Модель №2 Филлип Шмиттер Гархард Лембрух
упорядоченность в отличии от «бильярда» полиархии
Неокорпоратизм
группы – корпоративный представительный орган- государство
типы заинтересованных групп
частные интересы | Экономическая основа | Собственные интересы | корпорации |
Групповые интересы | Профсоюзы | ||
Неэкономическая основа | «общины» | ||
«общечеловеческие» интересы | Ассоциации |
Корпорации
- корпорации имеют различные интересы, часто конкурируя между собой в одной отрасли
- армия, бюрократия – своего рода корпорации
Профсоюзы
- если являются реальной силой, то способны эффективно добиваться уступок для своих профессий и для всех рабочих
Общины
- ее сложно покинуть
- основы разные: раса,гендер,этничность, религия
Ассоциации
- основаны на общих ценностях свободно-выбираемых каждым
- экология, права человека, свобода информации
Отношения между государством и бизнесом (типы коррупции)
Единственный государственный аппарат | Фрагментарный государственный аппарат | |
Концентрация бизнеса | Взаимные заложники | Поиск ренты |
Дисперсность (разрозненность) бизнеса | Государство-хищник | Laissez-faire |
Незавершенность реформ и демократия. Хеллман
Конфликты между ветвями власти
Дж.Локк –законодательная власть выше, разделение, т.к одна создает законы
Ш.Л.Монтескье – конфликт во власти уже заложен
Дилемма Мэдисона – политик должен быть силен, чтобы защищать интересы избираетля, но не настолько, чтобы повредить интересам избирателя
Проблема принципала-агента (неполного контракта) – неверная информация не дает совершить преднамеренный верный поступок
Угрозы президенциализма Х.Линц
- победителю достается все
- сроки не гибкие
- возможен конфликт легитимностей
- поощрение аутсайдеров (возможность прихода вице-президента к власти)
- сильным двухпартийным системам это не опасно
Поля для конфликта между ветвями
- полит курс (законодательство, бюджет)
- кабинет министров (портфели)
- идеология (поиск голосов)
Пересекающиеся полномочия президента и парламента – Украина, Таджикистан
Парламент контролирует правительство – Литва,Киргизия
Предположительная логика анализа
дизайн | президентская | парламентская | Президентско-парламентская | Премьер-президенсткая |
Основные акторы | Группы интересов | Фракции | Элиты (партии) | Элиты/фракции |
Цель | Интересы | Коалиции(портфели) | Голоса (места) | Голоса/портфели |
модели | Policy analysis | Post-seeking (Райкер) | Vote-seeking (Даунс) | Vote-seeking/ Post-seeking |
Парламентаризм
- конфликт не обязательно вызван стремлением пересмотреть коалицию. Но крепость коалиции разрешает конфликт
Теория коалиций Ульям Райкер
- коалиции стремятся к минимальности
- минимальный размер, минимальное число фракций
- Роберт Аксельрод добавил связанность
Президентские системы
- даже представителей партий можно рассматривать как проводников интересов соответствующих групп
Президентско-парламентская
- двойной контроль над правительством позволяет искать популярности давая оценку курсу кабинета
Премьеро-президентская
- конфликт президента и парламента, вероятно, вызван поиском популярности. Конфликт правительства и парламента – коалиционным кризисом.
Поля для конфликта между центром и регионами
- налоги
- избираемость
- избирательная система
- идеология
- вопросы политического курса и защиты заинтересованных групп
схожая логика для региона и муниципалитета
Факторы конфликта
- межбюджетные дотации
- экономическое положение региона
- статус региона (республика, край)
- результаты выборов
- этнический состав
- пограничное положение
Федерализм
- может рассматриваться как рецепт против этнического угнетения
Политические машины Джеймс Скотт
- складываются вокруг патронов
- обеспечивают победу на выборах
- могут встраиваться в партии, будучи независимыми
Малобюджетные трансферты – бюджетный федерализм
- Дэниел Триэман показал, что в 1990е межбюджетными трансфертами правящая элита задабривала оппозиционные регионы
- Андрей Стародубцев показал, что в 2000е трансферты стали платой за лояльность