Кри.ерии эффективности инновационной технологии обучения
В условиях формирующихся рыночных отношений в сфере производства и в сфере интеллектуального труда (например, управленческого консультирования), заказчик хочет знать, за что он платит деньги. Разрабатывая какой-либо метод или социальную технологию, необходимо учитывать несколько аспектов, а именно: в какой сфере возможно применение метода (или технологии), кто может профессионально его применить, в какое время, и на каком этапе развития организации возможно вмешательство в конфликт с помощью этого метода, каковы критерии эффективности применяемого метода.
Инновационный семинар-тренинг можно использовать в любой производственной сфере в рамках образовательной программы или консультирования. В структурах образования он может быть использован в школах с учащимися 8-10 классов, т. е. с того возраста, когда у подростка начинает формироваться способность к абстрактному мышлению, развитие логического мышления и оперирование понятиями. Профессионально овладеть проведением ИСТ может специалист, проделавший сам некоторый путь в этом режиме, развивший и сформировавший рефлексивный, методологический, саногенный (позитивный) и объемный типы мышления, о которых шла речь ранее.
Если мы обратимся к профессиональным сообществам и ассоциациям, то увидим, что этические и нравственные нормы этих сообществ, предъявляют высокие требования к профессионалам в этическом плане. С учетом того, что инновационный семинар тренинг ИСТ — это некоторая экспериментальная площадка мною были сформулированы некоторые этические принципы. В совокупности я назвала их этическим кодексом. Этот кодекс позволяет, во-первых, очертить некоторую дистанцию и проявить
независимость в работе с заказчиком; во-вторых, построить цивилизованные отношения с коллегами в условиях конкуренции. Для позиции независимого консультанта, которую занимает автор, он достаточен Однако если с заказчиком будет работать группа консультантов, то кодекс необходимо дополнять или корректировать в соответствии с задачами и ценностями группы.
Как мы уже показали ранее, минимальное время для законченности некоторых процессов ИСТ — б академических часов. Для образовательной программы в рамках консультирования с управленческими структурами минимальное время — 20 академических часов. При усложнении задач и решаемых проблем в организации продолжительность работы определяется исходя из финансовых возможностей заказчика. В данный момент мы говорим только о возможности ИСТ в разрешении конфликтных ситуаций в организации, группах ИСТ является профессиональной технологией вмешательства в организацию. И как любое вмешательство оно возможно в нескольких случаях:
• когда вышестоящая управленческая структура по отношению к уп
равляемой ею структуре занимает позицию вмешательства на впол
не законных функциональных основаниях и приглашает специали
стов провести какую-либо работу, в том числе и ИСТ;
• когда руководство организации понимает, что управлять конфлик
тной ситуацией становится все сложнее, а новая корпоративная
культура не формируется, поскольку нужно многое менять. В этом
случае оно приглашает консультантов по управленческому консуль
тированию.
В любом случае, можно обозначить два подхода к специалистам (консультантам), типичных для руководителей — заказчиков. Первый — когда руководство как бы «отдает в руки» консультантов свой коллектив, интересуясь лишь результатом их работы, держа их на некоторой дистанции от собственно управленческой информации. Второй — когда руководство вместе с коллективом начинает работать с консультантом, доверяя ему все свои противоречия в организации и, в том числе, конфликты. Второй вариант наиболее предпочтителен в плане изменений не только структуры организации, но и формирования конфликтологической компетенции внутри коллектива. Следовательно, мы можем говорить о некоторых различных критериях эффективности ИСТ.
