Подходы к объяснению развития личности

Лекция №5. Личность как предмет воспитания

Развитие личности, общие закономерности, факторы, влияющие на него. Параметры и уровни развития. Возрастные особенности развития личности. Периодизация детства, педагогическая характеристика видов детства. Полный жизненный цикл по Э. Эриксону.

1. Понятие «личность» и его признаки

Существенное значение для педагогики имеет уяснение самого понятия «личность». В каком соотношении находится это понятие с понятием «человек»? Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность.

Человек не рождается личностью, не получает биологических гарантий личностного развития, а становится ею в процессе развития: обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом, становится носителем социальных отношений.

Личность – социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную (культуросообразную) социально-полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек – двойственное существо, биологическое и социальное.

Личность – это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Г. Гегель.

А в современной педагогике применяется следующее определение:

личность – это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.

Известный философ В. П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил:

  • разумность;
  • ответственность;
  • свобода;
  • личное достоинство;
  • индивидуальность.

Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятия «развитие».

Развитие – реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.

2. Закономерности развития личности.

Развитие происходит по следующим принципам.

1. В единстве биологического и социального в человеке.

2. Диалектично (переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется.

Существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности. Такие оптимальные периоды называются сенситивными (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский):

возраст от 10 до 12 лет – оптимальный для развития навыков решения проблем;

иностранный язык – 3-6 лет;

чтение – от 2 до 5 лет,

плавание – до года.

3. Посредством разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит перед собой, и условиями их достижения и т.д.).

4. Через деятельность.

3. Основные виды деятельности – игра, учеба, труд.

Деятельность надо организовать – это задача воспитателя. Значит, воспитание не есть процесс автоматической передачи от старшего поколения к младшему духовной культуры, это процесс организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых.

4. Анализ факторов развитияличности

Анализ факторов развития личности начат еще античными учеными. Всем было интересно узнать ответ на вопрос: почему разные люди достигают разного уровня развития? Что оказывает влияние на развитие личности?

Подходы к объяснению развития личности - student2.ru

Развитие детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним.

5. Параметры развития –

- способности человека,

- качества его личности,

- ценности, к которым он приобщился с помощью взрослых,

- фонды развития – фонды «могу» и «хочу» (в точке их пересечения рождается гармония компетентности и активности).

Задача педагога – создать условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие:

1) страх, рождающий неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия;

2) несправедливые обвинения, унижения;

3) нервное напряжение, стрессы;

4) одиночество;

5) тотальную неуспешность.

Стимулирует процессы развития

*эмоциональная стабильность,

*радость бытия (приоритет оптимистического взгляда);

*гарантия безопасности,

*соблюдение прав не на словах, а на деле,

6. Базовые потребности личности (по А. Г. Асмолову).

1. Безопасность.

2. Знание себя самого.

3. Осознание смысла своей жизни (миссия).

4. Принадлежность к группе (семье).

5. Компетентность.

6. Способность человека устоять против любого тоталитарного воздействия.

7. Достоинство – ценность самого себя для себя и в глазах других и для других.

Вектор развития таков:

потребности – возможности – сформированные способности.

Уровни развития

Л.С. Выготский (1896-1934) выделил два уровня развития:

  • уровень актуального развития: отражает особенности психических функций, сложившихся на сегодняшний день;
  • зона ближайшего развития: отражает возможности значительно больших достижений в условиях сотрудничества с другими.

Л.С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития»:

Подходы к объяснению развития личности - student2.ru

Задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности. Студента (образно говоря) не просто переставляют со ступеньки на ступеньку, он занимает активную жизненную позицию.

7. Личностный подход

Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение имеет не столько знание педагогом возраста и его особенностей (индивидуальный подход), сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников.

Личностный подход понимается как опора на личностные качества, выражающие

- направленность личности,

- ее ценностные ориентации,

- жизненные планы,

- мотивы деятельности и поведения.

Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств личности, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно-ориентированного воспитания. Необходим приоритет главных личностных характеристик: ценностных ориентаций, жизненных планов, направленности личности, мотивов ее поведения.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, привычки своих воспитанников;

2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.;

3) привлекал воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

4) своевременно выявлял и устранял причины, мешающие достижению цели, или оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от сложившихся условий;

5) максимально опирался на собственную активность личности;

6) сочетал воспитание с самовоспитанием, помогая в выборе целей, методов и форм, развивал инициативу и самостоятельность, направлял ведущую к успеху деятельность.

Подходы к объяснению развития личности

Существует множество подходов к объяснению развития личности, отметим наиболее значимые.

1. Описательный - Кречмер (1925 г.), Шелдон (1954 г.), где личностные качества и темперамент увязывались с физической конституцией.

2. Бихевиористский - Уотсон, Скиннер считали, что личность - это результат взаимодействия индивида и окружающей среды, поведение - управляемый процесс, зависит от раздражителя (стимула) и требует положительного подкрепления (поощрения) или наказания в случае неадекватной реакции.

3. Когнитивный - Роттер утверждал, что характер реакций индивида определяется его когнитивной интерпретацией, которую он сам дает внутренним и внешним причинам.

4. Психодинамические:

- психоаналитический – З. Фрейд, в котором развитие личности соответствует психосексуальному, каждый из этапов которого характеризуется определенным способом проявления либидо (половой энергии);

- индивидуальная психология А. Адлера, где определяющим фактором является воля к власти;

- аналитическая психология Юнга, в основе которой лежит коллективное бессознательное – архетипы культуры.

5. Психосоциальный - Эриксон, считающий социализацию как усвоение социальных навыков определяющим фактором развития личности, проживающей на протяжении жизни 8 психосоциальных кризисов.

6. Гуманистический – Роджерс, Маслоу, в основе которого лежит теория самоактуализации, предполагающая, что в каждом человеке есть ориентация, толкающая его на реализацию своих возможностей. Гуманистическая парадигма образования: изучение человека в его целостности и специфике, уважение его достоинства, принятие человека и соблюдение его прав. Создание условий, способствующих его развитию и исключение препятствующих развитию, т.е. оказание помощи со стороны педагога.

9. Периодизация детства

Существуют возрастные особенности развития личности. В разное время свои периодизации предлагали Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо и другие.

1. Периодизация детства по Давыдову (по ведущему типу деятельности):

§ от 0 до 1 года, 1-3 лет - предметно-манипуляторная;

§ 3-6 лет - игровая;

§ 6-10 лет - учебная;

§ 10-15 лет - общественно-полезная;

§ 15-18 лет - профессиональная.

2. В современной науке принята следующая периодизация детского возраста:

§ младенчество (до 1 года);

§ преддошкольный период (1-3);

§ дошкольный возраст (3-6);

-младший (3-4);

- средний (4-5);

- старший (5-6);

§ младший школьный возраст (6-10);

§ средний школьный возраст (10-15);

§ старший школьный возраст (15-18).

Основа периодизации – стадии психического и физического развития и условия, в которых протекает воспитание (детсад, школа). Воспитание должно естественно основываться на возрастных особенностях.

Наши рекомендации