Виды контроля и отчетности по дисциплине
Текущий контроль обеспечивается:
– отчетностью студентов по результатам выполнения и защиты индивидуального домашнего задания в форме эссе;
– оценкой уровня выполнения практического задания в форме решения задачи, кейса;
– оценкой степени подготовленности к лекционным и практическим занятиям в виде письменных конспектов;
– оценкой активности на лекционных и практических занятиях при обсуждении вопросов в виде дополнений, вопросов, ответов по теме лекции или практической работы.
Промежуточная аттестация осуществляется в рамках рейтинговой системы оценки, а также с использованием бланкового или электронного тестирования в системе СИТО ВГУЭС.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Темы лекций
Тема 1. Информационно-библиотечная компетентность (1 час)
Основные источники информации по дисциплине. Ознакомление с рабочей учебной программой по дисциплине. Ознакомление с базовыми учебниками по дисциплине. Ознакомление с периодическими изданиями, интернет-источниками. Разъяснение требований к выполнению заданий.
Тема 2. Социология как наука (2 часа, интерактивная лекция)
Специфика социологического видения мира. Понятия социальности и социального. Понятие «социальный факт». Социальные и социологические проблемы. Социологическое воображение. Социология в структуре гуманитарного знания. Структура социологического знания. Макро- и микросоциология. Основные функции социологии. Социология как научное знание и как предмет изучения. Место и роль социологии в подготовке современного специалиста.
Тема 3. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии (2 часа, интерактивная лекция)
Предпосылки возникновения социологии: политические революции, промышленный переворот и подъем капитализма, урбанизация, изменения в религии, социальный утилитаризм. Шарль Фурье (1772–1837): идеи создания «социальной науки», этапы развития общественных систем (эдемизм, дикость, варварство, цивилизация и гармония); Клод Анри де Сен-Симон (1760–1825): идеи «социального физицизма» и «социальной физиологии»; утопический план создания рационального общественного строя как «промышленной системы».
Тема 4. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории (2 часа, лекция с рабором текстов)
Огюст Конт (1798–1857) и его социологический проект: всеобщая классификация наук, «социальная физика», позитивный подход, основной закон общественного прогресса (закон трех стадий), «социальная статика» и «социальная динамика». Эмиль Дюркгейм (1858–1917): предмет социологии, работа «О разделении общественного труда», книга «Самоубийство». Теория Карла Маркса (1818–1883). Корни и природа учений Макса Вебера (1864–1920) и Георга Зиммеля (1858–1918). Истоки британской социологии: политическая экономия, амелиоризм и социальная эволюция. Герберт Спенсер (1820–1903) и его функционализм. Ранняя итальянская социология: Вильфредо Парето (1848–1923).
Тема 5. Ранняя американская социологическая теория (2 часа, интерактивная лекция)
Ранняя американская социологическая теория: политика, социальные изменения и интеллектуальные течения, влияние Г. Спенсера. Лестер Франк Уорд (1841–1913): эволюционный принцип «telesis», борьба рас, чистая и прикладная социология. Уильям Грэхем Самнер (1840–1910): концепция социального дарвинизма; понятия «мы-группа», «они-группа», «этноцентризм»; нормативные аспекты социальной жизни. Торстейн Веблен (1857–1929) основатель институционной политэкономии. Чикагская школа. Ранний этап развития социологии в Чикаго: Уильям Исаак Томас (1863–1947) и его работа «Польский крестьянин в Европе и Америке»; Роберт Парк (1864–1944) и его «концентрическая модель города»; Чарльз Хортон Кули и его концепция «зеркального Я»; Джорж Герберт Мид (1861–1931) и его символический интеракционизм. Франклин Генри Гиддингс (1855–1931): научная школа Колумбийского университета; общество как физико-психологический организм; понятие сходства и возбуждения; законы и нормы коллективного поведения людей; «социализированный индивидуализм» и «социетаризм». Альбион Вудвери Смолл (1854–1926) – организатор социологической науки: роль социологии, предмет социологии.
Тема 6. Социологическая теория XX в. (2 часа, интерактивная лекция)
Гарвардская социологическая школа: Питирим Сорокин (1889–1968), Толкот Парсонс (1902–1979), Джорж Хомманс (1910–1989). Развитие марксистской теории: Карл Мангейм (1893–1947) и социология знания. Франкфуртская школа социологии: Макс Хоркхаймер (1895–1973), Герберт Маркузе (1898 – 1979), Теодор Адорно (1903–1969).
Структурный функционализм: расцвет и упадок. Функционализм Роберта Мертона (1910). Радикальная социология Чарльза Райта Миллса (1916–1962). Развитие теории конфликта: Ральф Дарендорф (1928). Возникновение теории социального обмена: Джорж Хоманс (1910) и Питер Блау (1918). Драматургический анализ: творчество Ирвинга Гофмана (1922–1982). Развитие социологии повседневности: феноменологическая социология Альфреда Щюца (1899–1959). Этнометодология Гарольда Гарфинкеля (1917). Феминистская теория. Структурализм и постструктурализм.
Тема 7. Новейшие социологические теории (2 часа, интерактивная лекция)
Микро-макроинтеграция. Теория структурации Энтони Гидденса (1938). Теоретики агент-структурной зависимости: Пьер Бурдье (1930) и Юрген Хабермас (1929). Теоретический синтез. Теории современности и постсовременности. Поликультурная социальная теория. Постмодернистские и постпостмодернистские теории. Теории потребления.
Тема 8. Социология в России в XIX – начале ХХ века (2 часа)
Становление, этапы эволюции и особенности российской социологии. Этико-психологическая (субъективная социология). Натуралистическая социология. Объективная социология. Экономический материализм. Неокантианская социология. Христианская социология. Неопозитивистская ориентация в российской социологии.
Тема 9. Советская и российская социология (2 часа)
Периоды истории советской социологии: марксизм и советская социология 1920–1930-х гг.; 20–40-е гг. и социологические опыты; эмбриональный период развития социологии (1958–1965); золотые годы советской социологии (1965–1972); период поворота (1972 г.); период серости (сер. 1970-х гг.); период умеренного оживления (1976 г.); советская социология в период перестроечных перемен. Российская социология.