Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Оренбургский институт (филиал)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ОД.

«конфликтология »

Кафедра общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественно - научных дисциплин

Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Форма обучения: заочная

Оренбург 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели освоения дисциплины 3 - 7
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы   7-8
3. Структура и содержание учебной дисциплины 3.1 Содержание дисциплины (программа курса)   3.2.Лекции   3.3. Практические занятия   3.4. Самостоятельная работа студента   8 - 18 8 - 11     13- 15   16- 18
4. Образовательные технологии  
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов   5.1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и контроля самостоятельной работы студента (контрольные вопросы)   5.2. Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ)     19- 25   19- 23   24 -25
6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины   26- 27
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 7.1. Основная литература   7.2. Дополнительная литература   7.3. Интернет-источники   27 - 30   28 - 29  
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.Цели освоения дисциплины

Основные виды профессиональной деятель­ности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисци­плины «Конфликтология»,: правоохранительная, экспертно-консульта­ционная и педагогическая.

Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент:

- вооружение студентов теоретико-методическими и прикладными знаниями в области основ конфликтологии в целях обеспечения закон­ности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

- формирование знаний в области практических методов переговор­ных процессов, в том числе в предельно сложных ситуациях для приме­нения в экспертно-консультационной деятельности;

- определение возможных путей (способов) разрешения нравствен­ных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;

- определение оптимальных правил игры в различных конфликтных ситуациях в целях охраны общественного порядка;

- выстраивание альтернативных стратегий управления конфликтами для применения в правоохранительной деятельности, а также для совер­шения действий, связанных с реализацией правовых норм;

- выработка умений аналитически выделять конкурирующие страте­гии в различных конфликтных ситуациях в целях осуществления кон­сультирования по вопросам права

Целью курса «Конфликтология» является формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, ана­лизу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

- способность использовать основные положения и методы социаль­ных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способность анализировать социально значимые проблемы и про­цессы (ОК-9);

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- готовность принимать участие в проведении юридической экспер­тизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях предот­вращения или разрешения разного рода конфликтов (ПК-14).

История конфликта и попытки его анализа исчисляются тысячелети­ями. Ключевым фактором в этой деятельности является осмысленное осознание, что вся жизнь людей, человечества, все ее аспекты - социаль­ные, личностные, политические, правовые и т.д. могут рассматриваться как постоянный поток столкновений интересов и последующих кон­фликтов. В определенном смысле жизнь - это череда скрытых и явных конфликтов. Все эти конфликты могут каким-то образом разрешаться, а могут и не разрешаться. И если люди не способны и не стремятся их урегули­ровать, то развивающиеся конфликты рано или поздно приводят к ката­строфе (физическому исчезновению системы, например, к критическому стрессу - насильственной смерти или самоубийству; распаду системы, например, корпорации или даже страны, государства). А также к фор­мированию долговременного, усложняющегося и неуправляемого кон­фликта (в т.ч. в форме системного кризиса).Конфликты разрешаются (урегулируются) тремя способами: сило­выми; путем переговоров (в т.ч. в рамках правового поля); смешан­ными (силовые методы плюс переговоры). В основе лежит технология выявления, согласования, разрешения (или подавления) проявившихся интересов. По своим последствиям конфликты делятся на два основных типа:

-конфликты с нулевой суммой, когда один игрок все выигрывает, другой или другие все проигрывают;

- конфликты с ненулевой суммой (кооперативные), когда выигрыш одного не означает автоматически проигрыш другого или других.

Сложные многоуровневые и иерархизированные конфликты могут быть управляемыми и неуправляемыми. При этом степень развития интеллектуального потенциала данной национальной элиты определя­ется ее настоящей способностью использовать управляющие стратегии или вносить управляющее воздействие на максимальное количество конфликтов в окружающей среде.

По мере усложнения социальных систем в них в геометрической прогрессии возрастает количество потенциальных конфликтов. В таких системах силовые способы разрешения конфликтов очень часто ведут к расширению поля потенциально кризисных ситуаций.

Поэтому стратегическим направлением в человеческой истории явля­ется использование все более широкого спектра переговорных методов и процедур, стремление к отказу от использования в политической и социальной борьбе конфликтов с нулевой суммой, расширение спектра методов управления различными сложными конфликтами.

Конфликты в человеческом социуме исследуются множеством наук.

Это - социология, психиатрия, военная стратегия, социальная пси­хология, общая теория систем, экономическая теория, политология ит.д. На их стыке возникла и специальная междисциплинарная отрасль науки - конфликтология.

