В современном обществе
Основным типом социальной стратификации современного общества являются классы. Классовая структура индустриального и постиндустриального общества представляется в западной социологии примерно в следующем виде:
1) Высший класс (около 1–2% населения) – владеет значительной частью собственности. А собственность дает власть. Поэтому представители этого класса контролируют политику, культуру, образование и другие сферы общественной жизни.
2) Средний класс – работники целого ряда профессий населения. В странах Запада составляет большинство населения. Контролирует около 2/3 общественного богатства. Выделяют несколько слоев среднего класса: а) “высший” слой среднего класса – профессионалы управленцы, представители вузов, врачи и т.п.; б) “средний” слой среднего класса – владельцы магазинов, фермеры и т.д. (представители малого бизнеса), их численность сокращается; в) “низший” слой среднего класса – служащие, торговцы, учителя школ и др.
3) Низший класс – включает работников физического труда. Как и средний класс, он состоит из слоев: а) “высший” слой – квалифицированные рабочие, которые впоследствии становятся рабочими “аристократами”; б) “низший” слой – неквалифицированные рабочие с низким уровнем образования. У них более низкий доход и худшие условия труда.
В отечественной социологии выделяют четыре класса: высший, средний, базовый и низший класс.
Понятие “социальная мобильность” ввел в научный оборот Питирим Сорокин. Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существуют два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности. Основные каналы вертикальной мобильности: армия, церковь, школа, семья. Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями (например индустриализацией и демографическими факторами). Различают формы мобильности: индивидуальную и групповую.
Социальная мобильность измеряется при помощи двух главных показателей: дистанции мобильности и объема мобильности.
20. Социология молодежи.
Молодежь – социально-демографическая группа, которая характеризуется специфическими половозрастными, социально-психологическими и физиологическими особенностями. Молодежный возраст (16–30 лет) биологически универсален, но исторически и социально детерминирован объективными условиями жизни, наследственными индивидуальными признаками и сформированными характерными чертами. Характерными особенностями нынешнего поколения молодых людей является ускоренная их акселерация, раннее физическое, половое развитие и замедленное социальное, неполнота социального статуса, профессионально-квалификационного становления молодежи. В настоящее время существенно обострились проблемы трудоустройства, получения образования и профессионального продвижения молодежи, получили распространение в молодежной среде негативные явления – преступность, наркомания, проституция. Все эти и другие социальные проблемы вызывают необходимость всестороннего научного социологического исследования актуальных проблем молодежи как объекта общественного управления.
Исследование социальных проблем молодежи является предметом социологии молодежи – отрасли социологической науки, изучающей молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, образ жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, ее социальную мобильность. Социологические исследования места и роли молодежи в социальной структуре общества принято проводить по основным сферам деятельности, качественным и количественным результатам и ее направленности.
Методы анализа, применяемые в социологии молодежи, должны соответствовать характеру объекта – несложившейся еще личности в период ее социализации. Это лонгитюдные, панельные и когортные исследования. Помимо традиционных методов сбора данных – интервью, анкетирования, наблюдения, эффективен анализ дневников, сочинений, реконструирующих процесс развития личности, В своей совокупности эти методы и виды социологического исследования позволяют изучить важную с социологической точки зрения проблему формирования такой группы населения, которая играет активную роль в дальнейшем развитии общества.