Источников и литературы
1. Алексейчук А. Профессиональный путь программиста // Абитуриент. – 2014. - №4. – С.16-19.
2. Бобкова Н.Д., Еговцева Н.Н. Методические рекомендации к выполнению курсовых и дипломных работ по социальной работе для студентов специальности 040101 — «Социальная работа». Курган: КГУ, 2004 — 26 с.
3. Возьмитель А. А. Образ жизни в процессе эпохальных социальных изменений // Мир России. – 2011. - №3. – С.71-94.
4. Воробьев К.А. Социология. – М.: Академический Проект, 2005. – 512с.
5. Герцог Г.А. Учимся проводить исследование: методология, методика, техника: Учебное пособие / ГУ ОиН Челяб. Обл., ЧелИРПО. — Челябинск, 2006. — 136 с.
6. Гревцов Ю.И. Социология. СПб.: Пресс, 2003. 467с.
7. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 298 c.
8. Кравченко А. И. Социология управления: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2006. – 579с.
9. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 336с.
10. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология. - М.: Юнити, 2009. - 255с.
11. Панасенко Н.Н. Развитие профессиональных качеств у программиста // Личность и ее жизненный мир. – Омск: ОГУ, 2013. – С.461-466.
12. Росийчук Т. А. Жизненный мир личности: основание субъективности // Личность и ее жизненный мир. – Омск: ОГУ, 2013. – С.23-27.
13. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов: Для студентов и аспирантов. М., 2007. — 101 с.
14. Социология: учебник / под ред. профессора Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2010. - 512с.
15. Социология / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 407с.
16. Социология в России / под ред. В. А. Ядова. – М.: РАН, 1998. – 696с.
17. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов: программно-методическое пособие. М.: ДАЕ, 2000. — 120 с.
18. Фролов С.С. Социология: учебник. - М.: Гардарики, 2004. - 343с.
19. Харчева В. Основы социологии: учебник. - М.: Логос, 2000. - 302с.
20. Статья «Рекомендации по оформлению результатов учебных и научных работ» [Электронный ресурс] — http://lib.pomorsu.ru/elib/text/biblio/oformlenie_rabot.htm
21. Статья «Типология жизненных миров» [Электронный ресурс] — http://www.psychologos.ru/articles/view/tipologiya_zhiznennyh_mirov
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Жизненный мир программиста
СИТУАЦИЯ
Развитие информационных технологий создает новые области деятельности, в процессе которых складывается своя психологическая реальность, меняются восприятие и переживания человека.
Персональные компьютеры сейчас есть у многих людей, и они становятся действительно необходимыми и незаменимыми. Поэтому профессия программиста сейчас очень востребована и перспективна.
Профессия имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Она сочетает в себе важные качества, она нужна на рынке труда, она одновременно и «точная», и творческая и, безусловно, перспективная с финансовой точки зрения.
Многочисленные исследователи утверждают, что у программиста имеются свои профессиональные качества, личностные черты, способности и особенности мышления.
ОБЪЕКТ
Программисты, как специфическая социально-демографическая группа
ПРЕДМЕТ
Жизненный мир программистов
ЦЕЛИ
Реконструировать жизненный мир программиста
ЗАДАЧИ
— рассмотреть программиста, как объект социологического анализа;
— рассмотреть теоретические основы жизненного мира, его структуру и характеристику;
— рассмотреть концепции жизненного мира с точки зрения различных исследователей в этой области
— провести эмпирическое исследование и изучить жизненный мир программиста с помощью метода «интервью»;
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА
Люди, работающие по профессии программиста, системного администратора и прочих профессий IT-сферы, или люди с уровнем владения ПК выше среднего и опытом создания каких-либо IT-проектов.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Программист — это человек, занимающийся программированием, выполняющий разработку программного обеспечения (в простых случаях — отдельных программ) для программируемых устройств.
Жизненный мир — понятие очень широкое. В общем плане, концепция жизненного мира позволяет синтезировать отдельные компоненты как сознания (знания, мотивы, потребности, интересы, ценности, установки и т. п.), так и деятельности (действия, поступки, практику) социальных агентов. И тогда жизненный мир личности оказывается системой жизненного опыта, формируемой отдельными когнитивными и практическими механизмами и формирующей дальнейшие схемы восприятия и социальных действий.