Начнем с первого варианта, когда руководство дистанцируется от консультанта. При определении эффективности его работы необходимо иметь в виду, что «эта характеристика, - как отмечает В. С. Дудченко,- разное значение для заказчиков, участников и консультантов»
[51, с.86], так как у этих трех групп помимо совпадающих целей и задач есть еще и специфическое их несовпадение. Выявить эти цели и задачи перед началом работы — обязанность консультанта, поскольку эффективность и определяется тем, достигнуты ли цели, решены ли задачи. В первом варианте это особенно важно, так как при дистанцировании заказчика от консультанта (а обстоятельства могут быть самые разные, часто не зависящие от консультанта) должен быть четко зафиксирован результат с учетом взаимодействия в совместной работе трех субъектов: руководства, участников и консультанта. Этот вариант содержит в себе несколько «опасностей» для функциональных отношений между консультантом и руководством, которые хотелось бы раскрыть. Дело в том, что ИСТ относится к консультированию по процессу, т. е. такому консультированию, при котором активное вмешательство в мыслительные процсхы участников взаимодействия является необходимым условием работы с заказчиком. Процессы, проявляющиеся на ИСТ, будут скрыты от руководства, однако информация, как обычно, в искаженном, неполном и противоречивом виде, будет доведена до сведения руководства и консультанту придется «объясняться» с руководством. Наиболее типичные обвинения в адрес консультанта — конфликтолога: ведет себя не этично; оскорбляет честь и достоинство присутствующих; рисует какие-то непонятные схемы; ничего не понимает в нашей работе и т. д. И в этом есть фактологический материал. Поскольку ранее мы уже раскрыли основные процессы, происходящие на ИСТ, сопровождающиеся конфликтами, неопределенностью и риском, то нам необходимо иметь в виду, что участники выдают стереотипные реакции и суждения, часто «ухватывая» лишь формы взаимодействия и упуская содержание, т. е. -суть того, о чем шел разговор в процессе взаимодействия консультанта и участников. Неспособность разотождествить форму и содержание приводит к тому, что люди становятся легко манипулируемыми в любой форме, которая не соответствует их ожиданиям и нормам. Но в реальном конфликте именно это и происходит и это же остается скрытым от сознания конфликтующих сторон. А поскольку ИСТ — образовательная программа, где предметом обучения являются реальные конфликты, то осмысление этого отожествления и есть начало «разотождествле-ния» формы и содержания. Однако подобный результат осознания может придти к некоторой части участников только к концу ИСТ, в начале же его ничего, кроме возмущения, негативных эмоций, жалоб и обвинений в адрес консультанта, ожидать от участников не приходится, и это нормально для первого этапа. Если на первом этапе разворачивания конфликтной ситуации эта информация дойдет до руководства, то оно нач-
нет вмешиваться в процесс ИСТ и требуется много усилий и времени (намного превышающем 20 академических часов) для того, чтобы начать еще работать и с руководством.
Так, например, в одной из структур Института повышения квалификации, заведующая кафедрой пришла на ИСТ и попыталась прекратить занятия вследствие жалоб участников, хотя по плану на проведение ИСТ было отведено два дня. После вмешательства руководства в ИСТ и попытки прекратить занятия, был организован рефлексивный анализ конфликтной ситуации, реально возникшей в институте, где было выявлено следующее:
заведующая кафедрой настроена против выявления существующих реальных конфликтов в учебном процессе (и в этом четко проявляется опасение перед конфликтами);
наличествует убеждение в том, что «закрыть», «прекратить» ИСТ — инственный выход из возникшей конфликтной ситуации; участники не смогли выполнить данное ими обещание «конфиденци-иьности» (как обязательное условие семинара), которое предусматри-ю, что до конца ИСТ желательно все трудности обсуждать там, где ш возникли, в том числе и конфликты. В этом плане безответствен-эсть участников ИСТ позволяет сделать вывод о том, что часть из них i способна выполнять данное обещание, что, естественно, способствует озданию и эскалации конфликтных ситуаций. Вследствие такой безот-етственностн конфликтная ситуация вышла из-под контроля. Не опирая дальнейших подробностей рефлексивного анализа, констатируем ишь, что главным результатом была постановка вопроса, как возмож-1о обучение управлению конфликтами без коррекции реакций, представлений и некоторых социальных норм управленческого персонала. Соб-твенно говоря, жалоба в вышестоящие органы и нарушение принципа конфиденциальности — это и есть та норма, которая позволила создать i учебном процессе реальный конфликт. Но ведь это и есть тот матери-га, с которым придется дальше работать участникам. Осознание этого «•мента намного снизило напряженность между консультантом и участниками. К концу занятий, которые все же завершились намного рань-пе оговоренного срока, участники и заведующая кафедрой высказались:-<почему вы раньше об этом не сказали, так как, конечно, хотелось бы розаниматься дальше и поразмышлять над некоторыми реакциями и процессами». Однако занятия пришлось завершить, так как при нарушении договоренностей со стороны заказчика консультант имеет право применить некоторые санкции. В данном случае, участникам очень хотелось продолжить занятия, но им было в этом отказано. Сожалений Зыло много, однако участники «вынесли» одно главное положение: «если
человек не выполняет данное им обещание, он является создателем и провокатором эскалации конфликта». Хочется надеяться, что это будут уже не только слова, но и прожитая ситуация, которая надолго останется в их памяти.
