Модель №2 Филлип Шмиттер Гархард Лембрух

упорядоченность в отличии от «бильярда» полиархии

Неокорпоратизм

группы – корпоративный представительный орган- государство

типы заинтересованных групп

частные интересы Экономическая основа Собственные интересы корпорации
Групповые интересы Профсоюзы
Неэкономическая основа «общины»
«общечеловеческие» интересы Ассоциации

Корпорации

- корпорации имеют различные интересы, часто конкурируя между собой в одной отрасли

- армия, бюрократия – своего рода корпорации

Профсоюзы

- если являются реальной силой, то способны эффективно добиваться уступок для своих профессий и для всех рабочих

Общины

- ее сложно покинуть

- основы разные: раса,гендер,этничность, религия

Ассоциации

- основаны на общих ценностях свободно-выбираемых каждым

- экология, права человека, свобода информации

Отношения между государством и бизнесом (типы коррупции)

  Единственный государственный аппарат Фрагментарный государственный аппарат
Концентрация бизнеса Взаимные заложники Поиск ренты
Дисперсность (разрозненность) бизнеса Государство-хищник Laissez-faire

Незавершенность реформ и демократия. Хеллман

Модель №2 Филлип Шмиттер Гархард Лембрух - student2.ru

Конфликты между ветвями власти

Дж.Локк –законодательная власть выше, разделение, т.к одна создает законы

Ш.Л.Монтескье – конфликт во власти уже заложен

Дилемма Мэдисона – политик должен быть силен, чтобы защищать интересы избираетля, но не настолько, чтобы повредить интересам избирателя

Проблема принципала-агента (неполного контракта) – неверная информация не дает совершить преднамеренный верный поступок

Угрозы президенциализма Х.Линц

  • победителю достается все
  • сроки не гибкие
  • возможен конфликт легитимностей
  • поощрение аутсайдеров (возможность прихода вице-президента к власти)
  • сильным двухпартийным системам это не опасно

Поля для конфликта между ветвями

- полит курс (законодательство, бюджет)

- кабинет министров (портфели)

- идеология (поиск голосов)

Пересекающиеся полномочия президента и парламента – Украина, Таджикистан

Парламент контролирует правительство – Литва,Киргизия

Предположительная логика анализа

дизайн президентская парламентская Президентско-парламентская Премьер-президенсткая
Основные акторы Группы интересов Фракции Элиты (партии) Элиты/фракции
Цель Интересы Коалиции(портфели) Голоса (места) Голоса/портфели
модели Policy analysis Post-seeking (Райкер) Vote-seeking (Даунс) Vote-seeking/ Post-seeking

Парламентаризм

- конфликт не обязательно вызван стремлением пересмотреть коалицию. Но крепость коалиции разрешает конфликт

Теория коалиций Ульям Райкер

- коалиции стремятся к минимальности

- минимальный размер, минимальное число фракций

- Роберт Аксельрод добавил связанность

Президентские системы

- даже представителей партий можно рассматривать как проводников интересов соответствующих групп

Президентско-парламентская

- двойной контроль над правительством позволяет искать популярности давая оценку курсу кабинета

Премьеро-президентская

- конфликт президента и парламента, вероятно, вызван поиском популярности. Конфликт правительства и парламента – коалиционным кризисом.

Поля для конфликта между центром и регионами

- налоги

- избираемость

- избирательная система

- идеология

- вопросы политического курса и защиты заинтересованных групп

схожая логика для региона и муниципалитета

Факторы конфликта

- межбюджетные дотации

- экономическое положение региона

- статус региона (республика, край)

- результаты выборов

- этнический состав

- пограничное положение

Федерализм

- может рассматриваться как рецепт против этнического угнетения

Политические машины Джеймс Скотт

- складываются вокруг патронов

- обеспечивают победу на выборах

- могут встраиваться в партии, будучи независимыми

Малобюджетные трансферты – бюджетный федерализм

- Дэниел Триэман показал, что в 1990е межбюджетными трансфертами правящая элита задабривала оппозиционные регионы

- Андрей Стародубцев показал, что в 2000е трансферты стали платой за лояльность

Наши рекомендации