов участвовал в осуществлении программы. Официальной целью «Союза ради прогресса» провозглашалось ускорение экономического и социального развития стран Лат-й Америки и сокрацение разрыва в Ур-не жизни Лат. Америки и развитыми гос-ми. Программа рассчитана на 10 лет. Она предпологала ускоренную индустриализацию, создание многоотраслевой экономики, демократизация общественно-политической жизни, аграрная и налоговая реформа. Предоставлялись кредиты со стороны США. С. ради прогресса означал гибкую политику США к Лат. Америке.

В 60-е гг. были приняты законы об аграной реформе.

Проводились налоговые реформы (цель – стимулирование экономического развития).

Особое значение придавалось экономической интеграции стран регион «экономическая интеграция».

19. Экономическое положение Латинской Америки во второй половине 60-х гг. ХХ в. Итоги «Союза ради прогресса».

В результате аграрных реформ в теч. 60-х гг. произошло частичное перераспределение земель. На Кубе полностью ликвидированы латифундизм, и капиталистическое с/х – во. В Мексике тоже с латифундизмом. Широкие массы населения получают доступ к земле.

В Бразилии и в Центральной Америке аграрная реформа практически не состоялась – здесь за счет колонизации неосвоенных гос-х территорий было наделено землей ничтожное количество семей.

В Аргентине, Уругвае и Парагвае аграрных реформ вообще не было. Здесь в аграрной политике большой акцент делался на проблемах аренды, агротехнических и финансовых мероприятиях.

В60-е гг. «импортозамещающая индустриализация» постепенно распространяется на страны ранее слабо ею затронутые.

Росла инфраструктура.

На Лат. Америку начала распространяться научно-техническая революция.

Спецификой Лат. Америки было то, что местный монополистический капитал развивался в тесной связи с иностранным и нередко играл подчиненную роль. Другая особенность – активная стимулирующая роль государства в становлении местного монополистического капитала.

Для Лат. Америки было характерно наличие пр-х гос-х монополий, нередко по масштабам превосходящих частные компании. Аргентинская гос. Компания – густая железнодорожная сеть.

Ведущим орудием экспансии иностранного капитала стали транснациональные корпорации (ТНК), в основном амер-е.

Несмотря на важные позитивные результаты, реформистская политика «Союза ради прогресса» к к. 60-х гг. вызвала рост разочарования в разных слоях населения.

20. Социально-политическое развитие латиноамериканских республик во второй половине 60- гг. ХХ в.

После серии переворотов 1963 – 1966 гг. военно-диктаторские режимы восторжествовали в Центральной Америке и на большей территории Юж. Америки.

В Бразилии в рез-те переворота 1 апр. 1964 г. У власти оказалось военно-технократическая элита. Идеологическая основа «Доктрина национальной безопасности», связывавшая планы превращения Бразилии в «великую нацию» с подавлением «подрывной коммунистической деятельности» и защитой «идеологических границ» Запада внутри и вне страны.

Первоочередной задачей новых правителей было утверждение авторитарных форм правления. Военное командование присвоило себе право издавать законодательные акты.

Ликвидировались в 1965 г. Все партии и они заменялись двумя новыми: правительственной – Национальный союз обновления (АРЕНА) и оппозиционной – Бразильское демократическое движение (БДД).

В 1967 г. Вступила новая конституция. Президент избирался не населением республики а коллегией выборщиков, постаявщей в основном из членов конгресса.

К к. 60-х гг правящим кругам удалось стабилизировать экономику страны и обеспечить высокие темпы ее развития.

Во внешней политике – ориентация на тесный союз с США.

В Аргентине в 1966 г. – переворот – у власти военная диктатура во главе генерал Онганиа. Цель переворота – подавить классовую борьбу, утвердить авторитарный режим. Идея активного вмешательства государства в экономику, в дела профсоюзов.

В Чили активная реформистская политика хр-х демократов.

Чилийское Хр-ко – дем-е правительство Эдуардо Фрея (1964 – 1970) предприняло попытку решить насущные проблемы страны спомощью реформ.

Правительство обещало покончить с латифундизмом и осталосью в деревне.

Правительство увеличило расходы на здравоохранение и нар-е образование. В 1964 г. Были восстановлены дипломатические отношения с СССР.

«Движение соц-й мобилизации» - создание широкой Сити организаций молодежи. Большие масштабы этого движения.

21. Леворадикальное движение 1960-х гг. в странах Латинской Америки. Концепция «очагов партизанской войны».

Сер. 60-х гг. – спад волны рабочего и освободительного движения в Лат. Америке. Уменьшилась стачечная борьба трудящихся. Усилились позиции реформистских профсоюзов, входивших в Межамер-ю регион-ю организацию трудящихся (ОРИТ).

Поддерживая «Союз ради прогресса», ОРИТ выступала за бойкот Кубы, против сотрудничества с коммунистами.

В некоторых странах продолжалось развитие рабочего движения и освободительной борьбы по восходящей линии. На протяжении всех 60-х гг. нарастала массовая забастовочная борьба в Уругвае, все более приобретая политическую окраску.