Это один из фрагментов сложной ситуации взаимодействия с заказчиком, который находится на дистанции. В плане технологии работы с заказчиком в договор был внесен пункт о санкциях в случае нарушения некоторых договоренностей. Дело в том, что подобный случай не является поводом прекращения отношений с заказчиком, однако он намного усложняет дальнейшую работу с ним. В дальнейшем таких ситуаций лично у автора не возникало. Т. е. мы видим, что результат может быть не только непосредственным, но и перспективным, как для заказчика, так и для консультанта. К перспективным результатам можно отнести идеи, решения и новые задачи, которые непосредственно возникли и оформились на ИСТ.
1. Такая работа с заказчиком специфична тем, что конфликты ужесточаются в рамках ИСТ. Основная задача консультанта в ИСТ — четкое и решительное определение некоторых процедур и этапов, которые участники должны выполнять и, при необходимости, их разъяснение и обоснование. Уже на этапе обсуждения правил и принципов реальные отношения между участниками «обнажаются». Конечно, позиция ведущего ИСТ, которая прописана ранее, стимулирует их проявление, однако постепенно она начинает осознаваться участниками и в соответствии с этим меняются реакции, некоторые представления участников, а также их действия во взаимодействии друг с другом и с ведущим ИСТ. Здесь необходимо зафиксировать различия между требованием к консультанту в разрешении конфликтов [109, с.191], хоторое заключается в создании спокойной обстановки, и требованием к позиции консультанта в ИСТ, который создает спокойную обстановку в зависимости от этапов и задачи на каждом этапе. Ведущий ИСТ не создает спокойную обстановку, а провоцируют столкновение и обострение противоречий в создавшейся конфликтной ситуации, в зависимости от этапа технологии и постановки задач. Это связано с задачами, решаемыми на ИСТ. Провокации необходимы для решения таких задач, как повышение и развитие стрессоустойчивости в конфликте, формирование рефлексивного мышления, осознание манипулятивных техник и приемов. Поэтому ведущий ИСТ, создавая конфронтацию, тем самым способствует созданию полной структуры конфликта и ее необходимых элементов в пространстве ИСТ.
Можно выделить несколько уровней, на которых создаются конфликты: интеллектуальный, эмоционально-психологический, содержательный (функциональный). Причем с разными участниками, в зависимости от их peas-
ций и действий, эти конфликты конструируются по-разному Интеллектуальный план —это фиксация некоторых ограничений в знаниях, представлениях, нарушений законов формальной логики в суждениях и умозаключениях, суждений с выходом на понятийный уровень. Эмоционально-психологический план—это непосредственные реакции на оскорбления, ущемления национальных чувств, реакции на физические недостатки, факты из интимной жизни. Это некоторый коммунальный уровень общения между людьми, основанный на привычках, вкусах, пристрастиях, принадлежности к возрастной категории, полу и т д. Организационно — функциональный (содержательный) план — это фиксация позиций, ролей, пространственной ориентации, самоопределения в конкретной ситуации.
