Задания для самостоятельной работы. 1. При помощи логических кругов покажите соотношение понятий «человек» и «личность»
1. При помощи логических кругов покажите соотношение понятий «человек» и «личность», «личность» и «индивид», «индивидуальность» и «личность».
2. Приведите примеры из мировой и отечественной литературы, характеризующие основные типы социального поведения личности и заполните таблицу.
Типы социального поведения | Художественные образы |
Конформизм | |
Инновация | |
Ритуализм | |
Ретретизм | |
Мятеж |
Методические указания
При изучении данной темы необходимо определить предмет социологии личности, показать специфику именно социологического подхода к ее изучению. Показать методы социологического анализа личности, проанализировать различные концепции личности в истории социологии.
Рассмотреть личность как социальную систему. Проанализировать функциональную и иерархическую структуру социальных качеств личности (социальные потребности, способности, интересы, ценностные ориентации, мотивы и установки). Выделить основные типы личности, проиллюстрировать их примерами.
Проанализировать процесс формирования и развития личности. Дать определение понятию «социализация», выделить ее основные стадии. Определить факторы, влияющие на данный процесс. Рассмотреть ролевую концепцию социализации личности, концепции «зеркального Я», «обобщенного другого», «значимого другого» и др. Как Вы думаете: личность формируется или ее формируют?
Проанализируйте маргинальный, люмпенизированный и инфантильный типы личности. В чем причины их существования? Дайте определение понятиям «десоциализация» и «ресоциализация».
Рассмотрите социальную деятельность и поведение личности. Выделите внутриличностные механизмы, определяющие поведение и деятельность личности. Рассмотрите структуру, основные формы и виды деятельности.
Библиографический список
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000. - 376с.
2. Артемьев А.И. Социология личности. Учебное пособие. М: ООО «АрбаТ-XXI», 2001.
3. Добреньков В.И. Социология в 3 т. Т. 3. Социальные институты и процессы. Учебник для вузов. М: ИНФРА-М, 2000.
4. Хьелл Л., Зиглер А. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. М: Питер, 1997.
5. Волков Ю.Г. Социология молодежи. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
6. Зборовский Г.Е. Общая социология. Учебник для вузов. М: Гардарики, 2004.
7. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
8. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм. (Социологический аспект). М., 1995.
9. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
10. Коломиец В.П. Становление индивидуальности: Социологический аспект. М., 1993.
11. Социальная идентификация личности. Кн. 1-2 / Отв. ред. В.А. Ядов. М., 1994.
Тема: Социология семьи и брака
План
1. Семья как малая группа и социальный институт. Типы и функции семьи и брака.
2. Структура власти и ролевое взаимодействие в семье.
3. Конфликты в семье и способы их разрешения.
4. Воспитание в семье.
Основные понятия: семья, брак, нуклеарная семья, расширенная семья, традиционная семья, нетрадиционная семья, эгалитарная семья, полигамия, моногамия.
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте генеалогическое древо своей семьи.
2. Напишите небольшое сочинение с позиций социолога на тему: «Проблемы современной семьи».
Методические указания
При изучении данной темы нужно проанализировать определение «семья», показать, что семья одновременно является малой группой и социальным институтом. Выделить типы семьи (расширенная или многопоколенная, нуклеарная или двухпоколенная, родительская, прокреационная (созданная взрослыми детьми), бездетная, однодетная, многодетная), охарактеризовать их. Проанализировать понятие «брак», определить его отличие от понятия «семья». Охарактеризовать основные исторические формы брака: групповой, полигинию, полиандрию, моногамию. Дать определение таким формам брака как «брак по сговору», «брак по расчету», «гостевой брак», «брак по любви», «свингерство», «детский брак», «повторный брак», «гражданский брак». Проанализировать мотивы вступления в брак. Охарактеризовать социальные функции семьи и брака (регулирование сексуальных отношений, воспроизводство населения, социализация, забота и защита, социальное самоопределение).
Показать различные виды распределения социальных ролей в семье. Охарактеризовать проблему лидерства в семье, выделить типы семей в зависимости от властного критерия (традиционная, нетрадиционная, эгалитарная). Показать основные тенденции изменения структуры, функций, ролевого взаимодействия семьи.
Выделить факторы стабильности и сплоченности семьи. Проанализировать понятие «конфликтная семья». Выявить социальные факторы супружеских конфликтов, уровни (психофизиологический, психологический, социально-ролевой, социокультурный), конфликтов между родителями и детьми. Показать динамику разводов на разных стадиях развития общества, отношение общества к разводам в прошлом и настоящем. Изменение мотивов разводов, последствия разводов. Охарактеризовать социальные проблемы неполной семьи, молодой семьи, студенческой семьи.
Показать роль семьи в социализации ребенка, подростка, молодого человека. Выделить и проанализировать основные стереотипы семейного воспитания (детоцентризм, профессионализм, прагматизм), изменение значения института семьи в формировании личности.