Какие Вы знаете подходы к объяснению современного состояния мира?

Сформулируйте основные глобальные тренды, характерные для современного этапа развития человечества, охватывающие различные сферы жизнедеятельности.

Какие фазы глобализации выделяют учёные? Почему?

Раскройте смысл понятия «Вашингтонский консенсус». Какие правила необходимо соблюдать странам, входящим в Вашингтонский консенсус?

Какие проблемы глобализации Вам известны? Охарактеризуйте их.

Логические задания.

1. Рост численности населения увеличивает количество отходов жизнедеятельности. В развитых странах производится от 1 до 3 кг отходов в день. Остро стоит проблема утилизации твёрдых бытовых отходов. Предложите свои решения этой проблемы.

  1. Тест:

Автором теории столкновения цивилизаций является:

Ф. Фукуяма

И. Валлерстайн

К. Дойч

С. Хантингтон

В каких сферах процессы глобализации проявляют себя в большей степени?
1) политическая сфера

Формирование нового типа семьи

Добыча полезных ископаемых

Массовая культура, финансы и банковское дело, СМИ

Теоретической основой глобализации стал:

Неолиберализм

Неомарксизм

Неореализм

Констуктивизм.

Литература

Баталов Э. Современные глобальные тренды и новое сознание / Э. Баталов. // Международные процессы. – Том 10, № 1(28). Январь–апрель 2012. – Режим доступа: http://www.intertrends.ru/twenty–eight/02.htm#note7

Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / З. Бауман. М.: «Весь мир», 2004. – 188 с.

Бек У. Космополитическое мировоззрение /У.Бек. – М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2008. – 336 с.

Бек У. Сумерки глобализации. Настольная книга антиглобалиста / Н. Покровский, К. Момджян, У. Бек и др. / Сост. А. Ашкеров., М.: АСТ, Ермак. – 2004. – 352 с.

Бек У. Что такое глобализация? / У.Бек. Пер. с нем. А.Григорьева и В.Седельника; Общая ред. и предисл. А.Филиппова. — М.: Прогресс–Традиция, 2001. – 304 с.

Ворота в глобальную экономику / Под ред. О.Е. Андерссона и Д.Е. Андерссона. — М.: ФАЗИС, 2001. – 464 с.

Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. / Э. Гидденс / М.: ВЕСЬ МИР, 2004. – 120 с.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М.Кастельс. Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.

9. Медоуз Д. Пределы роста / Д. Медоуз, Й. Рандерс, Д. Медоуз. – М.: ИКЦ "Академкнига, 2007. – 342 с.

Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П. Бергера, С. Хантингтона. М.: Аспект Пресс, 2004. – 379 с.

Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление / А.И. Уткин, – М.: «Логос», 2001. – 254 с.

Фридман Т. Плоский мир. Краткая история XXI века. / Т. Фридман. М.: АСТ, 2006. – 608 с.

Хелд Д. и др. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура / Пер. с англ. В. В. Сапова и др. — М.: Праксис, 2004. – 576 с.

Чешков М.А. Глобалистика как научное знание. Очерки теории и категориального аппарата / М.А.Чешков. М.: НОФМО, 2005. – 224 с.

СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

Адаптация социальная (от лат. adaptatio – приспособление, приноравливание) – процесс и результат активного приспособления индивида, группы к условиям социальной среды, к изменяющимся или уже изменив­шимся условиям жизнедеятельности. Проявляется в двух формах: 1) ак­тивной, когда субъект (индивид, группа) стремится воздействовать на сре­ду в целях ее изменения (изменения ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которую он должен освоить и т. п.); 2) пассивной, когда субъект не стремится к такому воздействию и изменению.

Активность социальная — сознательная, целенаправленная деятель­ность индивида, социальной группы, общности, ориентированная на преоб­разование объективных условий, формирование социальных качеств лично­сти, а также мера этой деятельности. Основные средства проявления: позна­вательная, трудовая, общественно–политическая деятельность, общение.

Актор – активно действующий рефлексивный индивид, способный влиять на социальные реалии, преобразовывая их (в противоположность социальному субъекту, находящемуся под влиянием социальной структуры, которая управляет его поведением).

Анархизм (от греч. anarchia – безвластие) – система взглядов, обос­новывающая решающую роль свободы личности в функционировании об­щества. Однако понятие «свобода» толкуется метафизически, в отрыве от реальной жизни человека и общества, как отсутствие всяких социальных ограничений. Девиз анархизма – «предоставьте вещи их естественному те­чению». Анархисты выступают за устранение государства как главного института, ограничивающего свободу личности. Наиболее известные анар­хисты – П. Прудон, М. Штирнер, М. Бакунин и П. Кропоткин.