В конфликте все присутствует в переплетении, и человек часто не способен «раскрутить» этот клубок, что мешает ему рационально отнестись к конфликту. Основная задача ведущего — «ухватить» циклично повторяющиеся реакции, одни и те же представления, вопросы, действия, ведущие к эскалации конфликта и постепенно вводить их в поле осознания участников. Само по себе осознание, не подкрепленное фиксацией барьера, мешающего сде-
_ лать иное действие или выработать иное представление, чувство и т. д., уси-ренное некоторыми новыми подходами, приемами, техниками, не позволяет ьектам конфликта выйти на новый уровень отношений в конфликтной уации. Более того, если осознание остается в предметном плане, т. е. в фактологическом материале, интересах, мотивах, чувствах и т. д. и не выводится на понятийный уровень рефлексивного мышления, можно говорить о
низкой эффективности образовательного процесса в ИСТ.
Естественно возникает вопрос, а как же быть, если среди участников ру-
! ководители и подчиненные и вдруг руководитель покажет свои слабые мес-
та, которыми затем воспользуются подчиненные? Как мы показали, одним из принципов является принцип равное™, т. е. на ИСТ ценностью является мысль и способность к размышлению И действительно, ограничения в интеллектуальном плане есть у каждого человека. Но показателем развития человека и его профессиональной и духовной жизни является способность фиксации этих ограничений и выход за их пределы Если руководитель — развивающаяся и сильная личность, могущая разотождествляться с позицией руководителя, что очень важно для того, чтобы стресс не переходил в дистресс, то для него здесь экспериментальная площадка, на которой он может усилить свои интеллектуальные способности. Более того, если руководитель знает свои слабые стороны, а именно на них строятся все манипулятивные отношения другой стороны, то он будет держать их под контролем, дабы сознательно пользоваться своими слабыми и сильными сторонами. В этом плане ущерб можно нанести только ущербному человеку.
Так все же, по каким показателям мы можем отследить эффективность ИСТ? Дело в том, что традиционные методики тестирования или социологические исследования, фиксирующие исходное состояние группы или участников, в ситуации ИСТ не годятся. В процессе развития отношений между участниками видна динамика изменения исходного состояния. И ее скоротечность фиксируют сами участники ИСТ.
Здесь мы вводим субъективную оценку, которая меняется у участников и в конце работы фиксируется в рефлексивном анализе по результатам ИСТ. Каждый участник определяет эффективность ИСТ для себя лич* но, и в этом проявляется субъективность оценки, но в то же время общая картина видна из групповой оценки, которая включает все субъективные отзывы. Однако — не эйфория, как психологический эффект после сложной работы и нахождения выхода из конфликтных ситуаций и не благодарность консультанту за хорошую работу являются критерием эффективности ИСТ Главное - это, чтобы участники стремились включить осознаваемые уже методы и приемы, знания и средства в анализ собственных конфликтных ситуаций, которые ранее казались безысходными, неразрешимыми и тупиковыми. Следует сказать, что определение эффективности работы с людьми всегда представляет большую сложность. И, чтобы не оставаться на уровне субъективных оценок и мнений, необходимо найти некоторые объективные характеристики, которые зависят не только от мнения участников и их ощущения.
Эти характеристики могут быть видны всем позициям: консультанту, заказчику, участникам и экспертам, если таковые принимают участие в ИСТ:
• спад агрессивности у участников ИСТ;
• уверенность в своих силах;
• взятие ответственности за конфликтную ситуацию на себя;
• переход от поиска виновного к сотрудничеству и позитивной кон
куренции;
• переход от борьбы к консенсусу;
• усвоение ненасильственных методов разрешения конфликтов;
• развитие рефлексивного типа мышления;
• интерес к противоречиям и снятие страха перед конфликтом;
• фиксация стереотипов и барьеров, которые мешают действовать
рационально в ситуации неопределенности и высокой степени кон
фликтности;
• способность к разотождествлению с чувством, эмоцией, пози
цией и т. д.