Ведущую роль в забастовочном движении играли левые профсоюзы, руководимые коммунистами.

В 1961 г. Коммунистам удалось добиться создания Профцентра трудящихся Уругвая. В 1966 г. Был образован Национальный конвент трудящихся (НКТ) – единый профцентр Уругвая.

Столкнувшись с ростом рабочего и народного движения, правящие круги Уругвая стали стремиться к усилению исполнительной власти.

Продолжалась партизанское движение в Гватемале, Венесуэле, Колумбии.

Аргентинец Эрнесто Че Гевара, член компартии Кубы покинул остров, чтобы принять участие в революционной борьбе в других странах.

Активными участниками и пропагандистами партизанской борьбы были леворадикалистские организации.

Левый радикализм – движение и организации, пытавшиеся заполнить политическое пространство слева от реформистских сил, в борьбе с ними. В большинстве случаев леворадикальные организации не были массовыми, но отличались революционными настроениями.

«Леворадикальная концепция» очагов партизанской войны отражена в книге Э. Че Гевары «Партизанская война».

В нач. и сер. 60-х гг. наряду с леворадикальными организациями активно участвовали в партизанском движении и коммунисты.

Во Вт. Пол. 60-х гг. развернулось бурная полемика между леворадикальными революционными и коммунистич. Портиями ряда стран.

Леворадикальное течение в 60-е гг. появилось и в Латиноамериканском католицизме в связи с обновленческим процессом в католической церкви, распростарнившимся и на Лат. Америку.

Церковь выступала с критикой негативных сторон капитализма, высказывалась против нищеты.

В 60- е гг. возникло и движение христианских низовых общин. Такие общины стали создаваться по инициативе приходских священников из самих прихожан с целью усилить влияние церкви на население отдаленных с-х районов, «поселков нищенты» среди индейцев.

Леворадикальное течение возникло и среди протестантов и высказывалось за мобилизацию хр-х масс на революционное преобразование общества.

22. Демократические, экономические и социальные преобразования в латиноамериканских странах в конце 60-х – первой половине 70-х гг. ХХ в.

Нарастание социальных, экономических и политических проблем привели в к 60-х гг. к новому подъему освободительной борьбы.

Инициаторами перемен в неск-х странах стали военные режимы левонационалистической ориентации, пришедшие к власти в результате переворотов. Главным событием периода оказалась Чилийская революция 1970-1973 гг.

Увеличилось число бастующих. Революционные организации вели партизанскую борьбу. Широкое распространение в Лат. Америке получили как антиимпериалистические, так и антикапиталистические настроения.

С лозунгами социализма связывалось последующее решение задач национального и социального развития.

Перонисты в Аргентине в 1973 г. Пришли к власти с лозунгами «национального социализма».

В к. 60-х гг. сер70-х гг. прокатилась волна национализации собственности иностранных компаний.

Широкую реформистскую деятельность предприняло в Венесуэле правителство Рафаэля Кальдеры, лидера Социал-христ-й партии (КоПЕЙ), боро-сь с иностранными добытчиками нефти.

Стали независимыми государствами британские владения: Багамские о-ва, Гренада.

Ряд латиноамериканских государств включился в Движение неприсоединения (1961).

В Перу, Панаме, в Чили происходили революции.

В Аргентине подъем рабочего и демократического движения был связан с борьбой против военной диктатуры, установленной в 1966 г.

«Пылающий континент».

С сер. И Вт пол. 70-х гг. реакционные диктаторские режимы распространились на большую часть Лат. Америки. Левые силы региона потерпели стратегическое поражение, имевшее долговременные последствия.

Осуществление со Вт. Пол. 50-х гг. до сер. 70-х гг преобразования (национализация, аграрные реформы) устранили ряд преград и создали благоприятные условия для последующего развития государств региона и их кап-й модернизации.

23. Неоконсервативный вариант экономического развития.

В середине 70-х гг. ситуация в регионе изменилась в пользу террористических военно-диктаторских режимов. В 70-е – 80-е гг. господствующие классы латиноамериканских государств предприняли новые усилия по капиталистической модернизации эк-ки, с тем чтобы приблизиться к уровню развитых стран.

В условиях укрепления позиций местной крупной промышленно-финансовой буржуазии, правящие круги в большинстве стран континента берут на вооружение неконсервативные концепции свободной рыночной экономики «Чикагской школы» (Фридман), стремились не отгородить, а максимально подключить производственные мощности региона к мировому капиталистическому хозяйству и таким путем решить проблемы развития. Научно техническая революция ускорила процесс обновления производства.

Интернационализация производства, складывание единого мирохозяйственного комплекса. Привлечение инвестиций, займов, кредитов, новой технологии. Рост внешней задолженности.

24. Военные режимы в Бразилии, Аргентине и Чили 1970 -80-х гг.

Наиболее полное воплощение неконсервативной вариант капиталистической модернизации получил в условиях террористических режимов в Бразилии, Аргентине и Чили.

