Лекция 6. КУЛЬТУРА КАК ЦЕННОСТНО–НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА

Аннотация. Культура изучается в рамках различных дисциплин, в том числе и социологии. Выступая в качестве ценностно–нормативной системы, культура представляет собой совокупность норм и ценностей, образцов поведения, а также продуктов материальной и духовной деятельности человека, передающихся из поколения в поколение. Из множества подходов к анализу культуры как системы, нам, в первую очередь, интересен социологический подход, выделяющий социальные формы ее существования и развития, социальные функции культуры.

План лекции

Понятие «культура» в социологии.

Культура как система социальных ценностей и норм. Функции культуры.

Типология культуры.

Культурное многообразие, культурные универсалии.

Культура в современном глобальном мире.

Понятие «культура» в социологии

Понятие культуры, как и понятие общества, – категории, которые наиболее широко используются в социологии. Культура включает в себя ценности, носителями которых являются члены определенной группы; нормы, которым они следуют, и материальные блага, производимые ими.

Культура относится ко всему образу жизни членов общества. Она включает в себя манеру одеваться, семейную жизнь, трудовую деятельность, религиозные церемонии и проведение свободного времени. В неё входят также предметы, созданные людьми и представляющие для них (людей) ценность: луки и стрелы; плуги; фабрики и машины; компьютеры; книги; жилища и т.д.

Понятие «культура» можно отделить от понятия «общество», но между ними существует чрезвычайно тесная связь. Культура имеет отношение к образу жизни членов того или иного общества – их привычкам и обычаям, а также к материальным благам, которые они производят.

Ни одна культура не может существовать без общества, но также и ни одно общество не может существовать без культуры.

Понятие «культура» многозначно. Культура отражает существенные стороны образа жизни общества, социальных общностей, уровень развития различных сфер общественной жизни (культура труда, культура производства, культура общения, культура быта и т.д.). Также культура характеризует уровень социального и духовного развития личности.

Слово «культура» происходит от лат. Colere – культивировать; возделывать почву. В Средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых; так появляется термин «агрокультура» (искусство земледелия). Но в XVIII – XIX вв. его (термин) стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер, начитанностью, его считали культурным. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам. Немецкое слово «Kultur» также означало высокий уровень цивилизации.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия, но не стало менее многообразным. Например, строго научных определений культуры к 1950–м годам было 165 (по подсчетам американских культурологов А. Крёбера и К. Клакхона), а к 1970–м их стало уже 250 (по подсчетам француза А. Моля).

Подходы к понятию «культура»:

1. Собирательно–описательный подход. Его сторонники определяют набор компонентов, составляющих суть культуры. В этот набор включаются: знания, наука, нравственность, самостоятельное творчество, литература, а также совокупность учреждений культуры и художественного творчества (театры, клубы и т.д.). Здесь культура характеризуется как определенная сфера жизнедеятельности общества.

2. Понимание культуры, связанное с выявлением своеобразия общественной жизни по сравнению с природой. Культура является результатом исторического развития. Здесь подчеркивается роль социального наследия и традиций, переходящих к современной эпохе от предшествующих этапов общественного развития. Под культурой, в данном подходе, понимается всё, что создано человеком, в отличие от того, что дано природой. Здесь история культуры отождествляется с историей общества.

Аксиологический (ценностный) подход. Он определяет культуру как совокупность материальных и духовных ценностей. Культура предстает в виде совокупности готовых результатов человеческой деятельности.

Деятельностный подход. Культура – не только результат завершенной деятельности, но и сама деятельность. Культура – это всё, что характеризует человека как деятельное общественное существо, как субъекта социокультурных отношений. Суть данного подхода – вне деятельности культура существовать не может.

Социологический подход. Здесь важное значение имеют: 1) анализ культуры как подсистемы общества (включает материальное и духовное производство, экономические, социально–политические, нравственные отношения, все формы деятельности социальных общностей и институтов, развитие общественного сознания); 2) раскрытие социальной обусловленности культуры, порожденной потребностями людей, их интеллектуальными, эстетическими запросами, практическими интересами различных социальных групп, отдельных личностей; 3) социологический анализ культуры предполагает её характеристику как системы норм, ценностей, способов жизнедеятельности индивидов и различных общностей.

Культура (как социологическое понятие) – это обусловленная потребностями общественного развития исторически сложившаяся система социальных норм и ценностей, регулирующих взаимоотношения между обществом, социальными общностями и индивидами, а также совокупность способов и форм активной деятельности людей по созданию материальных и духовных благ, передаваемых от поколения к поколению и способствующих социальному, интеллектуальному, духовно–нравственному развитию общества и личности.

Наши рекомендации