Главное - это переход от социально-негативных процессов к социально-позитивным (конструктивным). Эта объективная оценка, можно сказать, качественная. Но кроме субъективной и объективной оценки есть еще одна оценка экспертов, которая может фиксироваться профессионалами (психологами, социологами и т. д.). Она заключается в фиксации использованных средств и методов, новых подходов и технологии работы с людьми, фиксации ошибок и ограничений ведущего ИСТ. Эксперты, которые сами не могут пользоваться «конфликт-методом», часто не выдерживают сложной интеллектуальной и эмоционально-психологической нагрузки и ведущему приходится с ними работать как с участниками, придерживаясь принципа «равности». Поэтому, прежде чем применять этот метод, каждому консультанту и эксперту необходимо «попробовать» его на себе, в экспериментальном режиме. Это требование к тем, кто изобретает методы и рекомендует их другим, применяется в некоторых психологических школах (психоанализ, психодрама) [98, с.247]. Идея заключается в том, что ключевой частью процесса оценки исследования является проверка на тех, кто придумал и применяет метод. Поэтому объективная оценка экспертов-профессионалов возможна с учетом следующих аспектов:
• наличие профессиональных знаний в области конфликтологии;
• экспериментальное опробование «конфликт-метода» на себе в ре
жиме ИСТ;
Таким образом, мы выделяем три оценки для определения эффективности ИСТ; субъективная, объективная (групповая) и экспертная. В основном участники ИСТ фиксируют:
• новые знания в области конфликтологии;
• новые методы работы с реакциями и сознанием;
• интеллектуальное напряжение и фиксация барьеров;
• желание в дальнейшем познавать область конфликтологии;
• новые подходы, реакции, чувства по отношению к себе и окружаю
щим, интерес к конфликту:
• более спокойное и уравновешенное отношение к манипулятнвным
техникам и психическому прессингу.
Если мы вспомним задачи, поставленные перед ИСТ:
• диагностика реальной ситуации в группе;
• овладение методами диагностики и разрешения конфликтных си
туаций;
• овладение навыками эффективного слушания и говорения;
• развитие стрессоустойчивых качеств в конфликте;
• снятие негативного отношения к конфликту и страха перед конф
ликтом;
• формирование рефлексивного типа мышления;
• формирование конфликтологической компетенции, то теперь мы
можем с уверенностью утверждать, что эти задачи решаются, по-
скольку основным показателем эффективности является получен
ный результат.
ИСТ является рисковой технологией, т. к. она действительно позволяет «вскрыть» многие реальные, глубинные противоречия и проблемы, как внутриличностные, так и межличностные и межгрупповые. С учетом того, что ИСТ — это экспериментальный режим с особыми задачами и целями, применение этических требований и норм должно исходить из представления о том, признаем ли мы развитие человека, а через него и организации или группы, без риска и конфликтов? На взгляд автора, эти процессы неразделимы, поэтому гуманный принцип «не навреди» относится к тому, что при обучении создается не иллюзорная ситуация согласия и мира, а реальная ситуация конфликтов и противоречий, та среда, с которой непосредственно взаимодействует субъект. И он учится действовать, мыслить и жить в ситуации высокой степени неопределенности и в конфликте, достигая своей цели, решая свои задачи, согласовывая их и конкурируя с другими, сохраняя все самое ценное, что накопило человечество в плане общения между людьми Это не противоречит гуманному принципу. Этика же дифференцируется на:
• этику религиозного человека, выраженную наиболее четко на аб
страктном и, в то же время, конкретном уровнях в Библии, других
религиозных текстах;
• этику личную, включающую в себя приемлемые, в соответствии с
воспитанием и культурой, этические нормы;
• этику групповую (профессиональную), раскрывающую этические
нормы какой-либо профессиональной группы, организации.
Говоря об этических нормах по отношению к ИСТ, необходимо иметь в виду профессиональную этику, которая проявляется непосредственно в процессе ИСТ Любая профессиональная работа оценивается по результату. И, если результат достигается, т. е. решаются поставленные задачи, значит, этические нормы соответствовали поставленным, в рамках ИСТ, зад«" чам. Не этично для профессионала ставить задачи и не достигать их, при* крываясь общими этическими соображениями из позиции личной и обшеи этики. Само функциональное пространство диктует свою профессионал1*' ную этику.