Население Бразилии увеличилось с 93 млн. чел. В 1970 г. До 142 млн. в 1987 г.

Экономический подъем был обеспечен сокращением расходов на оплату труда. Репрессии сочетались с экономическими уступками трудящимся. Оживились торгово-экономические связи с развивающимися государствами Азии и особенно Африки.

В Аргентине творцом экономической политики военного правительства стал Мартинес де Ос, министр экономики. Модернизируются предприятия. Увеличивалась агроэкспортная продукция.

В Чили – военная хунта во главе с Аугусто Пиночетом – «внутренняя война с марксизмом». Отменено действие конституционных и гражданских свобод.

Активисты левых партий и профсоюзов подверглись арестам, пыткам, физическому унижению. Произвол репрессивных служб.

Военно-террористическая диктатура выражала интересы монополистических групп. Укрепление позиций местных и иностранных монополий.

Была осуществлена частичная модернизация промышленности.

Репрессивная политика чилийской военной диктатуры привела к ее изоляции на мировой арене. Международное осуждение режима Пиночеты.

В Мексике – тоже сильны монополии.

В Венесуэле – проекты экономического и социального развития были связаны с доходами государства от нефти. Мексика и Венесуэла – экспортеры нефти.

25. Кризис и падение военных диктатур в Юж. Америке в 80-е гг. ХХ в.

Рубеж 80-х гг. – кризис военно-диктаторских режимов в регионе. Углубление противоречий между модернизируемым и традиционным секторами экономики. Недовольство широких слоев населения вызвали отсутствие демократических свобод, нарушение прав человека, массовые репрессии. Процесс демократизации в Юж. Америке. В Эквадоре и Перу власть в 79 и 80 гг. передана избранным конституционным правительствам.

В Аргентине в 80-е гг. нарастало рабочее и демократическое движение против военной диктатуры. Был создан Многопартийный союз – который требовал возврата к конституционному режиму, прекращения репрессий и освобождения политзаключенных. Поражение военного правительства, демонстрации Гальтиери ушел в отставку.

В Бразилии возникла Партия трудящихся. Она требовала глубоких демократических и социальных преобразований и посторенние общества без эксплуатации. Массовая копания 1984 г. За прямые выборы всколыхнула страну и показала, что борьба за демократизацию вышла за рамки регулируемого властями процесса либерализации. В 1985 г власть была передана военными новому гражданскому правительству. Дольше всех в Юж. Америке продержалась диктатура в Чили. Режим Пиночета. Солидарность с трудящимися – чилийская как-я церковь – единая легальная оппозиция.

Конституция 1980 г. Провозглашала восстановление институтов представительной демократии и граж-х свобод, но запрещались партии, придерживающиеся принципов классовой борьбы.

26. Сандинистская революция в Никарагуа конца 1970-х гг.

К 70-х – нач. 80-х. гг. – кризис военных диктатур и активизировалась борьба за демократию, в Центр. Америке развернулось движение против консервативных диктаторских режимов.

Главным событием революционного подъема в Центр. Америке стала победа революции в Никарагуа. 60-е – 70-е гг. высокие темпы развития экономики. Рост производства на базе экспорта.

Укрепилось монополистическая группировка в лице клана Сомосы. Многие никарагуанцы жили в нищете и бесправии.

В Никарагуа царил диктаторский режим, опиравшийся на национальную гвардию (вооруженные силы), репрессивный полицейский аппарат, военную помощь США.

Диктатура ущемляла интересы и права большинства населения, осн-ю часть предпринимателей.

Осн-й силой антидиктаторской борьбы стали наемные трудящиеся города и деревни.

В ходе 45 дневных боев Национальная гвардия Сомосы была разгромлена. Сам диктатор бежал в Парагвай, где был убит никарагуанскими революционерами. Революция победила. Руководящей силой победившей революции стал Сандинистский фронт нац-го освобождения.

На основе боевых отрядов сандинистов была создана Сандинистская народная армия. Возникла народная милиция. Расширилось сотрудничество Никарагуа со странами Зап. Европы и Лат. Америки. Никарагуа вступило в движение неприсоединения (1979).

Противники революции, получившие название «контрас» вторглись на никарагуанскую территорию, устраивали диверсии. Их поддерживали США. Военные действия ухудшили положение. Меры по стабилизации экономики.

27. Центральноамериканский конфликт последней четверти ХХ в .:причины, содержание и урегулирование.

С конца 70-х гг. активизировалось партиз-е движение против реакционного военно-авторитарного режима в Гватемале. В вооруж-й борьбе участвовали леворадикальные революционные организации и Гватемальская партия труда – коммунисты. В боевых действиях участвовали крестьяне-индейцы, студенты, рабочие. Революционные события перекинулись и в зону Карибского бассейна, где в 1979 г. Победила революция в маленькой островной стране Гренаде.

Гренада вступила в Движение неприсоединения, развивала отношения с западноевропейскими странами, установила тесное сотрудничество с Кубой и Советским Союзом.