IT — информационные или информационно-коммуникационные технологии.
ОБЪЕМ И ВИД ВЫБОРКИ
Случайная критериальная выборка.
Для большей социологической ценности интервью, мы берем случайную выборку. Благодаря ей, шансы поучаствовать в исследовании у всех равны, а, соответственно, есть основания полагать, что результаты исследования будут максимально близки к истине.
Поскольку, наше исследование посвящено программистам, мы возьмем еще и критериальную выборку — исходя из названия, понятно, что главный принцип этой выборки — выделение какого-либо критерия. Какой именно критерий — см. раздел Системный анализ объекта.
Объём — 5-6 интервью, в зависимости от их социологической ценности
Вопросы интервью
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ
1. Кем Вы являетесь в мире IT-технологий? Чем конкретно занимаетесь?
2. Что для Вас значит это занятие? Почему Вы его выбрали? Для Вас это основная работа, подработка, увлечение?
3. Расскажите немного о плюсах и минусах вашего занятия.
4. Его можно назвать творческим?
5. У Вас есть какие-то интересы, хобби помимо IT?
6. Как Вы совмещаете это со своей IT-деятельностью? C помощью этого вы отдыхаете?
7. Как проходит Ваш типичный день?
8. Вы сталкиваетесь с какими-либо трудностями в жизни из-за своей профессии/увлечений?
9. Как Вы считаете, какие есть плюсы и минусы в профессии программиста?
10. Многие считают, что программисты замкнуты, «живут в компьютерах» и у них трудности в общении с реальными людьми. По вашему мнению, это так? А у Вас есть проблемы с общением с реальными людьми? Если да, то почему?
11. Профессия программиста привлекательна, конкретно для Вас? Чем? Хотели бы Вы работать в этой сфере (если уже не работаете) и кем именно?
12. Многие считают, что программисты высокомерны и считают свой мир выше других. Вы согласны с этим?
ЯЗЫК
13. Какие профессиональные термины Вы используете в своей речи?
14. Для чего Вы их используете и почему нельзя обойтись обычным «общепринятым» языком?
15. Как Вы считаете, у программистов есть свой специфический язык, помимо профессиональной терминологии, язык понятный только представителям мира информационных технологий?
16. Какие слова из него Вы используете в своей жизни? Как часто?
17. По Вашему, для чего нужен этот самый специфический язык?
18. Как вы понимаете понятие «тыжпрограммист»?
ВНЕШНИЙ ВИД
19. Как Вы считаете, как должен выглядеть типичный программист (или другой типичный работник IT-сферы, например, типичный системный администратор)?
20. Ваш внешний вид подходит под это описание?
21. Говорят, что программисты «не от мира сего» и не особо заботятся о своей внешности и одежде, руководствуясь удобством. Вы согласны с этим?
ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА
22. Какими профессиональными качествами должен обладать программист, чтобы быть успешным в своем призвании? Для чего ему эти качества?
23. Какие из этих профессиональных качеств есть у Вас?
24. Какие личностные качества должны быть в характере программиста? Для чего ему эти качества?
25. Какие из этих личностных качеств есть у Вас?
СИМВОЛИКА
26. У программистов есть какие-то свои традиции, суеверия, знаки?
27. Какая символика присуща представителям сферы IT-технологий? Есть такая?
28. Что еще Вы считаете нужным упомянуть в рамках данного исследования?
29. Что бы Вы посоветовали людям с такими же увлечениями как у Вас?
[1] Росийчук Т. А. Жизненный мир личности: основание субъективности // Личность и ее жизненный мир. – Омск: ОГУ, 2013. – С.24
[2] Алексейчук А. Профессиональный путь программиста // Абитуриент. – 2014. - №4. – С.16.
[3] Панасенко Н.Н. Развитие профессиональных качеств у программиста // Личность и ее жизненный мир. – Омск: ОГУ, 2013. – С.463.
[4] Воробьев К.А. Социология. – М.: Академический Проект, 2005. – С.412
[5] Социология в России / под ред. В. А. Ядова. – М.: РАН, 1998. – С.597