Эмпирическая стадия социологического исследования

Эмпирической стадии социологического исследования соответствует несколько его этапов -
 
 
Определение единиц наблюдения.
На этом этапе прежде всего определяется, могут ли быть подвергнуты наблюдению и измерению все элементы обозначенного в программе СИ объекта исследования (например, население КО). Чаще всего это сделать невозможно, поэтому прибегают к выборочному методу.
Выборочный метод  
 
 
 
Он пред­полагает различные способы формирования выборочной совокупности, обеспечивающие возможность распространения выводов, по­лученных при ее рассмотрении на изучаемую (генеральную) совокуп­ность.
Генеральная совокупность  
 
 
Выборочная совокупность  
 
 
 
Основное назначение выборочного метода  
 
Преимущества выборочного метода:
во-первых,
 
во-вторых,
 
в-третьих,
Однако выборочный метод неприемлем для тех объектов, элементы ко­торых не обладают качественной однородностью признаков, значимых с точки зрения целей исследования.
Основные нормативные требования к выборочному методу:
-
 
-
 
Реализация выборочного метода включает в себя следующие этапы:
1) предварительный сбор информации об объекте (генеральной совокупности) с целью составления основы выборки, определения ее объема, выделения единиц измерения Например,
 
 
 
 
 
 
2) выбор и обоснование схемы выборки Например,
 
3) организация извлечения единиц отбора из генеральной со­вокупности по выбранной схеме  
 
 
 
 
4) расчет характеристик выборочной совокупности (репрезентативность или ошибка выборки). Исследователи обязательно должны фиксировать ошибку выборки. Например,
 
 
 
 
 
 
Репрезентативность  
 
В качестве информационной основы выборки могут служить: алфавитные спис­ки сотрудников учреждений, домовые книги, картотеки отделов кад­ров, паспортных столов, телефонные справочники, списки избирателей, карты территорий. Для выборки используются также статистические справочники, социальные паспорта предприятий, регионов, включающие социально-демографические, экономические, политические показатели.
 
Параллельно определению единиц наблюдения целесообразно осуществлять разработку инструментария исследования (третий этап СИ). Еще в программе намечают основные способы сбора со­циологической информации, закладывая тем самым основу методики.
На данном же этапе разрабатываются конкретные инструментарии:
 
 
Все эти средства должны отвечать главной задаче -
 
Созданные методики должны проходить, так называемый, «пилотаж». Пилотажное исследование -
 
 
После пилотажа разработанные методики уточняются, корректируются и тиражируются в необходимом количестве.
Следует напомнить, что социологические методики, как правило, готовятся к каждому исследованию индивидуально. Универсальных пригодных на все случаи жизни методик практически не бывает. Даже если ис­пользуется ранее применяемая методика, она должна адаптироваться для конкретного времени и объекта исследования.
 
После определения единиц наблюдения и разработки методики можно приступать к полевому этапу - сбору первичных данных. Это, как правило, самый трудоемкий, продолжительный по времени этап.
В социологических исследованиях применяются многообразные способы сбора материала, которые обычно объединяются в 4 основных группы:
 
Каждый из названных методов сбора информации классифицируется на различные виды по нескольким признакам. Так,
 
 
 
 
 
 
Выбор метода сбора информации зависит от ряда факторов:
 
 
 
После полевого этапа начинается обработка информации (пятый этап). Обработка данных -
 
Обработка информации предшествует анализу, но зачастую чередуется с ним.
Выделяют три группы процедур:
1)
2)
3)
 
 
           

4. Теоретическая стадия социологического исследования

Теоретическая стадия социологического исследования соответствует шестому этапу - анализу социологической информации.
Анализ данных -  
 
 
Так как гипотезы бывают опи­сательные и объяснительные, процедуры ана­лиза делятся на
 
 
 
Необходимо подчеркнуть, что в социальных исследованиях практически невозможна однозначная интерпретация данных, как и не существует универсальных методик анализа. Для объективного социо­логического анализа требуется высокая квалификация социолога, большой опыт, общая культура.
Рассмотрим основные приемы анализа социологической информации.
ПРОСТАЯ ГРУППИРОВКА -
 
Например,
 
Число членов группы называется частотой или численностью груп­пы, а отношение данной численности к общему числу наблюдений - относительной частотой (или частоткой), которая чаше всего выражается в процен­тах.
ПЕРЕКРЕСТНАЯ ГРУППИРОВКА -
 
 
Например,
 
 
 
Основная форма перекрестной группировки - таблица, причем не только двумерная, но и трех-, четырехмерная.
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ бывает двух видов:
Эмпирическая типологизация  
 
 
 
Пример. Выявлялись три основных признака, образующих устойчивые под­группы среди работающих. Изучалось 27 различных признаков, которые в совокупности дают 2925 возможных трехмерных сочетаний. В результате был сделан вывод: наибольшую упорядо­ченность связей дают переменные:
 
 
 
Теоретическая типологизация  
 
 
 
 
Пример. Определение взаимосвязи между производственной и досуговой деятельностью. Одна гипотеза (первый тип): люди стремятся возместить в досуге то, что им не доступно в работе (малоквалифицированный, монотонный труд предопределяет разнообразный досуг, высококвалифицированный, сложный труд - более спокойный, однотонный досуг). Другая гипотеза (второй тип): тип работы определяет тип досуга (моно­тонный труд - аналогичный досуг, разнообразная работа - разно­образный досуг). Третья гипотеза (третий тип): независимость факторов.
Факторный анализ -
 
 
 
 
 
 
Пример. Оценка работниками уровня удовлетворенности раз­личными элементами производственной ситуации. В первый «узел» (фактор) вошли: организация труда, отношение с администра­цией, техника безопасности, состояние оборудования, санитарно-гигиенические условия. Его назвали организационным. Во второй «узел» вошли: разнообразие работы, возможность творческого подхода, возможность повысить квалификацию. Это творческий фактор.
Социальный эксперимент -
 
 
Как научный метод социальный эксперимент имеет свою логи­ку, которая была разработана в XIX в. Дж. Миллем. Его схема такова:
 
 
 
 
Пример. Преподаватель на семинарских занятиях в одной студенческой группе проводил лишь традиционное собеседование со студентами (вопрос - ответ); во второй группе, кроме бесед, ввел обязательное тестирование; в третьей - еще и творческие самостоятельные работы; в четвертой - добавил только творческие работы. В результате успеваемость заметно выросла во второй и третьей группах, следовательно, фактором роста успеваемости можно считать введение тестирования.
Как уже отмечалось, выделяют два основных вида эксперимента:
 
ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1)
 
 
2)
 
 
 
3)
 
4)
 
5)
 
 
 
6)
 
     

Наши рекомендации