Выделим основные аспекты социальных ролей

- Роли неличностны, определены самой позицией в обществе или группе, а не самим человеком.

- Их иногда нельзя четко определить (мнения о том, какова должна быть роль, могут расходиться).

- Роли быстро усваиваются и могут приводить к значительным изменениям в поведении, человек может «застыть» в своей роли, переносить ее и на другие жизненные ситуации.

Личность в зависимости от жизненной ситуации выполняет большое количество разнообразных ролей – ситуативных или постоянных. Доезжая на общественном транспорте до места учебы или работы, человек становится пассажиром, заходя в магазин – покупателем. В то же самое время, его профессиональная роль зачастую является для него эталонной – определяет и временную перспективу, и содержание всей жизни, когда личность реализует себя с полной отдачей.

Попытка систематизации социальных ролей была сделана Т. Парсонсом и его коллегами[90]. Они считали, что любая роль может быть описана с помощью следующих характеристик.

Эмоциональность. Некоторые роли (например, врача или служащего учреждения ритуальных услуг) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств, когда речь идет о болезни, страдании, смерти. От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение переживаний.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами – например, ребенка или пожилого человека. Они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Гендерные роли разделяют людей по полу. В семье девочек и мальчиков воспитывают по–разному, прививая им, соответствующую гендерную роль. Так, девочек одевают в яркие одежды и говорят им: «Что ты бегаешь как мальчишка!» Мальчиков одевают в более строгую одежду и говорят: «Что ты плачешь как девчонка!». Другие роли завоевываются. Например, чтобы стать государственным деятелем, необходимо много учиться, пройти много ступеней управленческой иерархии.

Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Роли жены или матери не имеют подобной узкой направленности. Все семейные взаимоотношения, как правило, строятся на основе диффузных ролей.

Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Так, налоговый инспектор обязан взимать дополнительные деньги за просроченную декларацию. Другие роли предполагают особые личные отношения. Брату или сестре оказывается помощь без ожидания оплаты.

Мотивация. Разные роли обусловлены разными мотивами. Предприниматель мотивирован ростом прибыли, получаемой в его бизнесе. Волонтер, участвующий в социальном проекте, трудится ради общественного блага, а не личной выгоды.

Т. Парсонс считал, что любая роль включает какое–либо сочетание перечисленных характеристик.

Проблема реализации личности в тех или иных ролях драматична и конфликтна. Это связано со следующими причинами:

· роли многообразны, личности приходится исполнять сразу несколько ролей (как правило, 3–4 главные);

· роли обезличены и стандартизированы, не совпадают с индивидуальными особенностями личности.

Ролевой конфликт может быть связан с культурными барьерами, когда человек попадает в среду, отличающуюся от той, в которой он жил раньше (ситуация эмиграции). Для преодоления подобного конфликта необходимо изменение образа жизни, развитие типичного статусного поведения, изменение социального окружения.

Внутриличностный конфликт может быть связан с непринятием роли, когда сотрудник в трудовой организации не осознает, что от него ждут, но чувствует, что в его поведении что–то не так. Он может не понимать содержание роли или сознательно не желать ее выполнять. Работник может раствориться, слиться с ролью и в этом случае он испытывает трудности в поведении в иной, к примеру, неформальной, ситуации. Такое социальное поведение талантливо продемонстрировала героиня кинофильма «Служебный роман», полностью растворившаяся в работе. Наконец в одном человеке могут столкнуться два ролевых набора, и тогда он также будет испытывать конфликтное состояние.

Процесс социализации и девиантное поведение.

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, норм и ценностей, необходимых для успешной жизни в данном обществе называется социализацией. Вопрос об активности–пассивности личности в этом процессе является в науке предметом споров. Социализация не является разновидностью «культурного программирования», но включает два взаимосвязанных процесса.

Освоение самим человеком системы ценностей, отношений и ролей.

Влияние общества на человека с целью привития ему определенных стандартов поведения.

Социализация – это социальный опыт, охватывающий всю жизнь, благодаря которому индивиды развивают свой человеческий потенциал и усваивают культуру. Охватываются все процессы приобщения к культуре: освоение самим человеком социальных ролей, отношений и ценностей, с одной стороны, воздействие общества и социальных групп на личность с целью привития определенных правил и стандартов поведения, – с другой. Ресоциализация – это усвоение новых ценностей, ролей и навыков вместо прежних, устаревших или недостаточно усвоенных.

В работах ученых–классиков представлены идеи о сущности процесса социализации[91]. Развернутую социологическую теорию социализации разработал Т. Парсонс. Согласно этой теории, социализация является первым средством поддержания социального равновесия в общественной системе, второе средство – это социальный контроль как способ поддержания порядка среди людей.

Ю. Хабермас является основателем «критической теории социализации», согласно которой социализация охватывает только «часть» личности, представляет социальный характер индивида, обеспечивая ему функционирование в обществе. Другая же его «часть» дает возможность «держать некоторую дистанцию» по отношению к господствующей в обществе системе ролей, норм и ценностей, то есть критические относиться к элементам социальной среды, мешающим самоутвердиться.

Проводниками социализации являются семья, институт образования, приятельские группы, СМИ, профессиональные коллективы, в ряде случаев – церковь. Они обладают определенным набором ценностей и норм, образцов «правильного» и «должного» поведения, которые соответствуют декларируемым общественным требованиям и сложившейся в обществе культуре. Однако в демократическом обществе институты социализации не складываются в иерархическую систему, поэтому усиливается вероятностный характер социализации, растет автономия личности от каждого из проводников социализации.

Семья является первым в жизни человека социализирующим агентом и характеризуется наибольшей интенсивностью эмоциональных связей. Именно от целенаправленных действий родителей и окружающей обстановки зависит, научится ли ребенок видеть себя сильным или слабым, будет ли рассматривать мир заслуживающим доверия или опасным. Семья определяет социальное положение – этническую, экономическую, религиозную принадлежность.

Школа способствует расширению социального мира посредством преподавания знаний. Ребенок усваивает то значение, которое общество придает социальному происхождению. Кроме знаний неформальным образом преподносятся другие навыки – соревнования, лидерства, общения с бюрократией и т.п.

Благодаря группам сверстников ребенок учится самостоятельно формировать межличностные отношения. В этих группах дети имеют общие интересы, социальное положение и возраст. В группах сверстников дети не находятся под надзором взрослых. Вместе с тем, сверстники могут влиять на предпочтения в музыке или кинофильмах, но родители оказывают большее воздействие в принятии решения о долгосрочных целях, например, об учебе в вузе.

Дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, Интернета, журналов и других каналов массовой коммуникации. Смотреть телевизор они начинают еще до того, как обучаются чтению. Социологи на основе исследований высказывают опасения, связанные с демонстрацией секса и насилия в телевизионных передачах, фильмах. Институтом социализации является реклама. Через рекламные сообщения (презентируются не просто товары или услуги, а социальные отношения – взаимодействия супругов, сверстников, руководителей и сотрудников и проч.) эмоционально, емко и красочно пропагандируются стили и нормы поведения, моделируется реальность, к которой следует стремиться[92].

Существуют различия между социализацией детей и взрослых[93].

Наши рекомендации