Место учебной дисциплины в структуре ооп
Кафедра философских и социально-экономических дисциплин
СОЦИОЛОГИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины
Направление подготовки:юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника:бакалавр
Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная
Москва
Издательский центр Университета
Имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Программа одобрена на заседании кафедры
от 12 октября 2015 г. , протокол № 2.
Автор:
Гунибский М.Ш. –кандидат философских наук, доцент
Рецензенты:
Ксенофонтов В.Н. – доктор философских наук, профессор
Чернавин Ю.А. - доктор философских наук, профессор
Гунибский, М.Ш.
Социология : рабочая программа учебной дисциплины / М. Ш. Гунибский. – М. : Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2015. – 80 с.
Программа учебной дисциплины «Социология» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»
(квалификация (степень) – бакалавр).
Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2015
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка:
· нормотворческая;
· правоприменительная;
· правоохранительная;
· экспертно-консультационная;
· педагогическая.
Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент:
· нормотворческая деятельность: участие в подготовке нормативно-правовых актов;
· правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов;
· правоохранительная деятельность: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
· экспертно-консультационная деятельность: консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов;
· педагогическая деятельность: преподавание правовых дисциплин; осуществление правового воспитания.
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций.
Общекультурных компетенция (ОК):
· осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
· обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
· наличие нетерпимого отношения к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
· стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
· умения использовать основные положения и методы социологии при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
· способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
Профессиональных компетенций (ПК):
· способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развития правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
· способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
· способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
· способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
· способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
· способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Учебная дисциплина «Социология» относится к вариативному гуманитарному, социальному и экономическому циклу ООП (Код УЦ ООП - Б.1.В.4).
Социология - это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Данное обстоятельство определяет широту обхвата, объём социологического видения и глубину исследований.
Преподавание социологии в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) ведется методом комплексного и системно-проблемного изучения социологических явлений и процессов с выявлением их причинно-следственных связей, объективных противоречий и тенденций, а также анализом их последствий применительно к современной практике.
Освоение социологической проблематики предполагает изучение достижений и наработок отечественной социологической мысли и зарубежных социологических школ и центров. Особое значение в этой связи имеет анализ и осмысление идей и положений последних научных разработок, документов международных социологических исследовательских центров, базовой научной и учебной литературы, периодической печати.
Специфика социологии как науки и учебной дисциплины, ее место в системе гуманитарных наук и значение для практической деятельности юридических кадров требуют от обучающихся глубокого и всестороннего освоения прикладной социологической проблематики. Это расширит возможности формирования высокой культуры, компетентности и профессионализма выпускников Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Требования к уровню подготовки студента (входные знания):
· владение знаниями об экономических основах общества, производственных отношениях и производительных силах, экономических кризисах и прогрессе;
· наличие твердых представлений об истории государства, источниках права и правовых основах общества;
· наличие знаний о формах чувственного и рационального познания мира, законах, правилах, формах и абстрактного мышления, логических приемах аргументации;
· устойчивое владение знаниями по философии, основными вехами развития и современным состоянием философии, основными философскими принципами, законами, категориями;
· знание основных требований и правил безопасного проживания в информационном обществе;
· владение знаниями о человеке и его особенностях, общее понимание личностно-нравственного измерения культуры и конкретной профессии.
Предшествующие дисциплины:
история, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, введение в профессию, безопасность жизнедеятельности, логика, теория государства и права, римское право, юридическая конфликтология, культурология, управление бизнесом, профессиональная этика.
В свою очередь, изучение и освоение учебной дисциплины «Социология», непосредственно связано с последующими дисциплинами:
административное право, конституционное право, конституционное право зарубежных стран, трудовое право, муниципальное право, юридическая психология, гражданское право, гражданский процесс, уголовное право, уголовный процесс, право социального обеспечения, семейное право, основы социального государства, а также является необходимой основой для выработки умения анализировать и исследовать различные социально - правовые явления, юридические факты; анализировать и толковать юридические нормы в процессе изучения всего комплекса отраслевых и специально-юридических наук.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Тематические планы
Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах составляет: 2 зачетные единицы, 72 академических часа. Промежуточная аттестация – зачет.
