Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
ВВЕДЕНИЕ
«Теория и история социологии» позволит познакомиться с основными социологическими теориями и парадигмами.
Компетенции, владения, знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для понимания происходящих процессов и явлений в общественной жизни, умения объективно оценивать социальное состояние российского общества, ориентироваться в его внутренних проблемах, определять конфликтные ситуации в социальной сфере и находить пути их решения.
Дисциплина «Теория и история социологии» предназначена для студентов направления подготовки бакалавриата 04070062 «Организация работы с молодежью».
В рабочей учебной программе изложены цели, задачи, структура курса, представлены вопросы для обсуждения, контрольные вопросы, предложен список основной и дополнительной литературы.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Цели освоения учебной дисциплины
Целями освоения учебной дисциплины являются подготовка бакалавров, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и владеющих методикой проведения социологических исследований и способных применить результаты исследования к решению конкретных проблем в социальной и профессиональной сферах.
Задачи дисциплины: 1) познакомить студентов с основными этапами становления социологии как области научного знания и основными теоретико-методологическими подходами к изучению общества; 2) сформировать умения необходимые для обеспечения социального взаимодействия на межличностном, межгрупповом и межинституциональном уровне с использованием современных и новейших социологических теорий.
Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Теория и история социологии изучается в рамках вариативной части профессионального цикла ФГОС-3 для направления подготовки 040700.62 Организация работы с молодежью.
Дисциплина базируется на компетенциях, сформированных на предыдущем уровне образования при изучении таких дисциплин как: «Экономика», «История», «Социология», «Философия», «Социология молодежи». При освоении дисциплины «Теория и история социологии» ряд общекультурных компетенций одновременно формируется следующей дисциплиной ООП ВПО: «Правовые основы работы с молодежью».
В соответствии с ООП ВПО итоговой формой контроля знаний студентов является экзамен.
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые
в результате освоения учебной дисциплины
Таблица 2
Формируемые компетенции, знания, умения, владения
Коды компетенций | Название компетенций | Код УЦ ООП | Составляющие компетенции |
ОК-7 | способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм и ценностей | Б.1, Б.3 | Уметь |
У1: - использовать социальный опыт к решению обыденных и профессиональных задач | |||
У3: - использовать на практике знание фундаментальных социологических теорий, социальных знаний, связанных с областью будущей профессиональной деятельности | |||
ПК-2 | способность участвовать в реализации социально-психологической адаптации молодых людей в организации; способность участвовать в регулировании конфликтов молодых людей; умение использовать социально-технологические методы при осуществлении профессиональной деятельности; умение использовать социальные технологии в выявлении проблем в политических и общественных движениях молодёжи; способность участвовать в развитии инновационных технологий в практике работы с молодёжью | Б.1, Б.3 | Уметь |
У3: - использовать на практике знание фундаментальных социологических теорий, социальных знаний | |||
Владеть | |||
В1: - навыками реализации методов социально-психологической адаптации молодых людей в организации |
В3: - навыками по внедрению результатов исследования в социальную практику и социальные модели поведения - навыками применения социальных технологий при работе с молодежью - навыками развития активности, лидерства и самоуправления молодежи - навыками развития карьеры молодежи, предпринимательства и экономической успешности молодежи на рынке труда - навыками эффективного вовлечения молодых людей в экономическую, общественно-политическую, культурную жизнь общества | |||
ПК-5 | умение осуществлять сбор и классификацию информации; владение навыками составления информационных обзоров по исследуемой проблеме; способность применять статистические и социологические методы сбора социальной информации; владение навыками участия в социальных проектах по реализации молодежных программ; владение педагогическими приемами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями молодежи | Б.2, Б.3 | Уметь |
1.4. Основные виды занятий
и особенности их проведения
Объем и сроки изучения дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплин составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. Из них 34 час – аудиторной работы, 74 часа – самостоятельной работы. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 50% аудиторных занятий.
Промежуточная аттестация по курсу – экзамен.
Программа дисциплины предполагает проведение лекционных и практических занятий, в результате изучения которых студенты должны овладеть социологическими знаниями, умениями и навыками решения профессиональных и обыденных задач.
Лекционные занятия проводятся как в традиционной форме с использованием презентаций Power Point, так и с применением интерактивных форм: лекция-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия.
С целью развития практических навыков студентов на практических занятиях предусмотрено решение задач, кейсов, разбор проблемных ситуаций.
Для лучшего усвоения учебного материала и подготовки к практическим занятиям предполагается активная внеаудиторная самостоятельная работа студентов с учебной литературой, методическими и справочными материалами.