Современная социология

Энгельс

ДИКОСТЬ

1. Низшая ступень. Детство человеческого рода. Люди находились еще в местах своего первоначального пребывания, в "тропических или субтропических лесах. Они жили, по крайней мере частью, на деревьях; только этим и можно объяснить их существование среди крупных хищных зверей. Пищей служили им плоды, орехи, коренья; главное достижение этого периода — возникновение членораздельной речи. Из всех народов, ставших известными в исторический период, уже ни один не находился в этом первобытном состоянии. И хотя оно длилось, вероятно, много тысячелетий, доказать его существование на основании прямых свидетельств мы не можем; но, признав происхождение человека из царства животных, необходимо допустить такое переходное состояние.

2. Средняя ступень. Начинается с введения рыбной пищи (куда мы относим также раков, моллюсков и других водяных животных) и с применения огня. То и другое взаимно связано, так как рыбная пища делается вполне пригодной к употреблению лишь благодаря огню. Но с этой новой пищей люди стали независимыми от климата и местности; следуя по течению рек и по морским берегам, они могли даже в диком состоянии расселиться на большей части земной поверхности. Грубо сделанные, неотшлифованные каменные орудия раннего каменного века, так называемые палеолитические, целиком или большей частью относящиеся к этому периоду, распространены на всех континентах и являются наглядным доказательством этих переселений. Заселение новых мест и постоянное деятельное стремление к поискам, в соединении с обладанием огнем, добывавшимся трением, доставили новые средства питания: содержащие крахмал корни и клубни, испеченные в горячей золе или пекарных ямах (земляных печах), дичь, которая, с изобретением первого оружия, дубины и копья, стала добавочной пищей, добываемой от случая к случаю. Исключительно охотничьих народов, как они описываются в книгах, то есть таких, которые живут только охотой, никогда не существовало; для этого добыча от охоты слишком ненадежна. Вследствие постоянной необеспеченности источниками питания на этой ступени, по-видимому, возникло людоедство, которое с этих пор сохраняется надолго. Австралийцы и многие полинезийцы и теперь еще находятся на этой средней ступени дикости.

3. Высшая ступень. Начинается с изобретения лука и стрелы, благодаря которым дичь стала постоянной пищей, а охота — одной из обычных отраслей труда. Лук, тетива и стрела составляют уже очень сложное орудие, изобретение которого предполагает долго накапливаемый опыт и более развитые умственные способности, следовательно, и одновременное знакомство со множеством других изобретений. Сравнивая друг с другом народы, которые знают уже лук и стрелу, но еще не знакомы с гончарным искусством (его Морган считает началом перехода к варварству), мы действительно находим уже некоторые зачатки поселения деревнями, известную степень овладения производством средств существования: деревянные сосуды и утварь, ручное ткачество (без ткацкого станка) из древесного волокна, плетеные корзины из лыка или камыша, шлифованные (неолитические) каменные орудия. Огонь и каменный топор обычно дают также возможность уже делать лодки из цельного дерева, а местами изготовлять бревна и доски для постройки жилища. Все эти достижения мы встречаем, например, у индейцев северо-запада Америки, которые хотя и знают лук и стрелу, но не знают гончарного дела. Для эпохи дикости лук и стрела были тем же, чем стал железный меч для варварства и огнестрельное оружие для цивилизации, — решающим оружием.

Современная социология

Современная социология включает множетсво научных школ и отдельных учений, каждое из которых по-своему объясняет суть социологической науки.Определений социаологии на современном этапе также существует достаточно много. Самыми распространенными являются такие определения, как «наука о законах прохождения и развития социальных процес­сов и социальных общностей, механизме взаимосвязей между людьми и обществом», «наука о законах становления, развития и существования общества и социальных отношениях».

Современная социология своим предметом называет общество или отдельные общественные явления. Социология при этом изучает не просто сами явления, а наиболее общие их свойства, которые не рассматриваются другими социальными науками (историей, фило­софией, психологией, политической экономией, тео­рией права).

В связи с этим можно сделать вывод, что современная социология – это отдельная наука об общих закономерностях общественных явлений и их родовых свойствах. В исследованиях социология не просто опирается на эмпирический опыт, но также и теоретически его обобщает.

Социология изучает не просто человека вообще, а исследует весь мир его существования, к которому относятся социальная среда, общность, в которую он включен, социальные связи, образ жизни, социальные действия. Социология рассматривает мир как систему. Такая система рассматривается ей не только в качестве функционирующей и развивающейся, но также и как переживающая кризис. Современная со­циология стремится изучать причины кризиса и пытается найти возможные пути выхода из него, причем такого, который будет наименее болезненным для общества и наиболее перспективным.

Особенности современной науки заключаются в том, что она пытается решать самую острую проблему наших дней – выживание человечества для возможностей дальнейшего обновления цивилизации и поднятия ее на более развитую ступень отношений. Социология ищет решение этих проблем не только на глобальном уровне, а еще и на уровнях отдельных социальных общностей, социальных институтов, путем изучения социального поведения отдельных личностей. Эта наука исследует этапы становления, поступательного развития и настоящего функциониро­вания обществ и общностей людей. При этом суть явлений и их причины она ищет в глубинных социальных процессах, отношениях между лич­ностями и общностями.

Направления современной социологии расходятся по двум критериям. Все школы современной социологической науки делятся на две группы. Это микросоциологические и макросоциологические теории.

В последней группе наибольшим влиянием пользуются теория социального конфликта и структурный функционализм. Все школы опираются на достижения современной науки.

Основы структурного функционализма вывел Толкотт Парсонс, который предложил смотреть на общество как систему, состоящую из взаимосвязанных функционально элементов. К таким элементам он отнес индивидов, коллективы, группы и прочие общности, между которыми существует взаимосвязь. В этой теории акцент делается на стабильность социальных систем и эволюционные формы их развития.

Теория социального конфликта (конфликтологическое направление социологии) сложилась в противовес структурному функционализму. Самыми известными представителями данного направления являются Л.Козер и Р.Дарендорф.

Козер является автором теории позитивно-функционального конфликта, в которой утверждается, что стабильность социальной системы предполагает наличие обязательной борьбы интересов, проявляющейся в социальных коллизиях и столкновениях. Дарендорф разработал концепцию конфликтной модели развития общества. Главные постулаты его теории сводятся к следующему: общество находится в постоянном процессе изменения, в нем неизбежны конфликты, все отдельные элементы общества способствуют его изменениям и интеграции, в обществе всегда одни члены господствуют над другими.

Микросоциологические теории акцентируются на изучении поведения индивидов в их социальных взаимосвязях. К основным теориям микросоциологии относятся феноменология, символический интеракционизм, теория социального обмена, этнометодология.

Символический интеракционизм (Джордж Герберт Мид) гласит, что люди действуют, руководствуясь символическими значениями, которые нужно интерпретировать. Феноменология (Альфред Шюц) исследует социальную реальность через изучение повседневной жизни индивидов. Этнометодология (Гарольд Гарфинкель) рассматривает реальность как рузультат интерпретирующей деятельности людей. Теория социального обмена (Джордж Хоманс) базируется на принципах бихевиоризма для объяснения социальных процессов.

Наши рекомендации