Аномия (от франц. anomie – отсутствие закона, организации) – по­нятие, введенное французским социологом Э. Дюркгеймом. Оно описыва­ет тип социальной системы, в котором ослаблено действие ценностно–нормативных регуляторов жизнедеятельности индивидов, различных групп, общества в целом. Это влечет за собой социальную дезорганиза­цию, нарушение нормативной деятельности социальных институтов, рост социальной напряженности, кризисных процессов, многообразных форм отклоняющегося поведения. Аномия характеризует переходные общества (аномический социум).

Взаимодействие социальное – процесс взаимного влияния людей на сознание и поведение друг друга, в ходе которого происходит взаимное согласование действия, благодаря чему становится возможной нормальная деятельность социальной группы. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группа­ми как субъектами качественно различных видов деятельности, т. е. отно­шений, различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Объективная сторона взаимодействия — это связи, не завися­щие от отдельных личностей, но опосредующие и конструирующие со­держание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона – это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения, способа жизнедеятельности.

Власть – институционализированное, т. е. узаконенное право субъ­екта (индивида или группы) навязывать свою волю другим людям или ор­ганизациям вопреки сопротивлению (оппозиции) с их стороны. Власть является необходи­мым компонентом управленческой деятельности в любой группе, органи­зации, обществе в целом.

Воля – способность личности осуществлять регуляцию и саморегуляцию деятельности и поведения, выражающуюся в активном преодолении трудностей, противоречий и конфликтов при достижении сознательно по­ставленных целей. Воля выражает индивидуальность человека, его «Я», служит самоутверждению и самовыражению, проявлению активной жиз­ненной позиции личности.

Воображение социологическое (по Ч.Р.Миллсу) – плодотворная форма самосознания интеллектуала, с помощью которого оживает способность удивляться, люди становятся разумными – начинают понимать, что теперь они сами способны к правильным обобщениям, непротиворечивым оценкам, что позволяет прояснять основания тревог людей и безразличия общества. Его ключевым качеством является взгляд как бы стороннего наблюдателя – попытка абстрагирования исследователя от личного опыта, привычного культурного контекста, что может привести к обнаружению новых, неизвестных ранее смыслов, аспектов человеческого бытия.

Воспитание — процесс сознательного, целенаправленного и система­тического формирования личности, осуществляемый в рамках и под воз­действием социальных институтов (семьи, учебных заведений, учрежде­ний культуры, общественных организаций, средств массовой информации и др.) в целях ее подготовки к выполнению социальных функций и ролей, к активной жизнедеятельности в различных сферах социальной практики (профессионально–трудовой, общественно–политической, культурной, семейно–бытовой и т. д.).

Глобализация – 1) по З.Бауману – процессы усложняющейся социокультурной динамики, парадоксального сжатия пространства и времени. Глобализация разобщает не меньше, чем объединяет: параллельно процессу планетарного масштаба, возникшему в бизнесе, финансах, торговле и потоках информации, идет и процесс «локализации», закрепления пространства. На первое место среди ценностей выдвигается мобильность, усиливающая социальное расслоение. 2) По У.Беку – диалектический процесс, создающий транснациональные социальные связи и пространства, обесценивающий локальные культуры и способствующий возникновению третьих культур. Говоря о масштабах и границах глобализации, выделяют три основных параметра: во–первых, расширение в пространстве; во–вторых, стабильность во времени; в–третьих, плотность транснациональных сетей связи, отношений и телевизионных потоков.

Государство – политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая узаконенное право применения насилия. Форма государства, характер его деятельности, средства и методы управления зависят от общего уровня развития человеческого сообщества, от сложившейся в данном социуме политической культуры, преобладающих религиозно–философских воззрений, потребностей экономического развития и иных факторов. Признаками государства являются единая территориальная организация политической власти; институт гражданства; механизм управления (законодательная, исполнительная и судебная ветви власти); публичная власть, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения (армия, полиция, суд); система правовых норм; внешний и внутренний суверенитет; система принудительного взимания налогов.

Гражданское общество – совокупность внегосударственных обще­ственных отношений, выражающих разнообразные интересы и потребно­сти членов общества. Гражданское общество охватывает все сферы жизне­деятельности людей – политическую, экономическую, духов­ную и социальную. В политической сфере в качестве форм самодеятельно­сти люди образуют партии, общественные движения и т. д.; в экономиче­ской – частные (негосударственные) формы хозяйствования, профсоюзы; в духовной – творческие союзы, объединения по интересам и т. д.; в соци­альной – семью, общину, другие общности.

Группа первичная – социальная группа малого объема, состоящая из постоянно взаимодействующих индивидов, характеризующаяся высо­кой степенью идентификации ее членов с нормами и ценностями группы.

Группа референтная — социальная группа, обладающая системой ценностей, разделяемых индивидом, хотя и не принадлежащим к числу ее членов, но ориентирующим свое поведение на ценности этой группы.

Наши рекомендации