3.1.1. Тематический план для очной формы обучения
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
лекции | Практические занятия | СРС | |||||
Раздел I. Теория и история социологической науки Социология как наука и учебная дисциплина. Современные социологические парадигмы. История становления и развития социологии. Современная западная социология. Особенности Отечественной социологии. | (4-И) | презентация проекта; компьютерные симуляции; деловые и ролевые игры; разбор конкретных ситуаций; тренинги; обучающая игра; | Устный и письменный опрос Тестирование | ||||
Раздел II. Социологические проблемы развития общества и личности. Общество в социологическом рассмотрении. Общество как социокультурная система Социология личности. Личность как социальный тип и деятельностный субъект. Процесс социализации личности. Статусно-ролевые теории личности. Социальная структура и стратификация. Социальные общности и социальные группы. Социальные институты и социальные организации. Социальный контроль и социальное управление. Гражданское общество и общественное мнение. | (6-И) | презентация проекта; компьютерные симуляции; деловые и ролевые игры; разбор конкретных ситуаций; тренинги; обучающая игра; | Устный и письменный опрос Тестирование | ||||
Раздел 3. Специальная и прикладная социология Специальные и прикладные теории. Социология права. Социологические исследования как инструмент социального управления и познания общества. Виды и типы социологического исследования. Методология и методика социологических исследований. Техника социологического исследования. Основные направления и методы исследования правовых явлений. | (8-И) | презентация проекта; работа в малых группах; разбор конкретных ситуаций; тренинги; «кейс-стади»; обучающая игра; обсуждение социологических проектов | Социологический проект Тестирование Устный и письменный опрос | ||||
Трудоёмкость зачета | |||||||
ВСЕГО | 20 (18) | Зачет |
· «И» - занятия, проводимые в интерактивной форме, - всего 18 часов (60% от общего количества аудиторных занятий)
3.1.2. Тематический план для очно - заочной формы обучения
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
лекции | Практические занятия | СРС | |||||
Раздел I. Теория и история социологической науки Социология как наука и учебная дисциплина. Современные социологические парадигмы. История становления и развития социологии. Современная западная социология. Особенности Отечественной социологии. | (4–И) | презентация проекта; компьютерные симуляции; деловые и ролевые игры; разбор конкретных ситуаций; тренинги; обучающая игра | Устный и письменный опрос Тестирование | ||||
Раздел II. Социологические проблемы развития общества и личности. Общество в социологическом рассмотрении. Общество как социокультурная система Социология личности. Личность как социальный тип и деятельностный субъект. Процесс социализации личности. Статусно-ролевые теории личностиСоциальная структура и стратификация Социальные общности и социальные группы. Социальные институты и социальные организации. Социальный контроль и социальное управление. Гражданское общество и общественное мнение. | (4–И) | презентация проекта; компьютерные симуляции; деловые и ролевые игры; разбор конкретных ситуаций; тренинги; обучающая игра | Устный и письменный опрос Тестирование | ||||
Раздел III. Специальная и прикладная социология Специальные и прикладные теории. Социология права. Социологические исследования как инструмент социального управления и познания общества. Виды и типы социологического исследования. Методология и методика социологических исследований. Техника социологического исследования. Основные направления и методы исследования правовых явлений. | (4-И) | презентация проекта; работа в малых группах; разбор конкретных ситуаций; тренинги; «кейс-стади»; обучающая игра; обсуждение социологических проектов | Тестирование Устный и письменный опрос | ||||
Трудоёмкость зачета | |||||||
ВСЕГО | 12 (10) | Зачет |
3.1.3. Тематический план (заочная форма обучения)
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
лекции | Практические занятия | СРС | |||||
Раздел I. Становление социологической науки и социологические исследования. Социология как наука и учебная дисциплина. История становления и развития социологии. Современные социологические парадигмы. Специальные и прикладные теории. Социология права. Социологические исследования как инструмент социального управления и познания общества.Основные направления и методы исследования правовых явлений. | 2,3 | (2И) | презентация проекта; компьютерные симуляции; разбор конкретных ситуаций; обучающая игра; | Устный и письменный опрос | |||
Раздел II. Социологические проблемы развития общества и личности. Общество в социологическом рассмотрении. Личность как социальный тип и деятельностный субъект. Социальная структура и стратификация. Социальный контроль и социальное управление. Гражданское общество и общественное мнение. | 2,3 | (2И) | презентация проекта; деловые и ролевые игры; разбор конкретных ситуаций | Устный и письменный опрос | |||
Трудоёмкость зачета | |||||||
ВСЕГО | (4И) | Зачет |
Содержание дисциплины (программа курса)
Учебная дисциплина «Социология» включает изучение истории социологии и основных проблем социологии (указаны часы для изучения тем раздела студентами очной формы обучения, в скобках – для студентов очно-заочной формы обучения)