Образовательные технологии. Для эффективного освоения материала дисциплины «Социология » создаётся актуальная
Для эффективного освоения материала дисциплины «Социология » создаётся актуальная информационно-коммуникационная образовательная среда. Прежде всего, подразумевается:
- переход от коллективных форм обучения к индивидуальным;
- предоставление обучающемуся необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений творчества;
- выбор содержания и методов обучения, способов применения полученных знаний.
Новые образовательные технологии в бакалавриате предполагают использование методики личностно-ориентированного образования. Стратегия обучения бакалавра направлена на использование системного подхода к образовательному процессу, когда качество образовательных услуг определяется процессом. Учитывая преобладание в программе подготовки бакалавров самостоятельной работы, рекомендуется размещение учебно-методического обеспечения лекционных, практических и семинарских занятий на Интернет-сайте. Избранные фрагменты лекционного курса с подробным изложением выкладок и доказательств. Переход на сетевые работы в режиме совмещения с чат-консультацией. Одним из тактических приёмов является многовариантность сценариев проведения занятий в зависимости от размера группы, уровня её предыдущей подготовки.
В процессе совершенствования образовательных технологий активная роль отводится обучаемому, в частности, участие студента в процессе формирования собственной траектории обучения.
Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное) | Тема занятия | Образовательные технологии (в т.ч. интерактивные) | Объем, ауд. часов/в т.ч. в интерактивной форме |
Лекция | Социология как наука | лекция с элементами проблемности | |
Практическое занятие | Основные вехи истории развития социологической науки | сообщения, задания, презентации, видеоролики, устный опрос | |
Лекция | Современная социология: основные тенденции и направления развития | лекция с элементами проблемности/ рассказ-беседа | |
Практическое занятие | Развитие социологии в России | сообщения, задания, презентации, видеоролики, устный опрос | |
Лекция | Общество как социальная реальность и социетальная система | лекция с элементами проблемности | |
Практическое занятие | Личность и общество | сообщения, задания, презентации, видеоролики, устный опрос тест | |
Лекция | Культура в общественной системе | лекция с элементами проблемности/ рассказ-беседа | |
Практическое занятие | Социальные общности и социальные группы | сообщения, задания, презентации, видеоролики, устный опрос тест | |
Лекция | Социальные институты и социальные организации | лекция с элементами проблемности | |
Практическое занятие | Социальная структура и социальная стратификация общества | сообщения, задания, презентации, видеоролики, устный опрос тест | |
Лекция Практическое занятие | Социальные взаимодействия и социальные отношения | лекция с элементами проблемности/ рассказ-беседа сообщения, задания, презентации, видеоролики, устный опрос тест | |
Практическое занятие | Социальные конфликты в обществе | сообщения, задания, презентации, видеоролики, устный опрос тест | |
Лекция | Социальные изменения и их роль в социальных процессах | лекция с элементами проблемности/ рассказ-беседа | |
Практическое занятие | Основные виды социальной деятельности. Социология семьи | сообщения, задания, презентации, видеоролики, устный опрос тест | |
Самостоятельная работа | Социология духовной жизни. Социология религии | Обсуждение эссе, докладов, рефератов подготовленных студентами по теме | |
Самостоятельная работа | Основные виды социальной деятельности. Социология науки и образования | Обсуждение эссе, докладов, рефератов подготовленных студентами по теме | |
Лекция | Экономическая социология | лекция с элементами проблемности/ рассказ-беседа | |
Лекция Практическое занятие | Методология социологического исследования | лекция с элементами проблемности/ рассказ-беседа сообщения, задания, презентации, видеоролики, устный опрос тест |
(Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Примечание: Согласно закону РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», преподаватели вуза имеют право «выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса» (ст. 20).