Эмпирической стадии социологического исследования соответствует несколько его этапов - |
|
|
Определение единиц наблюдения. |
На этом этапе прежде всего определяется, могут ли быть подвергнуты наблюдению и измерению все элементы обозначенного в программе СИ объекта исследования (например, население КО). Чаще всего это сделать невозможно, поэтому прибегают к выборочному методу. |
Выборочный метод | |
|
|
|
Он предполагает различные способы формирования выборочной совокупности, обеспечивающие возможность распространения выводов, полученных при ее рассмотрении на изучаемую (генеральную) совокупность. |
Генеральная совокупность | |
|
|
Выборочная совокупность | |
|
|
|
Основное назначение выборочного метода | |
|
Преимущества выборочного метода: |
во-первых, |
|
во-вторых, |
|
в-третьих, |
Однако выборочный метод неприемлем для тех объектов, элементы которых не обладают качественной однородностью признаков, значимых с точки зрения целей исследования. |
Основные нормативные требования к выборочному методу: |
- |
|
- |
|
Реализация выборочного метода включает в себя следующие этапы: |
1) предварительный сбор информации об объекте (генеральной совокупности) с целью составления основы выборки, определения ее объема, выделения единиц измерения | Например, |
|
|
|
|
|
|
2) выбор и обоснование схемы выборки | Например, |
|
3) организация извлечения единиц отбора из генеральной совокупности по выбранной схеме | |
|
|
|
|
4) расчет характеристик выборочной совокупности (репрезентативность или ошибка выборки). | Исследователи обязательно должны фиксировать ошибку выборки. Например, |
|
|
|
|
|
|
Репрезентативность | |
|
В качестве информационной основы выборки могут служить: алфавитные списки сотрудников учреждений, домовые книги, картотеки отделов кадров, паспортных столов, телефонные справочники, списки избирателей, карты территорий. Для выборки используются также статистические справочники, социальные паспорта предприятий, регионов, включающие социально-демографические, экономические, политические показатели. |
|
Параллельно определению единиц наблюдения целесообразно осуществлять разработку инструментария исследования (третий этап СИ). Еще в программе намечают основные способы сбора социологической информации, закладывая тем самым основу методики. |
На данном же этапе разрабатываются конкретные инструментарии: |
|
|
Все эти средства должны отвечать главной задаче - |
|
Созданные методики должны проходить, так называемый, «пилотаж». Пилотажное исследование - |
|
|
После пилотажа разработанные методики уточняются, корректируются и тиражируются в необходимом количестве. |
Следует напомнить, что социологические методики, как правило, готовятся к каждому исследованию индивидуально. Универсальных пригодных на все случаи жизни методик практически не бывает. Даже если используется ранее применяемая методика, она должна адаптироваться для конкретного времени и объекта исследования. |
|
После определения единиц наблюдения и разработки методики можно приступать к полевому этапу - сбору первичных данных. Это, как правило, самый трудоемкий, продолжительный по времени этап. |
В социологических исследованиях применяются многообразные способы сбора материала, которые обычно объединяются в 4 основных группы: |
|
Каждый из названных методов сбора информации классифицируется на различные виды по нескольким признакам. Так, |
|
|
|
|
|
|
Выбор метода сбора информации зависит от ряда факторов: |
|
|
|
После полевого этапа начинается обработка информации (пятый этап). Обработка данных - |
|
Обработка информации предшествует анализу, но зачастую чередуется с ним. |
Выделяют три группы процедур: |
1) |
2) |
3) |
|
|
| | | | | |
4. Теоретическая стадия социологического исследования
Теоретическая стадия социологического исследования соответствует шестому этапу - анализу социологической информации. |
Анализ данных - | |
|
|
Так как гипотезы бывают описательные и объяснительные, процедуры анализа делятся на |
|
|
|
Необходимо подчеркнуть, что в социальных исследованиях практически невозможна однозначная интерпретация данных, как и не существует универсальных методик анализа. Для объективного социологического анализа требуется высокая квалификация социолога, большой опыт, общая культура. |
Рассмотрим основные приемы анализа социологической информации. |
ПРОСТАЯ ГРУППИРОВКА - |
|
Например, |
|
Число членов группы называется частотой или численностью группы, а отношение данной численности к общему числу наблюдений - относительной частотой (или частоткой), которая чаше всего выражается в процентах. |
ПЕРЕКРЕСТНАЯ ГРУППИРОВКА - |
|
|
Например, |
|
|
|
Основная форма перекрестной группировки - таблица, причем не только двумерная, но и трех-, четырехмерная. |
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ бывает двух видов: |
Эмпирическая типологизация | |
|
|
|
Пример. Выявлялись три основных признака, образующих устойчивые подгруппы среди работающих. Изучалось 27 различных признаков, которые в совокупности дают 2925 возможных трехмерных сочетаний. В результате был сделан вывод: наибольшую упорядоченность связей дают переменные: |
|
|
|
Теоретическая типологизация | |
|
|
|
|
Пример. Определение взаимосвязи между производственной и досуговой деятельностью. Одна гипотеза (первый тип): люди стремятся возместить в досуге то, что им не доступно в работе (малоквалифицированный, монотонный труд предопределяет разнообразный досуг, высококвалифицированный, сложный труд - более спокойный, однотонный досуг). Другая гипотеза (второй тип): тип работы определяет тип досуга (монотонный труд - аналогичный досуг, разнообразная работа - разнообразный досуг). Третья гипотеза (третий тип): независимость факторов. |
Факторный анализ - |
|
|
|
|
|
|
Пример. Оценка работниками уровня удовлетворенности различными элементами производственной ситуации. В первый «узел» (фактор) вошли: организация труда, отношение с администрацией, техника безопасности, состояние оборудования, санитарно-гигиенические условия. Его назвали организационным. Во второй «узел» вошли: разнообразие работы, возможность творческого подхода, возможность повысить квалификацию. Это творческий фактор. |
Социальный эксперимент - |
|
|
Как научный метод социальный эксперимент имеет свою логику, которая была разработана в XIX в. Дж. Миллем. Его схема такова: |
|
|
|
|
Пример. Преподаватель на семинарских занятиях в одной студенческой группе проводил лишь традиционное собеседование со студентами (вопрос - ответ); во второй группе, кроме бесед, ввел обязательное тестирование; в третьей - еще и творческие самостоятельные работы; в четвертой - добавил только творческие работы. В результате успеваемость заметно выросла во второй и третьей группах, следовательно, фактором роста успеваемости можно считать введение тестирования. |
Как уже отмечалось, выделяют два основных вида эксперимента: |
|
ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА |
1) |
|
|
2) |
|
|
|
3) |
|
4) |
|
5) |
|
|
|
6) |
|
| | |