Формально она объединяет самые различные направления исследо­ваний в этой сфере. Начиная от абстрактных - математическая теория конфликтов, математическая теория катастроф, математическое модели­рование динамических конфликтов - и заканчивая прикладными, конфи­денциальными исследованиями с собственной уникальной терминоло­гией, языком и методологией.

Основная направленность курса «Конфликтология» продиктована следующими важными обстоятельствами и должна затрагивать следу­ющие основные вопросы. Конфликтология - философия вопроса, пси­хологические, нравственные, правовые аспекты. Конфликтологическая компетентность, социально-политическая значимость проблемы и сложность ее решения. Система государства - основные факторы, обо­стряющие конфликтологическую напряженность, и проблема выбора оптимальной структуры управления. Роль Конституции и права в сня­тии конфликтных угроз в любой сфере жизнедеятельности государства, страны, экономики, политической власти, общества. Практические следствия и рекомендации - основа методологических приемов и выбор«стержневой методологии».

Студент должен уметь:

- диагностировать конфликт (определять предмет, цели и границы конфликта; выявлять позиции сторон и конфликтной установки);

- выявлять содержательные и эмоциональные проблемы, лежащие в основе конфликта;

- выбирать наиболее эффективный стиль поведения в конфликте;

- вести переговоры с конфликтным оппонентом;

- предотвращать и разрешать конфликты.

Студент должен приобрести навыки: профессионального мышления, профессиональной наблюдательности, эффективной коммуникации.

Курс «Конфликтология» подготовлен с таким расчетом, чтобы практические занятия дополняли и расширяли представленную в лекциях информацию. С целью формирования и развития профессиональных навыков студентов в предлагаемом курсе «Конфликтология» предусма­тривается компетентностный подход, который предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

Контроль над усвоением теоретического лекционного материала про­водится в рамках текущего контроля на практических занятиях, а также при подготовке фиксированного выступления и презентации.

Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Конфликтология» относится к вариативной части цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл».

- Требования к уровню подготовки студента (входные знания), пред­шествующие дисциплины:

Студент должен освоить следующие дисциплины: философия, эко­номика, профессиональная этика, теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зару­бежных стран, логика, социология;

- Взаимосвязь с последующими дисциплинами:

Конфликтология находится в тесной взаимосвязи с юриспруден­цией, в связи с чем знания, полученные студентами в рамках курса«Конфликтология», будут успешно сочетаться с последующими дис­циплинами, относящимися к профессиональному циклу, такими как:«Конституционное право», «Гражданское право», «Гражданский про­цесс», «Арбитражный процесс», «Трудовое право», «Уголовное право»,«Уголовный процесс», «Налоговое право».

3. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость в зачетных единицах и часах: 2 зачетных единицы (в соответ­ствии с ФГОС ВПО одна зачетная единица соответствует 36 академиче­ским часам)

Таблица 1

Виды работы Трудоемкость, час.
Общая трудоемкость
Аудиторная работа
Лекции (Л) Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа
Вид итогового контроля Зачет

Тематический план

Таблица 2

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины Се-местр Виды учебной деятельности, трудоемкость (в час.) Образовательные технологии Формы текущего контроля
      Л ПЗ СР    
Введение в конфликтологию       Мультимедийные средства, презентации, дистанционные технологии Дискуссия на ПЗ, презентации
Теоретические основы конфликтологии       Мультимедийные средства, презентации, дистанционные технологии Дискуссия на ПЗ, презентации, тестирование
Политический конфликт       Мультимедийные средства, презентации, дистанционные технологии Дискуссия на ПЗ, презентации, тестирование
Современный социальный конфликт     Мультимедийные средства, презентации, дистанционные технологии Дискуссия на ПЗ, презентации
Национальный и этнический конфликт     Мультимедийные средства, презентации, дистанционные технологии Дискуссия на ПЗ, презентации
Правовой (юридический) конфликт   Мультимедийные средства, презентации, дистанционные технологии Дискуссия на ПЗ, презентации
  Управление конфликтами     Мультимедийные средства, презентации, дистанционные технологии Дискуссия на ПЗ, презентации, тестирование
  ВСЕГО      

3.1Содержание дисциплины (программа курса)

Раздел 1. Общая теория конфликта

Тема 1. Введение в конфликтологию

Тема имеет вводный характер. Она призвана дать студентам общее представление о конфликтологии, истории ее возникновения и станов­ления как относительно самостоятельной теории, так и прикладного применения. В теме раскрывается общее представление о предмете кон­фликтологии, ее месте и значении для решения задач государственного, регионального, отраслевого и организационного управления; история становления конфликтологии как науки, общие представления о методах исследования и управления конфликтами.

Наши рекомендации