США расширили военную помощь не только противникам никарагуанской революции и сальвадорскому режиму, но и другим Центральноамериканским правительствам.

Правительство президента Рональда Рейгана в США (1981-1989) усматривало в событиях в Центральной Америке и на Гренаде проявление глобального противоборства западного «свободного мира», возглавляемого США, с экспансией международного коммунизма в лице СССР и Кубы, к которым примкнули Сандинистская Никарагуа и Гренада. СССР и Куба видели в Центральноамериканских событиях развитие одного из очагов противоборства мировых революционных сил с силами реакции и империализма.

Правительство Рейгана хотела ликвидировать возникшие революционные очаги. Военная интервенция США в Гренаду. США оккупировали Гренаду. В Карибском бассейне укрепились позиции США и местных консервативных сил. Но в Никарагуа и Сальвадоре такой сценарий как в Гренаде не прошел.

Интервенционистская политика США в Центральной Америке вызвала не только противодействие социалистических гос-в, протесты левых сил разных стран. Курс Вашинсгтона осудили Движение неприсоединения, Ватикан.

Инициатором поисков мирного урегулирования выступила в 1981 г. Мексика. Президент Мексики Лопес Портильо выдвинул план мирного урегулирования конфликтной ситуации в субрегионе на основе отказа США от применения силы, заключения между центральноамер-ми старнами пакта о ненападении. К усилиям Мексики присоединились Венесуэла, а затем Колумбия и Панама. Они создали Контадорскую группу, по названию понамского островка Контадора. Они призвали латиноамериканские старны к диалогу и невмешательству во внешние дела. В 1984 г. Они создали акт мира и сотрудничества в Центральной Америке. Позже была создана группа поддержки Контадоры состоящей из Бразилии, Аргентины, Перу и Уругвая.

Свой план урегулирования предложил президент Коста-Рики Оскар Ариас. Он предусматривал прекращение огня и амнистию в странах субрегиона, демократизацию и др. Ариасу была присуждена Нобелевская премия мира за 1987 г. К. 80-х гг. поражение контрас.

Если в Никарагуа с разоружением контрас необъявленная война в 1990 г. Закончилась, то в Сальвадоре гражд-я война из-за непримиримости сторон продолжалась. 1992 г. Соглашение о мире.

Интеграция трех республик «северного треугольника» на перешейке – Гватемалы, Гондураса и Сальвадора.

Центральноамериканский конфликт в 80-е годы был опасным очагом междунар. Напряженности. В нач. 90-х гг. он был в основном урегулирован. Центральная Америка перестала быть обектом конфронтации между США и СССР с их союзниками.

28. Панамский кризис. Процесс деколонизации стран Карибского бассейна в 80-х гг. ХХ в.

Курс преобразований который происходил в Панаме в 70-х гг. постепенно угасал. Конституционная реформа 1983 г. Заменила Национальное собрание народных представителей обычным парламентом – Законодательной ассамблеей. Номинально в стране существовал многопартийный конституционный режим, но на деле реальная власть на деле оказалась в руках генерала Мануэля Норьеги, который в 1983 г. Занял пост командующего Национальной гвардией Панамы. Панама выступала против вмешательства США в Центральноамериканских конфликт. Происходила передача ряда гос-х предприятий частному капиталу, ограничение прав и завоеваний трудящихся.

Активизировалась оппозиция отстраненных от власти в 1968 г. Традиционных партий и др-х политических группировок, требовавших ликвидации особой роли вооруж. Сил в полит. Жизни, ухода Норьеги с поста командующего, демократизацию республики. Оппозиция опиралась на большинство предпринимателей, либеральную интеллигенцию, часть трудящихся.

Благодаря оппозиции были организованы забастовки, демонстрации, митинги.

США желали закрепиться в зоне панамского канала и сохранить свои военные базы. Но Норьеги занимал в этом вопросе твердую позицию.

Вашингтон ввел экономические санкции против Панамы и блокировал панамские вкладыв американских банках. Бегство капиталов из страны. Было раскрыто несколько заговоров против Норьеги. В 1989 г. Группа военных подняла восстание с требованиями отставки диктатора, оно было подавлено. Руководители восстания были расстреляны. США вторглись в Панаму. Цель – свержение диктатуры Норьеги.

В 1991 г. В Майами в США начался процесс над Норьегой. Правительство Гильермо Эндары восстановило конституционный режим, подвергло чистке Силы национальной обороны. Программа правительства Эндары предусматривала сокращение госаппарата и государственных расходов, приватизацию госсектора. Контрабанда наркотиков, коррупция и злоупотребление властей процветали и при новом правительстве.

Конец 70-х – перв. Пол. 80-х годов процесс деколонизации в Карибском бассейне. Независимость получили шесть бывших владений Великобритании: Доминика, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины и др. Общая площадь новых государств составила более 25 тыс. км кв.

29. Куба в 80 – 90-х гг. ХХ в. Проблемы альтернативного развития.