Что является неэтичным в ИСТ:
• не держать рамки режима и не фиксировать этапы процесса конф'
ликтной ситуации, не фиксировать нарушение норм, принципов я
правил,
• не предъявлять собственную позицию по отношению к обсуждае
мой теме;
• не занимать позицию, которой недостает для полноты структуры
ситуации неопределенности и конфликта, имеется в виду провоци
рующая позиция;
• не раскрывать манипулятивные техники, технологии и методы;
• оправдываться или искать виновного;
• стремиться понравиться аудитории, заигрывая с их стереотипами;
• жалеть участников (в соответствии с представлением о них, как об
ущербных и слабых в интеллектуальном и эмоционально-психоло
гическом планах);
• преподносить в готовом виде результат размышления, не создавая
интеллектуального напряжения на занятиях ИСТ;
• уступать созданную ведущим позицию другому лицу без конку
ренции и борьбы, для укрепления чьего-то авторитета;
• не заниматься теми задачами, для которых организован ИСТ;
• не использовать ошибки участников в процессе обучения.
Нельзя не признать некоторую агрессивную форму, которую позволяет
себе ведущий ИСТ и на которую также агрессивно реагирует некоторая часть участников. Для того чтобы реальные конфликты не криминализировались, (т. е. не доходили до насильственных форм) работа с агрессией должна быть проведена как профилактическое средство значительно раньше, и это возможно в рамках ИСТ, в случае если мы принимаем норму, позволяющую быть конфликту в коммуникации. В этом плане можно признать, что ИСТ действительно является технологией формирования конфликтологической компетности и профилактики деструктивных форм в конфликте.
Выводы
Необходимо признать, что практическая конфликтология как учебная дисциплина должна быть максимально приближена к реальности повседневной жизни. Это значит, что в учебном процессе теория может и должна служить практическим задачам в разрешении реальных конфликтных ситуаций. В этом специфика практической конфликтологии как дисциплины. Разрушительные процессы могут быть минимизированы в случае профессиональной подготовки специалистов, могущих оказывать воздействие на Минимизацию разрушительных последствий в конфликте и сохраняющих конструктивность в конфликте. С учетом риска и обострения конфликтов в Учебном процессе, конфликтология должна быть признана эксперимент бальной дисциплиной в вузах.
Небольшая ремарка.
Дело в том, что «конфликт-метод» подвергается резкой критике со стороны некоторых психологов, которые отождествляют «конфликт-метод» с психотропными препаратами, а поэтому требуют проведения профессиональной экспертизы подобных мероприятий. С одной стороны, это является показателем того, что указанные специалисты не имеют критериального различения между коммуникацией (общением) и наркотиком. (От обыденного человека, этого не требуется, а от специалистов в области конфликтологии, требуется), С другой стороны, профессиональную (конфликтологическую) экспертизу, как принцип необходимо приветствовать, тем более хорошо было ввести этот принцип и по отношению к властям на всех уровнях принятия управленческих решений. Эксперименты, которые государство проводит над миллионами людей в России, доводя их до грани отчаяния и выживания, почему — то остаются вне поля внимания отечественных конфликтологов, а вот эксперименты, в которых нарабатываются социальные технологии и методы защиты от провокаций вызывают беспокойство и озабоченность.
ГЛАВА V
Городской конфликт в градостроительной практике: технология согласования интересов*
Преамбула
В предшествующих главах было показано многообразие подходов и методов диагностики конфликтов. Группа исследователей и консультантов по управлению Центра социального управления, коммуникации и социально-проектных технологий Института социологии РАН на протяжении нескольких лет разрабатывала технологии и подходы к анализу городских конфликтов. С 1997 года была организована социологическая школа конфликтологии, одной из задач которой было подготовить социологов к исследовательской и практической деятельности в конфликтной ситуации.
