Перечень вопросов для самоподготовки

1. Каковы социальные и теоретические предпосылки возникновения социологии как науки?

2. Почему О. Конта можно назвать родоначальником социологии? В чем его вклад в становление и развитие социологической мысли?

3. Почему М. Вебера считают одним из крупнейших социологов всех времен и народов? Какие теории М. Вебера вам известны?

4. Каково значение социологического творчества Э. Дюркгейма?

5. Охарактеризуйте этапы становления социологической мысли в 19 – начале 20 веков.

6. Почему проблема глобализации стала одной из самых актуальных в современном мире? Как это явление трактуется в социологии?

7. Что такое социальная стратификация? Как соотносится социальная структура и социальная стратификация?

8. Каковы тенденции изменения стратификационной картины в настоящее время?

9. Что такое социальная мобильность? Какие типы социальной мобильности вы знаете?

10. Что представляет собой структура социальной группы?

11. Какие классификации социальных групп чаще всего встречаются в литературе?

12. Формирование социологии как науки.

13. Специфика объекта и предмета социологии.

14. Н. Макиавелли «Государь».

15. Основные социологические категории: социальная группа, социальный институт, социальная организация и другие.

16. Место социологии в системе социальных наук.

17. Взаимосвязь социологии с философией, историей, психологией, экономикой, политологией и другими науками.

18. Социологическая теория и ее основные уровни.

19. Общая теория, специальные и отраслевые социологические теории.

20. Функции социологии.

21. Методологическая, познавательная, описательная, общекультурная и другие функции социологии.

22. Место социологии в обществе.

23. Понятие культуры.

24. Культура и система норм.

25. Понятие «ценности» и «социальные нормы». Социальные санкции.

26. Формы проявления культуры в жизни человека.

27. Этноцентризм и культурные релятивизм.

28. Структура культуры.

29. Субкультура и контркультуры.

30. Культурное многообразие.

31. Формирование социологии как науки.

32. Специфика объекта и предмета социологии.

33. Понятие социального. Основные социологические категории: социальная группа, социальный институт, социальная организация и другие.

34. Место социологии в системе социальных наук.

35. Взаимосвязь социологии с философией, историей, психологией, экономикой, политологией и другими науками.

36. Социологическая теория и ее основные уровни.

37. Общая теория, специальные и отраслевые социологические теории.

38. Функции социологии. Методологическая, познавательная, описательная, общекультурная и другие функции социологии.

39. Место социологии в обществе.

40. Социологическая перспектива.

41. Социологическое воображение.

42. Основные направления современных исследований.

43. Социальные характеристики аграрного общества.

44. Особенности социального взаимодействия в традиционном обществе.

45. Теории индустриального развития общества.

46. Характеристики индустриальных и постиндустриальных обществ.

47. Выборка в социологическом исследовании.

48. Сущность выборочных обследований.

49. Лидерство в группе.

50. Воздействие глобализации на общественное развитие и локальные культуры.

51. Расскажите о больших и малых первичных и вторичных формальных и неформальных группах.

52. Что такое референтная группа?

53. Охарактеризуйте понятие номинальной группы и покажите ее значение для социологии.

54. Что такое институциональный подход к анализу социальных явлений?

55. Почему понятие социального института занимает одно из центральных мест в социологии?

56. Как развивались представление о социальном институте в истории и современной западной социологической мысли?

57. В чем заключается предмет институциональной социологии?

58. Охарактеризуйте основные признаки социального института.

59. Что понимается под институционализацией общества?

60. Какие социальные институты относятся к социальной сфере?

61.Как институты социальной сферы взаимодействуют с экономическими, политическими институтами?

62. В чем состоит специфика социологического изучения духовного производства?

63. Раскройте некоторые современные представления о религии и покажите их сложность и противоречивость.

64. Какие функции института религии вам известны?

65. Как проблема личности раскрывается в философии и социологии?

66. В чем суть соотношения понятий «человек», «индивид», «личность»?

67. Дайте определение личности.

68. Как вы считаете, что такое социальное свойство человека?

69. Какое поведение называется отклоняющиймся?

70. В чем проявляется позитивное и негативное направленность девиации?

71. Как можно отличить девиантное поведение от нормативного?

72. Что такое социальный контроль?

73. Что такое социальное движение?

74. Виды и методы социологического исследования.

75. Социология семьи и гендера.

76.Социальное неравенство и социальная стратификация.

77. Социология девиантного поведения

78. Социальные функции СМИ: информационная, образовательная, воспитательная и другие.

79. Мировой рынок образования и новые возможности подготовки молодежи к труду и жизни. Молодежная культура.

80. Культура и общество.

81. Культура как символическая система.

82.Язык и его роль в обществе.

83. Культурные изменения.

84. Идея прогресса.

85.Социологическое исследование разных форм культуры: этнокультуры, городской и сельской культуры, культура классов и различных социальных групп. Массовое и элитарное в культуре.

86.Социологическая перспектива.

87.Социологическое воображение.

88.Основные направления современных исследований.

89.Понятие социализация личности.

90.Методология социологического исследования.

91.Молодежь в политической сфере общества.

92.Государственная молодежная политика.

93.Казахстан и мировой опыт.

94.Молодежь в экономике. Проблемы занятости и безработицы и пути их разрешения.

95.Конфликтные теории. Теории контроля.

96.Актуальные проблемы девиации в казахстанском обществе преступность, самоубийство, проституция, алкоголизм, наркотизм и другие. Социальные последствия отклоняющегося поведения.

97.Психоаналитическая теория З. Фрейда.

98.Социальные сети. Интернет как социальная сеть.

99.Понятие метода социологии. Метод, методика, техника и процедура как составные части социологического исследования.

100.Теория нравственного развития Л. Колберга.

ПРОГРАМНОЕ И МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Использование материально-технических, библиотечных, информационных ресурсов:

Вид занятия Содержание Аудитория
Лекция Проектор, интерактивная доска, мультемедийный видеопроектор
Практика (семинар) Проектор, электронные учебники, видео материал, слайдовые презентации
СРС Информационные ресурсы и библиотечный фонд 225 (читальный зал)
СРСП   Слайды, видеоматериал

Наши рекомендации