Куба осталась единой страной континента, которая избрала социалистический путь развития. Экономические связи Кубы с другими социалистическими странами в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). К концу 80-х гг. 85% внешней торговли острова приходилось на соц. Страны, в т.ч 70% на СССР – оттуда нефть, туда сахар и цитрусовые.

Куба страна всеобщей занятости и грамотности.

Напряженные отношения с США побудили Кубу много внимания уделять обороне. Имела как регулярные вооруженные силы, так и резервное народное ополчение. Стимулирование коллективизма, трудового энтузиазма.

Монополия на власть у коммунистической партии. Обращено внимание на совпадение соц-х и христ-х идеалов. В 1991 г. Верующим разрешено вступать в компартию. Лозунг Фиделем Кастро «Социализм или смерь!».

Куба стремилась усилить антиимпериалистическую и антиамериканскую направленность Движения неприсоединения.

В 70-е 80-е гг. Куба тесно сотрудничала с Сов. Союзом и другими соц. Странами. Оказала помощь жертвам аварии на ЧАЭС. Куба заявила о своей роли защитника идеалов социализма на мировой арене. Она стремилась сохранить дружеские связи с уцелевшими соц. Странами.

30. Политика перонистского правительства Карлоса Менема в Аргентине (июль 1989 - декабрь 1999г).

К. Менем, аргентинец арабского происхождения, был губернатором одной из провинций. Он старался выглядеть волевой харизматической личностью, был гонщиком в 57 лет, авиапилотом, тенесистом, баскетболистом. Чтобы преодолеть гиперинфляцию и дезорганизацию экономики, правительство Менема сократило бюджетные ассигнования и установило бюджетные ассигнования и установило контроль над ростом цен и зарплаты – увеличение безработицы, но это снизило инфляцию. Продолжался экономический спад.

В 1991 – 1994 гг. увеличился приток иностранных инвестиций и новых кредитов. Правительству удалось добиться от коммерческих банков отсрочек и льгот в выплатах по внешней задолженности.

Снижение зар. платы работников бюджетной сферы.

В декабре 1992 г. 70% опрошенных аргентинцев не одобряли соц-экон. Политику Менема. В 1992 г. Участились забастовки, манифестации протеста трудящихся ряда категорий.

Менема разоблачали в коррупции, принявшей широкие масштабы.

В 1994 г. Была реформирована конституция Аргентины. Срок полномочий президента сокращался с 6 до 4 лет, но с правом повторного переизбрания.

В 1991 г. Аргентина вышла из Движения неприсоединения, стремилась отныне к максимальному сближению с США и странами Запада.

После захвата Ираком Кувейта (1990) Аргентина присоединилась к Международной коалиции во главе с США, предпринявшей боевые действия против Ирака с целью освобождения Кувейта.

В нач. 90-х гг. резко Сократ. Торгово-экономические отношения Аргентины с Россией из-за тяжелой кризисной ситуации на трре. Бывшего Сов. Союза.

В 1995 г. На президенских выборах снова побеждает Менем. 1999 г. – презид. Выборы. Победил Деларуа (представитель оппозиции перонистов. Начинаются массовые волнения в стране – правительство \ президент ушли в отставку. 2001 г. К власти приходят перронисты, президент Дуальди.

31. Бразилия в сер. 80-90-х гг. ХХ века

Переход к конституционному режиму. Это должно было совершить гражданское правительство Жозе Сарнея.

Правительство заявило о намерении решить вопросы задолженности, инфляции, экономического развития, без ущемления интересов народных масс.

Принятые конституционные поправки восстановили всеобщие прямые выборы президента и устранили последние ограничения демократических свобод, легализована компартия.

После спада 1981 – 1983 гг. вновь ускорилось экономическое развитие.

Большое внимание уделялось самым передовым направлениям экономического и научно-технического прогресса (производство раке, строительство космодрома).

При президенте Коллора началось сокращение госуд-х расходов путем приватизации убыточного гос. Сектора и уменьшение гос. Администрации.

Правительство Коллора отказалось от протекционистской политики. Коллор высказался против засилья латифундизма.

Земля, на кот. Обитали индейсие племена, передавалась в их собственность согл. Конституции 1988 г. Защита окурж. Среды, особенно в бассейне р. Амазонка.

В годы президентства Ф. Коллора были резко урезаны расходы на образование, здравоохранение и другие соц-е нужды. Ассигнования на науку уменьшились в 5 раз, создав угрозу разрушения научного потенциала страны. Рост коррупции, спекуляции.

Бразилия отказалась от мечты стать ядерной державой, продолжала осуществление космической программы. В 1993 г. Был введен в космос первый бразильский (и латиноамериканский) спутник.

32. Новый экономический курс Мексики. К. Салинас де Гортари. Правительство Э. Седильо.

Новый президент с 1988 г. Карлос Салинас де Гортари – экономист по образованию. Шаги по распродаже го. Компаний и их акций, по поощрению частного капитала. Выручка от их продажи шла на оплату внешней задолженности и соц. Программ.