Почему городских? Такого определения конфликта нет практически ни в одной теоретической работе по конфликтам. Городским мы назвали конфликт потому, что причиной его были изменения, которые происходили в городской среде в связи со строительством автомобильных дорог (домов) или тех изменений, которые оказывают различное, чаще негативное, влияние на городских жителей. В этой главе будет изложена методология исследования и реализация технологии согласования интересов в городском конфликте.
Принятие программ строительства в крупных городах, приводит к тому, что в изменения окружающей среды оказываются вовлеченными многие жилые массивы. Методология исследования и вмешательства социологов в городской конфликт, включала в себя следующие аспекты социальной технологии:
* Глава подготовлена совместно с Т М Дридзе Е М Акимкиным
• разработку теоретических подходов и методологических схем, с ко
торыми социологи могут вступать в конфликтную ситуацию;
• постановку целей, задач и методов работы социологов в зоне кон
фликта;
выявление объективных и субъективных проблем, возникших в результате работы социологов в зоне конфликта;
• разработку методических приемов и технологии взаимодействия с
конфликтующими сторонами;
• выявление предмета противоречия между группой социологов и
заказчиком по поводу конфликта между заказчиком, строителями
и жителями
Особенность такого подхода заключается в том, что в его рамках используются две взаимоувязанные стратегии - социально-диагностическая и кон-структивно-коммуникаттная, которые встраиваются в управленческий цикл на стадии, предваряющей принятие управленческого решения. Были разработаны методы диагностики локальной ситуации, включающие в себя целый ряд взаимодополняющих процедур - зондажно- информационное и социально-историческое обследование места, анализ содержания любых документальных и иных текстовых источников, ситуационно-биографические и фокус-интервью, экспертные опросы и социальное картографирование, использование специализированных прогнозно-проектных игровых техник и т. п. Это позволило группе социологов отойти от узкопрофессиональной специализации, предоставляя возможность, как бы «схватить» в целостности такое ключевое социальное явление, как конфликтная ситуация, где в центр внимания ставится «не просто Человек и/или Среда, но те обменные (метаболические) процессы, которые происходят между ними» Разработанная социальная технология согласования интересов основывается на экоантропоцентрической парадигме социального познания и теории социальной коммуникации (автор - Т. М. Дридзе), а также на инновационной технологии обучения, позволяющей готовить специалистов к деятельности в конфликтах (автор - Л. Н Цой).
Итак, принятие программы строительства новой транспортной магистрали в г. Москве общей протяженностью около 350 км привело к тому, что в зоне влияния этой магистрали оказались многие московские жилые массивы. Неподготовленность местной власти (а более всего, — инвесторов и заказчиков) к диалогу с жителями вызывало глубокое недовольство и эмоциональное раздражение жителей, что привело к противостоянию (порой нерациональному, хотя и не случайному) с теми, кого они посчитали виновниками своих бед. В этой связи весной 1998 года в Центр социального управления, коммуникации
социально-проектных технологий Института социологии РАН обратился заказчик с просьбой об оказании профессиональной помощи. Главное, что он хотел бы получить в результате работы социологов - это то, чтобы жители не препятствовали строительству первой крупной развязки новой транспортной магистрали, а также, чтобы конфликт не приобрел жесткие формы противостояния со стороны жителей. Добиться этого было возможно лишь при условии проведения комплексного, локального социально-диагностического исследования, направленного на выявление интересов жителей и согласования этих интересов с заказчиком и строителями Для этого была сформирована междисциплинарная исследовательская группа (научный руководитель исследования — Т. М -Дридзе, ответственные исполнители — Л. Н Цой и Е М. Акимкин) Она включала социологов, психологов, эколога и архитекторов-дизайнеров среды, экономиста, юриста и специалистов по системному компьютерному моделированию Это позволило выработать весьма эффективную методологию и технологию работы социологов в зоне городского конфликта В данной главе будут раскрыты следующие их аспекты;
• цели, задачи и методы работы социологов в зоне конфликта;
• объективные и субъективные проблемы, возникшие в результате ра
боты социологов в зоне конфликта;
методические приемы и технология взаимодействия с конфликтующими сторонами;
• противоречия между группой социологов и заказчиком (Имя заказ
чика в тексте не указано)
Нам важно посмотреть на конфликтную ситуацию с точки зрения возможностей вмешательства социологов в конфликты и выявление некоторых закономерностей, с целью их учета в профессиональной деятельности будущих конфликтологов - практиков
§1. Социологи в зоне городского конфликта: цели и задачи работы
Цель работы - провести локальную социальную диагностику для выявления причин конфликтной ситуации и согласования интересов заказчика (строительной организации), органов власти, жителей и других заинтересованных сторон, связанных со строительством развязки крупной транспортной магистрали проходящей через жилой массив.