Под контролем государства нефтяная и нефтепераб. Промышленность. Меры по их модернизации. С сельским хозяйством было связано 30% населения Мексики.

В 1992 г. Правительство доблиось реформ. Конституции, в результате кот-й кр-не-общнинники приобрели право собственности на землю.

Мерами строгой экономии правительству Салинаса удалось стабилизировать валютно-финансовое положение.

Правительство Салинаса де Гортари предприняло акции против наркомафии и коррупции.

Проводя эк-е реформы, Салинас выступал за сочетание рыночной экономики с сохранением нек-х регулир-х функций государства.

Но рост эколномики не принес улучшения в положении основной части населения.

Правительство Салинаса де Гортари вынашивало планы модернизации Мексики иее приобщения к развитым странам. Особые надежды на создание Североамериканской зоны свободной торговли с участием США, Канады и Мексики и др-х Лат. Стран.

Экономические связи Мексики с США были довольно тесными. На США приходилось 75% внешнеторгового оборота Мексики.

В 1991 г. Мексика заключила соглашение о свободе торговли со странами Цен. Америки и с Чили, предусматривающие взаимную отмену пошлин.

В 80-е гг нач. 90-х Мексика выступала за ядерное разоружение. Высказывалась против захвата Кувейта Ираком. Мексика продолжала развивать эк-е отнош-я с Кубой.

Новый кандидат Институционно-революционной партии Эрнесто Седильо был избран президентом в августе 1994 г, но правящая ИРП получила лишь 50% голосов.

33. Завершение перехода Чили к демократии, ликвидация пережитков диктатуры. Правительство П. Эйлвина и Э. Фрея.

В 1990г. На смену военной диктатуре Пиночето дем-е правительство Хрии-ко дем-й партии Патрисио Эйлвина было коалиционным по составу.

Верховный суд республики состоял из консервативных судей старого состава, которые нельзя было сменить.

Важнейшей задачей правительства Эйлвина было завершение перехода страны к демократии, ликвидация пережитков диктатуры.

Были предприняты юридические и парламентские расследования фактов коррупции, финансовых махинаций с участием военных в период диктатуры.

Правительство Эйлвина продолжало политику модернизации промышленности, либерализации внешней торговли и привленчение иностранного капитала.

Значительные массы населения оставались в бедственном положении, соц-е проблемы стояли остро. Правительству Эйлвина удалось добиться соц-но-политической стабильности в республике и укрепления своих позиций. Наряду с ХДП влиятельной партией правящей коалиции была соц-я партия Чили (СПЧ).

Коммунистическая партия Чили переживала глубокий кризис и резкий спад своего влияния.

Изменения во внешней политике Чили. Чили установила дипломатические отношения с СССР и Мексикой.

Получили развитие чилийско-амер-е отношения, закрепленные поездкой президента США Дж. Буша в Чили.

34. Страны Лат. Америки в конце ХХ – начале ХХI в. Общие проблемы развития.

90-е гг ХХв. Ведущ. Страны Л.А – неолиберализм, т.е. строгая экономия, установление фиксированного курса валют по отнош. К доллору, привлечение иностранных капиталов, приватизация (распродажа гос. Предприятий, наблюдалась урбанизация населения (75%). Но оставалась большой внешняя задолженность, свертывание соц. Программ, расходов, массовая безработица.К 90-х гг. началась критика либерального пути развития.

Серьезной проблемой стала коррупция. Новаяпроблема – разрушения окруж. Среды. Проблема производства наркотиков, наркомафия.

Экономическая интеграция в Лат. Америке изменила свое содеражние и получила новые стимулы.

Развивались интеграционные процессы. В 1986 г. Оформилась Аргентино-Бразильская интеграция.

Сложные процессы в 80-е – нач 90-х. гг. в общественно политической борьбе, в развитии массовых движений.

Возрос удельный вес и соц. Активность низов общества.

В 70-е 80-е гг. активизировались партии соц-л-дем-го направления.

Латиноамер-е социал-демократы призновали важность глоб-х проблем – борьбы за мир и разоружение.

Против репрессивной политики выступала церковь.

Особое место занимало движение индейских общин.

Латиноамериканские государства единодушно осудили военный захват Ираком Кувейта в 1990 г. Новым направлением внешнеполитической активности латиноамериканских государств стала экология.

В 1994 г. Создается сев. Ам. Зона своб. Торговли – НАФТА (США – Канада –Мексика).

1991 г. Создание общего рынк Южн. Ам. –МЕРКОСУ(Аргентина, Бразилия,Уругвай, Парагвай).

1994 г. Конфер-я в Майами (США, Канада и др.) Итог: создать ам. Зону св. торговли.

35. Современные Мексиканские Соединенные Штаты: государственно-политическое устройство и экономическое развитие. Президентские выборы 2000 и 2006 г. В. Фокс и Ф. Кальдерон.

Офиц. Наз.: Мексик. Соед. Штаты. Граничит на сев. С США. Население 106 млн 203 тыс. День незав. 1910 г. Столица – Мехико. Офиц. Язык – испанский (кроме него есть майя, сапотекский). Религия 90% католики, 3% протестанты.31 штат, штат – своя конституция, св. губернатор. Федер. Округ – особое полит. Образование, тут избир-ся глава округа (ментше прав чем у губернатора. 1917 г. – действующая конституция.

Исполнит. Власть – президент (избирается прямым голосованием на 1 6-й срок). В 2000 г. В первые рев. Партия не победила и президент Винсенто Фокс.

2006 г. Президент Фелиппа Кайдерон (с дек.).

Законодательная власть – 2- х палатный конгресс: верхняя палата (сенат 128 чел.) и палата депутатов.

В 1980 г. – создание «Зеленая экологии партия Мекс».

В 1990 г. – соз-е «партия труда» (цель: разрушение капитал-ма путем массовых выступлений и установление демокр.

Оппозиция правительства: «Саппотистская армия»: п\в неолиб-ма, своб-й торговли, за своб. Индив.

В Мексике практически нет иностр-х рабочих. Денежная единица – песо. «Макиладорас» -предприятия иностранцев на сев-х границах Мексики (в осн. США) на иностранном сырье и только на экспорт.

36. Федеративная Республика Бразилия: современная политическая система и особенности экономического развития. Президентские выборы 2002 г. Л. Лула да Силва.

«Федеративная республика Бразилии», самая большое по площади государство Америки (бывш. Колония Португалии, получила независимость в 1822 г.)

1825 г. – Португалия признала независимость Бразилии.

Столица: г. Бразилиа. Офиц. Язык: португальский.

Пятая страна в мире по количеству населения (186 млн. 113 тыс. чел.). Этнос: от расс – моноголоиды (индейцы), негроиды (африканцы), европеоиды (потомки португальцев). Выходцы Италии, России. + сейчас эмигранты из Сиии, Ливана.

1950 г. – перепись 60% белые, 26% мулаты, 10% чернокожие. Осн-е крупные центры: столица Сан-Паоло( 9 млн. чел), Рио де жанейро (5млн), Сальвадор (2млн).

Религия: Рим. –кат. Церковь, протестанты – 3 млн. чел., афро-бразил верования (синкретизм: афр. Богов + кат. Церковь., спиритизм.

Государственный строй: действует конституция 1988 г. ( с поправками 1994, 97 гг), федеративная президенсткая республика из 26 штатов и 1 округа.

Законод-во: 2-х палат. Нац. Конгресс. 18-60 летние могут голосовать. Исполн. Власть: президент. Президент/ вице-президент избирается на выборах на 4 года.

С 1997 г. Допускается переизбрание на 2-й срок.

2002 г. Последн. Выборы- президент «от партии трудящихся» Лула Дасилва. При президенте действуют: Совет Республики и Совет нац. Обороны

Исполн. Власть в штатах: губернатор, вице-губернатор – избираются.

Сейчас у власти «Партия трудящихся» - левая партия, образовалась в 70-е гг из рабочих, представителей левых течений. Программа: создание общества, т.е. социализм – общество со справедл. Распределением труда, гражд. Свобод, полит. Плюрализм.)

Экономика: смешанная. Частный капитал в торговле, с\х.

Инвесторы: США, ФРГ, Япония, Швейцария. Экспорт: кофе, соя, сахарн. Тросник, какао, рис, апельсины.

37. Современная Аргентинская республика. Правительственный кризис 2002 г. Э. Дуальде. Президентские выборы 2003 г Н. Киршнер.

Аргентинская республика. 2-е м. по площади и кол-ву нас-я гос-в Юж. Ам-ки.

Офиц. Язык: испанский, население 39 млн. чел. Столица: Боэнас-Айрес( 3млн. чел.). Крупные города: Кордова и Росарио. Этнос: европейцы (потомки испанцев.

Религия: 80% католики, 10-15% протестанты, 1-2% спиритизм, есть евреи, иудаизм.

Гос. Строй: действует конституция 1853 г. В 1949 г. Новая конституция. В 1983 г. Конституция восстановлена в первоначальной форме.

Президент и вице-президент на 4 года. Президент имеет право вета, назначает премье-министра.

2001 г. Отставка Деларуа – правит. Кризис.

Май 2003 г. Президент. Выборы – Киршнер (хустианалист. Парт.). Законод. Вл.: Нац. Конгресс: палата депутатов, сенат. Полит. Система: партии: хустисианалистская (перонистская партия) 1947 г . основана. «Радикальный союз – интересы средних кругов Аргентины.

Экономика: много прир. Ресурсов. – эксплуатация залежей нефти, природного газа. Арг – 3 месть по потреблению энерг. В Лат.

С\х производит крупный рогатый скот, ферм. Хоз-ва.

Импорт: машины, хим. Товары. Торг. Партнеры: США, Бразилия, Япония, Великобритания.

38. Республика Куба в начале ХХI в. Внутренняя и внешняя политика Ф.Кастро.