Практические задачи. 1) Анализ и диагностика реальной ситуации в зоне строительства и на смежных территориях. 2) Информирование жителей о строительстве, в том числе с помощью специально адресованного им буклета. 3) Запуск процессов самоорганизации в целях совместной защиты интересов жителей. 4) Снижение агрессивности у части жителей по отношению к проекту и строительству. 5) Консультирование представителей заказчика, органов власти, руководства строительной организации и жителей по вопросам профессионального регулирования конфликтных ситуаций. 6) Информирование заказчика о запросах, опасениях и пожеланиях жителей, связанных со строительством. 7) Организация консультаций экспертов и разъяснений заказчиком причин и планов своих действий в зоне строительства. 8) Помощь в подготовке материалов для СМИ о проекте и строительстве, на основе документации и по результатам исследовательской работы социологов. 9) Подготовка и юридическое оформление договора между заказчиком, органами власти, руководством строительной организации и жителями.
§2. Анализ ситуации на момент привлечения группы социологов
Ситуацию, которая сложилась между заказчиком, жителями и властями по поводу осуществления проекта можно было охарактеризовать как предконфликтную. К началу работы в Районную управу пришло несколько писем возмущенных жителей. Однако, каково действительное положение дел с формированием социальных групп разной активности, каковы их интенции и потенциал в ужесточении конфликтных форм, не было известно. С учетом того, что строительные работы начались, а жители не были осведомлены о том, как будет изменена окружающая среда, что они приобретут, а что потеряют, можно было предположить,
неуправляемые действия социальных групп, чьи интересы ущемляются, могут быть активизированы не в направлении позитивного отношения к заказчику и представителям власти. В предконфликтной ситуации оказались, таким образом, следующие субъекты взаимодействия: заказчик, органы власти, строители и жители, населяющие дома, расположенные вблизи стройки. В этой ситуации комплексная работа профилактического характера, безусловно, важна для всех вышеперечисленных социальных субъектов.
На первоначальном этапе социологами была составлена программа дей-Цствий. Социологическая группа выступила в этих условиях в качестве посредника по согласованию интересов жителей, властей и заказчика. Осо-бое внимание следовало сосредоточить на удовлетворении интересов той [части жителей, чьи интересы были наиболее ущемлены. Было решено со-f здать Информационный Центр социологического сопровождения (ИЦСС) Устроительства транспортной магистрали на обследуемом участке. Основ-Гной принцип социологического сопровождения включал три взаимосвязаи положения:
• полноценное знание локальной социальной ситуации;
• формирование у населения адекватных представлений о проекте
строительства, способствующих конструктивно-позитивному отно
шению к проекту и готовности участвовать в его улучшении там,
где это возможно;
• разъяснение жителям и всем конфликтующим сторонам их прав и
обязанностей.
§3. Информационный фон: городские газеты как источник информации о строительстве
I' Одним из аспектов анализа ситуации является выявление степени [уровня информированности населения о намечаемом строительстве. 1я формирования у населения адекватных представлений об этом педовало выяснить, что уже известно жителям о планах московско-правительства, связанных с прокладкой новой транспортной магистрали и о конкретной развязке в зоне жилого массива. При этом 5ыло немаловажно определить, какой образ намечаемой программы строительства создают печатные средства массовой информации в общественном сознании.