Офиц. Название: респ. Куба. 10 дек 1918 г. Гос. Устройства: соц.-е гос-во. Население: 2005 г. 11млн 350 тыс. чел. Крупные города: стол. Гавана, Сантьяго-де-Куба, Санта-Клара. Этнос – испаноязычный народ ( офиц. Язык испанский, потомки испанцев. Религия: офиц. – католицизм, неск. Протестантских общин, небольшая иудейская община. Действует Конституция 1976 и по ней Куба – соц-е гос-во, высш. Орган. – Нац. Ассамблея. Гос. Совет наделен широкими полномочиями – председатель Гос совета: высш. Воен. Власть, с 1976 г. Председатель Ф. Кастро, заместитель его брат Рауль Кастро и одновременно 1-й председатель Сов. Министров. С 1959 г. Оппозиционные партии были распущены. В 1961 г. «Единая соц. Партия Кубы», в 1965 г. Переименована в «Коммунист. Парт. Кубы». Играет ведущую роль в жизни гос-ва, под ее контролем действуют все общественные организации, в т. Ч. И профсоюзы.

К 90-х г – конечной целью ком. Картии: построение коммунизма. Сейчас: закончить построение социализма. В 1993 г. Кастро допустил ам. Доллар в качестве платежного средства разрешено создавать частные кооперативы.

1994 г. – отменены бесплатные услуги, увеличилась цены на потребит-е товары. 1999 г – нац. Ассамблеей Кубы принят. Закон « о защите нац-й незав-ти Кубы».

1996 г. Сбиты ам. Самолеты над Кубой – США нов. Курс в политике с Кубой. К 90-х гг рост отношений со странами ЕЭС. 2002 г. ЕЭС откр-т офиц-е представительство на Кубе. Экономика самая национализирваная.

39. Республика Венесуэла: современное государственное устройство и экономическая политика. У. Чавес. Референдум 2004 г. И президентские выборы 2006 г.

Офиц. Название: Боливарская республика – Венесуэла (Маленькая Венеция). Независимость 5 июля 1811 г. Независимость от Испании. Столица Каракас. Население по переписи 2005 г. – 25 млн 375 тыс. чел. Админ. На 23 штата. Города: крупн. – Каракас – 1 млн. 800 тыс. чел. Офиц. Язык – испанский. Религия: 95% католики, свобода вероисповедания – сущест-т разл. Общины. Органы гор. Упр-я: выборный мэр, городские советы. Конституция 2002 г. Партии: с 1958 г. – многопартийная система. «Соц.-христианская партия».

В 1998 г. Президентом стал Уго Чавис( конституц-е реформы, борьба с коррупцией, демократизация общества).

2002 г. Новые выборы опять победа Уго Чависа. Государство – 5 место в мире во запасам нефти – 15% импорта США. Цель Чависа – создание оси единомышленников Андсий пакт. «Ось добра». Н. 2006 г. Обозначился союз «Ось добра», а «ось зла» - США. Крупное производство Железной руды, экспорт кофе, какао, внутр. Потребление кукуруза, бобы, импортирует: машины, трактора, хим. Пр-ты, продовольствие. Экспорт: Алюминий, жел. Руда, осн. Партнеры: США.

40. Культура и культурная жизнь Латинской Америки в ХХ – начале ХХI в.

В филасофии Лат. Амер. Направление неоконтианство (нельзя познать вещь в себе, неотомизм (на осн. Учения Фомы Аквинского осн. Схоластики – фил.е течение в католицизме. Сер. 20-х гг. – апризм (основатель Айя де Латорре), сьентифокс (одно из направлений экономической мысли ЛА. Обосновала правомерность иностранного капитала в ЛА. Наибольшее распространение получила в Мексике.

1929 г. -1933 кризис. Нов . кейнсианство (необходимость вмешательства государства в экономику. Гаэтан представитель в Л.А.

Огромное внимание диалектологии (изучается влияние индейских языков на испанский Дуарте – Куба).

Литературоведение: 20-е 30-е гг. складывается научное литературоведение (Рохас – Аргентина, Энрикес Уренья – доминиканец, Рейес – Мексика. Складывается марксист. Литературоведение (Мариатеги – Перу, внимание инд. Литературы и их вл-е на развитие перуанской культуры.

Напр-я лит-ры: 20-30-е гг – соц. –критическое Гарсиа Кальдерон (Перу) – критика политики США.

Поэзия – постмодернизм Гансалес Мартинес, авангардизм Борхес (Аргент).

К. 30-х реалистич. Тенденции роман «Мексик. Революция».

Архитектура: 1921 г. Шкла арх-го функционализма (во гл. Гарсиа). Лузьен – фр. Проекты реконструкции Боготы. 30-е гг. реалист. Напра. Гл. в искусстве Аргентины. В 20-30-е гг. любительские театры (гл. соц.-полит. Проблемы;). Бразилия – карнавалы (последняя неделя перед Великим постом. Наука: Рондон(военный инженер), Марель, Усай (физиолог). Кино: Гавана – кинофестиваль с 1979 г.

Наши рекомендации